|
didahe.ru
Священник Георгий Чистяков
Над строками Нового Завета
Страстная
неделя
Какие события
происходят между торжественным входом Иисуса в Иерусалим и Страстной пятницей,
вернее, тем кануном субботнего дня, когда Он умер на Кресте?
Первое событие,
о котором рассказывают синоптики Матфей, Марк и Лука в связи с торжественным
входом в Иерусалим, - изгнание торгующих из храма.
Синоптики относят изгнание торгующих ко времени входа
Иисуса в Святой город, в то время как Иоанн это же событие связывает с самым
началом проповеди Христа, хотя тоже подчеркивает, что оно имело место в дни
праздника Пасхи. К какому же времени отнести это событие - к началу или к концу
проповеди?
После входа в
Иерусалим Иисус приходит, как говорят Матфей и Марк, в Вифанию, где в доме у
Симона прокажённого женщина, не известная нам из этих двух Евангелий по имени,
проливает на голову Иисуса драгоценное миро. Этот же факт у
Иоанна отнесён к более раннему времени: перед входом в Иерусалим, в
Вифании, Мария, сестра Лазаря, проливает на ноги Иисуса драгоценное миро. Об
этом же рассказывается в 7-й главе Евангелия от Луки в связи с началом
проповеди Иисуса.
Возникает
примерно такая же ситуация, как с изгнанием торгующих из храма: три Евангелия
связывают этот факт с концом проповеди, одно - с началом. Только в первом
случае Марку, Матфею и Луке противостоит Иоанн, во втором - Марку, Матфею и Иоанну противостоит Лука.
У Марка и
Матфея женщина проливает миро на голову Иисуса после Его входа в Иерусалим, у Иоанна - накануне входа в Иерусалим. Вот и вся разница.
Марк, Матфей и Иоанн подчёркивают, что имя хозяина
дома Симон, и называют его Симоном прокажённым. У Луки он тоже Симон, но только
Симон фарисей. Марк и Матфей говорят, что женщина проливает миро на голову
Иисуса, у Луки и Иоанна она проливает миро на ноги Его
и отирает их волосами головы своей. Марк и Иоанн
указывают, что миро сделано из нарда (благовония, привозимого из Индии), и
подчёркивают, что оно стоит 300 динариев - заработать на него деньги нелегко,
для этого надо работать 300 дней, т.е., в сущности, целый год.
В каждом из
четырёх рассказов есть что-то своё, но в каждом есть также и повторяющиеся
детали, роднящие один рассказ с другим. Нельзя сказать, кто прав, кто не прав,
чей рассказ первичен, чей вторичен. Можно сказать одно: это взгляд на одно
событие, но с разных точек смотрения.
«Ибо нищих
всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете».
Эта фраза
Иисуса объединяет рассказы трёх евангелистов - Марка, Матфея
и Иоанна. Причём на слове «всегда», наверное, стоит логическое ударение,
Иисус словно показывает на них рукою: вот они, нищие, в лице которых мы всегда
можем встретиться с Ним Самим.
Но есть момент,
который объединяет все четыре рассказа о помазании Иисуса
миром. Это - смерть. Христос говорит: «Что смущаете женщину? она доброе дело
сделала для Меня... Возливши миро сие на Тело Моё, она подготовила Меня к
погребению» (Мф 26: 10-12).
Действительно,
обычно миро возливают на покойника, чтобы пропитать им его саван. Мария в
Евангелии от Иоанна и женщина, не известная нам по имени, в Евангелии от Луки
проливают миро на ноги Иисусовы. Таким образом, Он предстаёт перед нами в этом
рассказе ещё до смерти, но уже готовый к погребению.
«Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо...» (1 Петр 2: 24).
Иисус возносит Своим Телом на древо наши грехи и, погружаясь в
смерть, освобождает нас от грехов. Не случайно в Евангелии от Луки
готовый к смерти и благодаря этой женщине почти погребённый, Он прощает ей грехи.
Можно смело говорить о том, что это маленькое событие является введением в весь рассказ о Страстной неделе: оно знак того, что Он
идёт на смерть, что Он за нас идёт ко Кресту.
Дальше
синоптики рассказывают о Тайной Вечере, а Иоанн - об
умовении Иисусом ног ученикам. Миссия Иисуса -
служение. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но
чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления
многих» (Мк 10:45).
Не случайно в
литургической практике эти тексты всегда соединяются и в Литургии Страстного
четверга читаются вместе. То, о чём говорится в рассказе о Тайной Вечере одним
языком: «Сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк 22: 19), - другим
языком рассказывается в 13-й главе Евангелия от Иоанна, в эпизоде умовения ног.
Как на Тайной Вечере, так и в рассказе об умовении ног Иисус предстаёт перед
нами как служащий, на что прямо указывает Евангелие от Луки: «Ибо кто больше:
возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк
22: 27).
После Тайной
Вечери Иисус идёт в Гефсиманский сад и молится там. Об этом рассказывают
Матфей, Марк и Лука. Иоанн добавляет, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошёл Сам и
ученики Его» (Ин 18:1). Что именно имело место в саду, Иоанн не рассказывает,
но из трёх синоптических Евангелий мы знаем о Гефсиманском «борении» (выражение
из Евангелия от Луки) Иисуса. Три апостола, которых Он взял с Собою: Пётр,
Иаков и Иоанн, - были свидетелями Его Преображения
(когда на горе стали белыми, как свет, одежды Иисуса и просияло, как солнце,
лицо Его), и они же сейчас становятся свидетелями человеческой слабости Иисуса.
Именно они видели, как пребывает в Нём телесно полнота Божия, видели сияние
славы Божией, через Него явившейся, - теперь же они видят, как Он плачет и
тоскует, говоря им: «Душа Моя скорбит смертельно». Иисус Молится в Гефсиманском
саду: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию
мимо Меня» (Мк 14: 36).
Дальше стоят
самые главные слова: «Но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14: 36). «Впрочем не Моя
воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42). «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26: 39).
Наверное,
вообще возможна только такая молитва: мы просим Бога о помощи, но принимаем Его
волю.
В каждом их
трёх рассказов о Гефсиманском борении есть какие-то детали, отсутствующие в
двух других. Так, у Марка ключевое слово этого эпизода - час. Иисус
молится, «чтобы, если возможно, миновал Его час сей»
(14: 35), а затем, в конце, говорит ученикам: «Кончено, пришёл час; вот,
предаётся Сын Человеческий в руки грешников» (Мк 14:41).
Из Евангелия от
Иоанна мы знаем, что «час» - одно из самых важных слов в словаре Иисуса. «Ещё
не пришёл час Мой»,
- говорит Он
Матери Своей во время брачного пира в Кане Галилейской
(Ин 2:4). «Отче, избавь Меня от часа сего!» - восклицает Он в 12-й главе и
продолжает: «Но на сей час Я и пришёл» (Ин 12:27).
Это место
Евангелия от Иоанна равнозначно Гефсиманской молитве. О часе, который настал,
Иисус говорит ещё два раза в Евангелии от Иоанна (12:23; 17:1).Час - это кульминация, то, ради чего Он живёт, то, к чему Он готов
с самого начала, - час искупленья, час жертвы, час страдания, час, когда всё
решается. И этот час - ключевое слово в рассказе о Гефсиманском
борении в Евангелии от Марка и во всём тексте Евангелия от Иоанна.
