интересный взгляд протестанта на полемику лютера и цвингли о Евхаристии
Олег Сафонов пишет
Помните, как пару месяцев тому назад мы тут ломали копья по поводу того, является ли евхаристия (причастие) таинством или чисто символическим действием?
Мы готовы до хрипоты отстаивать те или иные взгляды, но не всегда задумываемся о том, почему этот вопрос в истории Церкви вообще возник, и что лежало в основе того спора.
А вопрос о смысле евхаристии возник ещё на заре Реформации как спор двух великих основателей протестантизма – Мартина Лютера и Ульриха Цвингли.
В 1529 году ландграф Филипп Гессенский организовал встречу немецких и швейцарских реформаторов для выработки общей позиции. Это произошло в 1529 году, когда по приглашению Филиппа в Вартбурге собрались все видные деятели Реформации: Лютер и Меланхтон из Виттенберга, Буцер из Страсбурга, Эколампадий из Базеля и Цвингли из Цюриха.
По всем вопросам между ними было достигнуто согласие. По всем, кроме... вопроса о смысле и действенности причащения.
Цвингли в своих представлениях об изначальном христианстве следовал определенной традиции, влияние которой не вполне им осознавалось: благодаря работам Юстина, Оригена, Августина, Дионисия Ареопагита и других авторов в течение многих лет широкое распространение получало неоплатонистское истолкование христианства. Это направление отличалось, в частности, тенденцией принижать значение материи и противопоставлять ее духовной реальности. Лютер же, со своей стороны, считал материальную сферу не препятствием для духовной жизни, а ее помощником.
Последствия этих расхождений во взглядах со всей очевидностью проявлялись в понимании реформаторами таинств, в первую очередь – евхаристии. Лютер полагал, что когда совершаются внешние человеческие действия, происходят и внутренние божественные действия. Цвингли же не признавал за таинствами такой силы, ибо это означало бы ограничение свободы Духа. По его мнению, материальные хлеб и вино и связанные с ними физические действия могут быть лишь символами духовной реальности.
Вот скажите мне, друзья… Когда сегодня мы отстаиваем тот или иной взгляд на характер евхаристии, понимаем ли вообще, что на самом деле мы спорим о соотношении материи и духовной реальности?
Отстаивая, например, символический характер причастия, отдаём ли себе отчёт о том, что такой взгляд является следствием неоплатонистской традиции принижения значения материи и противопоставления её духовному?
Отстаивая же традиционный взгляд на евхаристию как на таинство, задумываемся ли о том, не ограничивает ли он свободу Духа?
(Думаю, нет, не задумываемся. В отличие от великих богословов прошлого, мы спорим потому, что кто-то посмел покуситься на нашу традицию, которой мы в своё время были научены).
Несмотря на то, что согласие между Лютером и Цвингли было достигнуто по всем остальным пунктам, вердикт Лютера по итогам встречи был жёстким: «Мы разные по духу»!
Разногласия по вопросу, который многим сейчас покажется второстепенным, вовсе не были каким-то второстепенным пунктом их богословских воззрений. Они проистекали из расхождений во взглядах, касающихся связи между материей и духом и, следовательно, природы Божьего откровения.