Тематический указатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прот. Александр Мень

 

 

 

 

священник Русской Православной Церкви Георгий Чистяков

 

Священник Георгий Чистяков
«Путь, что ведёт нас к Богу»

БРАТ РОЖЕ

   Выступление на открытии книжной выставки памяти брата Роже
в Научно-исследовательском центре религиозной литературы
ВГБИЛ им. М.И. Рудомино в конце августа 2005 г.

 

Также см. Сердце, вместившее всех людей (статья о.Георгия)


Вскоре после смерти брата Роже один из пользователей написал в интернете: «Я знаю слова Иисуса о том, что "если зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода". Я знаю, что гроб Спасителя пуст. Я знаю, что брат Роже сможет теперь нам помочь гораздо больше, чем раньше. Но просто Воскресения не бывает без Креста. И если мы попытаемся пережить Воскресение, миновав Крест, - из этого ничего не получится»... Действительно, хочется присоединиться к этим словам.
Роже Луи Шютц-Марсош, известный всему миру как брат Роже из Тэзе, родился в 1915 году в Швейцарии в семье протестантского пастора, то ли лютеранина, то ли реформата, ибо сам он никогда не говорил о том, к какой деноминации принадлежит. Брат Роже вспоминал об отце как о «мистике в сердце», который молился по утрам в пустом храме. Однажды мальчик даже видел, как отец молился в католической церкви, хотя Швейцария была страной, где бытовали ожесточенные конфликты между католиками и протестантами. Мать Роже была француженкой и приняла католичество сознательно, не вопреки воле мужа-пастора, но чтобы свидетельствовать об отсутствии разделения между католиками и протестантами.

Служение брата Роже, окончившего к тому времени реформатский колледж, началось в полном одиночестве. В Нагорной проповеди Христос говорит о том,

191

 

что «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф 5:23-24). Эти слова Евангелия особенно отозвались в сердце брата Роже, который решил посвятить жизнь примирению между христианами. В 1940 году в возрасте 25 лет он по­кинул родную Швейцарию и переселился во Францию, страну своей матери.

Несколько лет он вынашивал в себе желание собрать общину, где в повседневной жизни христиане могли бы жить примирением. Общину, в которой «доброта серд­ца стала бы практической вещью и где в центре всего стояла бы любовь». Именно тогда он поселился в ма­ленькой деревеньке Тэзе в Бургундии, всего в несколь­ких километрах от демаркационной линии, которая в первые годы войны разделила Францию надвое. Тут он мог укрывать беженцев, в том числе и евреев, кото­рые покидали оккупированную зону, зная, что могут спрятаться в этом доме.

После войны к нему присоединились еще несколько человек, и на Пасху 1949 года первые братья новой об­щины принесли свои обеты безбрачия, совместного владения собственностью и простоты жизни. С 1950-х годов некоторые из братьев начали жить в тех местах, где люди терпят лишения, чтобы разделить свою жизнь с бедными. А само Тэзе стало местом молчания и молит­вы. Братья - сначала это были только протестанты, но затем к ним присоединились и католики, - не принима­ют никаких пожертвований и живут только на деньги, которые зарабатывают сами. Сначала это было просто, но с конца пятидесятых годов в Тэзе стала приезжать молодежь, и паломников становилось все больше и боль­ше. Братья подумали было покинуть Тэзе и укрыться в более тихом месте, но быстро поняли, что принимать молодежь - это их призвание. Но и те, кто приезжают в Тэзе, пускай только на одну неделю, все равно работа­ют, моют посуду, помогают на кухне и т.д.

Сегодня общину Тэзе составляют более ста братьев из более чем 25 стран. Община сама по себе - уже знак при­мирения между разделенными христианами и разделен­ными народами. Важно, что никакой особой экумениче­ской доктрины брат Роже не провозглашал, при этом никто из братьев не сменил своей конфессии или дено­минации, хотя о том, к какой из конфессий кто принад­лежит, они никогда не говорят. В одной из своих послед­них книг брат Роже рассказывает, как родилось его при­звание: «Вспоминаю бабушку со стороны матери, она интуитивно нашла ключ к экуменическому призванию, и тем самым показала мне, как это воплотить в реально­сти. Ее жизнь - свидетельство, сильно повлиявшее на меня, когда я был еще совсем молодым. Следуя за ней, я открыл мою собственную христианскую идентич­ность, примирив в себе веру моих предков с тайной все­ленской веры, не теряя связи ни с той, ни с другой».

Каждую неделю, начиная с ранней весны и до позд­ней осени, молодые люди с разных континентов приез­жают на холм Тэзе. Они ищут смысл жизни - в единстве со многими другими людьми. Приникая к источникам доверия в Боге, они совершают своего рода внутреннее паломничество, которое дает смелость строить доверие в мире людей. Иногда летом в этом общем путешествии участвуют более пяти тысяч молодых людей из 75 раз­ных стран. И это путешествие продолжается, когда они возвращаются к себе домой. Оно заключено в стремле­нии углубить внутреннюю жизнь и в готовности при­нять на себя ответственность за то, чтобы мир, в кото­ром мы живем, стал лучше.

