Тематический указатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

священник Русской Православной Церкви Георгий Чистяков

 

Священник Георгий Чистяков

 

Великий пост

Проповедь 10 марта 2002 года

(время Великого поста)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сколько раз, братья и сестры, слышали мы это евангельское чтение (Мф. 25, 31-46), сколько раз задумывались мы о нём! И, кажется, поняли, что основа христианской жизни заключается в том, чтобы испытывать как-то по особенному эффект Божьего присутствия в жизни; чтобы давать еду тому, кто голоден; давать воду тому, кто жаждет; давать одежду тому, кто наг; приходить к тому, кто болен или заключён в тюрьме или в темнице; посещать больного и утешать его; принимать к себе в дом бездомного. Иногда плохо, но мы стараемся поступать именно так, как призывает Господь в этом евангельском чтении, в этой притче, рассказанной Им на основе 58-й главы Книги пророка Исайи, где пророк Исайя говорит о том, что пост, который избрал Бог, именно в том заключается, чтобы накормить голодного, чтобы напоить жаждущего, принять в свой дом бездомного и одеть нагого. Вот пост, устами пророка говорит Сам Бог, который Я избрал, другой пост Мне не нужен.

И вы это поняли, наверное, что Иисус адресует нас Своей притчей к этому месту из Исайи. Надо, наверное, поискать в том, что Христос говорит, какое-то главное слово, или главный принцип, или главное действие. А главное действие здесь заключается в одном: чтобы отдавать! Отдавать еду, отдавать воду, отдавать одежду, отдавать имущество, отдавать место в доме, отдавать время и чувства, посещая больного или заключённого. Но ведь мир состоит не только из тех, кто физически болен или физически голоден и физически жаждет. Мир ещё состоит из людей, которые нас окружают, часто это у нас дома, или рядом с нами, или среди наших родных и друзей, которые всё это испытывают: и жажду, и голод, и нехватку многого, не только в чисто физическом смысле. И вот им мы тоже должны отдавать свое умение, свои знания, свои чувства, свое сердце, для того чтобы людям помочь. Хотя им помочь гораздо сложнее, потому что когда человек испытывает физическую жажду, тут все ясно. Когда человек голод испытывает, тоже желудок подает ему сигналы, что он голоден. А вот когда человек испытывает жажду или голод в каком-то более сложном, психологическом, смысле, тут никаких сигналов желудок ему не подает. Если есть какие-то сигналы в сфере психики, то их очень легко совсем неверно истолковать.

Я хочу сказать вам, братья и сёстры, сегодня о том, как важно нам делиться друг с другом нашими знаниями, нашими пристрастиями, тем, что мы любим, тем, что нам дорого, тем, что нам было дано когда-то и что, может быть, мы с вами где-то складировали в своей жизни и по разным причинам это не используем.

Мне бы хотелось сказать, прежде всего, о чтении, о том, как важно помочь людям, которые, по разным причинам, не научились читать. Пришлось на днях мне разговаривать с несколькими студентами, которые уже заканчивают один из гуманитарных факультетов университета. И что же выяснилось? Оказывается, они, кроме «Преступления и наказания», не читали Достоевского. Оказывается, они, кроме «Отцов и детей», не читали Тургенева. Оказывается, они вообще не читали Бальзака или ещё чего-то. «Le pere Gorio” у них был в программе школьной, и всё. Оказывается, они многого другого не читали. Более того, когда я спросил одного молодого человека: – А Вы читали «Человеческую комедию»? – он на это мне сказал: «Я просматривал, мне трудно даются такие стихи». То есть оказалось, что он не только не читал «Человеческую комедию» Бальзака, но и «Божественную комедию» Данте, благодаря которой и назвал свой многотомный труд Оноре де Бальзак.

Когда я спросил, а как с консерваторией, оказалось, что несколько раз кто-то приглашал на престижный концерт, допустим, Ростроповича или ещё кого-то. А вот так, как это бывало в наши времена, когда мы брали с собой конспекты, брали с собой словари греческого или латинского и какого-нибудь Вергилия и Сенеку и шли в Малый зал, для того чтобы одновременно заниматься или что-то переводить из древних авторов и слушать, во время студенческих вечеров, Шопена, Листа, Прокофьева, Шостаковича, а потом Брамса, а потом сложного Бартока и Хиндемита, а потом снова Чайковского, Баха, Моцарта и т. д. – оказывается, и этот опыт ими тоже не прожит.

