"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 22.11.2024, 01:55
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
фото [2] духовное [32]
искусство [5] церковь сегодня [9]
разное [28] церковная жизнь [12]
катехизация [6] миссия [4]
евангельская группа [3] отчёт [0]
видео [0] церковные новости [3]
экскурсия [0] прогулка [0]
мысли [0] жизнь людей [4]
общество [6] богослужение [0]
детская школа [0] жизнь [0]
смерть [0] намордники [13]
термометрия [1] тесты [6]
вакцины [6] слежка [1]
врачи и учёные [3] сопротивление [8]
школа и детсад [3] новый мировой порядок [3]
фэйковый вирус [10] фэйковая эпидемия [14]
предатели веры [1] рамки, 5g, хим и био оружие, облучение [2]
Фёдор Лобанов [8]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » 2024 » Сентябрь » 6 » Антология ненасилия: Отношение первых христиан к войне
17:21
Антология ненасилия: Отношение первых христиан к войне

“Безумствует мир во взаимном кровопролитии, и убийство, считаемое преступлением, когда люди совершают его поодиночке, именуется добродетелью, если делается скопищем”. Так писал в третьем веке знаменитый Киприан, говоря про воинство.

Так же относилась к войне и вся христианская община первых веков до пятого века. Христианская община определённо признавала в лице своих руководителей, что христианам запрещено всякое убийство, а потому и убийство на войне.

Перешедший в христианство во втором веке философ Татиан считает убийство на войне так же недопустимым для христиан, как и всякое убийство, и почётный воинский венок считает непристойным для христианина. В том же столетии Афинагор Афинский говорит, что христиане не только сами никогда не убивают, но и избегают присутствовать при убийствах.

В третьем столетии Климент Александрийский противопоставляет языческим “воинственным” народам “мирное племя христиан”.

Но всего яснее выразил отвращение христиан к войне знаменитый Ориген. Прилагая к христианам слова Исаии, что придёт время, когда люди перекуют мечи на серпы и копья на плуги, он совершенно определённо говорит: “Мы не поднимаем оружия ни против какого народа, мы не учимся искусству воевать, ибо через Иисуса Христа мы сделались детьми мира”. Отвечая на обвинение Цельзом христиан в том, что они уклоняются от военной службы, так что, по мнению Цельза, если только Римская империя сделается христианской, она погибнет, Ориген говорит, что христиане больше других сражаются за благо императора, сражаются за него добрыми делами, молитвой и добрым влиянием на людей. Что же касается борьбы оружием, то совершенно справедливо, говорит Ориген, что христиане не сражаются вместе с императорскими войсками и не пошли бы даже в том случае, если бы император их к этому принуждал.

Так же решительно высказывается и Тертуллиан, современник Оригена, о невозможности христианину быть военным. “Не подобает служить знаку Христа и знаку дьявола, — говорит он про военную службу, — крепости света и крепости тьмы; не может одна душа служить двум господам. Да и как воевать без меча, который отнял сам Господь? Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет? И как будет участвовать в сражении Сын мира?”

В четвёртом веке Лактанций говорит то же. “Не должно быть никакого исключения в заповеди Божьей, что убить человека всегда грех, — говорит он. — Носить оружие христианам не дозволено, ибо их оружие — только истина”. В правилах египетской церкви третьего века и в так называемом “Завещании Господа нашего Иисуса Христа”, безусловно, запрещено всякому христианину поступать на военную службу под страхом отлучения от церкви.

 

В “Деяниях святых” много примеров христианских мучеников первых веков, пострадавших за отказ продолжать службу в римских легионах.

Марцеллий был сотником в Троянском легионе. Поверив в учение Христа и убедившись в том, что война — нехристианское дело, он в виду всего легиона снял с себя военные доспехи, бросил их на землю и объявил, что, став христианином, он более служить не может. Его посадили в тюрьму, но он и там говорил: “Нельзя христианину носить оружие”. Его казнили.

Вслед за Марцеллием отказался от военной службы служивший в том же легионе Касьян. Его также казнили.

