Тематический указатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

священник Русской Православной Церкви Георгий Чистяков

 

 

Священник Георгий Чистяков

Рождественская радость

Выступление 07.01.1997 на радио “София”

  

Что это такое - Рождественская радость? Не рождественское веселье на чисто фольклорном уровне, к которому очень часто мы сводим этот праздник, а именно та радость, о которой повествует нам Священное Писание, та радость, память о которой сохранилась в языках, в живой памяти народов. Потому что в словах люди сохраняют воспоминания о том, что, может быть, уже и не помнят на уровне идей, помнят, потому что употребляют то, а не другое слово.

Итак, почему Рождество радостное? В Библии радость всегда связывается с темой освобождения от рабства. Радуется народ Божий, возвращаясь из Вавилонского плена в землю иудеев. Радуются Моисей и его спутники, покидая египетское рабство. И каждый год радуется иудей, вспоминая об этих днях перехода Пасхи ветхозаветной, спасения и избавления от рабства египетского, от рабства грехов. Получается, что чем-то Рождество Христово напоминает Пасху, Пасху ветхозаветную и Пасху Христову.

Не случайно греческие богослужебные книги так и называют три дня праздника Рождества Христова именно словом Пасха, а не каким-то другим. И это не случайно, потому что Церковь видит в самом дне Рождества Христова перспективу будущего, Крест, смерть и Воскресение Иисусово из мертвых, Его пасхальную победу. В этот день, который мы празднуем сегодня, уже наметилась пасхальная перспектива. Об этом никогда не забывает Церковь, об этом помнят люди, даже если они, как им кажется, это забыли или никогда не знали, потому что называют Рождество радостным. Поэтому помнят, действительно помнят об этом.


Но есть что-то особенное в этом дне, в этом празднике, в этом событии, даже если мы на мгновение отвлечемся от той пасхальной перспективы, с которой связывает этот день церковная традиция. Первый мотив, особый, рождественский мотив, о котором мы говорили в одной из последних передач+ - это мотив ответственности. Бог предъявляет нам Себя в лице абсолютно беспомощного и беззащитного младенца - младенца, который необходимо нуждается в нашей с вами защите. Об ответственности человека за мир, об ответственности нашей, людей, друг за друга, об ответственности, в конце концов, человечества за Бога, - об этом говорит этот праздник. Вот первый из трех рождественских мотивов, о которых хотелось мне сказать вам сегодня особо.

Второй мотив - это мотив света. Неслучайно мы празднуем Рождество Христово 25 декабря, подчеркиваю, не 7 января, а именно 25 декабря по григорианскому или по юлианскому календарю, так как мы на Руси, но все равно это именно этот день календаря - 25 декабря, когда язычники в незапамятные времена праздновали рождение солнца. И вот, - говорит отец Александр Шмеман, - в этот день стали христиане праздновать Рождество Иисуса Христа, праздновать его как рождение подлинного духовного Солнца, вхождение в мир подлинного духовного Света. И сейчас в день Рождества Христова в главном песнопении этого праздника мы слышим: “Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разум”. Он научил нас “кланятися Тебе, Солнцу правды”.

Как видим, - говорит отец Александр Шмеман, - христианство приняло привычную для язычников, для всей дохристианской культуры, тему солнца как света и жизни, и ее сделало раскрытием веры своей во Христа. Вы верите в солнце, как бы сказала Церковь миру, но ведь само это природное физическое солнце - символ, отблеск, орудие другого, высшего духовного Божественного Солнца, и в нем - Жизнь, Свет и Победа. Вы прославляете рождение солнца физического, а мы зовем вас прославлять пришествие в мир Божественного Солнца, зовем вас от физического видимого возвести ваш ум к духовному и невидимому. Так говорит отец Александр Шмеман, суммируя то, что устами святых отцов Церковь сказала миру, устрояя праздник Рождества Христова. Праздник этот стал как бы исполнением того, - говорит отец Александр, - что праздновало язычество. Праздником события завершающего, исполняющего чаяния, ожидания, верования всех людей. Всему тому, что вкладывал человек в свое поклонение солнцу, вере человека в смысл мира, в его светоносность, в его разумность и божественность, всему этому христианство как бы дало имя - Христос. Так возник праздник Рождества Христова. Как одновременно и увенчание всех человеческих предчувствий и чаяний, всей неистребимой в человеке жажды смысла и добра и, в то же время, как начало новой религиозной эпохи. Так изнутри было преодолено язычество, т.е. поклонение твари, а не Творцу. Так освобожден был человек от порабощения миру и природе приятием от Христа Света разума. Становится ясна тогда радостность рождественских песнопений, радостность этого дня, радостность самой лексики, самих слов, которыми мы говорим о Рождестве Христовом. Эта радостность связана с тем, что через Рождество Христово, - как говорит отец Александр, - освобожден был человек от порабощения миру и природе. А освобожден чем? - приятием Христа как Света и Разума. Народ, сидящий во тьме и сени смертной, - говорит пророк Исайя, - Свет воссияет на вас! Вот об этом Свете поем мы в церковных гимнах дня сегодняшнего, об этом Свете говорит нам Писание, говорит нам Предание святой Церкви.

Но есть ещё один момент - третий момент, связанный с днем Рождества Христова, о котором мне бы хотелось сегодня сказать хотя бы несколько слов. Это праздник обновления. Мир языческий старел, цивилизация греко-римская, равно и все восточные цивилизации рубежа нашей эры, чувствовали себя стареющими, дряхлеющими, старыми, умирающими. И вот в мир приходит Христос. Казалось бы, ничего не произошло, в еврейском городе Вифлееме родился мальчик, в простой семье. Мальчик родился у людей, для которых даже места не нашлось в гостинице. Но через это событие, как говорится в Акафисте Рождеству Христову, составленном в двадцатом веке одним из епископов в заключении, “в этот день юнеет и обновляется всякая душа христианская в светлом празднике Твоего Рождения. Духом святым оживляется, Троическим единством просвещается, непрестанно поя песнь: Аллилуйя”.

День обновления и возвращения юности и миру, и культуре, и каждому из нас. День возвращения нашей человеческой подлинности - вот что такое этот праздник. Вот что совершает Христос пришествием Своим в мир: возвращает нам нашу подлинность, нашу утраченную юность, нашу утраченную духовную свободу”.

 

Также о Рождестве см.

 

 

Источник

 

Распространение приветствуется.
Просьба ставить гиперссылку при копировании.

 



Вы можете помочь развитию этого сайта, внеся пожертвование

www.tapirrdidahe.ru
Слово Божие
Помогите Божьему делу
Приглашаем узать больше о христианской вере