Поиск на сайте

 

   

 

 

Тематический указатель

 

 

Помогите Божьему делу

 

 

 

 

 

 

 

Как читать Библию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

священник Русской Православной Церкви Георгий Чистяков

didahe.ru

Священник Георгий Чистяков

«Беседы о Данте»

Москва, Центр книги Рудомино, 2016. – 224 с.: ил.

Составители - Н.Ф.Измайлова и Т.А. Прохорова

Георгий Чистяков Беседы о Данте


см. "Божественная комедия"

Содержание:

Данте Алигьери и Георгий Чистяков: учитель и ученик  

ИЗ РАДИОБЕСЕД
О Вергилии, Папинии Стации и о поэтическом восприятии нового времени
Данте о Евангелии в жизни христианина
Спутница на дороге евангельской и свет Дантова "Рая"
"Чистилище": путешествие из страны греха к свободе
О Дантовом "Аде", или современен ли Данте
«Средство от ада». Читатели Данте в XX веке
«Свет Христов просвещает всех»
Открыть мир во всей его полноте           Ответы на вопросы
Предшественники Данте
О мировоззрении Данте
Мир дантовских сравнений
Гамлет и Дон Кихот: мир после Данте

ИЗ КНИГ
Немое солнце Ада
Данте в Чистилище
Путешествие души
Несколько слов об эпиграфе

**

Номера страниц под текстом

 

Слушать: Беседы о Данте самого Георгия Чистякова

Слушать: Аудиокнига (читает диктор)

Купить: Лабиринт   Указка   

**

Также см. книгу Свет во тьме светит

"Божественная комедия"

 

О книге:
Аннотация
Презентация книги
Ещё о презентации
«Беседы о Данте» священника Георгия Чистякова стали лучшей книгой года по версии АСКИ

 

  


      О Данте Алигьери написано много, а «Божественная Комедия», пожалуй, – самое изучаемое и комментируемое произведение мировой литературы, если не считать Библию. И всё же Данте и его шедевр и поныне остаются загадкой. Насколько актуален для нас этот рассказ о путешествии по загробному миру по прошествии почти 700 лет? Насколько его автор остается человеком своего времени, и какого времени – Средневековья или уже Возрождения? Как Вергилий ведёт Данте по Аду и Чистилищу, как Данте стал для школьника Егора Чистякова «вечным спутником и незаменимым наставником», так и сам отец Георгий ведёт своего читателя по глубинам его собственной (читателя) души до выхода «в те высокие сферы веры, куда душа наша всегда стремится, но далеко не всегда прорывается».

ISBN 978-5-00087-101-0

 

Новая книга священника Георгия Чистякова «Беседы о Данте» представлена в Москве

Наталья Измайлова   

Наталья Измайлова и Татьяна Прохорова

 

Презентация книги православного священника Георгия Чистякова (1953-2007) «Беседы о Данте» (М.: Центр книги «Рудомино», 2016) состоялась 17 октября во Всероссийской библиотеке иностранной литературы. Издание составлено по материалам выступлений автора на радио и его прижизненных публикаций. О. Георгий – по светскому образованию филолог-классик, кандидат исторических наук, автор многих книг и статей, циклов радиопередач. В течение 15 лет был клириком московского храма свв. Космы и Дамиана в Шубине и настоятелем Покровского храма в Республиканской детской клинической больнице.

Ведущий презентации – автор предисловия к книге иеромонах Иоанн (Гуайта) отметил, что нет другого автора в мировой литературе, о котором было бы написано столько, сколько о Данте и его «Божественной комедии». В чем же уникальность  размышлений о Данте о. Георгия?

Поэт, переводчик Ольга Седакова, которая многие годы занимается Данте, ответила «с большой уверенностью»: лекции о. Георгия  – это «первая настоящая пропедевтика Данте в России». И она необходима, потому что, несмотря на то, что Данте переводят и комментируют в России уже не менее двух веков, для широкого читателя он остается «несколько далеким и иностранным», это «трудное чтение», осложненное тем, что у нашего современника-соотечественника на пути к Данте стоит несколько препятствий. Среди них О. Седакова назвала, в первую очередь, «слишком малое знакомство с христианской традицией, которая у Данте начинается с первоначальных христианских  веков и продолжается до схоластики; со Священным Писанием, которым – с первой строки до последней – пропитана эта поэма; с богословием – не только западным, которое у нас вообще не знают, но и восточным; с христианской этикой, потому что это стержневая, огненная тема у Данте». Другое существенное препятствие – «очень туманное представление о классической культуре, об античности, ее литературе и философии». «Без этих двух источников мы не прочтем ни первую, ни последнюю строчку «Божественной комедии»», несмотря на то, что они очень известны, отметила выступавшая.