В Евангелии от
Матфея ключевым является другое слово - молиться. Иисус (об этом здесь
говорится трижды) молится в момент Своего борения и
призывает к этому учеников. «Я пойду, помолюсь там», - говорит Он своим
спутникам. Далее описывается моление о чаше: «Отче Мой! если возможно, да
минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как
Ты» (Мф 26: 39).
Найдя учеников
спящими, Христос призывает их бодрствовать и молиться, «чтобы не впасть в
искушение», и, «отошед, в другой раз молился..: Отче Мой! если не может чаша
сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя»
(Мф 26: 42). Затем Он возвращается и снова находит их спящими
- «и, оставив
их, отошёл опять и помолился в третий раз» (Мф 26:44).
В Евангелии от
Луки, где мы находим самый короткий рассказ о Гефсиманском борении, есть,
однако, деталь, которой
нет ни у
Матфея, ни у Марка: «... и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк
22:44). Здесь мы оказываемся перед лицом огромного человеческого страдания, огромной человеческой боли. Перед нами страдающий Человек.
Человек, в Котором страдает всё человечество.
Вселенский Патриарх Варфоломей написал об этом так: «В Христе Бог по-человечески испытывает все наши предсмертные муки, беспредельную
муку истории, вопль Иова, рождаемый нашей судьбой, кровавый пот».
Момент этого
испытания ярче всего передан в рассказе о Гефсиманской молитве у Луки. У этого
евангелиста есть ещё одно ключевое слово - искушение, с него начинается
рассказ (22: 46). Как у Матфея и у Марка, так и у Луки Иисус говорит:
«Молитесь, чтобы не впасть в искушение» и «не Моя воля, но Твоя
да будет». Эти слова удивительным образом роднят Гефсиманскую молитву с
молитвой «Отче наш»: «...да будет воля Твоя» и «не
введи нас во искушение». Иными словами, если вчитаться во все три рассказа о
Гефсиманском борении, то можно догадаться, что та молитва, с которой обращается
Иисус к Отцу, - это молитва Господня, «Отче наш». Поэтому не будем забывать о
Гефсиманском моменте молитвы, которую мы произносим каждый день. Помнить о том,
что эти два евангельских текста теснейшим образом связаны между собою, просто
необходимо.
С рассказом о
Гефсиманском борении связано ещё одно событие, которое, казалось бы, не имеет
ни богословского, ни какого-то другого значения, но тем не менее о нём рассказано не в двух, не в трёх, а во всех четырёх
Евангелиях. Когда Иуда и люди, его окружающие, входят в сад, кто-то из учеников
бросается и отрубает мечом или ножом ухо у одного из рабов первосвященника. Об
этом рассказывают Марк и Матфей. Об этом рассказывает и Лука, но только он
один добавляет, что Иисус, коснувшись головы раба, исцелил его. Наконец, об
этом же Упоминает Иоанн, который сообщает, что «имя
рабу было Малх».
Спрашивается,
почему память об этом в общем-то незначительном факте
сохранена во всех четырёх Евангелиях?
Действительно,
это событие более чем второстепенного значения, но зато - запоминающееся, это
чисто зрительный образ, который можно увидеть глазами. Рассказ об отсечённом
ухе сразу врезается в память читателя и действительно связывает все четыре
рассказа в единое целое, перенося нас на место действия. Так каждый из нас
становится очевидцем того что происходит в
Гефсиманском саду. Что же касается богословского смысла, то он может быть
извлечён из этого рассказа только у Луки, где Иисус касается головы раба и исцеляет
его. Это последнее чудо, которое совершает Иисус, идя на вольную
страсть.
Его берут под
стражу, ведут к первосвященнику. Ученики разбегаются. Собираются свидетели,
начинается изучение их показаний: ищут свидетеля, который скажет что-то такое,
от чего можно оттолкнуться, чтобы Его осудить; сначала никого найти не могут,
потом находят... Иисус предстаёт перед Пилатом. Тот с самого начала хочет
отпустить Его. Евангелие от Иоанна сохранило удивительный диалог между Пилатом
и Иисусом: «...Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство
Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но
ныне Царство Моё не отсюда. Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты
говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришёл в
мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа
Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? (выделено
мной. - Г.Ч.). И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я
никакой вины не вижу в Нём...» (Ин 18: 35-38).
Пилат если не
говорит, то во всяком случае думает по-латыни, именно
поэтому слова его вошли в историю в латинском варианте: «Quid est veritas?»
Пилат - образованный, культурный, начитанный человек, без сомнения, читавший
Лукреция и Вергилия, Горация и Овидия. Он, как и его современники, хорошо
знает, что у каждого своя истина, у каждого свой бог, у каждого свои идеи - и
общей истины быть не может. Он слегка циничен, любит хорошо одеваться, принимать
горячие ванны, любит духи и прочие благовония. При этом он добрый и, в общем,
безвредный человек, во многом похожий на людей XX века. Пилату очень хочется
отпустить с миром этого несчастного идеалиста, толкующего ему что-то о какой-то
истине, которой на самом деле нет, как ему кажется, наивного и поэтому жалкого.
Но Пилат хочет
отпустить Иисуса ещё и по другой причине: как всякий неверующий человек, он
суеверен, и особенно суеверна его жена, как вообще все римлянки того времени.
Матфей рассказывает:
«Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его
послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я нынче во сне
много пострадала за Него» (Мф 27: 19).
Она чего-то боится, и сам Пилат, при
всём своём цинизме, тоже чего-то боится. Он слышит от иудеев, что этот Человек
называет Себя Сыном Божиим, а поэтому пугается ещё больше и понимает, что Его
надо отпустить. «...И опять вошёл в преторию, и сказал
Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не
отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить
Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было
дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого
времени Пилат искал отпустить Его» (Ин 19:9-12).
Пилат, конечно,
знает из мифологии, хотя, разумеется, в это не верит, что боги иногда
спускаются с Олимпа и появляются среди людей, как Зевс и Гермес во времена
Филемона и Бавкиды. В Деяниях апостолов описывается случай, когда Варнаву и
Павла, исцеливших несчастного хромого, приняли за языческих богов - Зевса и
Гермеса и даже хотели принести им жертву. Тогда апостолы «разодрали свои одежды
и, бросившись в народ», закричали: «...мы - подобные вам человеки и
благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к
Богу живому...» (Деян 14: 15). Пилат - человек не злой, он не хочет пролития
крови невинного, и в то же время суеверный, как все римляне, он чего-то
побаивается. Но иудеи кричат: «Распни, распни Его!» Евангелия от Матфея, от
Марка и от Луки сообщают, что этот крик побеждает: «и превозмог крик их и
первосвященников» (Лк 23: 23).
Но в это не
очень верится. Пилат - чиновник, он настоящий профессионал и крику толпы просто
так не уступит. Вероятно, Марк и Матфей чего-то не видят. Кое-что из того, чего
не видят они, видит евангелист Лука. И кое-что в состоянии увидеть мы, читая
Евангелия от Матфея и от Марка. Когда иудеи обсуждают в сангедрине (в
русском переводе - в синедрионе) вопрос об Иисусе, Он обвиняется ими в том, что
называет Себя Мессией или Христом, в том, что Он богохульствует и кощунствует,
объявляя Себя Сыном Божиим, и т.д. Но, говоря об Иисусе Пилату, они обвиняют
Его в совершенно другом преступлении: Он называет Себя Царём.
