Евангелист МатфейРАДОСТНАЯ ВЕСТЬ
Перевод сделан с текста: The Greek New Testament. Ed. by B. Aland, K. Aland, J. Karavidopoulos, C. M. Martini, and B. M. Metzger. Stuttgart, 1993.
1.1-15 Все имена в родословной Иисуса, кроме прочно вошедших в русский язык в традиционном написании, даны в еврейской транскрипции (по словарю W. Bauer). 1.1 Иисус (евр. Йеш`уа) одно из самых распространенных в то время еврейских имен. Христос (греч.), или Помазанник (евр. Маш`иах) долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен был свергнуть иноземное иго и восстановить былую славу Израиля. Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия. 1.3 Тамар (или Фамарь) см. 1Пар 2.4 и Руфь 4.12. Она была язычницей и иноплеменницей (хананеянкой). 1.5 Рахав (или Раав) вероятно, проститутка из Иерихона (Ис Нав 2), хотя, согласно ВЗ, Рахав и Боаза разделяли 200 лет. Талмуд называет ее женой Йеш`уа бен Нуна (или Иисуса Навина). Рут (или Руфь) язычница и иноплеменница (моавитянка) (см. Руфь 1.4). Жена Урии т.е. Батш`ева (или Вирсавия) см. 2Цар 11.26-27; 12.10, 15; 1Пар 3.5. 1.12 выселение в Вавилон см. 4Цар 24.14-16. 1.16 Помазанник, или греч. Христос (евр. Маш`иах) - долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен был свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он появится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия. 1.17 Хотя евангелист говорит о четырнадцати поколениях от выселения в Вавилон и до рождения Христа, он называет только тринадцать имен. Четырнадцать поколений возможно, потому что имя Давид представляет собой число 14, или потому что семь лет, согласно Дан 9.2, это мировая неделя и, по Матфею, от Авраама до Христа прошло шесть недель, аналогичных шести дням творения, после которых, с приходом Мессии наступит вечная суббота Нового Века. 1.18-19 По еврейскому брачному закону обручение длилось год, а жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в родительском доме, а затем муж брал ее в свой дом, и тогда она уже фактически становилась его женой. Нарушение верности невестой считалось тяжким грехом и в древности каралось смертью через побиение камнями. В новозаветные же времена муж, вероятно, должен был публично обвинить жену в измене и развестись с ней, после чего на ней всю жизнь оставалось клеймо позора. Человек благочестивый буквально: "праведный", т.е. исполняющий Закон. Иосиф по Закону должен был развестись с Марией, но пожалел ее, несмотря на свою "праведность". 1.21 Иосиф, дав Иисусу имя, юридически становится его отцом. Имя давалось ребенку на восьмой день после рождения, в день обрезания (см. Лк 2.21). 1.22 См. также 2.15,17,23; 4.14; 8.17; 12.17; 13.35; 21.4; 27.9. 1.23 Имману`эль (евр. с нами Бог) греч. искаженное "Эммануэль". Ср. также 28.20. 1.25 родила Сына в некоторых рукописях: "родила Сына, своего первенца". Имя Иисус (евр. Йеш`уа, или Й`ешу) "Бог спасает" или "Бог есть спасение". Это одно из самых распространенных в I в. имен. 2.1 Вифлеем был городом царя Давида (см. 1.Цар 16). Кроме этого города, расположенного в Иудее, был также другой Вифлеем в Галилее (Ис Нав 19.15). Ирод Великий правил с 34 по 4 гг. до н.э. Звездочеты это были, вероятно, восточные мудрецы, занимавшиеся магией и астрологией. Многочисленные средневековые легенды сообщают о них массу подробностей: что их было трое, что их звали Валтасар, Каспар и Мельхиор, что они были царями, причем один из них был темнокожим. Но в евангельском рассказе самым важным является, вероятно, то, что эти звездочеты были язычниками, представителями народов, не знавших истинного Бога, а теперь пришедших поклониться Тому, кто станет Спасителем всего мира. 2.2 Царь евреев так называют Мессию язычники, евреи сказали бы: "Царь Израиля" (ср. 27.11 и 27.42). Мы видели, как взошла Его звезда возможен другой перевод: "мы видели звезду Его на востоке". Древние астрологи верили, что появление новой звезды (или кометы) или сочетание определенных созвездий (или планет) предвещало рождение царя. Легенды говорят о появлении новых звезд при рождении Геракла, Заратустры, Авраама, Мухаммеда и др. См. также Числ 24.17. Некоторые ученые считают, что вифлеемской звездой была сверхновая, которую наблюдали китайские астрономы в 5/4 гг. до н.