Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши... Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим >>

 

Дидахе Учение

Дидахе:
Учение Господа через двенадцать апостолов народам

 

краткий_курс

пространный_курс

изучение_Писания

ПРЕДЫДУЩЕЕ 


Группа по изучению Священного Писания

Мк 11.22-25 (cn/ 26 нет в древнейших рукописях, он взят у мф и лк)

СИЛА ВЕРЫ

Комментарии разные:

Уильям Баркли:

 

КОВАРНЫЙ ВОПРОС И УБИЙСТВЕННЫЙ ОТВЕТ (Мар. 11,27-33)

Среди святых дворов храма стояли две знаменитые крытые аркады. Одна располагалась на восточной, другая - на южной стороне двора язычников. На восточной стороне двора был притвор Соломонов: величественная аркада, образованная коринфскими колоннами высотой более 10 метров. На южной стороне двора находилась еще более величественная аркада - царский портик, образованный четырьмя рядами белых мраморных колон диаметром 2 метра и высотой 10 метров; всего было 162 колонны. Раввины обычно расхаживали под этими колоннами и учили. Такие аркады были в большинстве крупных городов древности. Они укрывали от солнца, ветра и дождя, и там, собственно, и выработалось большинство религиозных и философских учений древности. Одной из самых известных философских школ древности является школа стоиков. Свое название она получила от Стоя Пойкиле - Расписанный Портик в Афинах, в котором учил, расхаживая, ее основатель Зенон. Слово стоя значит портик, или аркада, и стоики были школой портика. Вот в этих аркадах в храме расхаживал и учил Иисус.

И вот к Нему подошла группа избранных первосвященников и знатоков права, то есть книжников, раввинов и старейшин; собственно они были посланы от синедриона, который состоял из этих трех групп, и они задали Иисусу самый нормальный вопрос. Простой человек мог быть поражен действиями Иисуса - очистить Двор язычников от привычных и даже официально признанных торговцев. И потому фарисеи и книжники спросили Иисуса: "Какою силою Ты это делаешь?" Они надеялись поставить Иисуса перед дилеммой: если Он скажет, что поступает Своею властью, они смогут арестовать Его как одержимого манией величия, чтобы Он не причинил еще какого-нибудь вреда. Они в общем, могли арестовать Его, и если бы Он сказал, что делает это властью Божией, обвинив Его в богохульстве и сославшись на то, что Бог никогда не дал бы кому-либо власти нарушать покой и чинить беспорядок в дворах Его дома. Иисус хорошо видел, куда они клонят, и Его ответ поставил их перед еще худшей дилеммой. Он сказал, что ответит на их вопрос, если и они ответят Ему на один вопрос: "Крещение Иоанново с небес было или от человеков?" Представители синедриона должны были выбирать из двух зол. Скажут они, что крещение Иоанново было божественно предопределено, они должны были ожидать от Иисуса другой вопрос: почему они тогда выступали против него. Но если бы они сказали, что крещение Иоанново было предопределено Богом, Иисус напомнил бы им, что Иоанн указывал людям на Него, и следовательно, у Него есть уже небесное признание и Ему не нужно других полномочий. Если бы эти члены синедриона признали божественность деятельности Иоанна, они должны были признать, что Иисус - Мессия. Однако они понимали, что если они скажут что деятельность Иоанна была чисто человеческой - то теперь, когда Иоанн был всеми признан еще и мучеником, их слова могут вызвать бунт. И потому они были вынуждены заявить, что не знают и дать Иисусу возможность не отвечать на их вопрос. Вся история - яркая иллюстрация того, что происходит с людьми, которые отказываются видеть правду. Они вынуждены изворачиваться и обманывать и, в конце концов, попадают сами в безвыходное положение. Тот, кто не признает истины, лишь будет все глубже погрязать в безнадежном положении.


 

 

Мф 21, 23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

Мк. 11, 27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

№132. Фразы предыдущая - следующая.

 

У Мф. спор с книжниками дополнен вставкой еще одной притчей - там, где у Мк кончается 11 и начинается 12 глава. Причем в Мк говорится, что "начал говорить им притчами" - во множественном числе - но притча рассказана только одна, про непослушных работников на винограднике. У Мф. перед этим притча о двух сыновьях, которых отец посылал работать в винограднике, а после - притча о званых на брачный пир.

