Утром 23 июня, уже зная о смерти о. Георгия, я читала Евангелие от Иоанна.
«Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь»(Иоанн,Х,14-16).
Мне кажется, эти слова сбылись на о.Георгии, который был по-настоящему пастырем добрым. А вот о «другой овце» разговор особый. Она еще появится.
Первый рассказ был написан 24 июня, на второй день после смерти о Георгия. Я не стала отправлять его на сайт, чувствовала, что это не точка, скорее многоточие. Не хотелось бежать впереди паровоза. Предстояло два дня прощания. И приобретения бесценного духовного опыта.
Второй рассказ появился через два дня после похорон. Это не описание событий, а попытка понять: как печаль и острое сожаление, охватившие меня вначале, постепенно переросли в радость, попытка поделиться духовным опытом, который я получила за эти два дня. И, наконец, это желание рассказать о тех маленьких чудесах, которые происходили со мной и которые можно было бы отнести к простому совпадению, если бы не вера…
1. «Не успела…»
Когда не можешь ничем помочь, лучше не мешать, отойти в сторонку и тихо помолиться, понимая тех, кто близко знал о. Георгия и, сожалея о том, что почти не имела роскоши общения с ним, потому что пришла в Косьму <имеется ввиду церковь святых Космы и Дамиана. К сожалению, многие прихожане так запанибратски называют свой храм - it> слишком поздно.
Пришла три года назад: почувствовала потребность присоединиться к Церкви. Перед этим много читала, беседовала с верующими людьми. Вопрос был: куда пойти исповедоваться впервые? Понимала, что, если оттолкнут, больше не приду. Трое знакомых верующих, не сговариваясь, посоветовали: в Косьму, там тебя не «отфутболят».
Пришла не вовремя: в канун Пасхи. Идет Литургия. Служит о.Александр Борисов, исповедует о. Георгий Чистяков. Стою в очереди, мало понимаю, что происходит, но вижу с какой теплотой и участием относится о. Георгий ко всем, кто к нему подходит. Сразу становится легче: батюшка не равнодушный. Потом ближе к концу Литургии о. Георгий идет вдоль длинной очереди и, наклоняясь к каждому, тихо просит: «Братья и сестры, пожалуйста, по 2-3 минуты, а то не все успеют». А у меня в кармане три листа формата А4 мелким почерком по Десяти заповедям!
Когда подхожу, вдруг забываю о своем конспекте и произношу нечто похожее на речь Чебурашки на открытии Дома дружбы: «Я шла, шла и, наконец, пришла!» «Слава Богу!»,-радостно подхватывает о. Георгий, приобнимает меня за плечи - и все! Причащаюсь. Ощущение такое… Верующие поймут.
Потом мне объясняли, что меня причастили авансом, что священник взял на себя ответственность, что в таких случаях мудрый батюшка понимает человека с двух слов и что он советуется с Господом. Окончательно сбитая с толку, думая, что сделала что-то не так, после Пасхи я пошла к о. Александру Борисову исповедоваться по полной программе, рассказала и о своей первой исповеди. Он ответил, что и так бывает, иногда даже и двух минут нет. И сказал, что делать дальше.
Я стала ходить в наш храм раз в месяц, чаще не получалось, потом-на катехизацию. Была еще одна попытка исповеди у о. Георгия, и тоже в канун праздника. На это раз я пришла в состоянии какого-то смятения: запуталась в душевном и духовном, хотелось совета мудрого батюшки. Стою, в глазах мировая скорбь, слезы вот-вот хлынут, следующая очередь моя. И вдруг о.Георгий сам направляется ко мне, приобнимает за плечи, говорит что-то утешительное и…идет дальше. Оборачиваюсь, а за мной длинный хвост, понимаю, что попадаю под общую исповедь. Но странное дело: в слове о. Георгия я слышу о том, с чем пришла, понимаю, что это не фатально, сразу становится легко и радостно. А еще он говорит о том, что мы не рабы Божьи, а Его друзья, эта мысль кажется мне новой и удивительной. О.Георгий говорит также: если человек приходит в храм со своей печалью и радостью, то, значит, он живет настоящей христианской жизнью.
Так я не заметила как стала жить настоящей христианской жизнью: прошла катехизацию, воцерковилась, попала в классную евангельскую группу, познакомилась с интересными творческими людьми нашего прихода. От них и узнала о слабом здоровье о. Георгия.
Я практически не попадала, когда он служит, а, если и попадала, то шла исповедоваться не к нему: зачем «грузить батюшку» понимала, что тем, кого он знает по имени, попасть к нему куда важнее, чем мне.