э. Кроме того, в 12–11 г. до н.э. к земле приблизилась комета Галлея, а 7 г. до н.э. трижды было имело место соединение Юпитера ("царской звезды") и Сатурна ("звезды евреев), а затем и Марса в созвездии Рыб. По свидетельству Светония и Тацита, в канун наступления нового века ожидали пришествия нового правителя мира из Иудеи (см. также 4-ю эклогу Вергилия). Воздать почести дословно: "пасть ниц, простереться". Именно так люди воздавали почести царям и Богу. 2.3 пришел в смятение потому что Ирод испугался за свой трон, тем более что он не был чистокровным евреем, а полукровкой и не принадлежал к династии Давида. Весь Иерусалим вероятно, имеются в виду приближенные Ирода и высшая иерархия. С самого начала Иерусалим, олицетворяющий центр вражды против Иисуса, выступает против Мессии. Весть о рождении Мессии вместо радости внушает им лишь тревогу и страх. 2.4 Учителя Закона (буквально: "писцы", евр. "софер`им") люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям (см. прим. к 3.7). Старшие священники (см. прим. к 16.21) и учителя Закона т.е. члены Совета (см. прим. к 5.22). Помазанник см. прим. к 1.16. 2.7 точное время предполагается, что звезда появилась в момент рождения или зачатия ребенка. Ироду нужно это знать, чтобы решить, детей какого возраста ему необходимо уничтожить. 2.9 восход которой они видели возможен иной перевод: "которую они видели на востоке". 2.11 Ладан ароматическая смола некоторых деревьев из Аравии, употребляемая как благовоние, а также для культовых целей. Смирной, или миррой, называлось благовоние или ароматное масло, добываемое из камеди дерева, произраставшего в южной Аравии. Традиционное истолкование: золото дар царю, ладан Богу, смирна смертному человеку появилось в Церкви со II в. Более вероятное толкование: так исполнились пророчества Священного Писания о том, что язычники придут как паломники к Сиону и принесут дары (см. Ис 60.1-10 и Пс 72(71).10-11,15-17). 2.15 Пророческий текст Ос 11.1 в ВЗ относится к Израилю, названному Сыном Бога. По мнению Матфея, Иисус представляет собой идеальное воплощение Израиля и в Его земной жизни воспроизводятся основные события Священной истории народа Божьего, особенно Исхода. 2.16 до двух лет следовательно, звезда появилась около двух лет тому назад. 2.18 рыдания в некоторых рукописях: "плач и рыдания". 2.22 После смерти Ирода в 4 г. до н.э. его царство было поделено между сыновьями Ирода Филиппом, Антипой и Архелаем. Архелай получил Иудею, Самарию и Идумею. Его правление отличалось особой жестокостью и было коротким, потому что в Рим отправилась делегация евреев и самаритян с жалобой на его жестокость, и, лишенный трона, он в 6 г. н.э. был отправлен в ссылку в Галлию, где и умер. В Галилее с 4 г. до н.э. по 39 г. н.э. правил Ирод Антипа. 2.23 Назорей здесь, вероятно, в смысле "Назарянин". Пророк, сказавший это, неизвестен; предположительно, здесь содержится аллюзия на Суд 13.5, 7 ("назорей", точнее "наз`ир", т.е. человек, посвятивший себя Богу и давший обет не стричь волос и воздерживаться от спиртных напитков) и Ис 11.1 ("н`ецер" "отрасль, побег"). 3.2 Вернитесь к Богу буквально: "раскайтесь". Греческий глагол "метаноэо", которым переводится еврейский глагол "шув", означает полную перемену мыслей, но "шув" ("повернуться, возвратиться") гораздо глубже по значению: всякий грех есть удаление от Бога, а раскаяние это возвращение к Нему и полное изменение всей жизни, а не только мыслей. Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как "Небеса", "Небо", "Великий Царь", "Имя" и т.д. Царство Бога царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили, что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство, т.е. станут Его соправителями. Уже рядом возможно иное понимание: "уже здесь". В Евангелиях есть слова, говорящие о наступлении Царства в будущем (Мк 9.1; 13.29; 14.25; ср. прошение Молитвы Господней в Мф и Лк: "Пусть придет Твое Царство!"), но есть и утверждения, что Царство уже наступило, оно здесь, на земле (Мф 12.28; Лк 11.20; 17.21). 3.7 Фарисеи члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность (в I в. их было около 5-6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги саддукеи. Саддукеи члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов. 3.6 омывал нам известны разные ритуалы очищения водой в еврейской религиозной практике. Например, евреи омывали руки, посуду, одежду и т.д. после каждого случая ритуального осквернения. В Кумране каждый день совершалось полное омовение. Возможно, в I в. прозелиты (язычники, принимавшие веру Израиля и обрезание) были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду, что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой. В таком случае Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему народу. В этом переводе греческий глагол "бапт`идзо" и существительное "б`аптисма" переводятся как "омывать" и "омовение", когда речь идет о дохристианском ритуале очищения грехов через погружение в воду, потому что "крестить" и "крещение" в русском языке семантически связаны со словами "Христос" и "крест" и такой перевод верен лишь в отношении христианской практики. 3.7 Фарисеи члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность (в I в. их было около 5 6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги саддукеи. Саддукеи члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов. 3.9 Авраам считается прародителем народа Израиля. "Дети Авраама" почетный титул у евреев (см. Ин 8.33; Рим 9.7; 11.1; 2Кор 11.22; Евр 2.16 и др.). Очень многие люди того времени были уверены, что Авраам обладал таким количеством заслуг перед Богом, что это гарантировало всем его потомкам даже тем из них, у кого было много грехов вхождение в Божье Царство. Иоанн не отрицает их сыновства, но предостерегает их, чтобы они не полагались на это. Если понадобится, Бог может заставить камни рожать людей (ср. Ис 51.1-2). 3.11 я недостоин даже сандалии... снимать обувь не входило в обязанности слуги и даже раба из евреев. Омовение Святым Духом всегда мыслилось как знак наступления Царства Бога. Святой Дух часто символизируется огнем (ср. Деян 2.2-4), который и очищает, и уничтожает. Омоет огнем имеется в виду огненный суд, который придется пройти всем: праведные огнем будут очищены, а грешники погибнут. 3.12 Так очищали зерно: оно рассыпалось на току, затем его черпали большой деревянной лопатой и подбрасывали в воздух, ветер отвевал мякину в сторону, а чистое зерно собиралось потом в амбар. Это еще одно метафорическое изображение Суда (ср. 13.30). 3.16 Он увидел так как в греческом тексте имя не указано, а подразумевается местоимение 3 л. ед. числа, оно может относиться и к Иисусу, и к Иоанну, но последнее менее вероятно. Дух, словно голубь, спускается возможно, имеется в виду движение, напоминающее полет птицы, а не телесная форма (как в Лк 3.22). Тогда схождение Духа должно напомнить о творении Богом мира, когда Дух носился (в еврейском языке это слово означает полет птицы, летящей к своему гнезду) над бездной. 