Блок из трех эпизодов о власти Мк. 11 27-33; 12, 1-12; 12, 13-17 (№№132-133 по согласованию, в таком же порядке у Мф., но со вставкой двух эпизодов) хорошо обсуждается за один вечер, если людей много. . Проблема взаимоотношений с начальством и политики - в глубь: каждый по образу Божию есть начальник и власть - грех как злоупотребление властью или властолюбие или неосуществление власти. Власть родительская или супружеская. Власть психологическая. Власть и властность. Мы можем быть подставлены на место фарисеев и виноградарей в силу общности образа Божия в нас и общности греха - мы так же властолюбивы и не желаем впускать в нас Источник власти. От кого власть Иисуса или Предтечи - от Бога или от дьявола; от себя - так вопрос вообще не стоял. Если не от Бога - значит, не власть. Не случаен образ камня - на пути - путь праведности - камень претыкания возникает в Послании к римлянам, где и о власти. Змей как символ власти - смотреть вверх, а не под ноги.

 

 

**

Мф 21, 24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;

Мк. 11, 29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; [тогда] и Я скажу вам, какою властью это делаю.

№132

В 1906 году в России издали книгу французского журналиста Лебона "Революционный невроз" (очень поверхностная, псевдонаучная книжка). Революционный невроз есть, конечно. Но главный невроз один у революционеров и контрреволюционеров - это невроз власти. Власть делает человека аутистом, параноиком и шизофреником. Есть христиане, которые считают своих собратьев по вере невротиками лишь потому, что те "дёргаются", говорят тарабарщиной. Но ведь и первые христиане так себя вели, а невротиками не были, да и в наши дни дёргаются многие, но не все дёргающиеся - невротики. Единственный критерий - поведение после этого состояния. Неподвижно застывший фараон - разве не невротик, не аутист? Мать, шлепающая сына? Президент, объявляющий войну? Бюрократ, не отвечающий на письмо?

Что же, Бог невротик? Иисус невротик, раз Он говорил властно? Э нет! Бог просто лечит невроз, имитируя невроз. Например, Иисус дает апостолам власть. Но какую? Прощать грехи! Это все равно что дать драчливой мамаше власть гладить ребёнка по голове. Пресловутая "покорность властям" есть просто профессиональное умение психиатра общаться с невротиком, не влипая в отношения с ним.

При этом диктатор, который упекает в тюрьму нэпмана, изводит его и демонстрирует решимость мурыжить бедолагу до самой смерти, медленно и мучительно - это не невротик. Грешник, но нормальный. Он вполне адекватно доводит до других нэпманов своё сообщение на понятном нэпманам языке... Правда, в силу публичности это сообщение еще прочитывают всякие интеллектуалы и не вполне адекватно его интерпретируют - чрезмерно интеллектуально. Но это побочный эффект, которым диктатор может пренебречь в силу ничтожности. Ничтожности диктатора.

 

**

Мф 21, 25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

Мк. 11, 30. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. 31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

Лк. 20, 4. крещение Иоанново с небес было, или от человеков? 5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

 

Иисус не использует слова "власть", отвечая, но все понимают, что оно опущено именно потому, что слишком очевидно: Иоанн взял на себя власть очищать других, хотя до него всегда каждый сам очищал себя. Но "взять власть" можно лишь откуда-то - извне, от людей, или изнутри - "с неба". Иисус вообще, видимо, не крестит, не очищает, предоставляя это Своим ученикам - Он есть источник власти, Он есть небо, сошедшее на землю, Он есть сердце человека, представшее перед человеком воочию. Земная власть развращает, и даже ее сторонники пытаются представить ее не земной, а небесной. Царству Кесаря вечно неймется - не только правительственным чиновникам, но и церковным. Словно мещанин, недавно получивший дворянский титул, земной гордец верещит о своем достоинстве и отвергает чужое. А Царь Небесный спокойно молчит.

*

На Иисуса нападают хором, Он отвечает - и хор начинает "рассуждать между собой". Само общение, сам разум становятся грехом, если ставятся на первое место, где - общение с Богом и Его разум. Конечно, враги Иисуса отнюдь не верили в Его божественность; даже ученики не верили. Но могли они вместо "рассуждения между собой" помолиться Богу, в единственность которого веровали? Не хором помолиться - это был бы молебен перед боем - а именно порознь? Вот - сектантство. Оно не в отделении от некоей (всегда иллюзорной) истинной организации, а в подмене Бога - человеческим сообществом.

 

**

Мф 21, 26 а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

Мк. 11, 32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

Лк. 20, 6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

 

В греческом тексте много веков ставили "толпа" (охлос), но всё-таки теперь учёные полагают, что там слово, от которого "лаики". Наверное, ближе к русскому "граждане", но в России, ввиду отсутствия демократии, адекватный термин попросту отсутствует. Номенклатура в силу своего властного положения оказывается в логической ловушке. Ни в какого бога номенклатура не верит, она верит лишь в силу, причём земную, материальную. Тем не менее, она вынуждена притворяться верующей в Бога, потому что земная сила - народ - ставит небесное выше земного.

