Главная страница

Библия

Как лучше читать любую библейскую книгу, если вы открыли её в первый раз? (и даже во второй)
Читать только сам оригинальный текст (без примечаний, комментариев и толкований).
Тогда, возможно, вы уловите, что сам Автор хочет вам лично сказать через боговдохновенных писателей.
А уже следующий раз можно читать (перечитывать) вместе с примечаниями.





Святой Павел

Послание к римлянам

Письмо христианам в Римеa

План

I

Приветствие и молитва

А. В спасении нуждаются евреи и язычники 1:18 ­— 3:20

Б. Божий план спасения человечества 3:21 — 4:25

В. Новая жизнь во Христе 5 — 8

II

Г. Израиль и спасение 9 — 11

Д. Как жить христианам 12:1 — 15:13

Планы апостола и приветствия



Приветствие

1 1От Павла, служителяb Христа Иисýса, апостола, призванного Богом и получившего повеление возвещать Его Радостную Весть, 2которую Он обещал через Своих пророков в Святом Писании.

3Это Весть о Его Сыне, по человеческому происхождениюc потомке Давидаd, 4по Духу Святомуe — Сыне Бога, которого Бог явилf в полноте силы, воскресив из мёртвых, — об Иисусе Христе, нашем Господе. 5Через Него я получил дар апостольства, чтобы покорить вере в Него все народы, во славу имени Его.

6В их число входите и вы, которые были призваны принадлежать Иисусу Христу. 7Всем вам, живущим в Римеa, возлюбленным Божиим, призванным святымb, - благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Благодарственная молитва. Желание посетить Рим

8Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, потому что о вере вашей известно во всем мире. 9Свидетель мне Бог — а я всем своим существом служу Ему, возвещая Радостную Весть о Его Сыне, — 10что я всегда неустанно вспоминаю вас в своих молитвах и прошу, чтобы я по воле Божьей смог теперь наконец прийти к вам. 11Ведь я жажду увидеть вас, чтобы разделить с вами духовные дары и тем укрепить вас, 12то есть поддержать друг друга нашей общей верой: себя — вашей, вас — моей.

13Мне хотелось бы, братья, чтобы вы твердо знали: я много раз собирался к вам прийти, но до сих пор обстоятельства мешали мне пожать у вас те же плоды, что и у остальных народов. 14Я должник греков и варваровc, мудрых и невеждd. 15Итак, что касается меня, то я готов и вам, римляне, возвещать Радостную Весть.



Тема письма: сила Евангелия

16Я не стыжусь Радостной Вестиe, ведь она — сила Божья, спасающая всех верующих, прежде всего иудеев, а потом и язычниковf. 17Ведь в ней открывается, что избавление от виныg дается Богом за веруh и только за веру. Потому что в Писании сказано: «Праведник благодаря вере будет живi».



А. В спасении нуждаются евреи и язычники

а. Язычники виновны перед Богом

18Нисходит гнев Божий с небес на всякий грех и зло людейj, удерживающих истинуk в плену греха. 19Ведь знание о Боге у них есть, Бог дал им о Себе знатьl. 20Потому что Его невидимые свойства — вечная сила и Божественная природа — со времени сотворения мира постигаются разумом через созерцание сотворенного. Так что нет им извинения! 21Зная о Боге, они не воздали Ему хвалу и благодарность как Богу, а вместо этого погрязли в пустых рассуждениях, и их неразумное сердце объяла тьма. 22Называя себя мудрыми, они превратились в глупцов 23и вместо поклонения бессмертному Богу поклоняются образамa, подобным смертному человеку, птицам, четвероногим и пресмыкающимся.