Пилата,
разумеется, не волнуют религиозные разногласия на той территории, которая
вверена ему сенатом и принцепсом (императором). Его задача - сохранить на ней
общественный порядок, и больше ничего. Он должен наказывать уголовных
преступников и, главное, не допускать появления на этой территории новоявленных
царьков и правителей. С этим ему положено бороться, и именно поэтому обвинители
Иисуса говорят Пилату: «Он называет Себя Царём». Это видно уже из Евангелия от
Матфея и Евангелия от Марка. Подробнее об этом говорится в Евангелии от Луки: «И
начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает
давать по'дать кесарю, называя Себя Христом Царём (выделено мной. - Г.Ч.)» (Лк 23: 2).
Это уже corpus
delicti, или состав преступления, поэтому теперь Пилат просто не может не наказать
Иисуса. В Евангелии от Иоанна эта тема становится главной. Говоря с Пилатом,
первосвященники и старцы всё время подчёркивают одно и то же: «Он называет Себя Царём» - и таким образом переводят дело Иисуса из религиозной плоскости
в чисто политическую.
Пилат, однако,
не так прост, чтобы поверить им на слово. Он расследует дело, устанавливает
невиновность Иисуса и говорит первосвященникам и начальникам: «Вот, я вывожу
Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины» (Ин 19: 4). В
Евангелии от Луки Пилат трижды говорит об этом, подчёркивая, что «ничего
достойного смерти не нашёл в Нём» (Лк 2 3:22).
И тем не менее в какой-то момент он
вынужден полностью отступить от своей позиции и приговорить Его к смерти. Очень
важно понять, когда же наступает этот момент. Синоптики об этом почти ничего не
знают, зато достаточно полная информация об этом находится в Евангелии от
Иоанна.
«...Пилат искал
отпустить Его, иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий,
делающий себя царём, противник кесарю» (Ин 19: 12).
И дальше на
вопрос Пилата, обращённый к ним: «Царя ли вашего распну?» - они кричат: «...нет
у нас царя кроме кесаря» (Ин 19: 15).
Этим и только
этим они ставят точку в процессе над Иисусом.
Известно, что римские чиновники, в общем-то, ничего не боялись: ни того, что их
уличат во взяткобрательстве, ни того, что их обвинят в нарушении закона. Они
были достаточно хорошо профессионально подготовлены и поэтому, чиня беззакония,
обычно не допускали промахов, на которых можно было попасться. Римский чиновник
безумно боялся только одного: что его обвинят в каких-то личных претензиях к
принцепсу, то есть к Цезарю. Все тоталитарные государства в этом очень похожи.
Самое страшное здесь - задеть персону императора, персону «главного»; всё
остальное сходит с рук. И именно в эту плоскость переводят дело Иисуса
первосвященники.
У Августа был
друг Корнелий Галл, с которым они вместе учились в школе. Август стал
императором, а Корнелий Галл - блестящим поэтом. Овидий считал его своим
главным учителем и предшественником, ему подражал Проперций, знаменитый поэт,
которым восхищался Гёте. Все необычайно ценили стихи Корнелия Галла - римские
писатели, теоретики красноречия, например, Квинтилиан. При этом до нас его произведения не дошли. Чем это объяснить?
Корнелий Галл,
приближённый к Августу как его старый друг, во время войны с Марком Антонием
выполнял очень ответственные задания: в частности, когда Клеопатра заперлась в
мавзолее, он по лестнице поднялся к окошку и через это окошко вёл с ней
переговоры. Для Августа очень важно было взять Клеопатру в плен живой,чтобы провезти её в золотых цепях по Риму. Это был бы
подлинный триумф... Когда же военные действия закончились и
Египет был завоёван, Галл остался там высшим представителем римских
оккупационных властей и, казалось, уже сделал блестящую карьеру, но тут его
погубил донос. Как только этот донос достиг Рима, Галлу пришлось покончить с
собой, и тут уже никакая старая дружба не могла выручить его из беды. В доносе,
рассказывает историк Дион Кассий, сообщалось, что Корнелий Галл занят
возвеличиванием собственной персоны: он устанавливает свои статуи в разных
городах Египта и высекает на пирамидах надписи о своих подвигах. Факты здесь
изложены в преувеличенном виде, но вполне реальные. В Риме действительно
сохранился обелиск в честь Корнелия Галла (привезённый сюда из Египта много
позднее) с надписями, в которых прославляется Галл, оказавшийся, по мнению их
составителей, не только замечательным поэтом, но и великим полководцем. В конце прошлого века была обнаружена каменная стела с надписью на
трёх языках - египетскими иероглифами, по-гречески и по-латыни, где тоже
говорится о великих подвигах Корнелия Галла: усмиряя непокорных царьков, он
прошёл через пороги до верховьев Нила и сделал то, чего не мог сделать ни один
из египетских царей или греческих и римских полководцев.
В политике Галл
остался поэтом, но именно это его погубило. Он оказался виновным в том
единственном преступлении, которое Август не прощал никому, - в империи может
быть культ только одной личности, самого императора.
Освободив
из-под стражи Человека, Который называл Себя Царём Иудейским, Пилат бросил бы
прямой вызов Тиберию, пасынку умершего к тому времени Августа. Здесь Пилат
почувствовал, что дело касается его собственной жизни. Если Он отпустит Иисуса,
ему придётся или ехать в Рим, где с ним расправятся, или, приняв яд, самому
покончить с собой (в Риме предпочитали последний вариант). Пилат понял, что
обвинение сформулировано таким образом, что он «не друг Цезарю», а поддерживает
какого-то Иисуса, называющего Себя Цезарем. Именно тогда он испугался - и
приговорил Иисуса к смерти.
В деле Иисуса
действует несколько сил Во-первых, архиереи и старцы -
элита Иерусалимского храма, люди, без сомнения, честные, верующие, но не
способные довериться чувствам и убеждённые в том, что суть религии заключается
только в верности традиции. Понятая так религиозность заставляет их видеть в
Иисусе богохульника, достойного смерти.
Во-вторых,
ученики с их неверностью: смутились, испугались и разбежались.
В-третьих,
Пилат - человек почти честный и пытавшийся что-то сделать для Иисуса, но лично
трусливый, - и поэтому отступивший перед угрозой собственной жизненной
катастрофы.
Четвертая сила
- римские воины, которые об Иисусе услышали в то утро впервые. Они не имеют к
Нему никакого отношения и вообще не знают, Кто это такой. Малообразованные
люди, они жаждут грубых развлечений, которых здесь, в Палестине, им явно не
хватает. И вот Он в их власти. Его одевают в царскую одежду, надевают на Него
терновый венец, дают Ему в руки трость, смеются, кланяются и восклицают:
«Радуйся, Царь Иудейский» (Мк 15: 18). Его бьют и плюют в Него только для того,
чтобы повеселиться, и ни для чего другого. В сущности, все они - неплохие
ребята, только очень грубые, необразованные и привыкшие к дурацким шуткам, как все солдаты, - вот и всё. Они не догадываются даже, что принимают
участие в чём-то страшном.
