Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши... Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим >>

 

Дидахе Учение

Дидахе:
Учение Господа через двенадцать апостолов народам

 

краткий_курс

пространный_курс

изучение_Писания

 

Евангельский Кружок
Группа по изучению Священного Писания

 

 

Иисус исцеляет мальчика эпилептика

 

 



 

UNKNOWN; Master Connected to the Protestant Reformation Era Writings 1516

 

Мк.9.9-13 СПУСК С ГОРЫ

(Мф 17.9-13)

9 Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. 10 Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит "воскреснуть из мертвых"?»

11 Они спросили Его: – Почему учителя Закона говорят, что сначала должен прийти Илья?

12 – Действительно, Илья должен прийти первым и все подготовить, – ответил Иисус. – А почему в Писании говорится, что Сыну человеческому предстоит много страданий и унижений? 13 Я вам говорю: Илья уже пришел, и с ним поступили так, как им заблагорассудилось. Так о нем говорит Писание.

 

Примечания В.Кузнецовой

 

Ст. 9 – Спускаясь с горы, Иисус приказывает ученикам молчать о видении, в котором Он был прославлен, до тех пор, пока Он не воскреснет. Парадоксальным образом слава Иисуса будет явлена через Его смерть и воскресение.

Ст. 10 – Ученики удивлены, но не тому, что мертвые воскресают. К этому времени вера в воскресение была почти всеобщей. Ученики не могут взять в толк, чт`о может быть общего между Тем, кого они видели в сиянии Божьей славы, и смертью. Вероятно, до них всё еще не дошел смысл слов Иисуса о неизбежности страданий.

Ст. 11 – Не совсем понятно, почему они вдруг задали вопрос об Илье. Может быть, потому, что они его видели, или потому, что их смущает одна тревожная мысль: если их Учитель действительно Помазанник (т.е. Мессия), в чем уже невозможно сомневаться, как понять то, что Илья так и не пришел, чтобы явить Помазанника народу Израиля. Выше мы уже приводили слова Юстина Мученика, свидетельствующего о таких верованиях в Израиле (см. экскурс Христос). Может быть, учителя Закона не правы? Но ведь так говорится в Писании (пророк Малахия 4.5-6).

Ст. 12 – Иисус подтверждает правильность Писаний: Илья уже пришел. Он подразумевает Иоанна Крестителя, о чем у Матфея сказано прямо: «Он, если знать хотите, и есть сам Илья, который должен вернуться» (11.14). Писание также право в том, что и Сыну человеческому предстоит много страданий (см. Ис 52.13 –53.12; Пс 22 (21); Зах 13.7). Судьба Предтечи – еще одно предвестие судьбы самого Иисуса.

 

9.14-29 ИСЦЕЛЕНИЕ НЕМОГО МАЛЬЧИКА

 

John Reillly

(Мф 17.14-20(21); Лк 9.37-43а)

14 Когда они вернулись к ученикам, то увидели, что вокруг них собралась большая толпа и с ними спорят учителя Закона.

15 Увидев Иисуса, изумленная толпа тут же побежала Его приветствовать.

16 Иисус спросил учеников: – О чем вы с ними спорите?

17 Один человек ответил из толпы: – Учитель, я привел к Тебе своего сына: он немой, в нем нечистый дух. 18 Когда бес нападает на него, он валит его на землю, на губах у мальчика выступает пена, он скрипит зубами, а потом все тело цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать беса, но они не смогли.

19 – О люди без веры! – сказал им тогда Иисус. – Долго ли Мне еще с вами быть?! Долго ли еще вас терпеть?! Ведите его ко Мне! 20 Его привели к Иисусу. Бес, увидев Иисуса, тотчас затряс мальчика, и тот упал и стал кататься по земле с пеной на губах.

21 – И давно это с ним случилось? – спросил Иисус отца.

– С детства, – ответил тот. 22 – Много раз хотел бес его погубить: то в огонь бросал, то в воду. Но если Ты можешь что-нибудь сделать, сжалься над нами, помоги!

23 – Что значит «если можешь»? – сказал ему Иисус. – Все может тот, у кого есть вера.