24Потому и отдал их Бог во власть нечистоты, чтобы, следуя похоти сердец, они бесчестили свои телаb. 25Они променяли правду Божью на ложь, они поклоняются и служат творению вместо Творца, да будет Он всегда благословен, аминь. 26За это и отдал их Бог во власть позорных страстей: их женщины заменили естественные сношения на противоестественныеc, 27равно как и мужчины, отвергнув естественные сношения с женщинами, пылают похотью друг к другу: мужчины с мужчинами творят постыдные дела, готовя тем себе возмездиеd, которое они заслужили, сбившись с пути. 28И так как они не пожелали постичь Бога, Бог отдал их во власть их развращенного умаe, побуждающего делать то, чего делать нельзя: 29они исполнены всяческого зла, низости, жадности, испорчены до мозга костей; они завидуют, убивают, полны раздоров, коварства, злобы; 30они клеветники, сплетники, ненавидят Бога, наглы, горды, хвастливы, изобретательны на зло, не подчиняются родителям, 31неразумны, ненадежны, бессердечны, безжалостны.

32И они, зная, что поступающие так достойны смерти по Закону Бога, не только творят такое, но и одобряют тех, кто поступает так же.

б. Закон Суда Божия

2 1Но и тебе, человек, нет извинения, если судишь других, — тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя, потому что других судишь, а сам поступаешь так же, как ониf. 2А мы знаем, что суд Божий беспристрастно судит тех, кто так поступает. 3Не думаешь ли ты, человек, осуждая тех, кто так поступает, а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора? 4А может, ты презираешь Его великую доброту, снисходительность и терпение? Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию? 5Но ты упрям и не хочешь раскаяться, ты увеличиваешь кару себе в День гневаg, когда явится правый суд Бога, 6который каждому воздаст по делам егоh: 7тем, кто постоянством в добрых делах искал славы, чести и бессмертия, — вечную жизнь; 8себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу, — гнев и ярость. 9Горе и страдание всякому человеку, делающему зло, во-первых, иудею, потом и язычникуi. 10Слава, честь и мир всем, делающим добро, во-первых, иудею, потом и язычнику. 11Ведь Бог беспристрастен!

12Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону. 13Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон.

14Когда язычники, у которых нет Закона, следуя природе, делают то, что велит Законa, они сами себе законb, хотя и нет у них Закона. 15Они тем самым доказывают, что Закон запечатлен у них в сердцах; о том же свидетельствует и их совесть, раз одни мысли их осуждаютc, а другие защищают. 16Так будет в тот День, когда Бог, согласно моей Вести, через Христа Иисуса будет судить тайные дела людей.

в. Иудеи виновны перед Богом (Евреи и закон)

17Вот ты зовешься иудеем, ты полагаешься на Закон и хвалишься Богомd, 18и знаешь, что тебе делать, чтобы выполнить Его волю; ты, наставленный в Законе, умеешь выбирать то, что правильно: 19ты уверен, что именно ты поводырь слепых, свет для пребывающих во тьме, 20воспитатель неразумных, учитель невежд, — потому что знаешь Закон, содержащий в себе всю полноту знания и правды. 21Ты учишь других, а почему не учишь себя?

Проповедуешь «не воруй» — и сам воруешьe.

22Говоришь «не нарушай супружескую верность» — и сам нарушаешь.

Презираешь идолов — и грабишь храмыf.

23Похваляешься Законом — и нарушением Закона наносишь бесчестье Богу.

24Потому что «из-за вас, — как сказано в Писании, — имя Божье в поругании у язычников».



25Ведь обрезаниеg только тогда приносит пользу, когда ты исполняешь Закон, а если ты преступаешь Закон, то твоего обрезания как бы и не было. 26А если необрезанный соблюдает установления Закона, разве Бог не сочтет его обрезанным? 27И, значит, будут судить тебя те, кто телесно не обрезан, но соблюдает Закон, — тебя, у которого есть и писаный Закон, и обрезаниеh, но который преступает Закон.

28Не тот иудей, кто таков по внешнему виду, и не тот, у которого на теле внешнее обрезание. 29Нет! Настоящий иудей тот, кто таков внутри, у кого обрезание в сердце, а это дело Духаi, не буквы. Ему похвала не от людей, а от Бога.

3 1Так есть ли преимущества у иудеев и польза от обрезанияa?

2Да, и во всех отношениях. Прежде всего, только им Бог доверил услышать Свои словаb.