3.17 любимый когда это слово относится к сыну или к дочери, оно означает "единственный". Дарование Святого Духа в ВЗ значило, что Бог наделял избранных Им людей (обычно царей, пророков и священников) силой, необходимой для выполнения возложенной на них миссии. Теперь исполнилось пророчество Исайи (Ис 42.1), и с момента сошествия Святого Духа Иисус, единственный Сын Божий, начинает Свое мессианское служение в полноте силы Своего Отца. Ему предназначено стать Мессией, т.е. Царем-Помазанником, но не победоносным воителем народных чаяний, а страдающим служителем Господним (Ис 53). 4.1 дьявол (греч. "клеветник", "противник") то же, что Сатана (см. прим. к 4.11). 4.2 Пост часто был подготовительным этапом перед принятием важного решения. В древности он заключался в полном отказе от пищи на определенный период времени. 4.3 пусть эти камни... вероятно, камни в пустыне были похожи на хлебы плоские восточные лепешки. Дьявол хочет внушить Иисусу мысль, что Его целью должно стать всеобщее благоденствие на земле. 4.8 во всём их блеске дословно: "и всю славу их". В Священном Писании славой часто называется богатство, пышность, роскошь. Согласно дьяволу, лишь получив власть и богатство, можно добиться своих целей. 4.11 Сатана арам. "противник". В Книге Иова он один из ангелов Божьих, обязанностью которого было испытывать людей, подвергая проверке их верность (гл. 12; ср. также 1Пар 21.1; Пс 109(108).6; Зах 3.1-10). Но постепенно в нем начинают видеть не слугу Божьего, а демоническую личность, главу всех враждебных Богу сил (так в междузаветной литературе и НЗ), который хочет уничтожить дело Божье тем, что стремится сбить с пути и поколебать преданность тех, кто верен Богу, и разорвать живую связь между Богом и человечеством. Но в Сатане никогда не видели второго бога. Прислуживали Ему греческое слово "диакон`ео" ("служить") может употребляться в самом общем смысле, но может быть и термином: "прислуживать за столом, подавать пищу". 4.12 Галилейское море было не морем, а озером (см. Лк 5.1), но в народе часто называют большие озера морями (ср. русское "славное море, священный Байкал"). Оно также называлось Геннисаретским и Тибериадским. 4.13 Зевул`ун и Нафтал`и в ветхозаветные времена эти племена обитали на севере Палестины, где в I в. жило много язычников. 4.17 уже рядом см. прим. к 3.2. 4.18 Симон это еврейское имя (полное имя "Симеон", точнее: "Шим`он"). Петр (арам. Кеф`а) прозвище, данное Симону Иисусом, означае "камень, скала". 4.23 уча в синагогах (греч. "сюнагоге "собрание"; позже также "молитвенный дом") жертвоприношения совершались в иерусалимском Храме, а по субботам люди собирались в синагоги для молитвы и чтения Священного Писания. Любой сведущий и уважаемый человек мог там читать и толковать Священное Писание, а также учить собравшихся. 4.24 Сирией называлась римская провинция со столицей в Антиохии. 4.25 Десятиградье (греч. Декаполис) союз свободных греческих городов (число их вначале было десять), находившихся под покровительством римского наместника провинции Сирия, а также территория, на которой они расположены. Плиний Старший сообщает, что этими городами были Дамаск, Рафана, Дион, Скифополь, Гадара, Гиппос, Гераса и Филадельфия. 5.3
что бедны ради Господа дословно: "что бедны
духом, или в Духе, или ради, по причине Духа". Ср. Лк
6.20: "Как счастливы бедные!" Возможно, текст Лк первоначален,
а Мф добавляет слово "Дух или (человеческий) дух",
чтобы подчеркнуть религиозное значение этих слов и указать не только
на внешние условия жизни человека, но и на его внутренний
настрой. Этим не исключается материальная бедность, но уточняется
смысл слов и из экономической переводится в религиозную
сферу. Бедные это прежде всего те, кто слаб, угнетен,
лишен средств к существованию и поэтому особенно нуждается
в помощи Божьей. В отличие от большинства богачей, они кротки,
не заносчивы, понимают свою слабость и незначительность, поэтому
возлагают все свои надежды только на Бога (см. Ис 61.1).
Слово "духом" может быть понято также, как "добровольно".