Очень хорошо говорил преподобный Серафим Саровский. Если человек простой, деревенский, то Бог открывается ему через образы его деревенской жизни. Но если человек вышел из деревни, если человек стал городским, стал культурным, то Бог ему может открыться через полноту того мира, в котором он живёт. И поэтому, отвергая Достоевского, отвергая музыку, отвергая Бальзака или Тургенева, отвергая чудесный русский романс второй половины XIX-го века, мы отвергаем и Бога, мы отвергаем и путь к Богу. Какой замечательный роман есть у Писемского – «Люди 40-х годов»! Если не прочтёшь этого романа, а вместе с ним ещё и «Былое и думы» А.И. Герцена, то ничего не поймешь в том, что творилось в России 40-х годов XIX-го века. И можно будет сколько угодно читать периодику, сколько угодно читать тексты Хомякова, или Грановского, или других писателей этого времени и научно-политические трактаты того же Герцена, и ничего не поймёшь. А ведь это как раз та атмосфера, когда складывалось на Руси то, что составило основу нашей культуры.

       Значит, наша задача, дорогие братья и сёстры, заключается в том, чтобы давать друг другу и это тоже, делиться и этим тоже. Люди вдруг идут по каким-то служебным надобностям на какую-нибудь выставку в Третьяковскую галерею и открывают для себя, что, оказывается, там есть такие потрясающие картины, как репинская – «Воскрешение дочери Иаира», или картина, на которой Репин изобразил, как святитель Николай, уже старый, седой, немощный старик, останавливает казнь на площади в своем городе. Вот такие вещи люди открывают случайно, потому что им дали билет на презентацию по случаю вернисажа какого-нибудь современного художника. По работе пришлось идти, и человек вдруг видит это, и вдруг оказывается, что это – большое искусство, и вдруг оказывается, что это искусство действительно пробивает до глубины души и открывает нам что-то такое, чего мы не чувствовали. Мы ведь часто говорим: в моей вере что-то слишком много такого, от разума идущего, сознательного; вот я знаю, что надо читать Евангелие; вот я знаю, что надо поститься; вот я знаю, что нужно правило обязательно читать утром и вечером; в церковь ходить по воскресеньям; готовиться к исповеди, причащаться, исповедаться перед этим, а вот сердце как-то закрыто. Очень часто так люди говорят. И, действительно, мало-помалу в религиозном плане мы становимся очень образованными, а сердце, они говорят, как-то закрыто.

       Да вы возьмите тот роман, который я уже сейчас третий раз упомяну, роман Писемского «Люди 40-х годов»: там так изображены эти духовные искания, так это глубоко дано, что прочитаешь такой роман и совершенно другими глазами начнёшь на мир глядеть. Наша задача с вами, и старших, и младших, кто к этому сумел прикоснуться, – делиться всем этим, делиться друг с другом, потому что если это мы не будем давать друг другу, мы тоже можем попасть в тупик.

       Я очень часто думаю, почему верующие люди такие часто раздражённые, капризные какие-то, мерещатся им враги повсюду и т. д. Я думаю, потому, что в нашей религиозности очень большую роль занимает именно вот эта рациональная сторона религиозного знания. А вот сторона веры, сторона чувства, сторона окрылённости, которая открывается как раз Богом через художественную литературу, через большую поэзию, через большое искусство, – эта сторона, она как-то ослаблена, она у нас в атрофированном виде присутствует. И об этом, конечно, очень важно размышлять, и этим очень важно делиться.

       Пост – это довольно тихое время и потому, что это весна, и неизбежный весенний авитоминоз, и усталость после холода и зимы. И вот поэтому это время располагает к чтению. И давайте это время посвящать всё-таки не только чтению литературы душеполезной в прямом смысле этого слова, но и чтению великой классики, в особенности XIX-го и XX-го веков, без которой абсолютно невозможна никакая жизнь.