3А что если кто-то из них оказался Ему неверен? Неужели их неверность отменит верность Богаc?

4Конечно, нет! Бог всегда верен Своему слову, даже если «все люди лжецы». В Писании сказано:

«Так что во всех словах Своих Ты будешь прав,
и выиграешь тяжбу, если будешь судиться»
. Пс 50:6

5А если наша несправедливость делает ещё более очевидной справедливость Бога? Так, может быть, Бог несправедлив, если обрушивает на нас Свой гневd? Я задаю естественный для человека вопрос.

6Конечно, нет! Иначе как бы Он мог судитьe мир?

7А если через мою ложь только возрастает истинаf Бога, к ещё большей Его Славе? Можно ли тогда судить меня как грешника? 8Так, может, будем делать зло, чтобы вышло добро, как говорят некоторые клеветники, обвиняющие меня в том, будто я учу именно этомуg? Они заслуживают приговора, который их постигнет!



г. Весь мир виновен перед Богом

9Итак, в лучшем ли мы, иудеи, положении?

Ничутьh. Я уже ясно показал, что и иудеи, и язычникиi — все во власти грехаj, 10как сказано в Писании:

«Нет праведного ни одного,
11ни одного разумного,
никто не ищет Бога.
12Все отвернулись от Бога, все негодны,
никто не творит добра — ни один человек».

13Их гортань — раскрытая могила,
на языке у них ложь,
змеиный яд на губах,

14 «Рот их полон желчи и проклятий».

15Быстры их ноги на пролитие крови.
16На пути их лишь разрушение и горе,
17а стезя мира неведома им.

18 «Нет страха Божьего перед глазами у них».a

19А мы знаем, что всё, что говорит здесь Законb, относится к тем, кто подчиняется Закону. Так что нечего тут говорить: весь мир стал виновен перед Богомc.

20Потому что делами Законаd «не оправдается перед Ним никто из живущих». Через Закон приходит лишь осознание греха.

  1. Б. Божий план спасения человечества 3:21 — 4:25



Человек оправдывается верою, независимо от дел закона

21Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины помимо Закона, хотя и Закон, и Пророки тоже свидетельствуютe о нём.

22Это оправдание через веру в Иисуса Христа — для всех, кто верит, без разницы: 23все согрешили и все лишены сияния Божьей Славыf.

24И все оправданы даром, по Его доброте, через Иисуса Христа, выкупившего их на свободу.

25Бог предназначил Ему стать жертвой, кровью которой будут очищены все поверившие Ему.

Бог явил Свою справедливость, простив грехи, совершённые в прошлом, 26в те времена, когда Он их терпел. И тем явил Свою справедливость в настоящее время, показав, что сам Он праведен и оправдывает верящих Иисусуg.

27Так чем же теперь нам гордиться? — Нечем.

По переводу Кассиана:

21 Но теперь, помимо Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки,
22 - праведность Божия чрез веру в Иисуса Христа для всех верующих; ибо нет различия.
23 Ибо все согрешили и лишены славы Божией,
24 будучи оправдываемы даром, по Его благодати, чрез искупление, которое во Христе Иисусе.
25 Его поставил Бог в умилостивление кровью Его чрез веру к показанию праведности Его - при невменении прошлых грехов,

26 в долготерпении Божием, - для показания праведности Его в настоящее время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

27 Итак, где же похвала? Исключена раз навсегда.



На основании какого Закона? Закона, требующего дел? — Нет, Закона, требующего веры. 28Потому что мы утверждаем: человек может быть оправдан верой, без дел Закона.

29А Бог? Он Бог только иудеев? Или язычников тоже?

Да, Он — Бог и язычников.

30Бог — один, Он оправдывает и обрезанного за веруa, и необрезанного за веру.

31Значит, верой мы упраздняем Закон?

Никоим образом. Мы Закон укрепляемb.

Пример Авраама

4 1Тогда что мы скажемc об Авраамеd, нашем праотце, от которого мы происходимe? — 2Если за свои делаf Авраам был оправдан Богом, тогда он, конечно, может ими гордиться. Но не перед Богом.