Есть ещё одна,
пятая сила. Человек, который не присутствует на страницах Евангелия, но в конце концов становится чуть ли не ключевой фигурой. Он
боится всех - и богов и людей. Он сбежал из Рима и поселился на острове Капри,
окружённый верными ему воинами. Здесь он читает учёные книги, управляет
империей на расстоянии, приходит в ужас, когда получает мрачные сведения из
разных религиозных центров. Это Тиберий. Вероятно, когда до Тиберия дошла весть
о том, что Пилат распял Иисуса, именно он испугался этого больше всех. Но ведь
только из-за Тиберия Пилат распял Иисуса.
В результате
получается, будто в смерти Иисуса не виноват никто. Первосвященники и старцы - просто фундаменталисты. Пилат - просто трусливый человек, испугавшийся личной
катастрофы. Ученики просто разбежались. Римские воины - просто грубые солдаты со своими казарменными шутками. Тиберий вообще не имеет к этому
никакого отношения. Он, наверное, был бы готов первый сделать что-то для
Иисуса, потому что он боится богов и их гнева; он, вероятно, как и многие люди
его времени, видел в Иисусе одного из языческих богов, сошедшего зачем-то на
землю. Иуда, и это надо ясно понимать, тоже не главный виновник того, что
случилось. Это просто маленький человек, решивший воспользоваться ситуацией и
заработать на ней денег, пусть и небольшую сумму, - если бы его не было, Иисуса
всё равно схватили бы, только на два часа раньше или, наоборот, позже. Иуда
получил своё, но не выдержал и покончил с собой.
Таким образом,
оказывается, что каждый по отдельности здесь слаб, конечно, может быть, и глуп,
но не совсем плох и не преступен. А все вместе делают нечто чудовищное!
Страшно, когда людей, по одиночке неплохих, объединяет не Бог, а зло, -
тогда в них начинает действовать чёрная сила, которая способна на всё. Вот,
наверное, самый страшный урок Страстной недели.
Но Иисус идёт
вперёд. И только тем, что Он неуклонно идёт вперёд, Он побеждает зло, с
которым, как и Он, сталкиваемся и мы в нашей жизни.
В тексте у
каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и
о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и
Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа
девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о
землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали
благовествовать. Образ такого рода космической катастрофы есть уже у пророков
Амоса, Иезекииля, Исайи, Даниила, Иеремии. Эта сцена у Матфея написана чисто
библейским языком. Так представляли День Господень пророки: землетрясение,
померкшее солнце, мёртвые, которые выходят из гробов... Настал День Господень.
Настал День Суда.
Ничего
подобного нет в Евангелии от Иоанна. В нём Спаситель, стоя перед нами в Своём застиранном хитоне, просто говорит: «Ныне суд миру сему» (Ин 12: 31). На самом деле и здесь и там говорится об одном - только
по-разному.
В Евангелии от
Марка подчёркивается, что Крест связан с тремя определёнными моментами дня:
«Был час третий и распяли Его... В шестом же
часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. В девятом
часу возопил Иисус громким голосом: "Элои! Элои! ламма
савахфани?" что значит: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня
оставил?"... Иисус же, возгласив громко, испустил дух»
(выделено мной. - Г.Ч.) (Мк 15: 25, 33-34, 37).
До сих пор
утреннее богослужение включает в себя третий и шестой часы, а перед
наступлением вечера совершается девятый час. Евангелие от Марка навсегда
связало Крест и смерть Иисуса с молитвенным распорядком дня.
В Евангелии от
Марка есть ещё одна деталь, на которой не останавливаются другие евангелисты.
После смерти Иисуса к Пилату приходит Иосиф из Аримафеи с просьбой отдать ему
Тело Иисусово. Пилат удивился, что Он уже умер, и спросил, давно ли (Мк 15:
44). «Удивился, что Он уже умер» - это важное сообщение для нас сохранил только
Марк.
Очень богато
деталями, каких нет в других Евангелиях, и Евангелие от Луки. Пётр отрёкся от
Иисуса уже в третий раз, «и тотчас, когда ещё говорил он, запел петух» (Лк 22:
60). «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Пётр
вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде, нежели пропоёт петух,
отречёшься от Меня трижды. И, вышед вон, горько заплакал» (Лк 22: 61-62).
Момент, когда
Иисус смотрит на Петра, зафиксировал только евангелист Лука. Нигде больше об
этом взгляде, брошенном Учителем на ученика в тот страшный момент, не рассказывается.
Вторая деталь,
которая есть только в Евангелии от Луки, - это встреча с женщинами на дороге ко кресту. Иисус, обращаясь к рыдающим женщинам, говорит:
«...дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших»
(Лк 23: 28).
В Иерусалиме
богатые женщины готовили одурманивающий напиток, который помогал обречённым на
смерть легче умереть. Вероятно, они несли сосуды с этим питьём к месту казни. И
на дороге ко кресту встретили Иисуса. Как пишет
Патриарх Варфоломей: «Мужчины Его осуждают на смерть, а женщины в это время о
Нём плачут».
Третий момент:
разбойник благоразумный, которого «во едином часе
раеви сподобил еси Господи», разбойник, уверовавший в Иисуса... «Один из
повешенных злодеев злословил его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам
осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам
нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня,
Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!» (Лк 23:
39-42).
Этот разбойник
упомянут только в Евангелии от Луки. И наконец, только
у Луки сохранена молитва Иисуса на кресте: «Отче, прости им, ибо не знают, что
делают» (Лк 23: 34).
И взгляд Иисуса,
брошенный на Петра, и встреча с женщинами на дороге к Голгофе, и раскаяние
благоразумного разбойника, и его молитва «Помяни меня, Господи, когда приидешь
в Царствие Твоё», и молитва Христа за врагов говорят
об одном: христианство есть религия отношений между людьми. Все эти
детали связаны с какими-то человеческими отношениями - вне их нет веры в Бога.
Это подчёркивается в Евангелии от Луки.
Наконец, есть
четыре важные детали в Евангелии от Иоанна. Во-первых, надпись на кресте. О ней говорят все четыре евангелиста, но только Иоанн указывает,
что надпись эта была сделана на трёх языках: на иврите, на греческом и на
латыни. «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было:
"Иисус Назорей, Царь Иудейский". Эту надпись читали многие из Иудеев,
потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано
было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин 19: 19-20).
В современных
переводах Евангелия от Луки тоже есть указание на то, что надпись была сделана
на трёх языках. Но это поздняя вставка, которая попала лишь в византийские
рукописи, - в древнейших копиях Евангелия от Луки её нет. Значит,
трёхъязычность надписи известна только по
свидетельству Евангелия от Иоанна. О чём она говорит? Конечно, о том, что уже в
Страстную пятницу Иисус со Своей проповедью вышел за
рамки Иудеи, ибо Его судьба была уже тогда интересна не только иудеям, но и
грекам, и римлянам. Можно, однако, в этой надписи увидеть и нечто другое. Здесь и на языке религии - иврите - написано, что Иисус - Царь
Иудейский; и на языке философии и культуры - на греческом; и на языке
государства и права - на латыни. Это значит, что все аспекты
человеческой жизни затронуты здесь, на Голгофе, - в нашей жизни всё связано с
Голгофой, в нашей жизни всё связано с Крестом.