24 И тотчас отец мальчика воскликнул: – Верю! Помоги, если веры мало! 25 Иисус, видя, что сбегается народ, приказал нечистому духу: – Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него и больше не входи! 26 Бес, сильно сотрясая тело мальчика, с воплем вышел. Тот лежал как мертвый; многие даже говорили, что он умер. 27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял – и тот встал. 28 Когда Иисус вошел в дом, ученики, оставшись с Ним наедине, спросили: – А почему мы не смогли его изгнать? 29 - Таких бесов можно изгнать только молитвой, – ответил Иисус.

 

Рафаель. Преображение и исцеление мальчика-лунатика. Фрагмент

Примечания

14 они увидели – в некоторых рукописях: «Он увидел». 23 Что значит “если можешь”? – в некоторых рукописях: «Если можешь поверить». 24 воскликнул – в некоторых рукописях: «воскликнул со слезами». 29 молитвой – в некоторых рукописях: «молитвой и постом».

 

Ст. 14 – Это самый длинный и изобилующий деталями рассказ об изгнании беса не только у Марка, но и в остальных Евангелиях. Мы не знаем, есть ли непосредственная связь между предыдущими событиями и этим чудом. Как могли оказаться учителя Закона неподалеку от горы Преображения и о чем они спорят с учениками? Ст. 15 – Марк также говорит о том, что толпа, увидев Иисуса, изумилась. Если здесь собралась толпа, то, скорее всего, для того, чтобы увидеть Иисуса. Почему она изумилась, увидев Его? Или глагол «изумляться» выступает в несколько ином смысле, передавая сильное эмоциональное чувство, или их поразило что-то в облике Иисуса. Писание говорит, что, когда Моисей сошел с горы Синай после общения с Богом, на его лице долго сохранялось сияние славы Божьей и он даже вынужден был закрывать лицо покрывалом (Исх 34.29-35; ср. 2 Кор 3.7-13). Конечно, лицо Иисуса не излучало света, иначе зачем было запрещать ученикам рассказывать о случившемся? Но, возможно, что-то всё же изменилось и это изменение было вызвано отблеском небесной славы.

Ст. 16-18- Хотя Иисус задал вопрос о причине спора ученикам, они не успели ответить, потому что к нему обратился человек, приведший больного сына. Отец подробно описывает диагноз болезни сына. Он немой, в нем нечистый дух – по-видимому, мальчик болен эпилепсией, она часто приводит к временной потере речи. Так как Иисус в то время отсутствовал, он просил Его учеников исцелить мальчика, но те не смогли. Может быть, спор с учителями Закона был как раз о власти Иисуса над силами зла, а ученики не сумели доказать это на деле, хотя им была дана часть такой власти.

Ст. 19 – Иисус обращается к ученикам со словами, полными гнева, горечи и даже отчаяния. Они напоминают те слова, которыми постоянно описывалось поколение Исхода в пустыне: «Сокрою лицо Мое от них, и увижу, какой будет конец их: ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности» (Втор 32.20). В некоторых рукописях это сходство еще сильнее, так как в них добавлено слово «развращенные». И Моисей, и Иисус, спустившись с горы, застают печальную картину раздоров и неверия. Маловерие учеников – это одна из постоянных тем Евангелия (4.40; 6.52; 8.17; 14.27 и др.). Но хотя гневная речь Иисуса направлена в первую очередь к ученикам, она относится также и к толпе. Эти люди, собравшиеся вокруг учеников, тоже виноваты в неверии: единственный случай, когда Иисус не смог совершить ни одного исцеления, был в Назарете, где горожане отказались поверить в Него (6.1-6). Но укор обращен и ко всему народу Израиля, который оказался неспособен узнать и принять своего долгожданного Помазанника. Слишком сильны человеческие стереотипы, сознательно и бессознательно подменяющие Божью волю собственной.

