Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши... Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим >>

 

Дидахе Учение

Дидахе:
Учение Господа через двенадцать апостолов народам

 

краткий_курс

пространный_курс

изучение_Писания

ПРЕДЫДУЩЕЕ 


Группа по изучению Священного Писания

Мк 11.22-25 (cn/ 26 нет в древнейших рукописях, он взят у мф и лк)

СИЛА ВЕРЫ

Комментарии разные:

 

Уильям Баркли:

О ПРАВИЛАХ ДЛЯ МОЛИТВЫ (Мар. 11,22-26)

Вернемся теперь к фразе, которую Марк связывает с историей о проклятой смоковнице. Мы уже не один раз обращали внимание на то, как прочно оседали в умах людей высказывания Иисуса, даже если они забывали, в какой связи Он их произносил. И здесь перед нами такой же случай. Высказывание о вере, сдвигающей с места горы, приводится и в Мат. 17, 20 и в Лук. 17, 6, но в каждом Евангелии оно приводится в разном контексте. Все дело в том, что Иисус говорил это не один раз, а повод, по которому Он это сказал, был забыт. Высказывание о необходимости прощать нашим ближним приводится в Мат. 6, 12 и 14 в совершенно другом контексте. На эти высказывания следует смотреть не столько в связи с конкретными событиями, сколько как на общие правила, которые Иисус неоднократно повторял.

В этом отрывке мы находим три указания на то, как следует молиться.

1. Молиться надо с верой. Фраза о сдвигании гор была в то время типичным оборотом со значением устранять трудности. В частности, ее употребляли для характеристики мудрых учителей; хорошего учителя, который мог устранить трудности, возникшие в умах его учеников, называли сдвигающим горы. Один человек, слышавший поучения знаменитого раввина заявил, что "он видел Реш Лахиша, который как бы горы переставлял". И потому фраза эта значит: если мы действительно верим, молитва даст нам силу, которая способна совладать с любой трудностью. Звучит это очень просто, но указывает на два момента. Во-первых, это указывает на то, что мы готовы обратиться со своими проблемами и трудностями к Богу. Уже это, само по себе, является серьезным испытанием. Иногда все дело заключается в том, что мы хотим получить то, чего мы вовсе и не должны были бы желать, что мы хотим найти способ сделать то, чему нам никогда не следовало бы прикладывать руки и чем не следовало бы занимать свой ум. Одно из важнейших испытаний, которым следует подвергать все свои проблемы, заключается в том, чтобы спросить себя: "Могу ли я обратиться с этой проблемой к Богу и могу ли я попросить Его помощи в этом?"

И во-вторых, это предполагает, что мы будем готовы принять направляющую руку Божию, если Он подаст ее нам. Люди чаще всего обращаются за помощью тогда, когда им нужно лишь одобрение уже принятого ими решения и образа действия. Бессмысленно обращаться к Богу и просить Его о помощи и руководстве, если мы не готовы послушно принять их. Но если мы обратимся со своими проблемами к Богу и если мы достаточно послушны и достаточно смелы, чтобы принять Его указания, мы обретем силу, которая поможет нам преодолеть физические и духовные трудности.

2. Молиться надо в надежде и в ожидании. Общеизвестно, что все, что делается в твердой надежде на успех, имеет в два раза больше шансов. У больного, который, обращаясь к врачу, не верит в действительность прописанного ему лекарства, меньше шансов на выздоровление, чем у того, кто уверен, что врач может вылечить его. Никогда не надо молиться лишь для формы, молитва не должна стать бессодержательным ритуалом.