В междузаветный период "бедняками Божьими" называли себя
люди, сознательно отказывавшиеся от богатства ради Бога. Вероятно,
все, названные счастливыми 5.4 скорбят вероятно, из-за того, что греховное человечество отступилось от Бога и непослушно Ему. Они будут утешены наступлением Владычества Бога (ср. Ис 61.1-2). 5.5 кроткие близко по значению к "бедным". Ср. Пс 37(36).11: "Кроткие наследуют землю". 5.6 жаждут исполнения воли Господней (дословно: "кто испытывает голод и жажду по отношению к праведности") возможно понимание: "жаждут исполнения воли Господней больше, чем еды и питья". Так как пост рассматривался как вид молитвы, то "бедные" молятся о наступлении того времени, когда мир подчинится воле Господа. 5.12 на небесах т.е. у Бога; см. прим. к 3.2. 5.13 соль служила для очищения и сохранения пищи, применялась также при жертвоприношениях, символизировала мудрость. Все эти качества необходимы ученикам Иисуса, если они потеряют их, они станут "несоленой солью", т.е. чем-то бессмысленным и совершенно ненужным. 5.14 Светом мира часто назывался Израиль, здесь так названы ученики, потому что они отражают свет Христа (ср. Ин 8.12). 5.15 под горшок лампу обычно гасили, накрыв ее горшком. 5.17 Закон и Пророки т.е. всё Священное Писание ВЗ. Закон Моисея также считался пророческой книгой. Согласно евангелисту, всё Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью. Исполнить может означать также "дополнить, восполнить" или "завершить". Иисус или "исполняет" Закон, принеся вместо него новый "закон любви", который превосходит старый, или же завершает его Своим пришествием, т.е. является и целью, и концом Закона. 5.18 мельчайшая буква буквально: "йота". Эта греческая буква, как и еврейская "йод", является самой маленькой буквой. Черточка может означать подстрочный или надстрочный знак в еврейском или греческом языках. Этот стих один из самых трудных в Евангелии, так как можно подумать, что христиане обязаны соблюдать все ритуальные установления Закона, от которых в конце концов отказалась новозаветная Церковь. Но надо помнить, что в древности идея неизменности Закона и возможность его совершенствования не вступали в противоречие. Кроме того, надо отметить, что евангелистом опущены некоторые наиболее радикальные высказывания Иисуса, содержащиеся в Евангелии от Марка (например, 7.19). В ранней Церкви также были различные представления о необходимости Закона для всей Церкви: а) некоторые считали, что христиане из язычников тоже обязаны соблюдать Закон Моисея даже в мельчайших деталях; б) другие считали, что Закон не имеет больше силы и для христиан из евреев; в) третьи полагали, что евреи должны продолжать соблюдать его, но язычников нельзя принуждать к этому. 5.20 фарисеи см. прим. к 3.7; учителя Закона см. прим. к 2.4. 5.22 Братом в еврейской традиции назывался соплеменник, а в христианской это брат во Христе. Гневается в некоторых поздних рукописях: "гневается напрасно". Дурак буквально: "рак`а", вероятно, это арамейское слово, означающее "пустоголовый, ничтожество, дурак". Ниже это слово будет переведено на греческий. Оба слова подразумевают не интеллектуальную тупость, а глупость религиозную (ср. Мк 7.22, где глупость названа грехом). Совет это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском произношении Санхедр`ин), что значит по-гречески "совет". В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины (см. прим. к 16.21) и учителя Закона. Геенна так первоначально называлось место в долине Гинном, где сжигали мусор; позже слово стало означать место окончательного наказания грешников. Суд, Совет и геенна это три разных способа сказать, что люди, гневающиеся на брата и оскорбляющие его, подлежат смерти. 5.31 У евреев право на развод имел только муж. Закон Моисея, обязывая мужа дать жене свидетельство о разводе, защищал права жены, которая в таком случае могла получить часть имущества, а также снова вступить в брак, что не считалось грехом. 5.32 Под изменой понимались различные сексуальные грехи, а также, возможно, запрещенные браки, о которых говорится в Лев 18.6-18. Совершает тот же грех по древним представлениям, только жена нарушала супружескую верность. Муж, вступая в связь с другой женщиной, не совершал греха против своей жены. 5.34 Иисус запрещает не клятву, а лживую речь. 5.35 Великий Царь это сам Бог. См. также прим. к 3.2. 5.39 Удар ладонью по правой щеке считался страшным оскорблением (Иов 16.10; Пс 3.7 и др.). 