Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши... Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим >>

 

Дидахе Учение

Дидахе:
Учение Господа через двенадцать апостолов народам

 

краткий_курс

пространный_курс

изучение_Писания

 

Евангельский Кружок
Группа по изучению Священного Писания


Holz; 1310 x 760; um 1475; Passionsaltar, Berlin Staatliche Musee

Предыдущая часть: ВТОРОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ О СМЕРТИ

Следующий большой раздел Евангелия согласно Марку озаглавлен

ТРУДНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОСПИТАНИЯ (9.33 – 10.45)

 

от Марка 9: 33-37

ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ

(Мф 18.1-5; Лк 9.46-48)

33 Они вернулись в Капернаум. Дома Иисус спросил их:

– О чём вы спорили по дороге?

34 Они молчали, потому что по дороге спорили о том, кто из них главнее.

35 Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников и сказал им:

– Тот, кто хочет быть первым, пусть станет последним и служит всем.


Примечания

Ст. 33-34 – После первого предсказания о смерти Иисус подверг старейшину апостолов резкой критике и указал ему и остальным истинный путь ученичества. Здесь происходит то же самое. Иисус говорит о смерти, которую должны быть готовы разделить и Его ученики. Они боялись спросить Иисуса относительно Его учения о смерти и воскресении и в такой момент не нашли ничего лучшего и более уместного, чем выяснять, кто из них самый главный и важный.

Иисус узнает об этом, хотя спор происходил не в Его присутствии. Ученики, чувствуя неуместность своего поведения, смущены и молчат.

Ст. 35 – Иисус начал их учить, что подчеркнуто тем, что Он сел – такова была обычная поза учителей того времени. То, что Он подозвал двенадцать Своих учеников, немного странно, потому что Он только что задавал им вопрос. Возможно, этим Он призывает их к вниманию, так как собирается сказать нечто очень важное. Но, возможно, те слова, которые Он произнесет, в устной традиции бытовали в виде самостоятельного речения, и евангелисты помещали его в тот контекст, который казался им наиболее подходящим. Так, в рассказе Матфея это речение отсутствует, у Луки находится в другом месте, хотя и в том же контексте, а самим Марком повторено еще раз в немного расширенном виде в 10.43-44 (см также Мф 20.26-27; Лк 22.26).

Человек всегда стремится достичь первенства, главенствующего положения, это как бы заложено в него самой природой. Учителя Закона тоже выясняли, кто будет самым великим в новом, мессианском веке. Так ведут себя и ученики. Но путь ученичества, предложенный Иисусом, труден тем, что Он предлагает отказаться от привычных и устойчивых моделей прежнего человеческого существования. Чтобы стать первым, надо стать последним, стать слугой для всех. Это трудно, почти невыполнимо.


COLETTE, Isabella
Do as the children!



36
Он взял ребенка и поставил его перед ними. Обняв его, Он сказал ученикам:

37 Кто одного из таких детей примет ради Меня,

тот примет Меня.

А кто примет Меня,

тот не только Меня примет,

но и Того, кто Меня послал.


Примечания

Ст. 36 – Иисус берет ребенка (не будем задавать вопроса, откуда он появился) и ставит его перед учениками. Это драматизированная притча, к подобным инсценировкам часто прибегали пророки. Ученики должны стать новыми людьми, родоначальниками нового человечества, а чтобы стать ими, они должны родиться заново, быть как дети. Ребенок – наилучший пример того, какими они должны быть.

Обычно это понимают в том смысле, что дети чисты и невинны, как ангелы. Очень многие родители могли бы с этим не согласиться. В этом отрывке сравнение с детьми предполагает совсем другой смысл. О чем спорили ученики?

О том, кто из них важнее. Суть проблемы не в отношении ребенка к чему-то, а в отношении к самому ребенку. В древнем обществе, да и не только в древнем, ребенок не обладал никакими правами, он не владел имуществом, он абсолютно ничего не значил. Родители даже могли его выбросить, особенно часто так поступали, когда рождалась девочка.* (см. C.K. Barrett, The New Testament Background: Selected Documents, London, 1987, p. 40.)

Ученики тоже должны стать детьми, то есть лишиться амбиций, духа соперничества и превосходства и понять, что истинное величие заключается в незначительности для мира, в смиренном служении другим.

В этом Иисус постоянно подает им пример.

Ст. 37 – Давно замечено, что этот стих лучше подходит по смыслу к отрывку 10.13-16 (ср. параллельный текст Матфея). Он немного выбивается из контекста спора о том, кто главнее, потому что на первый план здесь выходит другая тема и, возможно, слово «дети» употреблено в переносном смысле. Иисус, вероятно, называл Своих учеников детьми или «маленькими», что привело к некоторой путанице, какие речения относятся к детям, а какие – к ученикам. Например, слова «одного из таких детей» разительно напоминают ст. 42, где говорится об «одном из этих малых», а там конечно речь идет не о детях, а об Его учениках.

Ученики Иисуса – Его апостолы, то есть полномочные представители Христа, и Его авторитет распространяется на них.

Возможно, само слово «принимать» употреблено в значении «слушать, повиноваться» (как в арамейском языке). Есть интересная параллель в Талмуде: «Тот, кто принимает учителей Закона, подобен тому, кто принимает Шехину» (то есть Славу Божью, или самого Бога). В ст. 37 «учителя Закона» заменены на «Меня». Иисус действует и говорит как Божий представитель, Его властью Он превращает «детей», «простых и малых» – тех, кого мудрые и ученые презрительно называли «ам-ха`арец» («люди земли», вероятно, в значении «необразованная деревенщина»), «несведущими в Законе», почти что пр`оклятыми – в Своих полномочных представителей, которых люди должны принимать и слушаться так же, как Божьего Сына. Это эсхатологический переворот в человеческих иерархических отношениях. Только надо помнить, что апостольство – это функция, а не пожизненный статус (ср.10.31)

 

далее

 

 

Указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года

 

Православный церковный календарь. Выбираем там месяц и день

 

Библия

 

Толкование на Евангелия. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский)

 

Беседы на Евангелие от Марка. Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную

 

http://st-vera.orthodoxy.ru/

краткий_курс

пространный_курс

изучение Писания

 

 

обратная связь: задать вопрос катехизаторам

или написать в   гостевую книгу    (обязательно оставьте e-mail, что бы мы могли ответить Вам)

 

 

 

Найти: на

Дидахе Учение 12 Апостолов     Дидахе по гречески значит "Учение"           

 

Hosted by uCoz