В книге Леонарда Меррика "Конрад в поисках своей юности" есть такой эпизод: "А как вы думаете, молитва всегда исполняется?" - спросил Конрад. "За свою жизнь я вознес много молитв, и каждый раз пытался убедить себя в том, что предыдущая молитва исполнилась. Но я знал в глубине моего сердца, что ни одна не была исполнена. Да я получил то, что я хотел, но - я говорю это со всем почтением - слишком поздно..." Тонкая изящная рука мистера Иркетсона скользнула по его лбу. "Однажды, - начал он доверительно, - я шел с другом по улице. Дело было весной, когда у квартиросъемщиков вдруг возникает охота красить дома, и мы подошли к лестнице-стремянке, прислоненной к стене окрашиваемого Дома. Мой друг, подходя к краю этой лестницы, поднял перед ней свою шляпу. Вы, должно быть, знаете это суеверие. Это был человек, окончивший университет, довольно образованный человек. Я сказал: "Возможно ли, чтобы вы верили в эту чепуху?" Он ответил: "Н-нет, я, собственно, не верю в нее, но я никогда не упускаю случая проигнорировать ее полностью". Вдруг голос приходского священника изменился, он заговорил торжественно, взволнованно, искренно. "Я думаю, что многие люди молятся по принципу моего друга - они не верят в это, но они никогда не упускают случая". В этом большая доля истины. Для многих людей молитва лишь религиозный обряд или очень слабая надежда. А молитва должна быть страстным ожиданием. Может быть, вся проблема заключается в том, что мы ждем от Бога подтверждения нашего ответа и потому мы не узнаем Его ответа, когда он доходит до нас.

3. Это должна быть молитва милосердия. Молитва ожесточенного человека не может проникнуть сквозь стену его вражды. Почему? Когда мы обращаемся к Богу, нужно установить связь между людьми, которые не имеют ничего общего между собой. Бог строит все на любви, потому что Он есть любовь. Если же человек строит все на горечи и на враждебности, он воздвигает стену между собой и Богом. Чтобы получить ответ на свою молитву такой человек должен сначала просить Бога очистить его сердце от духа враждебности и вложить в него дух любви. Лишь после этого он может обращаться к Богу, и Бог может ответить ему.


 

Мф 21, 21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет;

Мк. 11, 22-23 Иисус, отвечая, говорит им: 23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.

№121

Птичку - то есть, смоковницу - конечно, жалко. Хотя, между прочим, Иисус, может, и не причина её гибели. "После этого - не обязательно вследствие этого". Особенно это явно в рассказе Марка, где проклятие и засыхание разделены целой ночью. Почему не хочется верить, что смоковница засохла из-за проклятия? Потому что не хочется верить в веру как средство убийства.

Во-первых, всегда есть шанс, что жертвой такой веры падёшь ты (хотя фанатик считает, что уж ему-то это не грозит).

Во-вторых, бесплодные смоковницы - наименьшая проблема, а основные проблемы - смоковницы, преизобилующие плодами, только такими плодами, которые нам решительно не нравятся. В основном люди проклинают именно фиги, которые в изобилии падают на голову.

Впрочем, есть и третья проблема: бесплодие веры. С присущей ему откровенностью, это обнародовал ап. Павел в знаменитом: "Что хочу, того не делаю, а делаю, что не хочу". Конечно, разумный человек всегда про чужие плоды скажет "зелен виноград", "подделка", а про своё бесплодие - "воздержание" или, в крайнем случае, по Андерсену - плоды есть, но увидеть их могут лишь Бог да умные люди.

На самом деле, решительно никаких проблем нет, а есть очень простой парадокс. Объяснение можно найти даже у такого малопарадоксального литератора как Джек Лондон: алкоголика заставляют лечиться тяжёлым трудом, алкоголик злится, клянётся, выздоровев и набравшись сил (а труд такой - отчищать корабль - что силы прибавляются), избить того, кто его лечит, капитана корабля. По мере протрезвления, однако, начинает понимать - здоровым никого он бить не будет, мстить не будет, потому он ведь будет здоровым. Так и верующий: пока вера маленькая, мечтает о том, как подрастёт и будет сушить смоковницы и топить горы. Но если вера растёт, человек начинает понимать, что это всё дурацкие детские мечты от страха и трусости, а когда вера будет, действительно, крепкой, тогда её используют на то, чтобы смоковницы плодоносили даже на Марсе, а горы стояли прочно и никуда не падали.