Возможно, массовая религиозность явление преходящее, и уж совершенно точно - к вере эта религиозность имеет очень косвенное отношение (почему на гибель и Предтечи, и Иисуса смотрели граждане преспокойно). Вполне возможно, что религиозность человека, отлучённого от власти (в демократической стране - не отлучены) есть вид компенсации. Но факт остаётся фактом: власть боится безвластных, потому что безвластный - он и безъязыкий, а у кого вырван язык, тот разговаривает когтями и камнями. Булыжник орудие не пролетариата, а всякого, кто сдал начальству ум, сердце, язык.

Иисус обращается не к начальству, Он обращается к сдавшимся. В принципе, дело абсолютно безнадёжное. Большинство не услышит, а кто услышит, превратит Закон Христов в средневековую церковность. Да и сегодня это средневековья предостаточно, когда аргументация одна: "Побьём камнями!" Доднесь разделяются: ум Христов - и ум христианский, заповеди Христовы - и заповеди христианские, Церковь Христова - и церковь христианская. Не противоположны, нет, но разница такая же, как между камнем, брошенным в другого, и камнем, положенным в стену.

В отличие от сильных мира сего, Иисус - сильный мира иного - не боится, что Его побьют камнями. Он знает, что Его распнут. Своим последователям Он предлагает освобождение ценой такого же знания - а не знания об эфирных делах, эонах и ангелах. Быть не начальством и не подчинённым, а просто быть. Возможность просто быть, без камня за пазухой, а за пазухой у Христа, и есть Благая Весть.

 

**

Мф 21, 27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Мк. 11, 33. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Лк. 20, 7 И отвечали: не знаем откуда. 8. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

 

Нормальный человек, отбив нападение, всё-таки на вопрос отвечает. Именно для того, чтобы показать свою нормальность-человечность. Иисус же вместо этого рассказывает притчу о слугах, которые пытаются присвоить себе собственность хозяина и даже убивают наследника (Мк 12: 1-12; причём, у всех трёх синоптиков эпизоды связаны именно так).

Притча не отвечает на вопрос о том, откуда Иисус берёт власть и силу. Сын - не берёт. Сын - обладает. "Брать", "вручать" - это отношения между чужими. Сын есть сын не потому, что отец ему нечто вручил из руки в руки, а потому что отец когда-то полюбил мать. У всего есть начало, кроме начала - вот Иисус есть Начало.

Притча же отвечает на куда менее приятный для книжников вопрос: откуда у них-то власть? Кто дал им способность говорить, понимать, истолковывать? Сравнение с виноградарями довольно обидное, потому что напоминает: толкователи самое промежуточное явление в культуре. Не они изобрели виноград, не они сделают вино. Они всего лишь обслуживают промежуточный процесс. О, конечно, абсолютно необходимый и важный, а всё-таки промежуточный. Так и юристы - всего лишь посредники между жизнью и судьёй. Судья не захочет - и все толкования юристов идут коту под хвост. Иисус - судья.

Здесь, между прочим, источник всех проблем, потому что людям всё время хочется не иметь "происхождения". Быть Началом. Точкой ноль. Богом. Между прочим, материализм добивается ровно этого же, только неявным и забавным способом: утверждая, что у всего есть "происхождение" (а Бога, соответственно, нет), материализм делает зависимость, вторичность настолько всеобщим фактом, что его остаётся лишь вынести за скобки. Я произошёл от обезьяны? Что ж, и Вселенная от чего-то произошла, всё "изошло", так что мы тут с Вселенной абсолютно одинаковы.

Верующий знает не больше, а меньше неверующего. Верующий не знает, откуда у Бога власть, верующий не знает, как может быть начало. Он просто знает Бога, он почувствовал, как Начало уткнулось ему в бок. С верой в жизнь человека входит тайна, ханжество и идолопоклонство пытаются её выгнать или, на худой конец, распять. А к неверующим вообще нет претензий. Ну, кроме самых общих - быть неверующим не от человека зависит, а вот быть человеком всё-таки немножко от нас зависит.

 

----------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 



 

 

К этому же : Комментарий св. Ефрема Сирина

 

+

 

Указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года

 

Православный церковный календарь. Выбираем там месяц и день

 

Библия

 

Толкование на Евангелия. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский)

 

Беседы на Евангелие от Марка. Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную

 

http://st-vera.orthodoxy.ru/

краткий_курс

пространный_курс

изучение Писания

 

 

обратная связь: задать вопрос катехизаторам

или написать в   гостевую книгу    (обязательно оставьте e-mail, что бы мы могли ответить Вам)

 

 

 

Найти: на

Дидахе Учение 12 Апостолов     Дидахе по гречески значит "Учение"           

 

Hosted by uCoz