Узнала и о страшной болезни о. Георгия. Молилась вместе со всеми, надеялась на чудо: ведь произошло оно с армянским мальчиком Цоликом, рассказ о котором был опубликован на нашем сайте. Его выписали умирать, определили в хоспис.Он провел в коме полгода, а потом очнулся и стал поправляться. При повторном обследовании опухоль мозга не обнаружили!
Меня поразило, что о. Георгий служил в церкви при РДКБ (Республиканской детской клинической больнице), помогал тяжело больным детям, многие из них умирали от онкологических заболеваний. О.Георгий утешал их и их родителей, принимал на себя их боль.
Я читала об известных врачах, которые, всю жизнь посвятив исцелению людей от какой-нибудь страшной болезни, умирали в конце концов именно от нее. Примеров много. Наверно, нечто подобное произошло и с о. Георгием: он принимал на себя слишком много боли и страдания… Еще меня поразил один отклик на сайте, писала женщина, волонтер РДКБ:
«Дорогой Отче. Вы будете с нашими детками уже Там. Какая радость для них. Видно дела у нас так не важны, что Господу понадобился такой воин, Генерал ангельскому войску наших умерших детей»…
Когда мы встречаемся с яркой личностью, понимаем, что она многогранна и постепенно открываем одну грань за другой. В данном случае я не успела… Открыла только одну грань: умение сострадать и утешать. Я только сейчас узнала, что о. Георгий был ученым, доктором филологических наук, специалистом по древней истории. И при этом оставался скромным, отзывчивым человеком.
Одна моя хорошая знакомая, прихожанка Косьмы с более чем десятилетним стажем, сказала мне: «Как жаль, что вы пришли поздно. Вы бы обязательно подружились с о.Георгием». Дружить со священником? Как это? Ведь я же не достойна! Но чем больше читаю и думаю об о. Георгии, тем больше понимаю, что могла бы. И вовсе не потому, что такая хорошая или умная, а потому что это он дружил со всем приходом. А мне остается сожалеть, что не успела…
Для меня о. Георгий останется первым священником, который встретил меня, когда я пришла в храм, встретил с радостью. Это очень важно встретить так, чтобы человек больше не захотел никуда уходить.
2.Подаренная радость
Прот. Олег Батов, прот. Александр Борисов, свящ. Иоанн Власов, чтец на отпевании о.Георгия
23-24 июня я провела на работе (работаю в аптеке по 12 часов, два через два). Позвонила на мобильник женщина из евангельской группы, сказала, что прощание с отцом Георгием будет 25-26, решила: поеду. Договорились встретиться.
В первый день пришли вместе к 15 часам. Прихожан много, но знакомых не увидели. Переживали вдвоем, делились своими воспоминаниями об о. Георгии. Я сожалела о том, что не успела узнать его и полюбить… Она успела намного больше. Пошли в киоск, купили DVD с проповедями.
Потом о. Георгия привезли, и началось прощание.
Священники служили в белых одеждах, это меня удивило. Сама я была в черном. Заметила, что некоторые прихожанки были в черно-белом. О. Александр Борисов говорил о том, что мы испытываем и скорбь, и радость одновременно: скорбь об утрате и радость от того, что смерть-это не конец, а переход в новую жизнь. Я понимала это умом, читала Евангелие, но почувствовать радость не могла. Я ощущала себя «другой овцой», которая прибилась к хорошему «стаду», но все равно остается «другой».
На следующий день думала: приду на Литургию и отпевание, встану где-нибудь в сторонке, а на кладбище и прощальную трапезу не поеду: это для близких, да и тяжело все это и физически, и морально. Приехала в начале девятого, Литургия уже началась, но храм еще не был заполнен до конца (это потом стояли вплотную в притворе).
Приткнулась рядом с поминальным столиком и иконой Николая Чудотворца. Что-то видела, что-то слышала. И снова нахлынуло острое сожаление: не успела… И это «не успела» пело во мне со всеми знаками препинания: «Не успела! Не успела. Не успела…». И вдруг вопросительное: «Не успела? А почему, собственно, не успела? Разве о. Георгий умер? Разве смерть-это конец?»
И с этого момента что-то изменилось. Я перестала ощущать печаль и острое сожаление, почувствовала зарождение радости. Подняла глаза и вижу через четыре человека от себя женщину, с которой была в храме вчера. Тихонько прошу ее позвать, она оборачивается. Стою на месте, но люди почему-то расступаются, пропуская меня вперед. Теперь мне хорошо видно и слышно все происходящее. Наблюдаю за лицами священников, слушаю хор, чтение Евангелие, и постепенно становлюсь не просто наблюдателем, а участником Литургии. Потом причащаюсь, ощущаю себя частью общины Косьмы.