*

Здесь повторяются слова о возможности сдвигать горы (Мф 17 20), причем повторение внутри одного и того же Евангелия. Почему? Видимо, здесь у этих слов обретается совершенно особый контекст и значение. "Гора сия" уже не просто какая-то абстрактная гора. Действие происходит в Иерусалиме, где при слове "гора" встает одна - гора Мориа, гора Храма (да в Библии, в древнем мире любая гора была предпочтительным местом богопочитания). И эти слова оказываются несущими тот же смысл, что слова о разрушении Храма. Они - против фарисеев, против обрядоверия, против любого поставления религии выше веры, а жреца выше Бога. Фарисеи лучше нас разбирались в религии - и они бы возмутились этим словам, ибо здесь - не просто призыв к молитве. С фарисейской точки зрения - это богоборческий призыв, как с точки зрения некоторых современных русских православных, призыв снести храм Христа Спасителя - призыв богоборческий. С точки зрения Бога - это призыв к борьбе за Бога. Впрочем, надо быть Богом, чтобы к такому призывать.

*

 

Писатель Александр Грин – русский Коэльо начало ХХ века – сделал символом невероятного, символом любви алый цвет корабельных парусов. Невероятный для парусов цвет сигнализирует девушке, жаждущей любви, что с этого корабля сойдёт на землю её суженый. Иисус тоже считает любовь невероятной, но делает её символом дерево, которое выдёргивает корни из почвы, бредёт к морю, бросается в него, и плывёт, плывёт… Вера есть вера именно в невероятное, а единственным невероятным в мире является любовь. Сразу вслед за притчей о смоковницей идёт притча о рабах, которым хозяин не даёт присесть. После целого дня в поле они вынуждены подавать ему еду, мыть ноги, убирать дом. Хозяин этот Бог, и Бог, как всякий хозяин, поручает слугам сделать то, что мог бы, должен был бы сделать сам. Рабы есть продолжение хозяина, его манипуляторы, его скафандр.

Бог есть любовь, и рабы Божии делают то же дело любви, которое делает Бог. Любовь и рабство, даже любовь и труд кажутся антонимами, но лишь потому, что человечество ещё очень далеко было от настоящего смысла труда и работы. «Работа» – от слова «раб», это нечто, чем прилично заниматься лишь несвободному человеку. Другое название работы – «занятость», и рабочее время – время не только трудное, но время, отнимающее время у любви, занимающее время, которое можно было бы быть свободным. К счастью, в современном мире всё чаще человек имеет возможность и любить без расчёта и работать не только ради заработка. Труд может быть делом любви, труд может и должен быть наполнен смыслом, доставлять удовольствие. Конечно, механический, однообразный труд пахаря, скотовода, дворника отнимает время у любви, да и то – не всегда, не всегда. Иначе бы человечество вымерло.

Человек начинает рости, пуская корни в землю. Корни высасывают воду – черпают энергию из отношений с другими людьми, причём иногда идёт настоящая борьба за жизнь между соседними деревьями. Корни опутывают друг друга, отпихивают друг друга, стараются удушить. К старости как раз корни уходят достаточно глубоко, становятся достаточно разветвлёнными, чтобы каждую капельку обращать в свою пользу. Тут и приходит смерть, кладя предел человеческому эгоизму. Иначе бы каждый разнёс бы, как баобаб, целую планету. Алые паруса выцветают, и романтические влюблённые умирают в один день лишь потому, что одновременно подсыпали друг другу стрихнина в кофе. Иисус предлагает иной выход: не смерть, а вера. Вытащить корни. Перестать черпать жизненную энергию в хищничестве, суровости, агрессивности, настырности. Бросить в море и поплыть. Это море – Бог. В нём иначе добываются питательные вещества, необходимые для жизни, да и сама жизнь понимается иначе. Это не борьба за первое место на пиру, да и сам пир – не за столом, а на плоту. Впрочем, плот есть всего лишь стол, пустившийся в морское приключение, как сам Иисус есть всего лишь Бог, пустившийся в приключение земное. Алые паруса выцветают, кровь Христова - нет.

 

**

Мф 21, 22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Мк. 11, 24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.