3Что говорит Писание?

«Авраам поверил Богу — и в этом Бог увидел его праведностьg». 4Для того, кто работает, плата не дар, а то, что ему причитается. 5Но если человек полагается не на дела, а на веруh и верит Богу, который оправдывает неправого, то его веру Бог признает за праведность. 6Именно это имел в виду Давид, когда говорил о счастье того, кого Бог признает праведным без дел:

7«Счастливы те, кому прощены их преступления

и чьи грехи забыты.

8Счастлив человек, кому Бог

не поставит в вину его грех».

9А это счастье касается только тех, кто обрезан, или необрезанных тоже? — Мы говорим: вера Авраама была признана за праведность. 10Когда признана? До тогоa, как он был обрезан, или после того?

До того, как он был обрезан, а не после. 11И он сделал обрезание, которое было знакомb, печатью оправдания за веру, что была у него до обрезания. 12Так Авраамc стал отцом всех верящих Богу, который и их веру признал за праведность, хотя они и не обрезаны. Так Авраам стал отцом и обрезанных, которые шли по его стопам, приняв не только обрезание, но и ту веру, которая была у нашего отца Авраама до обрезания.

13И не за то, что Авраам исполнял требования Закона, Бог дал ему обещание, что он и его потомки будут владеть миромd, а за его веру, благодаря которой он был оправдан. 14Если бы это обещание касалось только тех, кто исполняет Закон, тщетна была бы вера и ничего бы не значило обещание. 15Потому что Закон несет возмездие; где нет Закона, там нет и его нарушения.

16Вот почему обещание это — за веру, чтобы оно было даром Бога, чтобы было непреложным для всех потомков Авраама — не только тех, кто подчиняется Закону, но и тех, кто верит верой Авраама. Он всем нам отец, 17как сказано в Писании: «Я сделал тебя отцом многих народов». Он отец перед лицом Бога, которому он поверил, — Бога, возвращающего мертвых к жизниe и приводящего несуществующее из небытия к бытиюf. 18И Авраам с надеждой — хотя не было никакой надежды — поверил и стал отцом многих народов, по словам Писания: «Столь многочисленно будет твое потомство…» 19И вера его не ослабела, хотя он понимал, что тело его почти мертво, раз ему сто лет, и что утроба Сарры давно омертвела. 20Но он не усомнился, а поверил обещанию Бога, исполнился силой благодаря вере, и вознес хвалу Богу, 21уверенный, что Бог в силах сделать то, что обещал.

22Вот почему веру эту Бог признал за праведность.

23Эти слова Писания «признал за праведность» относятся не только к нему, но и к нам. 24И наша вера будет признана за праведнU+043eсть — вера в Того, кто воскресил Иисуса, Господа нашего, из мертвых. 25Он был предан смерти за наши грехи и был воскрешен, чтобы мы получили от Бога оправдание.







В. Новая жизнь во Христе 5 — 8

Оправданные за веру, мы теперь в мире с Богом

5 1Итак, будучи оправданы по вере, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа,

2 чрез Которого верою и получили мы доступ к этому дару Божию, <благодати>, в котором стоим и хвалимся в надежде на славу Божию.

3 И не только это, но и хвалимся страданиями, зная, что из страданий рождается стойкостьa, 4из стойкости — твёрдость, из твёрдости — надежда.

5А надежда не подведет, потому что Бог изливает Свою любовь в наши сердца — через Святого Духа, данного нам. 6Потому что, когда мы ещё были слабы, Христос умер в назначенное Богом время за нас, нечестивых. 7Вряд ли кто умрет даже за праведника (хотя, впрочем, за хорошего человекаb, может, кто и пойдёт на смерть). 8Но Бог показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что ещё тогда, когда мы были грешниками, Христос умер за нас! 9Тем более теперь, оправданные кровью Христаc, мы будем спасены Им от гнева. 10Ведь будучи ещё врагами, мы примирились с Богом через смерть Его Сына — тем более теперь, уже примиренные, будем спасены через Его жизньd. 11Но это не всё! Мы хвалимся Богом благодаря нашему Господу Иисусу Христу, в котором мы обрели примирение.