Для того чтобы поддерживать молодежь, община ор­ганизовала «паломничество доверия на земле». Это от­нюдь не равнозначно созданию какого-то особого дви­жения вокруг общины. Каждого, кто побывал в Тэзе, как бы призывают у себя дома, в своих собственных услови­ях, проживать то, что ему открылось, с большим внима­нием относиться к своей внутренней жизни и лучше чувствовать связь со множеством других людей, которые тоже вовлечены в этот поиск самого главного в жиз­ни. В конце года Тэзе всякий раз проводит большую встречу в каком-нибудь из городов Европы, Восточной либо Западной. В минувшем году эта встреча проводи­лась в Лиссабоне. В такой встрече участвуют десятки тысяч молодых людей со всей Европы и с других конти­нентов. Эти встречи - этапы «паломничества доверия на земле».

После убийства брата Роже архиепископ Кентер- берийский Роуэн Уильяме сказал, что «очень немногим людям нашего времени удалось изменить всю атмосфе­ру религиозной культуры; но именно это совершил брат Роже. Он изменил ориентиры экуменизма, при­гласив христиан разных конфессий жить вместе мона­шеской жизнью; он изменил само представление о хри­стианстве в умах многих молодых людей; он показал церквам первостепенное значение примирения - сна­чала в послевоенной Европе, а затем во всем мире». Близким другом брата Роже был французский фило­соф Поль Рикёр: «Я вижу тысячи молодых людей и де­вушек, которые, - писал Рикёр, - не занимаются фор­мулировкой ответов на вопросы о добре и зле, Боге, благодати, Иисусе Христе, но сердца которых избрали добро... община не навязывает нам модели, которой мы должны были бы подражать, но дружески призыва­ет. Я люблю слово "призывать", потому что здесь мы не подчиняемся логике приказов, еще менее - принужде­ния, и, с другой стороны, здесь не действует логика не­доверия и сомнений, столь распространенная сегодня в профессиональной жизни, в жизни больших городов, повелевающая нами и в рабочие часы, и в часы досуга. Этот ощущаемый всеми мир в сердце и воплощает для меня счастье общины Тэзе».

«Сердце брата Роже, - говорил на его похоронах брат Алоис, немец по рождению и католик по исповеданию, которого семь лет назад брат Роже с согласия братьев назначил своим преемником, - вмещало всех людей, из всех стран, в особенности - молодых и детей». «Брат Роже постоянно возвращался к евангельской ценности доброты сердца, - сказал брат Алоис, - и это не какие-тб пустые слова, но это сила, способная изменить мир, по­тому что так действует Бог. Перед лицом зла сердечная доброта - это нечто хрупкое. Но жизнь, которую в само­отдаче прожил брат Роже, доказывает, что последнее слово всегда остается за Богом и за миром, который Он дает».

«Брат Роже, - сказал в день похорон перед началом заупокойной мессы кардинал Вальтер Каспер, - был со­зерцателем - человеком молитвы, которого Бог призвал к тишине и уединению монашеской жизни. И все же он захотел открыть свое сердце монаха, как и всю общину Тэзе, для молодых людей со всего мира, для их исканий и чаяний, для их радостей и страданий, для их пути - и пути жизни, и пути веры».

Действительно, нельзя не сказать о том, что Тэзе - это место особой, сильной, радостной и искрящейся, но в то же время проникновенной и в сущности без­молвной молитвы. Рассказывают, что один мальчик, приехавший в Тэзе вместе с родителями, заранее пре­дупредил, что не будет молиться три раза в день. Придти на молитву пришлось, и тут этот мальчик понял, что здесь просто нельзя не молиться, потому что молитва сама льется из сердца. Молитва в Тэзе - это молчание, перерастающее в пение, и пение, перерастающее в мол­чание. «Эта молитва, - сказал многократно бывавший в Тэзе московский священник о. Владимир Лапшин, - в которой участвуют все братья и паломники, проста, как детский лепет, и в то же время глубока, как само Евангелие, потому что именно им она и питается. Именно такая молитва, доступная всем, часто состоя­щая из одной лишь фразы, повторяемой на разных язы­ках, может собирать "рассеянное малое стадо", а не разъединять. И молитва Тэзе, и вся жизнь и служение брата Роже определялись его главной интуицией... - осознанием единства Церкви Христовой и стремлени­ем к примирению».

Тэзе - это община, семья в лучшем смысле этого сло­ва. Те, кто жил в Тэзе среди братьев и обитающих побли­зости от них католических монахинь, знают, что такое эта семья, что такое настоящая община и настоящее братство, и уже не могут жить иначе. Чувство того, что такое духовная семья, та семья, о которой рассказано в книге Деяний апостолов, брат Роже имел как никто другой. Его никогда не канонизируют, не будут лобызать его мощи, потому что он протестант, а у протестантов нет святых в том смысле слова, в каком почитают свя­тых православные и католики. Но при этом он - настоя­щий святой в лучшем смысле этого слова.