 

 

О силе молитвы говорится много: "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Ио. 14, 13-14). Сила молитвы, однако, не в самоуверенности, а в уверенности в Боге - "во имя Христово", не "во имя моё". Поэтому сам Иисус молитву в Гефсиманском саду заканчивает просьбой "Да будет не Моя воля, но Твоя", чем на века озадачивает тех, кто хотел бы единства Божия не только по сути, но и по словам. Тот верит в силу молитвы, кто верит в силу Бога, а не в свою, молящегося. Поэтому заканчивать и свою молитву словами "А впрочем, как знаешь" или возвышеннее, человек выражает не сомнение в Боге, а сомнение в себе, что не только разумно, но и полезно.

 


Геенна -- недотрогам

В Евангелии от Марка тут помещены слова (11, 25) о том, что надо ещё во время молитвы прощать всё всем. Как отмечает Кузнецова (2000, 203-4): "Многие ученые полагают, что речения ст. 22-25 были произнесены Иисусом при других обстоятельствах, более подходящих для учения о молитве и прощении, чем уничтожение дерева". Как так - не простить смоковнице, бездушному дереву, что она она бесплодная - и тут же учить прощать людей. Но вообще-то дерево есть дерево, человек есть человек. Дерево и срубить можно, а человека убивать нельзя. Всё очень логично: вообще прощать нельзя, мир стоит на том, что одно надо осуждать и уничтожать, а другое поощрять и развивать. Единственное исключение составляет человек. Гору можно скинуть в море, дерево в печку, а человека -- никуда не скинешь. Это и есть ад: когда я должен быть наказан, но Бог меня не трогает, никто меня не трогает, ничто меня не трогает.

 

**

Мф. 6,14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

Мк. 11, 25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

Лк. 6, 37: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

№50 по согласованию.

Ужас грехопадения не в том, что Адам и Ева нарушили заповедь, но в том, что не попросили прощения - у Бога, да и друг у друга. Они предпочитают одеться - насколько фиговый листок может быть назван одеждой. А он одежда: не потому, что укрывает от жары или дождя, а потому, что символизирует положение человека. В глазах окружающих, конечно, но таков уж человек после грехопадения - он живет не перед Богом, а перед окружающими. Поэтому живет недолго и несчастливо, зато рассчитывает на то, что последний фиговый листок будет из гранита с бронзой и надписью: "Умному, великому и доброму". Ощущая, что утверждение себя через мнение окружающих - дело гнилое, человек сердится на окружающих, все время завышает требования, а когда обманывается, сердится еще больше. Такое состояние зависимости от других в гордыне прямо противоположно любви - зависимости от других в смирении. Прощение есть не столько извинение других за их реальные грехи (реальные грехи все такие ничтожные и, главное, точь в точь как мои), сколько отпускание других на свободу от своего честолюбия. Человек словно уходит в пустыню от человеческого мнения. Уходит от титулов, от должностей, от заслуг, от всего, что психологи называют "идентификацией", а чекисты - "данными наружного наблюдения". Это имел в виду Иисус, когда говорил, что Царство Божие там, где нет мужского и женского, правого и левого; там нет и докторов наук, президентов и дворников, гениев и юродивых. Там, в пустыне уединения и свободы - свободы не от людей, а от жизни в глазах людей - там Христос встречает ничтожное, дрожащее, обнаженное от всяких фиговых листков существо непонятного рода-племени и очень-очень грязное. Там человек принимает душ Духа Христова, там одевается во Христа, как после ванной одевают халат. Если, конечно, не будет оглядываться в поисках мундира или ризы...