5.40 Закон запрещал отнимать у человека плащ, который ночью служил ему в качестве одеяла (Исх 22.25-27; Втор 24.12-13). 5.41 Римские воины на захваченной территории имели право обязать любого человека нести их поклажу на расстояние одной мили (около полутора километров). 5.44 любите своих врагов в некоторых рукописях: "любите своих врагов, благословляйте проклинающих вас, делайте добро тем, кто ненавидит вас". Молитесь за тех, кто преследует вас в некоторых рукописях: "молитесь за обижающих вас и за преследующих вас". 5.46 Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками, потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми, в том числе и с нечистыми. 6.2 не труби об этом во все трубы вероятно, эти слова употреблены в переносном смысле, хотя известно, что в дни поста, когда раздача милостыни считалась особенно богоугодным делом, трубили в трубы. Святоши буквально: "лицемеры"; в данном контексте это слово означает людей, целью которых было не угодить Богу, а привлечь к себе внимание людей. По субботам пожертвования собирались в синагогах (см. прим. к 4.23); тот, кто дал больше всех, получал право сидеть на возвышении. 6.3 пусть никто об этом не знает дословно: "пусть твоя левая рука не знает, что делает правая". 6.4,6 вознаградит тебя в некоторых рукописях: "вознаградит тебя явно". 6.8 ваш Отец в некоторых рукописях: "ваш Небесный Отец". 6.9 Пусть прославится Твое имя дословно: "пусть Твое имя станет святым, или освятится". Иоанн Златоуст, объясняя эту молитву, говорил, что слова "пусть освятится" означают "пусть прославится". Здесь имя означает самого Бога (см. прим. к 3.2). Первое прошение молитвы Господней обращено к Богу, чтобы Он сделал имя Свое святым во всем мире, что станет возможным после наступления Его Царства, потому что только тогда все признают Бога своим Царем и будут чтить и восхвалять Его как должно, подобно ангелам в Откр 4.8. Ср. также Ин 12.28: "Прославь Свое имя, Отец!" 6.11 насущный наш хлеб возможны также переводы: "наш хлеб на сегодняшний день", "наш ежедневный хлеб" и "хлеб наш на завтрашний день". 6.13 от Злого т.е. от дьявола. Кроме того, в ряде рукописей есть слова: "потому что Твое навеки Царство, и сила, и слава. Аминь". 6.15 прощать людям в некоторых рукописях: "прощать людям их проступки". 6.16 Хотя обязательным для всех был пост один раз в году в День искупления, или Судный День (евр. Йом-Киппур), фарисеи из благочестивых побуждений постились два раза в неделю (в понедельник и четверг) и в знак поста накрывали голову покрывалом или посыпали пеплом, а также не умывались (см. также Лк 18.12). 6.18 См. прим. к 6.4. 6.19 забравшись в дом буквально: "прокапывают"; так как стены домов обычно были сложены из необожженного кирпича, воры пробивали в стене дыру и забирались в дом. 6.24 одного он не будет любить дословно: "одного будет ненавидеть". Здесь, как часто в Библии, в силу особенностей семитских языков (отсутствие степеней сравнения) глагол "ненавидеть" имеет сравнительное значение "любить меньше". 6.25 для жизни дословно: "для души"; в Писании душа это дыхание жизни, которое вдохнул при рождении в человека Бог, т.е. сама жизнь (см. Быт 2.7). 6.27 может продлить свою жизнь хоть на час возможно иное понимание: "может прибавить себе росту хотя бы с полметра". 6.28 полевые лилии скорее всего, это пурпурные анемоны, но могли иметься в виду и другие красивые и яркие весенние цветы. 6.29 По народным представлениям, Соломон был самым богатым человеком в мире. 7.3 соринку буквально: "щепку". 7.6 Собака было оскорбительным словом, так как на Востоке она считалась нечистым животным; так называли мужчин, занимавшихся проституцией, а также язычников, грешников и еретиков. Святыней в Писании называлось жертвенное мясо. Так как свиньи были нечистыми животными, так называли язычников, людей, ведущих грешный и безнравственный образ жизни, и дураков. Жемчуг в древности очень высоко ценился и символизировал мудрость и истинное учение, недаром Царство Бога уподоблено жемчужине в притче (13.45-46). В Дидахе, или Учении двенадцати апостолов, эти слова были поняты как запрет допускать некрещеных к евхаристии. 7.12 См. прим. к 5.17. 7.14 Как тесны в некоторых рукописях: "потому что тесны". 7.22 в тот День т.е. в День Суда. Ср. также 24.11. Во имя Твое т.е. силой Твоего имени, Твоей властью. 7.24 можно сравнить в некоторых рукописях: "Я сравню". 