«Дух Святой, Ты живешь в каждом человеке и прихо­дишь, чтобы вдохнуть в нас то главное, что заключает в себе Евангелие: доброту и прощение. Любить и выра­жать это своей жизнью, любить с сердечной добротой и прощать - так Ты даешь нам обрести один из источни­ков мира и радости». Эти слова были написаны на обо­роте портрета брата Роже, который раздавали братья в день похорон. Действительно, «доброта и проще­ние» - это какие-то особенные ценности, и хотя они присутствуют на каждой странице Евангелия, мы так ча­сто ими пренебрегаем...

Тэзе - это какое-то особенное сияние... Особенная красота... ничего упрощенного... красота пения... красо­та природы, красота присутствия Духа Святого. Говорят, что вечером после похорон брата Роже после дождя на небе появилась удивительная радуга. Двойная, с ярчай­шими красками, гигантская. Один итальянец сказал, что никогда подобного в жизни не видал. Многие говорят, что пережили в этот день ощущение Пасхи. Боль и ра­дость. И море света, несмотря на пасмурный день. Один из братьев сказал, что читал книги записей - они лежа­ли у гроба для желающих. Желающие исписали девять толстенных книг. Читал и поражался восприятию Тэзе. Он сказал примерно так: «Мы знаем людей, которые сюда приезжают часто, скажем, раз в год. Но есть нема­ло людей, которые в Тэзе что-то открыли - и уже туда не возвращались. Даже если были тут один раз. А продол­жали жить дома, но иначе. И вернулись только на похо­роны выразить свою благодарность».

«Там были тысячи как важных, так и безымянных фи­гур, - пишет один из участников похорон брата Роже, - множество прекрасных людей, которые пели и моли­лись. Люди всех возрастов, приехавшие из всех стран мира, верующие всех религий, объединенные присут­ствием Иисуса, которое объединяет в себе каждое нача­ло и каждый конец с начала веков и навсегда. Когда не раздавалось пение, царила тишина. И все эти тысячи молчали и слушали в тишине шум дождя, который шел, не переставая. Мне было грустно, но я был и счастлив за эту фантастическую жизнь, ярко прожитую, которая принесла столько добра миллионам людей... и которая принесла добро мне. Если бы я не встретил когда-то Тэзе, которое осветило мне путь, думаю, что давно уже стал бы убежденным атеистом. А вместо этого я рад, что верую».

На Западе принято хоронить в закрытом гробу. А гроб брата Роже был открыт, поэтому, прощаясь, все могли видеть его прекрасное лицо. Когда братья вынесли гроб из церкви и пронесли через толпу, никто не двинулся за ними. На маленькое кладбище при старой церкви пош­ли только братья и с ними три маленьких мальчика, один из них португалец по имени Рубен. И это не слу­чайно - рядом с братом Роже всегда были дети. И во вре­мя молитвы тоже. Один из свидетелей убийства напи­сал, что, когда все случилось, брат Роже смотрел не на убийцу, а с удивлением - на детей, которые как всегда были рядом с ним, словно бы не понимая, почему они плачут. А когда его несли, уже с перерезанным горлом, и он совсем не мог дышать и говорить, он все делал рука­ми какие-то примиряющие знаки - мол, не беспокой­тесь... А теперь, как говорят, дети виснут на брате Алоисе. Миссия брата Роже продолжается.

В апреле 2005 года на похоронах Иоанна Павла II кар­динал Ратцингер (будущий Бенедикт XVI) преподал бра­ту Роже Святое Причастие. Это все видели по телевиде­нию во время прямой трансляции. Газетчики сразу ухва­тились за этот факт, причем одни утверждали, что кардинал не узнал брата Роже и принял его за католиче­ского монаха, другие писали, что Роже Щютц тайно принял католичество. Действительно, хранитель като­лической веры ex officio, в чем-то очень жесткий и не ме­няющий своих установок или попросту консервативный (как тогда считалось) кардинал не мог причастить про­тестанта, ибо сам многократно выступал против интер- коммуниона. Это действительно так.

Но он сделал это, и, как потом оказалось, сделал это вполне сознательно, потому что увидел в брате Роже не представителя иной деноминации, но брата во Христе, не двоюродного, но именно родного брата. Такого бра­та видела в нем и мать Тереза, и Иоанн Павел II, и, глав­ное, миллионы христиан, причем всех исповеданий и со всех континентов. Брат Алоис сказал мне, что они ожидали, что в связи с кончиной брата Роже им придет много писем с соболезнованиями. Но не предполагали, что писем будет так много. Настоящие горы. И не со­болезнования, но благодарность была содержанием этих писем. Laudate Dominum omnes gentes - Хвалите Господа все народы...

фотграфии с сайта Общины Тэзе:

 


Также см. Сердце, вместившее всех людей (статья о.Георгия) 

содержание

Примечание


Распространение приветствуется.
Просьба ставить гиперссылку при копировании.

 



Вы можете помочь развитию этого сайта, внеся пожертвование

www.tapirrdidahe.ru
Слово Божие
Помогите Божьему делу
Приглашаем узать больше о христианской вере