Слава, и честь, и хвала Тебе, о Христос Избавитель,
Ты, Кому кротко поют дети «Осанна» сейчас.
Ты Израиля царь и славнейший потомок Давида,
Благословен, кто грядёт во имя Господа к нам.
Силы небесные все восхваляют Спасителя в вышних,
И человек простой, и всё, что сотворено.
С пальмами вышел к Тебе народ еврейский навстречу,
Мы же ныне спешим с звонкой молитвой к Тебе.
На страданья они Идущему славу воздали,
Мы же Тому, кто теперь царствует, правим свой гимн.
Были угодны Тебе их гимны, моление наше
Пусть будет, Иисус, тоже угодно Тебе.
Gloria, laus et honor, tibi sit, Rex Christe, Redemptor!
Cui puerile decus prompsit Hosanna plum.
Israel es tu Rex, Davidis et inclyta proles:
Nomine qui in Domini, rex benedicte, venis.
Coetus in excelsis, te laudat coelicus omnis,
Et mortalis homo, et cuncta create simul.
Plebs Hebraea tibi cum palmis obvia venit:
Cum prece, voto, hymnis, adsumus ecce tibi.
Hi tibi passuro solvebant munia laudis;
Nos tibi regnanti pangimus ecce melos.
Hi placuere tibi, placeat devotio nostra,
Rex bone, rex clemens, cui bona cuncta placent.
http://horatertia.com/
Теодульф — поэт эпохи Карла Великого. По происхождению Теодульф был вестгот.
Он пришёл к Карлу из Испании или из Септимании. Карл обратил внимание на всестороннюю образованность Теодульфа (в одном из своих стихотворений, De libris, quos legere solebam, он перечисляет своих любимцев — языческих философов и христианских писателей). Приблизив Теодульфа к себе, Карл назначил его в 788 г. епископом Орлеанским и аббатом флерийским, потом эньянским. Его просветительная деятельность в духе Карла Великого снискала ему всеобщее уважение и признательность Карла.
Теодульф распространял образование среди духовенства и народа, предписывая духовенству устраивать в деревнях школы, где дети должны были обучаться безвозмездно. Ему поручалась ревизия областного управления в качестве missus dominicus. В 800 г. Карл призвал его в Рим для разбора дела папы Льва III. Теодульф был одним из первых советников Карла по делам церкви, принимал участие в споре об исхождении Святого Духа, собрал в своём сочинении «De Spiritu Sancto» материал для решения этого вопроса. Он пользовался сначала большим уважением и Людовика Благочестивого, но в 817 г. его обвинили на Ахенском соборе в сношениях с Бернардом, итальянским королём, лишили сана и сослали в монастырь в Анжере. Виновность свою Теодульф до конца жизни отрицал. Получив прощение в 821 г., Теодульф отправился в Орлеан, но по дороге умер.
Он обладал несомненным поэтическим талантом, живостью воображения, оригинальностью тона, метким и красивым языком. Его стихи дают много живых и поэтических картин. Почти все они состоят из двустиший, иногда греша против правил версификации. Самое важное его стихотворение, результат его деятельности как посланца королевского — поэма в 956 стихов, заключающая в себе увещание судьям добросовестно исполнять свои обязанности («Paracnesis ad judices», или «Verdus contra judices»). В этой поэме описываются злоупотребления, от которых судьи должны воздерживаться, и нарисована яркая картина нравов того времени. Привлекательная сторона поэмы — «господствующая в ней мягкость чувств» (Гизо). Важное значение имеют и послания Теодульфа, особенно послание к Карлу Великому, где живо и остроумно изображается общество при дворе Карла. Стихотворение «Гимн на неделю Ваий» было написано Теодульфом, когда он содержался под стражей в Анжерском монастыре. В поэме «Семь свободных искусств» Теодульф знакомит нас с методом тогдашнего преподавания наук и знаниями, составлявшим цикл свободных искусств. Сохранилось от Т. больше 70 стихотворений, два богословских трактата и несколько проповедей.