       Я помню, как на летней практике биологического факультета Московского университета, в Чашникове, появилась в одном экземпляре ксерокопия "Доктора Живаго". И вот мы все так распределили время, чтобы ночью один читал, там, с 9-ти до 12-ти, другой – с 12-ти до 3-х, потом с 3-х до 6. Можно было добрать ещё до полседьмого, пока уже не нужно было идти на занятия. И вот так, передавая друг другу одну лишь только книжку, мы её читали! И как мы благодарны за эти три или четыре ночи, когда, передавая книгу друг другу, её читали. А теперь не нужно развязывать этот ксерокс на отдельные листочки, передавать их друг другу и т. д. Сегодня можно спокойно найти любую книгу в магазине или в библиотеке, которые тоже открыты. Можно всё что угодно читать и помнить, что всё-таки устами художника, устами писателя очень часто говорит Бог, и очень часто открывает нам через художественное Бог даже то, о чём Он молчит через душеполезную литературу.

       Это тоже очень важно помнить, дорогие братья и сестры! И давайте напоминать друг другу этот принцип: отдавать, передавать – это основа церкви, это основа жизни, это основа христианства. Ни в коем случае не будем забывать об этом, потому что так удивительно сказал об этом Христос, что это каждый, наверное, помнит. Всё-таки не всегда мы полностью это понимаем.

       Бог благословит вас и укрепит! Будем вместе, совершая великое таинство Евхаристии, молиться друг за друга, за присутствующих здесь в храме и отсутствующих, за всех и о всём, как мы говорим с вами во время Литургии – о всех и за вся.

      Я хотел напомнить, братья и сестры, что у многих разного рода болезни сердца, очень опасно, когда снижается гемоглобин. У других диабет и другие заболевания поджелудочной железы, когда необходима молочная пища. Поэтому все-таки, прежде чем начинать поститься по уставу, надо проконсультироваться с доктором, у которого вы лечитесь, и со священником, к которому вы ходите на исповедь.

       Пост – это слишком серьезная вещь, слишком серьезное дело, чтобы так его начинать – с бухты-барахты. Поэтому очень прошу вот это учесть и с доктором посоветоваться. Если кто-то из нас на третьей неделе поста попадет в больницу с истощением, от этого тоже никому никакой пользы не будет.

       С другой стороны, если есть возможность по полному уставу поститься, то, конечно, это даёт очень много. Но опыт показывает: когда её нет, то другое тоже даёт не меньше. Знаете, у Бога для всех даров достаточно, если мы эти дары как-то благоговейно, с любовью и смирением умеем принимать. Значит, наша задача, наверное, – учиться принимать те дары Божии, которые Он нам даёт. И вот то, о чём сегодня говорил наш отец Александр [Борисов], когда вспомнил, как нам отец Александр Мень сказал про благоговение: как про то чувство, которого не хватает современному человеку, в особенности – культурному. Это потрясающее слово, это удивительная мысль. Ведь благоговейно важно относиться ко всему абсолютно: не только к тому, что в церкви видим, но и к полёту ласточки на поле, и к какому-нибудь событию в жизни, и к рождению ребёнка, и к смерти близкого человека, и к каким-то датам памятным, и к тому, что посылает нам Господь.

       И вот меня, знаете, очень потрясло, когда тут на каких-то спортивных играх один теннисист сбил ласточку ракеткой и убил её случайно. Естественно, что он этого не предполагал сделать. И этот мальчик, как только ласточка упала где-то перед ним, встал на колени и перекрестился, и было видно – слёзы текут у него из глаз.

       Так вот, это вот мгновение ничего общего не имеет с сентиментальностью, которой мы так боимся. Это, действительно, то чувство, которое связывает нас с Богом. И очень часто воспитывается это благоговейное отношение к миру, сотворённому, данному, врученному нам Богом, той художественной литературой, той поэзией, о которой я говорил. Поэтому и поэты, они тоже посылаются Богом. Не случайно же греки говорили: поэт – это пророк, пророчествующий назад. Вот это тоже надо помнить, как всё в нашей жизни соединять, совмещать, но соединять и совмещать в Боге. Можно, конечно, найти какую-то другую, очень опасную, точку синтеза, которая приведет к полному разрушению. Истинная точка синтеза – это Бог, и синтезировать в Боге можно абсолютно всё. И дай нам Бог, каждому по-своему, – потому что сколько людей, столько путей – осуществлять вот это соединение в одно целое, но, повторяю, только в Боге, потому что Бог, конечно, везде присутствует и везде царит.

       Бог вас всех благословит!