7.29 учителя Закона см. прим. к 2.4. Обычно учителя постоянно ссылались на традицию и авторитетные мнения своих предшественников, но Иисус учил по-другому: "А Я вам говорю..." 8.2 Под проказой в древности понимались разные виды кожных заболеваний. Прокаженные удалялись из общества и считались ритуально нечистыми. Выздоровевшего прокаженного сначала должен был осмотреть священник. Если он объявлял его "чистым", т.е. здоровым, человек мог вернуться к нормальной жизни. 8.5 центурион командир римского воинского подразделения численностью в 60-100 человек. 8.10 еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой веры возможно иное понимание: "даже в Израиле Я не нашел такой веры". 8.14 О жене Петра упоминается в 1Кор 9.5. 8.15 Исцеление было чудесным, потому что к больной тотчас вернулись силы. Накрыла для Него стол дословно: "служила Ему". Греческое слово "диакон`ео" ("служить") может употребляться в самом общем смысле, но может быть и термином: "прислуживать за столом, подавать пищу". 8.18 толпу народа в некоторых рукописях: "большую толпу" или "большие толпы". 8.19 учитель Закона см. прим. к 2.4. 8.20 Сын человеческий (арам. бар-наш(а), сын человека) в ВЗ это словосочетание часто встречается в значении "человек, смертный, смертное существо". Но в апокалиптической литературе и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий это возвышенная и таинственная личность, представляющая народ Божий Израиль, в отличие от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Он шествует по облакам, и Ему дана власть, слава и царство. Еще величественнее предстает Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного Писания, но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.). Здесь Он Мессия и Ему дана власть судить живых и мертвых. Правда, неизвестно время, когда были созданы главы этой книги, повествующие о Сыне человеческом (их нет на еврейском языке, они существуют только в переводах так называемый Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что они написаны после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском языке это словосочетание означало "некто, некий человек" и употреблялось в тех случаях, когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих ему страданиях или смерти вместо "я" говорил о себе в третьем лице как о "некоем человеке" (ср. 2Кор 12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает "одного человека", имея в виду себя). В Евангелиях Иисус всегда называет себя в третьем лице Сыном человеческим. Можно выделить три группы речений о Нём: 1) о Его земной жизни (8.20; 9.6; 11.19; 12.8; 16.13); 2) о предстоящих Ему страданиях и смерти (17.12,22; 20.18; 26.2,24); 3) о Его грядущей славе (16.27,28; 17.9; 19.28; 24.27,30,44; 26.64). Таким образом, этот титул не указывает на одну из природ Иисуса, но скорее всего тесно связан с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный Царь народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве, исполнивший пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12). 8.21-22 Достойное погребение умерших, особенно родителей, считалось важнейшим религиозным долгом. Впрочем, эти слова могут значить, что отец этого человека был стар и мог скоро умереть. Но долг следовать за Иисусом важнее всех других обязательств. Слово "мертвецы" могло быть употреблено в переносном смысле о тех, кто не верит в Иисуса. 8.24 буря буквально "землетрясение". 8.28 Этот стих изобилует разночтениями: "окрестности Герасы, Гергесы, Гересы, Гарасы, Газары" и т.д. В древности было распространено убеждение, что бесы жили на кладбищах в гробницах и склепах. 8.31 В древности бытовало представление, что у каждого из бесов была как бы своя территория. Свиньи считались нечистыми животными. То, что местные жители разводили свиней, говорит о том, что они были язычниками. 8.34 Эта просьба вызвана не огорчением из-за потери свиней, а страхом, который возникает у грешного человека при встрече с божественным. 9.1 в городе, где Он жил т.е. в Капернауме. 9.5 В еврейской антропологии сердце являлось органом ума. 9.8 ужаснулся в некоторых рукописях: "удивился". 9.9 Матфей, вероятно, не был сборщиком податей, а состоял на службе у Ирода Антипы, собирая таможенные пошлины на границе его тетрархии. У Марка он назван Левием, а в некоторых рукописях Иаковом. 9.10 Иисус был у него на обеде греческий текст допускает иное понимание: "Иисус давал обед у себя дома". Сборщики податей см. прим. к 5.46. Грешниками считались не только люди, нарушавшие Закон, но и те, кто занимался "нечистыми" профессиями. 