*

В русском языке первоначальный смысл слова "прощать" ("делать пустым", "освобождать от содержания", "освобождать от возмездия" таковы, видимо, этапы развития) утрачен, кажется, безвозвратно. "Прощение" - это эмоция, особого рода психологическое переживание, противоположное злопамятству и мстительности. Прощение очень полезно тому, кто прощает - он освобождается от зацикленности, от зависимости. Но вот один знаток греческого подметил, что в Мф. 6,14 - будете прощать, Бог простит вас - употреблено греческое слово, которое в других местах переводится "оставлять". Например, в Мф. 3, 15: "Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь". "Оставляет Его диавол" (Мф. 4,11). "Горячка оставила ее" (Мф. 8. 15). "Оставляет овец, и бежит" (Ио. 10, 12). Очевидно, что есть русский глагол, который во многих случаях подходит тут даже лучше, чем "оставлять" - "бросать". "Ай, бросьте!" Выразительнее: "плохой пастух бросает овец", "дьявол бросил его" (отбросил как горячую картофелину). Конечно, простить не означает убежать сломя голову от того, с кем у нас счёты. Простить означает отбросить обиду, отбросить память о чужих грехах, отбросить счёт. Написать счёт, как Робинзон Крузо составлял списочек того, что у него есть и чего у нет после кораблекрушения, посмотреть на этот счёт и - выбросить в мусорную корзину. Это не психология, это психофизиология. Святой прощает как олимпиец-дискобол, грешник прощает как бумеранг бросает...

*

Искусство прощения заключается в том, чтобы опередить соперника. Меня хотят простить люди, меня Сам Бог хочет простить, но я должен их опередить. Я должен опередить время, которое рубцует нанесённые раны так, что и прощения просить смешно, но и ходить с видом святого ещё смешнее - вот и зависаешь в неопределённости.

Людей опередить в прощении реально, но Бога - никак. Мы всё удивляемся, чего Он медлит со Вторым пришествием, так вот: Бог медлит со Вторым пришествием, потому что ещё не закончил Первое. Бог медлит со справедливостью, потому что занят прощением - освобождением, примирением, вдохновением, развязыванием людей от греха и связыванием людей друг с другом. Бог прощает - дарует людям свободу, потому что не хочет судить несвободных. Мы-то будем отговариваться на Суде, что свободны не были, что жизнь была такая, среда была такая, но поговорим-поговорим на эту неистощимую тему, да и замолчим... Потому что глядя на Него, на Христа, нельзя долго болтать про то, что не я такой, а жизнь такая. Жизнь такова, каков Источник Жизни - вот Он, рядом с тобой. Несвобода наша кажущаяся, хотя грехи, совершаемые под её предлогом, вполне реальные.

Бог опережает нас. Мы ещё ничего не попросили ни тайно, ни явно, а Он уже дал нам явно - дал нам явь. Дал жизнь, разум, самосознание, силы. Веру даёт, любовь. Бог не просто опережает - спешит, хотя Он бессмертен и вечен. Бог даёт, когда мы ещё не дали. Бог прощает, когда мы ещё не попросили прощения, Бог согревает, когда мы ещё не поняли, что замерзаем и засыпаем. Наше прощение потому опаздывает, что мы сперва выдвигаем условия - прощу, но уж ты... А Бог прощает безусловно. Чем мы и пользуемся. Наша-то доброта такая, что ею не больно попользуешься. Где сядешь, там и слезешь. Мы исповедуем принцип, что есть тот, кто целует, тот, кто подставляет щёку - но ведь вранье, если только это не Иудин поцелуй, встречаются губы и одновременно встречаются. Мы веруем в большой взрыв как начало мира, а начало мира - не взрыв, а поцелуй, Большой Поцелуй, и кончится мир не взрывом, а поцелуем Божьим. Это и есть Страшный суд. Есть хаос, есть тьма - но в этой тьме есть свет прощения, в этом хаосе суровости есть порядок милосердия.

Мы можем прощать, и мы можем прощать быстро, мудро и полно - если, приняв прощение от Бога, передадим его дальше, а не оставим у себя про запас.

 

**

 

 

 

 



 

 

К этому же : Комментарий св. Ефрема Сирина

 

+

 

Указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года

 

Православный церковный календарь. Выбираем там месяц и день

 

Библия

 

Толкование на Евангелия. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский)

 

Беседы на Евангелие от Марка. Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную

 

http://st-vera.orthodoxy.ru/

краткий_курс

пространный_курс

изучение Писания

 

 

обратная связь: задать вопрос катехизаторам

или написать в   гостевую книгу    (обязательно оставьте e-mail, что бы мы могли ответить Вам)

 

 

 

Найти: на

Дидахе Учение 12 Апостолов     Дидахе по гречески значит "Учение"           

 

Hosted by uCoz