**

 

<а name="01">

Евангелие от Матфея:

31 Когда придет Сын человеческий в славе и с Ним все Его ангелы, Он сядет тогда на царский престол 32 и приведут к Нему все народы. Он разделит всех людей на две части, как пастух отделяет овец от коз. 33 Он поставит овец по правую руку, а по левую руку — коз.

34 И скажет тогда Царь стоящим по правую руку: „Идите сюда, благословенные Моим Отцом! Владейте предназначенным вам со дня сотворения мира. 35 Потому что Я голоден был — и вы Меня накормили, жаждал — и вы Меня напоили, был чужестранцем — и вы Меня приютили, 36 был наг — и вы Меня одели, был болен — и вы позаботились об Мне, был в тюрьме — и вы Меня навестили”.

37 Тогда ответят праведники: „Господь, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, жаждущим — и напоили? 38 Когда видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели? 39 Когда видели Тебя больным — и ходили за Тобой? И когда навестили Тебя в тюрьме?”

40 И скажет им Царь в ответ: „Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих, вы сделали для Меня”.

41 А потом Он скажет тем, кто по левую руку: „Прочь от Меня, про́клятые! Ступайте в вечный огонь, предназначенный дьяволу и его ангелам! 42 Потому что Я голоден был — и вы Меня не накормили, жаждал — и вы Меня не напоили, 43 был чужестранцем — и вы Меня не приютили, нагим — и вы Меня не одели, больным был и в тюрьме — и вы не позаботились обо Мне”.

44 Тогда скажут и они: „Господь, когда мы видели Тебя голодным, жаждущим, чужестранцем, нагим, больным, в тюрьме — и не помогли Тебе?”

45 И тогда Он ответит им: „Верно вам говорю, чего вы не сделали для одного из самых малых, того и для Меня не сделали”. 46 И пойдут они на вечную муку, а праведные — в вечную жизнь».

 

<а name="02"> Пророк Исайа:

3 „Мы постимся — а Ты и не смотришь, мы смиряем себя — а Ты и знать не желаешь?!” Вы и в день поста творите, что хотите, угнетаете работников своих. 4 Вы поститесь — и множатся раздоры и распри, вы жестоко бьете людей кулаками. Пока вы поститесь так, не будет голос ваш услышан на высотах!

5 Разве таков пост, которого Я хочу, день, когда человек смиряет себя? Склонять голову, словно тростник, лежать на дерюге, в пыли, — вы зовете это постом, днем, что угоден Господу?

6 Пост, которого Я хочу, таков: снимите узы несправедливости с человека, с его шеи снимите ярмо! Порабощенным даруйте свободу, всякое ярмо уничтожьте!

7 С голодным поделись едой, бедняков бездомных к себе домой приведи. Увидишь нагого — одень его; не отворачивайся от своих родных.

8 Тогда воссияет твой свет, как заря, и быстро наступит твое исцеленье. Перед тобою пойдет избавленье твое, а позади — слава Господа, как защита. 9 Тогда ты к Господу воззовешь — и Он ответит, позовешь на помощь — и Он скажет: „Я здесь!” Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь, перестанешь показывать пальцем и клеветать, 10 и ради голодного пожертвуешь всем, и дашь угнетенным все, что им нужно, — вот тогда вспыхнет во тьме твой свет и твой мрак превратится в яркий полдень.

11 Будет Господь вести тебя всегда, даже на землях сухих Он даст тебе все, укрепит Он тело твоё. Ты станешь как орошенный сад, как неиссякающий источник. 12 Ты отстроишь города на месте древних развалин, вновь возведешь строенья былых времен. Тебя нарекут: Починивший проломленную стену, Восстановивший улицы для жилья. 13 Если не станешь ты попирать ногами субботу, не будешь в день Мой святой творить, что вздумается тебе, если Радостью назовешь субботу, если Чтимым наречёшь святой этот день Господень, станешь его чтить, воздерживаясь от обычных дел, от погони за выгодой, от разговоров своих, — 14 тогда о Господе ты радоваться будешь! Отдам Я под власть твою вершины земли, чтобы ты собирал урожай с надела Иакова, прародителя твоего». Вот что изрекли уста Господа.

 

 

Распространение приветствуется.
Просьба ставить гиперссылку при копировании.

 



Вы можете помочь развитию этого сайта, внеся пожертвование

www.tapirrdidahe.ru
Слово Божие
Помогите Божьему делу
Приглашаем узать больше о христианской вере