Литургия заканчивается, начинается отпевание. Зажигаем свечи. Слушаем Евангелие, которое по очереди читают священники на разных языках.
Действие продолжается в общей сложности пять часов, кому-то становится плохо, его заботливо сажают на скамейку, слава Богу есть возможность присесть. Уже ближе к концу службы мне становится плохо, пробираюсь на выход, меня сопровождают, люди расступаются, только одна женщина, стоящая в притворе, выражает свое недовольство.
На воздухе становится, легче появляются силы. Прихожане стоят группками, никого не ищу специально, но вижу знакомых по катехизации, евангельской группе, литклубу, с кем-то разговариваю, с кем-то просто здороваюсь. Меня знакомят с женщиной, моей тезкой, которая посещает лекции в Православном университе не первый год (а я два года туда собираюсь!). Узнаю много интересного. Между тем подают автобусы.
Решаем группой в шесть-семь человек ехать на кладбище своим ходом: автобусов на всех не хватит, а кому-то это нужнее.
Стою со своей спутницей, в двух метрах от нас останавливается машина, на которой повезут о. Георгия. Заканчивается прощание на улице, процессия направляется в нашу сторону и проходит всего в двух шагах . Пока смотрели, оцепенев, группа, с которой собирались ехать на кладбище, куда то исчезла. Дороги не знаем. Подходит незнакомый мужчина, говорит, что есть свободные места в автобусе. Кидаемся к ПАЗу, там все занято, идем на Тверскую, видим: стоит красавец –автобус синего цвета по типу экскурсионного, а из окна, высунувшись наполовину, машет двумя руками тот гражданин, который убедил нас ехать своим ходом. Места есть, но автобус больше ждать не может, т.к. нарушает движение. Садимся и почти тут же отъезжаем, кто-то бежит, не успевая. Водитель говорит, если попадем в пробку, опоздаем. Обходимся без пробок.
На кладбище пристраиваемся в конец процессии, потом идем в обход какими-то тропинками и вдруг оказываемся в нескольких метрах от места захоронения. Тропинка, на которой мы стоим, постепенно заполняется людьми. Она перпендикулярна аллее, на которой основная процессия и тут же место захоронения рядом с часовней. Мы видим и слышим все происходящее. Море цветов, их передают со всех сторон…
Крест установлен, люди начинают по очереди к нему подходить, прикладываются. А мы стоим, заблокированные. Кто-то пошутил: за партер надо платить. Надо так надо, никто не возражает. Но стоим совсем недолго. Тропинка вдруг приходит в движение, зато останавливается движение на аллее.
И тут до меня начинает доходить: в течение всего дня я вовсе не стремилась попасть в первые ряды, напротив, хотела быть в сторонке, да и на кладбище ехать не планировала, а почему-то получается, что все время оказываюсь в нескольких метрах от эпицентра событий. Моя спутница говорит, что у нее такое же ощущение.
Я не планирую возвращаться в храм на поминальную трапезу, моя спутница и тезка тоже. К нам подходят три женщины из евангельской группы. (Какова вероятность встретить трех знакомых дам среди нескольких сотен прихожан?). Они собираются ехать. Одна из женщин объясняет мне, что это не простые поминки, а нечто такое, что дает огромный духовный опыт. Отказаться от возможности получить духовный опыт? Нет, конечно. Приезжаем в храм, замешкалась на входе, отстала от спутниц, вхожу одна. Столы стоят длинными рядами, места все заняты. Почти все. Вижу женщину из моей группы, она машет мне рукой, указывает на свободное место. И где это место, как вы думаете? По центру, напротив стола, за которым сидят священники! Как будто сам Господь обо мне позаботился, чтобы я все видела и слышала. А, может это о. Георгий, и благодаря ему я весь день ощущаю такие маленькие чудеса? Ведь это так на него похоже: позаботиться, утешить, научить, превратить печаль в радость.
Я впервые присутствую на братской трапезе, и хотя она поминальная, все чаще и чаще звучат слова радость и праздник. Будто при ускоренном просмотре открываются передо мной грани яркой, одаренной личности о. Георгия. Я понимаю, что мне предстоит читать его книги, слушать его проповеди, испытывая при этом несравненную радость открытия. И очень радует призыв о Александра поделиться своими воспоминаниями, как много интересного можно из них узнать …
А еще чувствую, что никакая я не « другая овца», а полноценный член замечательной общины храма Космы и Дамиана, и что о. Георгий дал мне это понять.
Спасибо Вам, отец Георгий за подаренную радость, за умение утешить, за то что, чувствуя Вас, хочется возрастать.