9.11 Увидев вероятно, в значении "узнав". Фарисеи не могли присутствовать на обеде у грешника. Так как сборщики податей и грешники были ритуально нечистыми, с ними нельзя было садиться за стол, тем более что в древности и особенно на Востоке совместная трапеза считалась знаком проявления дружеских чувств. Иисус, садясь за один стол с грешниками, зримым образом показывал, что Бог их простил. 9.14 часто в некоторых рукописях: "много". О посте см. прим. к 6.16. 9.15 Свадьба была самым радостным событием в жизни, она праздновалась семь дней, и в это время отменялись многие запреты и ограничения. Пост же был знаком раскаяния и печали. 9.16 из новой ткани дословно: "из неотбеленной ткани"; такая ткань после первой стирки садилась. 9.17 Мехи для вина, или бурдюки, делались из кожи. Не наливают в некоторых рукописях: "не надо наливать". 9.20 Женщина с кровотечением была ритуально нечистой и не имела права к кому-либо прикасаться (Лев 15.19-23). К краю Его одежды вероятно, к кисточкам, которые евреи должны были пришивать к краю верхней одежды (Числ 15.38-41; Втор 22.12) 9.23 Умерших хоронили в самый день смерти, и на похоронах музыканты играли на флейтах печальные мелодии, а плакальщицы (обычно наемные) вопили и били себя в грудь, оплакивая умершего. 9.27 Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном, т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть из рода Давида (см. 2Цар 7.12-14 и др.). 9.34 старший над бесами т.е. Сатана. 9.36 овцы без пастуха так описывается Израиль в ВЗ (Числ 27.17; 3Цар 22.17; Зах 10.2). 9.37 жатва так в ВЗ называлось явление Бога в конце времен и Его Суд над человечеством (Ос 6.11; Иоиль 3.13). 9.38 Хозяина жатвы т.е. Бога. 10.2 Апостолы (греч. "посланники") так назывались люди, которых посылали с каким-либо поручением. В Евангелиях это двенадцать человек, избранных Иисусом, которые станут Его ближайшими учениками, полномочными представителями, а затем и свидетелями Его Воскресения. Двенадцать символизируют полноту Израиля. Симон, по прозванию Петр см. прим. к 4.18. 10.3 сборщик податей Матфей см. прим. к 9.9. Фаддей в некоторых рукописях: "Леббей по прозванию Фаддей" или "Фаддей по прозванию Леббей". 10.4 Кананит значит "ревнитель" (по-гречески "зелот" см. Лк 6.15). Позже так стали называть членов еврейской крайней религиозно-националистической группировки, выступавшей против римского владычества в Палестине. Искариот точное значение этого слова неизвестно. Возможно, оно значит "человек из Кериота", или "человек, который лгал или стал предателем", или "рыжий", или "красильщик". 10.5 Между евреями и самаритянами существовала давняя историческая вражда. 10.7 Царство Небес см. прим. к 3.2. 10.12-13 Мир здесь означает благословение Божье. 10.14 Когда евреи возвращались из-за границы, они отряхивали пыль, приставшую к их одежде и обуви, в знак того, что очищаются от скверны язычников. Жест этот стал выражать крайнее отвращение и существует до сих пор в странах Востока. 10.15 Содом и Гоморра во времена Авраама Бог разрушил эти города за отвратительные грехи их жителей, наслав на них дождь с огнем и серой. 10.16 осторожны, как змеи дословно: "мудры, как змеи". "Мудрость" змей заключается в их осторожности и умении бесшумно двигаться и вовремя скрываться. Голуби были символом простодушия и искренности, так как, по древним представлениям, у них не было желчи. 10.17 Местные суды были в каждом городе при синагоге, судьями там были старейшины. Отступников и еретиков наказывали тридцатью девятью (или, как говорилось тогда, "сорока без одного") ударами палки. Известно, что ап. Павел подвергался такому наказанию пять раз (2Кор 11.24). См. также Лк 21.12-17. 10.20 Дух Отца вашего т.е. Святой Дух. 10.25 Существовала еврейская пословица: "Слуге достаточно быть похожим на хозяина". Вельзевул одно из имен Сатаны. 10.28 Того, кто может... т.е. Бога. Геенна см. прим. к 5.22. 10.34 установить мир евреи верили, что Помазанник, победив язычников, установит мир на земле. Меч это слово имело метафорический смысл "война, смерть" (см. Иер 15.2), а также "разделение". 10.38 Осужденный сам нес перекладину креста на место казни. Так как казнь через распятие со времен римского владычества часто применялась в Палестине, то зрелище это было довольно привычным. Здесь в метафорическом смысле: всякий, кто хочет быть учеником Христа, должен быть готов к страданиям и даже смерти за свою веру.
|