Это первая
особенность. Кроме того, только у Иоанна говорится о
том, как у Креста стоит Мария и рядом с Ней - ученик, «которого любил» Иисус.
Только здесь Иисус обращается к ученику со словами: «Се, Матерь твоя», - и к
Матери Своей: «Се, сын Твой»
(Ин 19: 26-27). Момент усыновления человечества Марией при Кресте описан только
в Евангелии от Иоанна.
«Разделили ризы
Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин 19: 24). Хитон этот был не
сшитый, а тканый. Такие хитоны носили первосвященники в храме. Именно такой
хитон носил Иисус как подлинный Первосвященник, как истинный Архиерей, как
называется Он в литургической молитве, читающейся во время Херувимской песни.
Хитон этот нельзя разделить, его можно только разодрать на части, потому что Он
- един, как Церковь. В будущем с хитоном Иисуса станут сравнивать Его Церковь.
«Но один из
воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший
засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину,
дабы вы поверили» (Ин 19: 34-35).
«И видевший
засвидетельствовал, - подчёркивает евангелист Иоанн, - и истинно свидетельство
его». Это свидетельство действительно очевидца, хотя известно, что трупы не
кровоточат... Произошло что-то странное, что-то непонятное. Евангелист об этом
написал как свидетель: не понимая, зачем он сообщает об этом факте, только
чтобы сохранить его в памяти.
Очень важно
сопоставить это сообщение Евангелия от Иоанна со свидетельством Евангелия от
Марка. Пилат удивился, узнав, что Он уже умер. Значит, Иисус на Кресте умер
быстро, много быстрее, чем обычно умирает осуждённый на такую смерть. Почему?
Отказало сердце... Современная патологоанатомия говорит, что когда человек
умирает от обширного инфаркта, то кровь лопнувших кровеносных сосудов,
смешиваясь с жидкостью, которой наполнена околосердечная сумка, не
сворачивается. И тогда, действительно, если резким движением пронзить бок в
области сердца, эта смешавшаяся с лимфой и потому не свернувшаяся кровь вытечет
из мёртвого тела. Это значит, свидетельства Евангелия современному читателю
достаточно не только для того, чтобы понять, что евангелист Иоанн действительно
сообщил об увиденном им самим, но и для того, чтобы
поставить диагноз: Иисус на Кресте умер оттого, что не выдержало Его сердце.
Страшно.. Это абсолютно человеческая смерть Иисус
умер, как умирает каждый из нас.
Иисус умер, как
и должен умереть Тот, Кто есть, по определению
Халкидонского Собора 451 года, полностью Человек, но умер, чтобы
воскреснуть, ибо в Нём
вся полнота Божества пребывает телесно (см. Кол 2: 9).
Какое место
занимает в Новом Завете Мария, Матерь Божия, Пресвятая Богородица? В Послании
апостола Павла к Галатам, в 4-й главе, есть такие слова: «Когда пришла полнота
времени, Бог послал Сына Своего (Единородного),
Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы
нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа
Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал
4:4-6).
Место Матери
Божией, Марии, здесь определено уже достаточно ясно. Этим фрагментом Послания к
Галатам навеяны и слова в анафоре Литургии Василия Великого, в том чине,
который совершается воскресными днями Великого поста: «Благоволи Единородный Твой Сын, сущий в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены,
Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, быв под Законом, осудити грех во плоти
своей. Да во Адаме умирающе оживотворятся в Самем Христе Твоем».
О том же самом
говорится в Символе веры, где мы провозглашаем нашу веру в то, что Спаситель
воплотился «от Духа Святого и Марии Девы». Иными словами, эти три текста
говорят об одном - Матерь Божия занимает исключительное место в деле нашего
спасения: если бы не Мария, Христос не пришёл бы в этот мир так, как Он пришёл.
Можно
согласиться, наверное, с теми протестантскими мыслителями, которые утверждают,
что и в католическом, и в православном миросозерцании средневековья почитание
Матери Божией иногда вытесняло всё остальное. Да, действительно, такой момент в
средневековом христианстве был. Но вместе с тем, когда протестантские
вероучения отказались от почитания Матери Божией, они тем самым утратили
чувство реального присутствия Христа в этом мире. Недаром строители собора
Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) подчёркивали, что возводят
этот храм не в честь Марии, а в честь воплощения Христова, в честь прихода
Христа в этот мир.
В языческих
мифологиях боги иногда спускались с Олимпа или с каких-то иных высот, где они
пребывали, в дольний мир, для того чтобы побыть среди людей. Но языческие боги
спускались в мир каким-то своим, особым образом, как бы присутствуя и
одновременно не присутствуя в нём. А через Марию Христос родился, как
рождается всякий человек. Благодаря Марии Христос стал таким, как мы все. От
Марии Господь получил Свою плоть, от Марии Господь
получил Свою кровь, то тело и ту кровь, которые Он потом нам отдал на Тайной
Вечере. Поэтому, когда протестанты отказываются от почитания Матери Божией,
Спаситель в их миросозерцании теряет Свою плоть и Свою
кровь, становится какой-то схемой, становится скорее образом, чем живым
человеком среди людей. Именно с этим связана известная вероучительная
холодность протестантизма.
Открыв 2-ю
главу Евангелия от Матфея, мы увидим, что там пять раз
на небольшой страничке повторено выражение: «Младенец и Матерь Его». Это очень
много. Это очень высокая частотность повторения, как сказали бы лингвисты.
Зачем Слово Божие повторяет нам это выражение пять раз? Чтобы сконцентрировать
на нём наше внимание, чтобы дать нам возможность созерцать Младенца на руках
Его Матери, как на иконе. Не случайно почти нет икон, на которых бы Матерь
Божия была изображена одна, без Младенца Христа на руках, - иконы словно
воплощают в красках пятикратно повторённое выражение «Младенец и Матерь Его».
Здесь
опять-таки важно не то, что мы почитаем и Марию, и Христа, - важно, что одно не
отрывается от другого. Понятно, что почитание святых связано с почитанием
Спасителя, с нашей верой в Бога и во Христа; и почитание Матери Божией тоже
связано с нашей верой в Бога и верой во Христа, пришедшего в этот мир. Но не
просто связано - оно не может быть никаким образом оторвано от нашей веры во
Христа, оно неотделимо от этой веры. И когда мы, обращаясь к Матери
Божией в молитве «Богородице Дево, радуйся», вслед за святой Елисаветой
повторяем слова Евангелия и восклицаем: «Благословенна Ты в женах, и благословен
плод чрева Твоего» (Лк 1:42) - то, прославляя Её, мы
прославляем Его.
Ни в коем
случае нельзя противопоставлять наше поклонение Христу и почитание Матери
Божией. И здесь мы должны сказать честно: средневековое христианство, почитая
Матерь Божию, нередко действительно забывало о Самом
Христе, вырывало почитание Матери Божией из нашей евангельской веры. Это
привело к тому, что маятник качнулся в другую сторону и в
протестантском вероисповедании вообще отказались от почитания Марии. В
том, что протестанты пошли по этому пути, виноваты не они, а мы, православные и
католики, в те времена ещё не доросшие до того, чтобы объяснить, почему Церковь
почитает Марию Деву, называя Её Богородицей. Прошло время, и Церковь сумела это
объяснить устами своих богословов. Сегодня очень часто от образованных
протестантов можно слышать: «Теперь протестантизм, Лютер и его миссия были бы
не нужны». Значит, за эти века в христианстве произошло что-то очень важное, и
сегодня мы, такие разные, идём все вместе по пути
осознания того поистине исключительного места, которое Матерь Божия занимает в
истории человечества, в личной истории каждого человека.
