Почему я люблю Гагаринский переулок в Москве? Потому что именно там располагалось кафе"Кризис жанра", куда я ходил с моей любимой (Тамарой Herbst, ныне Тамара Вехова). Это был 1994, вдумайтесь! только 3 года, как кончился Советский Союз, а там была атмосфера, как в подвальчиках Мон-Мартра, поэтому мы брали у бармена или "кофе и красное вино" или "джин со льдом, лимоном и тоником" (больше мы никаких названий просто не знали).
Один раз подруга Тамары захватила тайком с собой туда бутылку водки "Финляндия" (у неё папа был какой-то "шишка", а мы-то все были интеллигентная молодёжь, без копейки денег) и мы тайком распивали "принесённое с собой".
А когда уже расстался с Тамарой, как-то 6 февраля 1996) я пришёл туда с великим Александром Бренером (отметьтесь, кто знает это имя) и его издателeм (и издателем футуристов) Сергеем Кудрявцевым...
Потом "Кризис жанра" в Гагаринском закрылся, оставшись навсегда легендой.
Дальнейший текст С.Ярцев
ГАГАРИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК
1913-2015
"Район Староконюшенной, как в обиходе называлась вся местность по сторонам Гагаринского переулка, в дореволюционной Москве считался самым привилегированным.
Так сложилось, что ещё со времен Ивана Грозного здесь селились приближённые царя.
В 16 веке вся местность к юго-западу от Кремля была занята Большой Конюшенной слободой, обслуживавшей обширное дворцовое хозяйство, выезды и охоты царя со слугами.
От Чертольских ворот будущего Белого города начинались три луча дорог, современные Остоженка, Пречистенка и Гагаринский переулок, по сторонам которых и была поселена Большая Конюшенная слобода.
Царь Иван забрал местность в "опричнину" и в районе трех дорог стали располагаться дворы царских опричников вперемежку с дворами дворцовых слобод.
В конце 17 века Большая Конюшенная слобода была выведена за пределы города и главная улица бывшей слободы стала именоваться Староконюшенной.
В 18 веке по составу населения район стал считаться одним из самых аристократичных в городе.
В Староконюшенной находились крупные дворянские усадьбы и по фамилии основного владельца нескольких дворов, князя Гагарина и его наследников, главная улица с 1738 года стала именоваться Гагаринским переулком.
С 1962 года по 1993 улица носила имя декабриста Рылеева".
А darkmary пишет в ЖЖ
окт. 10, 2005 |
Когда-то было в Москве в районе Кропоткинской такое заведение,
называлось
оно "Кризис Жанра". Это был небольшой подвальчик в маленьком дворике,
куда
можно было зайти через калитку в решётчатых воротах, на которых висела
табличка "Господа! Закрывайте, пожалуйста, ворота - дует!". Прийти
туда
можно было в любое время, купить себе кружку чая за двадцать рублей и
сидеть
за деревянным маленьким столиком хоть целый день, читая книжки,
которые
стояли там же на полках, специально для посетителей, писать домашнее
задание
по математике или просто думать о своем, слушая тихую ненавязчивую
музыку.
По вечерам там выступали музыканты, посмотреть на которых тоже можно
было
бесплатно. Для них была выделена крошечная сцена в углу, рядом с
окошком с
игрушечной деревянной лесенкой. Зальчик тоже был маленький, на стенах
висели
разные забавные штуковины, вроде палубы корабля, старинного самовара и
смешных железных фигурок. Люди приходили сюда по разным причинам: кто-
то
просто хотел перехватить горячего кофе по дороге на работу, кто-то
спасался
от дождя, кто-то зашёл посидеть с друзьями, а кто-то (как я), потому
что
это
было единственное место в Москве, где было уютно, очень дёшево, а
главное
-
никто тебя не трогал. "Кризис Жанра" был для меня, да и для многих
других
людей - тихим убежищем от холодных улиц, ссор дома и скучных уроков в
школе.
Сюда приходили приятные мне люди, с которыми можно было поговорить о
музыке,
литературе и просто "за жизнь". Мне кажется, что многие чувствовали
себя
там
как дома. А для меня это был мой особый маленький мир, окно в чудо в
огромном холодном мегаполисе.
