"Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви.
Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста".
Из документа Об участии верных в Евхаристии
http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html
Перефразируем.
Те, кто причащается редко - должны поститься 3 дня*
Тем, кто причащается 2, 3 или 4 раза в месяц достаточно соблюдать 4 многодневных поста, а также среду и пятницу. Всё.
(Также документ предусматривает третий вариант - поститься накануне Приобщения 1 день, либо только вечером накануне.**)
* Впрочем, это отменил Великий и Святой Собор 2016 года:
пункт 9. Соблюдение поста перед Святым Причастием в течение трёх или более дней оставляется на благочестивое усмотрение верующих, согласно словам Cв. Никодима Святогорца: «При том, что Божественные правила не предписывают поста перед Божественным Причащением, могущие же поститься перед приятием таинства даже и целую неделю поступают хорошо» (Пидалион, Комментарий на 13-е правило 6-го Вселенского Собора, c. 191). Тем не менее всем верным Церкви, чтобы должным образом приступать к Божественному Причастию, которое является главным выражением сущности Церкви, следует соблюдать и святые посты, и воздержание от вкушения пищи с полуночи.
https://www.orthodoxcouncil.org/web/holy-and-great-council/-/fasting
** При этом заметим, что пост в субботу запрещается каноном. Читаем 64 апостольское правило:
"Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день Господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен. Если же [это будет] мирянин: да будет отлучён." |