На вечере не раз отмечалось, что как Вергилий был проводником Данте, так о. Георгий ведет своего читателя «к той точке, откуда открывается мир Данте», – в «глубину вещей». Причем для о. Георгия это очень органично, поскольку  он во многом созвучен Данте: «Данте привлекает к себе своих». Этот резонанс проявляется, например, в том, что общий замысел «Божественной комедии»  – «не размышление, а действие». И в о. Георгии была «очень редкая для русского православного темперамента направленность к действию, к будущему, активность, дантовская жажда справедливости».

Но этого сходства мало: «чтобы повести читателя, необходимы дары о. Георгия, которые встречаются редко и, как правило, врозь, а в нем сошлись глубочайшая филологическая культура и страстная просвещенная вера», продолжила поэт. Любовь к Данте, которая появилась у Егора Чистякова со школьных лет, позволила ему говорить о «своеобразии и глубине богословия Данте» – этого больше нет нигде в русских комментариях к творениям великого итальянского поэта, считает О. Седакова.

А в центре веры Данте – Сам Христос Победитель: «мир Данте  – это мир великой христианской победы, это настроение ликования, триумфа». Отец Георгий заметил, что эта «победительная вера с веками глохнет, что с ней происходит глубокий кризис,… весны христианства больше не чувствуется». Что же случилось с верой в «жесточайшем ХХ веке»? «О. Георгий говорит, что ХХ век открыл другую сторону веры: «Стало ясно, что Бог являет нам Себя не сокрушая скалы, не демонстрируя Свою власть над миром, но совсем наоборот – в полной беспомощности Распятого, беспомощности новорожденного ребенка, беспомощности умирающего». И это открытие «немощи Божией» о. Георгий называет «великим богословским открытием ХХ века». Это не опровергает ликующую космографию Данте…, но только память об этой немощи уже не позволяет читателю нашего времени забыть, какой ценой наступает эта победа», – сказала поэтесса.

 

Составители книги Наталья Измайлова и Татьяна Прохорова рассказали о том, как возникла новая книга. Она сложилась из цикла передач на радио «София», которые о. Георгий вёл в прямом эфире в 1997-1998 гг. (ему предложили сделать две беседы, но в результате их было 12); из статей о Данте, напечатанных в газете «Русская мысль»; из предисловия к книге «Свет во тьме светит». В последнем тексте о. Георгий говорит о том, что в своих размышлениях о Евангелии от Иоанна он «просто не мог обойтись без опоры на духовный опыт того, кто давно стал его вечным спутником и незаменимым наставником», имея в виду Данте. Кроме того, в книгу были включены ответы о. Георгия на некоторые вопросы радиослушателей. Н. Измайлова поблагодарила «команду расшифровщиков» аудиозаписей из храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине. По её словам, существовала легенда, что в столе у о. Георгия лежит готовая докторская диссертации по Данте. Но священник говорил о своих исследованиях Данте: «Я уже всё сказал» – и диссертация так и осталась легендой, хотя он мог бы защититься «по совокупности трудов».

На вечере выступили: переводчик-итальянист Александр Махов, главный редактор издательства «Рудомино» Григорий Чередов, писатель, литературный критик, переводчик Ксения Голубович. Был зачитан текст историка, переводчика и поэта Евгения Рашковского. В записи звучала речь о. Георгия – «горячая, живая, учёная и человечная», как сказала О. Седакова. Дарья Маглеванная исполняла на виоле музыкальные произведения эпохи Данте.

Завершающим стало выступление иеромонаха Иоанна (Гуайты). По его словам, самым важным в этом издании является особый ракурс, в котором о. Георгий видит уже, казалось бы, всесторонне изученный шедевр – «Божественную комедию». Будучи блестящим филологом и литературоведом, священник читает Данте ещё и как его «ученик», и как «православный богослов и интеллектуал», отметил о. Иоанн. Он полагает, что отношение о. Георгия к Данте можно уподобить отношению «послушника к старшему монаху». Иеромонах говорил об актуальности книги «в сегодняшнем контексте довольно запутанных представлений о Средневековье и Новом времени, о христианских и светских ценностях, о судьбах европейской культуры и нашей самоидентичности». «Свет Христов просвещает всех» – этот литургический возглас священника, по мнению о. Иоанна, лучше всего выражает убеждения о. Георгия. «Общая любовь ко всему, что создано Богом, – это объединяет Данте и о. Георгия, в этом основа их открытости», – сказал автор предисловия к новой книге о. Георгия.

Юлия Зайцева


http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=70185

 

В городе солнечных старушек

текст в центре код

 

Священник Георгий Чистяков

 

 

 

Мы просим вас оказать помощь создателям этого сайта.
Если вам оказались интересны и полезны материалы, опубликованные здесь, перечислите, пожалуйста, любую сумму денег.
Даже небольшая сумма будет полезна.  
Здесь - о том, как Вы можете помочь, внеся пожертвование

Главная
Слово Божие
Нужна помощь
Помощь Божьему делу