Какие же тексты
в Новом Завете посвящены Богородице? Некоторых смущает, что практически во все
дни Богородичных праздников читается Евангелие, в котором рассказывается не о
Матери Божией, а о двух женщинах, Марфе и Марии, к которым пришёл Господь.
Хлопочет по хозяйству Марфа, и сидит у Его ног и слушает Его слово Мария. Марфа
просит Спасителя призвать сестру, чтобы она разделила её заботы. А Спаситель
укоряет её за это, говоря, что сестра её «избрала благую часть, которая не
отнимется у неё» (Лк 10:42).
В сущности,
здесь и кончается этот евангельский отрывок, но Церковь прибавляет к нему ещё
два стиха из следующей главы: «Одна женщина, возвысивши голос из народа,
сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А он
сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие
его» (Лк 11: 27-28).
Эта мысль о
блаженстве тех, кто слушает и выполняет, оказывается главной в рассказе о Марфе
и Марии. Мария слушает, а Марфа выполняет. И вся беда этой замечательной и
хлопотливой Марфы заключается в том, что она требует, чтобы и Мария делала то
же самое. Марфа, идя своим путём, отрицает путь сестры. А у каждого и каждой из
нас какой-то свой путь, и идти путём отрицания пути другого совершенно
невозможно. Матерь Божия объединяет с самого начала оба пути - Марфы и Марии и
зовёт нас не выбирать что-то одно: либо слушать, либо делать, - а соединить оба
пути.
Таким образом,
оказывается, что весь этот текст посвящён служению Матери Божией, только видно
это не сразу. Блаженство Её заключается не только в том, что Она дала Спасителю Свою плоть и Свою кровь, но и в том, что Она становится
образцом нашего христианского служения: слушания и делания.
Следующий раз
мы встречаемся с Матерью Божией в начале Евангелия от Иоанна, где
рассказывается о браке в Кане Галилейской, на который были званы и Мать
Иисусова и Сам Он со Своими учениками. Во время
брачного пира Иисус претворяет воду в вино - совершает чудо, которое, наверное,
иногда нас смущает, но которое почему-то очень важно для автора этого
Евангелия. Почему? Об этом прямо сказано в последнем стихе этого текста: «Так
положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин 2: 11).
В этом стихе
все слова - ключевые.
«Так положил
Иисус начало...» «Начало» - очень важное слово в библейском словаре. «В начале
сотворил Бог небо и землю»; «В начале было Слово»; «Начало Евангелия Иисуса Христа» (так говорит Марк, начиная своё
повествование) и т.д. Начало - это точка отсчёта, с которой начинается всё.
«Начало знамениям»
- именно знамениям, а не чудесам. Здесь придётся повторить то, о чём уже
упоминалось в предыдущих главах. Мы привыкли, что Спаситель совершает «чудеса»,
потому что читаем Священное Писание в Синодальном переводе. Но, читая Евангелие
даже не по-гречески, а хотя бы по-славянски или в русском переводе под
редакцией епископа Кассиана (Безобразова), мы обнаружим, что слова «чудо» в
тексте нет. Там есть другое слово - «знамение»: знак присутствия Божиего среди
нас. Таким образом, претворение воды в вино - это первый из знаков присутствия
Бога среди людей. «И явил славу Свою»...
«Явлением Христа народу» назвал свою картину А. Иванов. Богоявлением называем
мы праздник Крещения Господня. Христос не просто рождается, Он открывает Себя,
являет Себя этому миру - manifestat, как сказано в латинском переводе.
Глагол manifestare как раз и означает «явить себя
открыто», «явить себя публично».
«И явил славу Свою»... «Слава» - синоним слова «Бог» в Ветхом Завете. Бог
являет Себя людям. Бог являет Себя миру через сияние Своей
славы. И с этим сиянием мы сталкиваемся в маленьком рассказе о претворении воды
в вино в Кане Галилейской.
«И уверовали»...
«Уверовать» - в Евангелии от Иоанна этот глагол употреблён более семидесяти
раз! Кажется, чаще ни одно слово там не употребляется. Вера - какое-то
странное, особенное, абсурдное явление в истории человечества, но без этого
явления, без этого феномена в нашей жизни нет христианства.
«И уверовали в Него»...
Не просто уверовали, но «уверовали в Него». Вера не во что-то хорошее, доброе,
прекрасное, разумное, а вера в конкретного Человека по имени Иисус из Назарета
- вот чем отличается христианство от всего остального мира.
«И уверовали в
Него ученики Его»... «Ученики» - первое самоназвание христиан.
Христианство - это всегда школа, всегда ученичество. Мы все ученики Спасителя.
Итак, этот
стих, состоящий из принципиально важных, ключевых слов, венчает рассказ о начале
знамений в Кане Галилейской. Вглядимся в этот рассказ повнимательнее.
На свадьбе не
хватило вина, и Мария, Матерь Иисуса (здесь и дальше Она называется именно этим
словом - Мать), говорит Ему об этом. А Иисус отвечает фразой, которая в
Синодальном переводе звучит так: «Что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой»
(Ин 2: 4). «Ещё не пришёл», или «разве не пришёл час Мой?» - как
это звучит в греческом оригинале. Иными словами, Он Ей говорит: мы-то с Тобой
знаем, что час Мой пришёл, что в истории настал Мой час. И тогда Мария
произносит последние Свои слова в Новом Завете, больше
Она уже ничего не произнесёт ни в Евангелии от Иоанна, ни в Деяниях святых
апостолов, хотя мы видим Её среди апостолов: «Что скажет Он вам, то сделайте»
(Ин 2: 5).
В этом и заключается
учение Марии, которое Она нам, христианам, предлагает. Больше никакого особого
богословия Матери Божией не существует.
И дальше
следуют совершенно замечательные стихи: «Иисус говорит
им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь
почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли» (Ин 2: 7-8).
Именно к этому
«сказано - сделано» призывает нас Матерь Божия: делать всё, что Он, Христос,
говорит нам.
«Было же тут
шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского»
(Ин 2: 6). Через что очищает Бог иудеев? Через Закон, изложенный в шести
книгах: в первых пяти книгах Писания, Пятикнижии, и в
так называемой Шестой Книге Иисуса Навина. Эти шесть книг Писания и составляют
Закон, или Шестикнижие, как иногда их называли в средневековых комментариях.
Читая
Евангелие, мы видим, что практически каждый его стих связан с Ветхим Заветом
десятками, если не сотнями нитей. Но в Ветхом Завете всё то, что говорит Бог,
содержится действительно в виде «воды», и извлечь оттуда самое главное, без
чего нам не обойтись, очень трудно. А Спаситель в мгновение ока превращает
«воду» в «вино» Благой Вести, чтобы и мы, люди нового времени, могли испить
этого драгоценного вина.