Адам и Мессия Иисус

12Итак, грех вошёл в мир через одного человекаe, а с грехом смертьf; смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили. 13И до того, как был дан Закон, грех был в мире, но там, где нет Закона, грех не ставится в винуg. 14Но и от Адáма до Моисеяh смерть царила — даже над теми, кто сам не согрешил грехом Адамаi.

Адам — прообраз Другогоj, Того, кто должен был прийти. 15Но преступление Адама нельзя равнять с Божьим даром. Из-за преступления одного человека погибло множество людей. А Божий дар — Его дар многимk через одного Человека, Иисуса Христа — неизмеримо больше. 16Дар Бога нельзя равнять с грехом одного человекаl: единственная вина — и обвинительный приговор, множество преступлений — и благодатный дар полного оправдания.

17Ведь если из-за одного преступления, совершенного одним человеком, воцарилась смертьa — тем более, благодаря одному Человеку, Иисусу Христу, будут жить и царствовать с Богом те, кто получил щедрый дар Божьей доброты, дающей оправдание. 18Действительно, как преступление одного принесло осуждение всем людям, так и праведное деяние одного избавляет от вины всех людей и дарует им жизнь.

19Если неповиновение одного сделало множествоb людей грешниками, то повиновение одного сделает множество людей праведниками. 20Закон пришел, чтобы увеличить преступленияc. Но где возрос грех, там во много раз больше возросла Божья доброта, 21и как грех воцарился, принеся с собой смерть, так и Божья доброта воцарится, чтобы избавить нас от вины и дать вечную жизнь через Иисуса Христа, Господа нашего.





Мы умерли для греха и ожили для Бога

6 1Так что из этого следует? Будем жить по-прежнему, в грехе, чтобы возрастала Божья доброта?

2Ни в коем случае! Мы для греха умерли!

Разве мы сможем и дальше жить в грехе?

3Или вы забыли, что, когда мы крестилисьd в Христа Иисуса, мы тем самым в смерть Его крестилисьe?

4 Итак, мы были с Ним погребены через погружениеf в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мёртвых славою Отца, так и мы тоже могли жить новой жизнью.

5И если мы умерли такой же смертью, как и Он, и тем соединились с Ним, то и воскреснем подобно Ему.

6Мы знаем, что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте, чтобы наша греховная сущностьg лишилась силы, чтобы мы перестали быть рабами греха. 7Ведь умерший освобождается от грехаh. 8Мы верим, что раз мы умерли с Христом, то и жить будем с Ним. 9Мы знаем, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умрёт, смерть над Ним уже не властна. 10Он однажды умер — и для греха Он мёртв. Он теперь жив — и живёт для Бога. 11Так и вы, соединясь с Христом Иисусом, считайте себя мёртвыми для греха, но живыми для Бога.

12Так пусть грех не царит в вашем смертном телеi и не подчиняет вас его вожделениям. 13Не допускайте, чтобы какая-нибудь часть вашего тела служила греху как орудие зла. Вместо этого отдайте себя, которые были мертвы и обрели жизнь, Богу и всё своё тело Богу как орудие добра. 14Пусть не правит вами больше грех, потому что вы не во власти Закона, а во власти Божьей доброты.

Мы уже не рабы греха, но рабы праведности

15Так что же? Будем грешить, раз над нами теперь не Закон, а Божья доброта?

Ни в коем случае!

16Разве вы не знаете, что если вы отдали себя кому-либо в рабство, то вы действительно стали рабами того, кому повинуетесь: вы или рабы греха, что ведет к смерти, или рабы того повиновения, что ведёт к примирению с Богом. Некогда вы были рабами у греха, 17но, благодарение Богу, всем сердцем стали повиноваться тому учению, которое было вам передано.

18Вас освободили от рабства у греха, но для того, чтобы вы стали рабами добра — 19я говорю таким языком из-за человеческой непонятливости, чтобы вам было яснее. И как некогда вы отдали себя в рабство нечистоте и пороку, для дурных дел, — так теперь отдайте себя в рабство добру, чтобы посвятить себя Богу.