Несколько лет назад зимой я пришла в свой любимый дворик, в очередной
раз
спасаясь от вихря жизни, вертящего меня и швыряющего в разные стороны,
и
увидела на двери клуба вывеску, что он закрыт. Был промозглый
январский
вечер, бросающий колючие хлопья снега за шиворот и в глаза. Прочитав
объявление, я немного посидела на крылечке у входа, а потом пошла по
Гоголевскому бульвару, кутаясь в шарф куда глаза глядят, неожиданно
ощутив
незнакомое прежде чувство абсолютной бездомности. Вдруг стало
совершенно
четко понятно, что идти просто-напросто некуда. Город показался на
удивление
тёмным и равнодушным, троллейбус, в который я села - бесконечно
пустым и
холодным. В этом огромном пространстве я потеряла единственный уголок,
в
котором чувствовала себя по-настоящему как дома.
Конечно, потом я привыкла, как и все остальные люди, поначалу
возмущавшиеся
и оставлявшие недоуменные и расстроенные вопросы и послание в гостевой
книге
на сайте "Кризиса Жанра". Затем все бросились искать замену этому
месту,
распределились по другим кафе и заведениям, стали просто ходить друг к
другу
в гости. Но гости - это гости, а дом - это дом:
Недавно в интернете появилось объявление о том, что "Кризис Жанра"
снова
открывается, но на этот раз по другому адресу, на Покровке. Мы пришли
туда
в
день открытия. Собралось много народу, все толпились у входа, потому
что
заведение все никак не открывалось - убирали последний мусор. Через
двери
на
улицу доносилась громкая музыка, какой-то "суровый рэп". В низкие
окна на
первом этаже можно было заглянуть и увидеть большое помещение, с
галерейкой
вдоль стен, сделанное по современному модному дизайну - с железными
трубами,
проходящими по потолку и стенам всего зала, разноуровневым полом и
почему-то
большим портретом Джона Леннона у стены. Больше разглядеть мне не
удалось,
потому что вежливый, но кубообразный вышибала в униформе с надписью
"Охрана
клуба Пропаганда" ненавязчиво, но убедительно попросил меня отойти
"куда-нибудь подальше".
Подняв воротник на пальто, я пошла прочь по Покровскому бульвару. Мне
не
было грустно или обидно. Но в голову мне пришёл вопрос, ответ на
который
мне
так и не удалось найти. Казалось бы, этот город строится для людей,
которые
в нём живут. По телевизору показывают рекламу продуктов, полезных
приборов
и
фильмов, которые для них снимаются. Но почему же тогда мне не хочется
идти
в
кино на "Сорокалетнего девственника", читать Дарью Донцову,
подписываться
на
WAP-рассылку мелодий для мобильного телефона и слушать "Блестящих"?
Неужели
людям хватает того, что предлагает им этот город? Неужели никому не
хочется
укрыться от бесконечного потока бесполезной информации, неудержимого
"флуда"
и спама, которым заполняют их голову? Неужели люди, приходящие
раньше в
"Кризис Жанра" будут теперь завсегдатаями этого нового заведения,
полностью
сменившего концепцию и цель создания, оставив при этом за собой старое
название?
К сожалению, пока что у меня мало денег, и мне не хватит их на то,
чтобы
восстановить потерянное "окно в чудо", чтобы предложить людям,
которые в
этом нуждаются, отдельное пространство, не навязывающее своих
интересов,
не
предлагающее общего мировоззрения на всех. Но меня удивляет, что
многие
люди
вяло текут по проложенной для них реке, впитывая и проглатывая всё,
что
попадается им по пути.
И никто как будто бы не испытывает потребности вложить в этот мир,
хотя бы
чуть-чуть себя, выразить в чём-то свой взгляд на него. Тем, кому это
удается - художникам, музыкантам, писателям - к сожалению, трудно
докричаться до большого количества людей, если у них нет на это
достаточного
количества денег.
Хотелось бы знать, надолго ли затянется этот кризис жанра в
мировоззрении
нашего общества? |
|
Comments: |
у меня никогда не было такого уголка.
или был. но мне не о чем вот так написать.
такие места случаются в нашей жизни для того, чтобы делать нас сильнее, и чтобы воспоминания о них грели нас, когда нем плохо.
|
|
|