Значит, знамение Иисуса, когда во время свадьбы Он претворяет конкретную
воду в конкретное вино, кроме реального, зримого плана, который мы видим, как
на картинке, имеет ещё и мистический план: берётся «вода» из шести книг Закона
и претворяется в «вино» Евангелия. Как сказал Ефрем Сирии в одной своей
проповеди, «Жених небесный пришёл на свадьбу к жениху земному». И главное: это
чудо Спаситель совершает по просьбе Своей Матери, то
есть Его земное служение начинается с того, что Она призывает Его к этому.
В 19-й главе
Евангелия от Иоанна мы видим Её стоящей у Креста Иисусова вместе с Марией
Клеоповой и Марией Магдалиной. Тут же стоит ученик, которого любил Иисус.
«При кресте
Иисуса стояли Матерь Его...» - начинается этот рассказ (Ин 19:25). В латинском
переводе Евангелия это звучит так: Stabat juxta crucem Mater Eijus... И
с этих слов Якопоне да Тоди начинает свой гимн «Stabat Mater dolorosa»,
добавляя к Евангелию только одно слово, а дальше продолжается цитата: «juxta
crucem». «Мать скорбящая стояла вся в слезах при Кресте, на котором висел
Её Сын». Благодаря музыкантам средневековья и Нового веремени многие знают этот
удивительный текст, наполненный огромной любовью к Марии, текст, в котором
подчёркивается именно неотрывность Её почитания от почитания Господа - одно
заключено в другом, одно бессмысленно без другого. Об этом очень хорошо
говорится в гимне «Stabat Mater».
В начале XIX в.
В.А. Жуковский сделал замечательный его перевод, правда, нерифмованный. Он снял
сложные для перевода, многократно повторяющиеся латинские рифмы, столь
характерные для францисканской поэзии. И уже в XX в., через сто лет после Жуковского, этот латинский гимн перевёл
с рифмами поэт-символист С.М. Эллис, который потом стал священником и умер в
начале 50-х годов где-то в Европе.
Стоит Мария у
Креста. И стоит у Креста Его ученик, которого Он любил. Иисус видит их и,
обращаясь к Матери Своей, говорит: «Жено! се, сын Твой» (Ин 19: 26). А потом, обращаясь к Своему
ученику, говорит: «Се, Матерь твоя!» (Ин 19: 27).
Нетрудно
догадаться, что ученик, которого любил Иисус, - это не только
Иоанн Богослов, но каждый из нас. Каждый со своими грехами,
бедами, проблемами, со своим несовершенством - это тот ученик, которого любит
Иисус. В лице Иоанна Богослова, стоящего у Креста, Иисус усыновляет Своей Матери каждого христианина и каждую христианку. И
отдаёт Её, Марию, в Матери каждому и каждой из нас. Это удивительное
усыновление - тоже совершенно особый момент Евангелия.
Меня поразило в Грузии,
как много сохранилось там средневековых икон с изображением Креста, у которого
стоят Мария и Иоанн Богослов. «Се, Матерь твоя», -
написано над головой Марии, «Се, сын Твой», - над
головой Иоанна Богослова. Средневековые грузинские иконописцы очень глубоко
почувствовали огромный мистический смысл этой сцены. Иоанн Богослов не просто
приютил у себя «старушку Марию» после смерти Её Сына, как трактовали эту сцену
авторы византийского жизнеописания евангелиста Иоанна,
- главное, что в лице Иоанна Иисус усыновил Матери Божией всех христиан.
Maurice Denis(1870-1943) The Annunciation, 1913
Обращаясь к
Марии в молитвах, мы восклицаем: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою!»; «Радуйся, Невесто Неневестная» - как в акафисте. Или:
«Радуйся, радость наша, покой нас от всякого зла честным Твоим
омофором», как в акафисте Покрову Пресвятой Богородицы. Или: «Радуйся, Благая Вратарница, двери райские верным отверзающая» - как в
акафисте Иверской иконе Богоматери.
Всегда в нашей
молитве, обращённой к Матери Божией, есть слово «радуйся», которое по-гречески
звучит хайрэ. Хайрэ - это просто «здравствуй». И сегодня один
грек, встречая другого, обращается к нему с тем же приветствием. Только вместо
дифтонга ай в современном греческом употребляется «э»: хэро,
хэрэто («здравствуй», «здравствуйте»), В научных книгах, посвящённых
анализу всех этих текстов, часто приходится встречать рассуждения о том, что Церковь
использовала глагол «радуйся», совершенно не поняв, что он обозначает простое
приветствие. Как всё, что написано в учёных книгах, на первый взгляд это звучит
убедительно. Но только на первый взгляд, потому что Библия переводилась с
иврита на греческий язык не по принципу аналогичных значений, а по принципу
дословности. Когда евреи встречаются друг с другом, они не говорят ничего
похожего на греческое хайрэ или на наше «здравствуй». Этикетное
приветствие у евреев - шалом, «мир». Но не этим словом переведено обращение ангела к Марии. Ангел не говорит Ей: «Шалом»,
он говорит: «Радуйся, Благодатная!» (Лк 1:28). И за этим
«радуйся» всякий, кто сколько-нибудь знает Ветхий Завет, узнаёт не слово шалом на иврите, а слово ранни. А ранни - это именно «ликуй», «веселись».
Значит, в библейском греческом языке за словом хайрэ стоит не
этикетное приветствие, как в разговорном греческом, а именно призыв к радости,
как в Нагорной проповеди: «Радуйтесь и
веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5: 12), или как в 3-й главе
книги пророка Софонии: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и
радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою,
прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не
увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся!" и Сиону:
"да не ослабевают руки твои!"» (Соф 3:14-16).
Это очень
напоминает приветствие архангела Гавриила. «Ликуй, дщерь Сиона!» - восклицает
пророк Софония. «Радуйся, Благодатная!» - обращается к Марии ангел в Евангелии
от Луки. «Господь, царь Израилев, посреди тебя», - говорит,
обращаясь к дочери Сиона (т.е. к Иерусалиму, столице Израиля, а тем самым ко
всему народу Божию), пророк. «Господь с Тобою!» - говорит архангел. «Не
бойся!» - восклицает пророк. «Не бойся, Мария», - говорит ангел Марии (Лк 1:
30).
Здесь, в
Евангелии от Луки, архангел обращается к Марии как к дочери Сиона, как к
олицетворённому народу Божиему. И очень часто богословы говорят о том, что
Мария есть олицетворение Церкви, икона всей Церкви. Это звучит не так плохо,
только надо понять, что, становясь олицетворением всей Церкви, Она остаётся
конкретной Марией, простой девушкой, которая живёт в безвестности в своём
Назарете, учится ремёслам, как и все девушки в Иудее того времени: прядёт
нитки, шьёт, мастерит. Точно так же и Иисус, становясь тотальным Христом, как
говорят богословы XX века, Который обнимает Своими
руками всё человечество и наполняет Собою весь мир, не перестаёт быть маленьким
раввином из Капернаума, Которого мы встречаем на страницах Евангелия.
Вот в этом и
заключается какой-то особый парадокс христианства: в нём на самом деле нет
символов, нет образов, нет каких-то намёков - в христианстве всё реально. Есть
богословы, которые пытаются разделить Христа на исторического Иисуса из Назарета
и на Христа веры, Христа Церкви. Но в том-то всё и заключается: нет Христа
такого и Христа эдакого, есть один Иисус Христос, Который является и
историческим Иисусом - маленьким раввином из маленького города, и Христом,
обнимающим Своими руками всё человечество, Христом, в
Котором полнота Божия пребывает телесно.
