Лобзание мира: совершение его в древности и наше время.
Произнося слова:
Мир всем!
священник возвещает тем примирение и в знак его общее целование. Диакон поддерживает тоже чувство и настроение духа, возглашая:
возлюбим друг друга…
В это время в первенствующей церкви целовали друг друга не только священнослужители, как это происходит теперь, но и все, находившиеся в храме, мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. Когда один говорил: мир ти, тогда другой отвечал ему: и духови твоему.
Лобзание мира – древнейший священный обряд. Основанием установления его в Церкви признается завещание Спасителя:
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Мф. 5:23,24).
Чтоб исполнить эту спасительную заповедь, апостолы, при возношении даров, установили творить лобзание святое и лобзание любви, в знамение искреннего союза во Христе, примирения и отпущения взаимных обид и оскорблений; дабы, соединяясь духом любви, все единомысленно и единодушно прославляли Бога: да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущною и нераздельную.
Тертуллиан называет это лобзание печатью молитв (Тертуллиан. О молитве гл. 14).
Древние целовали друг у друга иногда голову, иногда глаза, шею, иногда же руки, лицо и плечи, как и ныне делают священнослужители в Алтаре.
Порядок целования в Алтаре между священнослужителями следующий: Так как Начальник любви и мира есть Господь, и любить Бога от всего сердца и всея душши есть первая Заповедь, то священник или архиерей, покланяясь три раза перед Престолом, исповедует, во-первых, к Богу свою любовь словами: возлюблю тя, Господи, крепости моя! Потом, преклоняясь, лобызает Святые Дары, как лик Господа, и край святой трапезы, как престол триипостасного Божества, и Алтарь Его, возглашая при этом молебное славословие Святой Троицы: Святый Боже, Святый Крепкий…Приняв таким образом от Господа и Алтаря Его мир, творит целование с прочими Священнослужителями, приветствуя каждого братолюбно: Христос посреди нас! На что другой ответствует: и есть и будет; целуют же друг друга в рамена (плечи), означая тем, что они равно подлежат игу Христову и носят ярем Его на своих раменах. В этом смысле Симеон Фессалонитский именует священника подъяремником Христовым. Тоже творят Диаконы между собою, облабызав прежде каждый на своем ораре изображение креста, в знак испрошения мира у Бога, и во свидетельство своей к нему любви; и молятся тогда вышеупомянутыми же словами: возлюблю Тя, Господи!
Из истории церкви не видно, когда и по какой причине упразднился благочестивый обряд взаимного целования народа.
Уже в XX веке этот обряд начал в Православной церкви возрождаться, когда не только священнослужители в алтаре, но и миряне в храме приветствуют друг друга взаимным целованием (либо только рукопожатием), говоря:
- Христос посреди нас!
На что следует ответ:
- И есть и будет;
Каждый, при возглашении: возлюбим друг друга должен, забыв все неудовольствия, простить другому обиды и мысленно братски обнять его, с чувством кротости и любви. Иначе ни молитвы его не могут быть благоприятными Богу, ни дары его спасительными для души: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. (Мк. 1:25). |