«И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды…» (Чс, 20)
Да, Бог может всё. И Бог даёт воду народу, который хочет пить. Но что происходит потом, как реагирует народ на это? <…>
И дальше в 105 Псалме:
«Отцы наши в Египте
не уразумели чудес Твоих,
305
___
не помнили множество милостей Твоих,
и возмутились у моря, у Чермного моря»
(Пс 105:7)
Люди не помнят о том, что делает Бог. Он даёт им воду, и они верят Его словам и воспевают Ему хвалу. Но, как дальше говорит псалмопевец, «скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения». Человек приходит в восторг от благодарности к Богу в тот самый момент, когда получает воду из скалы, но проходит совсем немного времени – и всё, он снова ропщет, снова возмущается, снова требует от Бога помощи и негодует оттого, что эта помощь ему не даётся.
<…>
Как понять тот урок, который дает нам слово Божие, дважды сохраняя внутри Пятикнижия рассказ о том, как Бог вывел воду из скалы? На самом деле ведь главное заключается именно в том, чтобы понять: а для чего, ради чего сохранён этот рассказ в Свя-
306
____
щенном Писании? Ведь не только для того, чтобы подчеркнуть, что Бог творит чудеса. Нет! У него есть какое-то другое назначение. Я возвращаюсь к 105 псалму, из которого взял слова:
«Разверз камень и потекли воды,
потекли рекою по местам сухим.»
(Пс 104:41)
А теперь следующий стих, мы его тоже читали, но в нём содержится ответ на наш вопрос, зачем об этом рассказывается в Библии:
«Ибо вспомнил Он святое слово своё к Аврааму,
рабу Своему, и вывел народ Свой в радости».
(Пс 104:42-43)
Человек будет роптать на Бога и требовать от Него всё новых и новых чудес, всё нового и нового подтверждения Его всемогущества, пока между ним и Богом не установятся такие личные взаимоотношения, какие были между Богом и Авраамом, между Богом и Исааком, между Богом и Иаковом. Пока нет тех личных взаимоотношений между Богом и человеком, которые показывает нам в Евангелии Христос от начала и до конца, во время своих ночных разговоров с Отцом; пока у нас нет тех отношений с Богом, какие ярче всего раскрываются в 17-ой главе Евангелия от Иоанна, в Первосвященнической молитве Иисуса, - мы будем требовать от Бога всё новых чудес, и возмущаться, и роптать на то, что чудеса не совершаются с нами и вокруг нас каждый день. Вот почему и говорит апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам:
«А камень тот был Христос».
(ср. 1 Кор 10:4)
Ответ на наш вопрос заключается в одном слове. И это слово – Христос.
Пока между нами и Богом не устанавливаются личные отношения, не вспыхивает та любовь, которая изменяет и преображает всё, мы жёстко и безжалостно требуем от
307
____
Бога всё новых чудес. Требуем и – не получаем. В какой-то момент, когда нам становится действительно плохо, Бог, несмотря ни на что, несмотря на это отсутствие любви с нашей стороны, всё-таки приходит к нам на помощь. Мы начинаем радоваться и веселиться, но очень быстро забываем об этой встрече. И снова продолжаем требовать, требовать и требовать. Нужно сменить модус наших отношений с Богом! Бог должен стать для нас не всемогущим царём, который царствует над миром, а тем Богом Авраама, Исаака и Иакова, Который явился патриархам, и с Которым у них были абсолютно личные отношения.
Бог – и человек. Я - и Ты. Наши отношения с Богом выражаются в молитве, в том, что обращаемся к Нему на «Ты» и как к Отцу. И вот когда осознание того, что для нас Бог и что мы для Него, - входит в нас, - тогда жизнь становится новой, становится полноценной, настоящей. Пока же этих отношений нет, мы будем требовать, требовать и требовать без конца. Именно об этом говорит библейский рассказ из 20-й главы Чисел.
308
Эта глава также публиковалась в: Истина и жизнь, №2, 2002