Ст. 20-21 – При виде Иисуса у мальчика начался приступ. Хотя отец уже рассказал о болезни сына, Иисус задает ему вопросы, которые задал бы любой врач, и отец снова повторяет свой печальную историю. Существует даже предположение, что первоначально рассказ об исцелении эпилептика был гораздо короче и существовал в двух версиях, а евангелист соединил их вместе. Ст. 22 – Отец молит Иисуса о помощи, но в его словах уже заложены сомнения в безграничности сил Иисуса: «если Ты можешь что-либо сделать». Он заранее думает, что Иисус не всесилен.

Ст. 23 – Иисус преподает отчаявшемуся отцу урок веры, который надо бы усвоить всем нам: «Всё может тот, у кого есть вера». Вера здесь не означает уверенности в своих силах, граничащей с самоуверенностью. Вероятно, именно она привела учеников к провалу. Вера – это полное доверие и преданность Богу, это уверенность в безграничности Божьей силы. Отец мальчика должен стать причастным к такой вере, которая есть у Иисуса.

Ст. 24 – Вера, надежда и отчаяние сливаются в крике отца. Это, несомненно, смысловой центр всего рассказа. Слова его звучат парадоксально: «Помоги, если веры мало!» (дословно: «Помоги моему неверию!» ). Их смысл таков: «Помоги мне, хотя та вера, которая у меня есть, может показаться полным неверием в сравнении с той, что должна быть».

Ст. 25-26 – Вероятно, на крик отца сбегается толпа. Из этих слов мы узнаем, что Иисус отвел отца с сыном в сторону, хотя об этом не было сказано. Иисусу достаточно приказать, чтобы бес вышел, и тот подчиняется, хотя и делает это с воплем, сотрясая тело мальчика. Мальчик лежал как мертвый, и некоторые даже говорили, что он умер.

Ст. 27 – Здесь рассказ имеет некоторое сходство с описанием того, как была воскрешена дочь Иаира (5.39-42). Там тоже люди говорили, что девочка умерла, но Иисус поднимает ее, взяв за руку, и жизнь к ней возвращается.

Ст. 28 – Наедине смущенные ученики задают Иисусу вопрос, почему они оказались бессильными перед этим бесом. Ст. 29 – Таких бесов можно изгнать только молитвой. Казалось бы, главным смысловым стержнем всего повествования является упор на вере и противопоставление веры Иисуса и недостаточной веры Его учеников. Но здесь Иисус говорит не о вере, а о молитве. Но было бы неправильно видеть здесь уход от главной темы. Молитва – это концентрированное выражение веры. В молитве человек признает свою зависимость от Божьей силы и от Его воли. Ведь само слово «молитва» означает просьбу, мольбу. В более поздних рукописях добавлено «и постом».

Вероятно, они вторичные и относятся к тому времени, когда Церковь вернулась к практике поста (такие же случаи в Деян 10.30; 1 Кор 7.5, а в ряде рукописей византийской традиции был добавлен целый стих в версию Матфея). В данном контексте слово «пост» скорее вносит неверную ноту в рассказ, предполагая необходимость человеческого усилия. Параллельный рассказ Матфея также подтверждает вывод о вторичности слова «пост» в этом рассказе. На тот же вопрос учеников Иисус у Матфея отвечает так: «Потому что у вас мало веры. Говорю вам, если бы у вас была вера хотя бы с горчичное зерно и если бы вы сказали этой горе: «Передвинься отсюда сюда», она бы передвинулась. И не было бы для вас ничего невозможного» (Мф 17.20).

 

Рафаель. Преображение и исцеление мальчика-лунатика

Густав Доре

1372 Иллюстрированная Библия, Франция

 

далее

 

 

 

Указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года

 

Православный церковный календарь. Выбираем там месяц и день

 

Библия

 

Толкование на Евангелия. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский)

 

Беседы на Евангелие от Марка. Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную

 

http://st-vera.orthodoxy.ru/

краткий_курс

пространный_курс

изучение Писания

 

 

обратная связь: задать вопрос катехизаторам

или написать в   гостевую книгу    (обязательно оставьте e-mail, что бы мы могли ответить Вам)

 

 

 

Найти: на

Дидахе Учение 12 Апостолов     Дидахе по гречески значит "Учение"           

 

Hosted by uCoz