Когда мы читаем
греческий акафист Богородице, мы находим там такие слова: «Радуйся, Ковчеже, позлащенный Духом». А в латинской литании Богородице есть
такие слова: «Молись за нас, Ковчег Завета» (Arca foederis, ora pro nobis).
То есть и
латинская литания, и греческий акафист в одних словах говорят о Матери Божией как о Ковчеге Нового Завета. Мы помним, как стоял в святилище
Иерусалимского храма ковчег - небольшой ящичек, который почитался иудеями как
место пребывания Божиего. И вот местом пребывания Божиего, Ковчегом Нового
Завета, становится Мария. И действительно, в 40-й главе книги Исход есть такие
слова: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию»
(Исх 40: 34). А в Евангелии от Луки архангел говорит Марии: «Сила Всевышнего
осенит Тебя» (Лк 1:35).
И когда это
читаешь по-гречески, то действительно представляешь облако, потому что глагол эпискиадзо означает как раз то, что делает облако, закрывая своей тенью землю.
«Посему и
рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк 1: 35). Здесь совершенно ясно
чувствуется связь одного текста с другим: ветхозаветный текст об облаке,
которое наполняет скинию и закрывает её Славой Божией, звучит в начале
Евангелия от Луки, где архангел говорит: «Сила Всевышнего осенит Тебя».
Мы читаем в
книге Самуила, во 2-й книге Царств: «И встал и пошёл Давид и весь народ, бывший
с ним, из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий...» (2 Цар 6: 2). А
в Евангелии от Луки сказано: «Вставши же Мария во дни
сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин» (Лк1:39).
Давид несёт
ковчег Завета, а Мария несёт в Себе Младенца Иисуса. Давид восклицает: «Кто я,
Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!» (2 Цар 7:18).
А Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк
1:43).
Почти одна и та
же фраза, только в первом случае речь идёт о ковчеге Господа, а во втором
случае - о Матери Господа.
Давид, как мы
знаем из пасхального канона, от радости пляшет перед ковчегом Завета: «Богоотец
убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя». А Иоанн Предтеча в чреве своей матери пляшет перед Марией,
пришедшей к ним в город. Ковчег Господень принесли в дом Аведдара: «И оставался
ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца...» (2 Цар 6:11). Мария
вошла в дом Захарии, как ковчег Господень в дом Аведдара. И, как ковчег
Господень, Она оставалась с Елисаветой три месяца: «Пребыла же Мария с нею
около трёх месяцев...» (Лк 1: 56).
Даже из одного
этого сопоставления 2-й книги Самуила с Евангелием от Луки совершенно ясно, что
не только средневековые гимнографы Византии и латинского Запада, но и
евангелист видели в Марии Ковчег Нового Завета. Мария есть Дева Сиона. Вот что
звучит в подтексте этого фрагмента Евангелия от Луки.
Пророк Аввакум
восклицает: «...я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения Моего» (Авв 3: 18). Ещё блаженный Иероним заметил, что «о Боге спасения моего» звучит, как «о Боге Иисусе моём»,
потому что Иисус и есть спасение. «И сказала Мария: величит душа Моя
Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём» (Лк 1:4б-47).
Если эти слова, как они сохранились в Евангелии от Луки, перевести с
греческого на иврит, то получится: «И
возрадовался дух Мой о Боге, Иисусе Моём». Поэтому, когда мы говорим про
Господа Иисуса Христа «Спас» или «Спаситель», мы просто переводим Его имя Иешуа с иврита на русский язык. Но поразительно, что все эти ветхозаветные параллели
сохранены именно в Евангелии от Луки, который, несомненно, не знал иврита.
Значит, Лука сумел сохранить всю информацию не потому, что он хотел сохранить
её, но потому, что Сам Бог захотел этого!
В ответ на
слова архангела Мария восклицает: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1: 38).
Очень обидно, что это «да будет» совершенно не передано ни в одном переводе. Дело в том, что в греческом языке кроме изъявительного,
сослагательного и повелительного наклонений есть ещё optativus -
желательное наклонение, которого нет ни в латинском, ни в славянском, ни в
английском, ни во французском, ни в каком-либо другом из более или менее
употребляемых языков.
В греческом
тексте Евангелия от Луки Мария восклицает Своё «Да
будет Мне по слову твоему» именно в желательном наклонении. Она говорит не
просто «Да будет», а «Да будет, как Я того радостно желаю» - генойто.
Какие-то две буковки, один дифтонг - суффикс -ой - абсолютно изменяют зачение всего текста: не просто согласие, но согласие,
исполненное радости и желания. «Да будет Мне, как Я радостно того желаю, по
слову твоему». То есть уже здесь, в самом начале Евангелия от Луки, Мария
делает удивительный первый шаг в Своём служении. Она
многого не понимает, но, не спрашивая ни о чём, радостно принимает волю Божию.
Совершенно
особый момент Евангелия - его поразительная, удивительная радость. Архимандрит
Зинон в «Записках иконописца» говорит о том, как грустно и страшно, приходя в
церковь, не видеть там ни одного радостного лица, - как не похоже это на
христианство, как не похоже это на православие! Именно к радостности служения
призывает нас Мария, Матерь Божия, не только Своим «Да
будет Мне, как Я того радостно желаю, по слову твоему», но всеми евангельскими
текстами о Ней, которые не всегда легко прочитать, не всегда легко усвоить, но
которые на самом деле занимают очень важное место в Новом Завете.
Когда-то
средневековая Церковь, усвоив почитание Марии с апостольских времён, но не вполне понимая, почему она это делает, почитала Марию
Матерью Божией. В какой-то момент это почитание пережило кризис - началась
Реформация. Церковь XX века к такому почитанию пришла совсем другим путём, на
новом уровне - через прочтение Евангелия от Марии. Папа Иоанн Павел II,
выбравший своим девизом слова Totus tuus, «Весь Твой»,
обращённые к Матери Божией, один из минувших годов провозгласил Годом Марии,
связав христианство будущего с тем местом, которое в Церкви занимает
Богородица.
Христианство
XXI века непременно должно стать богородичным, иначе это будет какая-то сухая,
беспомощная и, в общем, никому не нужная, подверженная старению теория, потому
что всякая система рано или поздно устаревает. И не случайно
особую благодать стяжал преподобный Серафим Саровский - с самого года его
смерти, с 30-х гг. прошлого века, его почитают именно как святого, открывшего
место Матери Божией в нашей Церкви: не просто ритуальное место Богородицы в
песнопениях и в ектениях, но особое, очень личное место, с трудом выразимое в
словах, но необходимое. И все мы должны прийти от такого ритуального,
традиционного почитания Богородицы к подлинному, новому, радостному почитанию
Матери Божией и, став вместе с Ней у Креста Христова, радостно принять вместе с
Ней волю Божию о нас.
Далее
Оглавление
Мы просим вас оказать помощь создателям этого сайта.
Если вам оказались интересны и полезны материалы, опубликованные здесь, перечислите, пожалуйста, любую сумму денег.
Даже небольшая сумма будет полезна.
Здесь - о том, как Вы можете помочь, внеся пожертвование
|