При Юлиане Отступнике отказался продолжать военную службу Мартын, воспитавшийся и выросший в военной среде. На допросе, сделанном ему императором, он сказал только: “Я — христианин и потому не могу сражаться”.*

Первый вселенский собор (325 г.) ясно определил строгую эпитимию за вторичное поступление в войска христиан, оставивших службу. Подлинные слова этого постановления в переводе, признанном православною церковью, таковы:

“Благодатию призванные к исповедыванию веры и первый порыв ревности явившие и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся… таковые 10 лет да припадают к церкви, прося прощения, по трилетнем слушании Писания в притворе”.

Оставшимся в войсках христианам вменялось в обязанность во время войны не убивать врагов. Ещё в четвёртом веке Василий Великий рекомендует в течение трёх лет не допускать до причащения солдат, виновных в нарушении этого постановления.

Таким образом, не только в первые три века христианства, во время гонений на христиан, но и в первые времена торжества христианства над язычеством, когда христианство был признано господствующей, государственной религией, в среде христиан ещё держалось убеждение, что война несовместима с христианством. Ферруций высказал это определённо и решительно (и был за это казнён): “Не дозволено христианам проливать кровь, даже в справедливой войне и по приказу христианских государей”.

В четвёртом веке Люцифер, епископ Кальярский, учит, что даже самое дорогое для христиан благо — свою веру — они должны защищать “не убийством других, а собственной смертью”. Павлин, епископ Ноланский, умерший в 431 году, ещё грозил вечными муками за службу кесарю с оружием в руках.

 

Таков был взгляд христиан первых четырёх веков на отношение христианства к военной службе.

 

 

(Составлено Н.Н.Гусевым под редакцией Л.Н.Толстого по книгам:
барона Таубе “Христианство и международный мир” и Руинарта “Деяния первых мучеников” /
Л.Н.Толстой, "Круг чтения", Т. 1, М., "Политиздат", 1991.)
 
 
avgrigor
17 ноя, 2015 12:22 (местное)
В Интернете давно гуляет цитата, якобы принадлежащая Киприану Карфагенскому, в отношении его взгляда на служении в армии и к участию в войне. Вот как она обычно подается на форумах и в соцсетях: "Безумствует мир во взаимном кровопролитии, и убийство, считаемое преступлением, когда люди совершают его поодиночке, именуется добродетелью, если делается скопищем". Обычно эту цитату применяют, как сказанное о войне.

Я стал искать первоисточник, чтобы проверить корректность цитаты и ее контекст, и вот что обнаружил. Это слова свщнм. Киприана из его "Письма к Донату о Благодати Божией", сказанные в контексте разбойных нападений и гладиаторских боев (!). Вот как она звучит в контексте: "Смотри: дороги преграждены разбойниками, моря наполнены везде кровавыми ужасами. Вселенная обагрена кровью человеческой; убийство, почитаемое преступлением, когда совершается частными людьми, слывет добродетелью, когда совершается открыто; злодейства освобождаются от казней не по закону невинности, но по великости бесчеловечия. Ежели обратишь взоры свои к городам, то найдешь шумное многолюдство, более жалкое, нежели всякая пустыня. Готовятся гладиаторские зрелища, дабы кровью доставить удовольствие прихоти кровожадных глаз." http://predanie.ru/kiprian-karfagenskiy-svyaschennomuchenik/book/67549-kiprian-karfagenskiy-tvoreniya/. Как видно, здесь вовсе нет той мысли, которую пытаются вложить в уста древнего отца церкви.

Кроме того, обращают на себя внимание слова об отсутствии смертельного воздания за преступления: "злодейства освобождаются от казней не по закону невинности, но по великости бесчеловечия". Едва ли пацифист мог написать такое. Впрочем, всё это не означает, что Киприана Карфагенского надо записать в лагерь сторонников войны.
kondratio
17 ноя, 2015 16:33 (местное)
я лично отношусь более к пацифистам чем к милитаристам, но раз слова Киприана вырвали с контекста, то спасибо за уточнение
Категория: жизнь людей | Просмотров: 65 | Добавил: didahe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог