Свойства Божии
Из "Катехизиса" священника О.Давыденкова
2.3.1. Бог есть Дух
Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге:
"Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24).
Что это означает?
"Слово "Дух"... понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие"[24].
Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что:
1) естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя.
2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности[25]. По словам свт. Григория Нисского,
"Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна, несложна"[26].
Понятие несложности или простоты означает:
а) отсутствие элементарного состава. Божественное естество не допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и ее свойствами. Бог не только обладает разумом, премудростью или любовью, подобно человеку. Он весь есть разум, весь есть премудрость, весь есть любовь; все эти качества в существе Божием непостижимым для нас образом сливаются в совершенное единство и тождество[27], разделяясь только в нашем умопредставлении.
б) в простой природе не может быть каких-либо противоположных сторон или тенденций, которые также вводят сложность.
3) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы, так как любую протяженную вещь можно, по крайней мере мысленно, разделить на части.
4) Божественное естество внутренне едино, просто, само тождественно и не допускает какого-либо изменения.
5) Господь говорит о поклонении Богу как Духу, следовательно, слово "Дух" означает существо живое, свободно-разумное, так как существо безличное не может быть предметом религиозного поклонения.
Таким образом, из рассматриваемых слов Спасителя следует, что
1. Бог есть существо свободно-разумное;
2. Он обладает совершенно простой, неограниченной, лишенной всякой материальности природой (сущностью).
2.3.2. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божих[28]
< Отрицательное и положительное богословие >
Онтологические свойства характеризуют совершенства Божественного существа. Но Божественная природа абсолютна, и человеческий язык не способен выразить полноту Божественного совершенства. Наш язык, понятия и категории нашего мышления сформировались в процессе изучения тварного мира, а тварные вещи несоизмеримы с нетварной абсолютной сущностью. Поэтому говорить о совершенствах Божественной природы можно только в отрицательных терминах.
<...>
Однако предметом богословствования может быть не только бытие Бога в Его неприступной сущности, но и Его самообнаружения в действованиях, благодаря которым мы можем нечто положительно утверждать о Боге. Бог — не только абсолютная сущность, но и свободно-разумное Существо, Личность, которая благоволит открыть себя человеку. Свойства Божии, познаваемые нами через Божественные действия, называются катафатическими свойствами.
Следует иметь в виду, что катафатические свойства, ни каждое в отдельности ни в совокупности, не исчерпывают Божественную сущность. По словам св. Иоанна Дамаскина, то, что мы
"говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству"[29].
Метод богословия, основанный на познании Бога по Его многообразным проявлениям, называется катафатическим (положительным).
Апофатический и катафатический методы не только не отрицают друг друга, но напротив, взаимодополняют. Свт. Василий Великий пишет:
"Из имен же сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть, отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога"[30]
2.3.3. апофатические свойства Божии
2.3.3.1. ВЕЧНОСТЬ
Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как "прежде", "после", "теперь" и тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями времени ; изменения для Бога не существуют, для Него — все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени.
"... от века и до века Ты — Бог" (Пс. 89, 3).
"Ты, Господи, пребываешь, во веки" (Плач. 5, 19).
"свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядёт" (Откр. 4, 8).
Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено
"по повелению вечного Бога" (Рим. 14, 25).
2.3.3.2. ВЕЗДЕСУЩИЕ (ВЕЗДЕПРИСУТСТВИЕ)
Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.
"Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря" (Пс. 138, 7-10)
Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, ; Его не проникает ничто.
Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог "разлит" в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что
"Все отстоит от Бога не местом, а природой" [32]. "Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности" [33].
Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях:
"Бог во всем пребывает по Своей благости и силе,
вне же всего по Своему собственному естеству"[34],
2.3.3.3. НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ
Этим свойством за Божественной природой отрицаются видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства.
"Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь" (Мал. 3, 6).
Ап. Иаков говорит, что у Бога
"нет изменения и тени перемены" (Иак. 1, 17).
Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть "жизнь" (Ин. 14, 6). Жизнь — одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий "покоя" и "движения". В произведении "О божественных именах" (VI в.) говорится, что Бог
"при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, Он остается в самом себе"[36].
Неизменяемость — отрицательное свойство, и положительно мы не знаем, что это такое. Посредством этого термина мы лишь выражаем ту мысль, что Бог через проявления Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не упадает и не возрастает в Своем бытии.
От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл Божий о мире и человеке.
2.3.4. катафатические свойства Божия
2.3.4.1. ВСЕВЕДЕНИЕ
Свойство всеведения означает, что "Бог... знает всё" (1 Ин. 3, 20). Божественное всеведение включает в себя:
1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы:
"Дух все проницает, и глубины Божии ... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, 10-11).
2) совершенное ведение о Своих делах: Богу
"ведомы ... все дела Его" (Деян. 15, 18), "нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его" (Евр. 4, 13).
Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего:
"Ему известно было всё прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении" (Сир. 23, 29).
Ведение Божие характеризуется свойствами независимости и неизменности. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание - внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Поэтому в Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения знания. Божественное всеведение заключает в себе все знание, сразу обо всем[37]. Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу "от вечности" (Деян. 15, 18).
2.3.4.2. ВСЕМОГУЩЕСТВО
Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение всё угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.
"Бог творит все, все хочет... " (Пс. 134, 6).
Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе:
"Я Бог Всемогущий... " (Быт. 17, 1).
Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением:
"Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось" (Пс. 32, 9).
Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью[38]. Это означает, что в Боге разум и воля - одно.
<...>
Священное Писание не; говорит, что Бог делает все, но только все, "чего хочет душа Его" (Иов. 23, 13). Всемогущество заключается не только в способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того, чего не хочешь.
<...>
2.3.4.3. ВСЕБЛАЖЕНСТВО
Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство [39].
"... блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс. 15, И). <Десница - правая рука>
"Блаженным" называет Бога и ап. Павел (1 Тим. 1, 11; 6, 15).
2.3.4.4. БЛАГОСТЬ
Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию[40]. Творение мира и все промыслительные о нем действия суть проявления благости Божией.
Благость Божия распространяется на всё существующее без изъятия:
"благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144, 9).
Со свойством благости Божией тесно связаны такие свойства, как любовь и милость <...>
2.3.4.5. ПРАВДА
"Господь праведен, любит правду; лице Его ей видит праведника" (Пс. 10, 7).
Бог есть полнота совершенства, и Он требует совершенства и от Своего творения.
"Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5, 48).
<...>
2.3.5. Антропоморфизмы Священного Писания
Хотя Библия учит, что Бог есть Дух, тем не менее в Священном Писании содержится множество так называемых антропоморфизмов (от греч. anthropos; — человек и morphe — форма). Антропоморфизмы — это усвоение Богу телесных органов, чувств, состояний и способностей, присущих тварным существам.
"Пространный Катихизис" говорит, что таким образом
"Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом ... "[42].
Антропоморфизмы следует понимать как указания на духовные свойства и действия Божии, о которых мы можем судить, по словам св. Иоанна Дамаскина, только
"посредством образов, типов и символов, нам сообразных"[43].
Ересь антропоморфитов, считавших, что Бог действительно есть существо телесное, была осуждена Церковью. В Синодике в Неделю Торжества Православия сказано:
"глаголющим Бога не быти дух, но плоть - анафема"[44].
http://azbyka.ru/dictionary/10/davydenkov_katihizis_06-all.shtml#davydenkov_katihizis_4231