В московской редакции «Русской мысли» прошел «круглый стол» на тему «Музеи и музейные фонды России в период культурного кризиса: проблемы и перспективы хранения» / Материал подготовил Михаил Ситников // Русская мысль. — Москва; Париж, 1998. — 2-8 апреля. — № 4216. — С. 18-19.
Священник Георгий Чистяков,
член редсовета газеты «Русская мысль», сказал на этом круглом столе:
Вскоре после канонизации архиепископа Николая (Касаткина) в Японии был поставлен вопрос о перенесении его мощей с городского кладбища в кафедральный собор.
Однако жители Токио попросили, чтобы у них не забирали Николая, поскольку он принадлежит всем японцам, а не только одним православным.
«Троица» преподобного Андрея Рублева тоже принадлежит всем без исключения. Это удивительно, но и протестанты именно благодаря музеям уже начинают задумываться над тем, что такое иконопись. И неверующие этим путём приходят к Богу.
Конечно, тут очень много подводных камней. Но здесь была высказана очень важная мысль, что культурное наследие вообще выше каких бы то ни было рамок, как национальных, так и конфессиональных. Нам очень важно не оказаться богопротивниками, ибо задача Церкви заключается в том, чтобы не захлопнуть двери храма перед неверующими, а открыть их. Не захлопываем ли мы эти двери, споря с музеями и конфликтуя с искусствоведами?
Верующему человеку безумно больно наблюдать, как музей и Церковь воюют друг с другом. Мне кажется, что уже одно это – свидетельство нашего варварства. Этого не должно быть, потому что именно музеи сумели в неимоверно трудных условиях советского прошлого каким-то чудом сохранить иконы, утварь, рукописи и сами церковные здания. Если бы не музеи, все это было бы несомненно уничтожено. Среди музейных работников есть люди и верующие, и неверующие, но все они с поразительным благоговением сохраняли в музеях церковные древности. Кроме того, нельзя не вспомнить, что представляла собой рублевская «Троица» до того, как она попала в руки реставраторов. В сущности, она была просто неизвестна, так как скрывалась под слоем живописи XIX века. Благодаря реставраторам была открыта тайна Андрея Рублева, о которой написаны теперь сотни томов. Могли бы появиться эти книги, если бы икона не была подвергнута исследованиям?
В ХХ веке мы просто не имеем права говорить о каком-то конфликте между музеями и Церковью – вопрос необходимо ставить только о нашем сотрудничестве. Перед нами стоит задача преодолеть те барьеры в отношениях друг с другом, которые мы, несомненно, строим сами. Призваны Богом к жизни все люди – и верующие, и безбожники. Все мы должны искать пути к совместным исследованиям, к совместному существованию.
Вырезку из газеты "Русская мысль" прислала Вета Рыскина.
http://garfield-s.livejournaldidahe.ru/324560.html