20Когда вы были рабами греха, вы были свободны от добра. 21Какую пользу вы от этого получили? Получили то, чего теперь стыдитесь, а в конечном итоге — смерть. 22Теперь же, свободные от греха, рабы у Бога, вы получаете в награду освящение, а в конечном итоге — вечную жизнь. 23Плата, которую платил грех, — смерть, а Божий дар — вечная жизнь в единении с Иисусом Христом, Господом нашим.

Освобождение верующего от рабства Закону

7 1Братья, вы, конечно, знаете (я говорю это тем, кто знает, что такое законa), что закон властен над человеком только при его жизниb. 2К примеру, замужнюю женщину закон привязывает к мужу. Но если муж умрет, она свободна от закона, который привязывал ее к мужу. 3Так, если при живом муже она будет принадлежать другому, она нарушит супружескую верность. А если муж умрет, она станет свободна от этого закона и, выйдя замуж за другого, верности не нарушит.

4То же и с вами, братья: и вы умерли для Закона через смерть Христа, чтобы принадлежать Другому, Тому, кто воскрес из мертвых, и теперь будете приносить плоды Богу. 5Когда мы жилиc, подчиняясь своей низшей природеd, греховные страсти, подстегиваемые Законом, действовали в нашем теле для того, чтобы приносить плоды смерти. 6А теперь мы свободны от Закона, потому что умерли для всего того, что держало нас в плену; и теперь мы служим Богу по-новому, духовно, а не как встарь — следуя букве Закона.

Духовная битва

7Что из этого следует? Значит, Закон — то же, что и грех?

Ни в коем случае!

Но если бы не Закон, я и не знал бы, что такое грех. Если бы Закон не сказал: «Не пожелай…», — я и не знал бы такого желания. 8Грех, воспользовавшись заповедью как орудием, пробудил во мне разные желания. А вне Закона грех мертв.

9Было время, когда я жил, не имея Закона; но когда появилась заповедь, стал жить грехa, 10а я умер. И заповедь, призванная давать жизнь, принесла мне смерть. 11Грех, воспользовавшись заповедью как своим орудием, обманул меняb и с ее помощью убилc. 12Но сам Закон исходит от Бога, и заповеди его святы, справедливы и хороши.

13Так, значит, нечто хорошее принесло мне смерть?

Вовсе нет! Это сделал грехd и тем явил себя в своем истинном обличье: он воспользовался этим хорошим как своим орудием и принёс мне смерть.

Итак, благодаря заповеди становится ещё яснее, насколько грешен грех.

14Ведь мы знаем, что Закон исходит от Духа. А я человек из плоти, проданный в рабство греху. 15Я сам понять не могу своих поступков. Чего хочу, того не делаю, а то, что мне ненавистно, делаю. 16И если я делаю то, чего не хочу, значит, я признаю, что Закон хорош. 17Но на самом деле это действую не я, а живущий во мне грех. 18Я знаю, что добра во мне (то есть в моей природеe) нет. Желание делать добро есть, но это у меня не получается. 19И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло, хотя и не хочу этого, делаю. 20А если я делаю то, чего не хочу, это значит, что действую не я, а живущий во мне грех.

21Итак, я открыл в себе законf: каждый раз, когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло. 22Внутренний человекg во мне радуется закону Богаh. 23Но в своем теле я вижу иной законi, восстающий против закона моего разумаj и делающий меня пленником закона греха, который действует во мне.

24Несчастный я человек! Кто освободит меня от этого смертоносного тела? 25Благодарю Бога моего — Он сделал это через Иисуса Христа, Господа нашего.

Итак, сам по себе я только разумом служу закону Бога, а своей плотской природой — закону греха.

Жизнь верующего в Духе

8 1Итак, тем, кто соединен с Мессией Иисусомa, теперь не грозит обвинительный приговор, 2ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом Иисусом, освободил тебя от закона греха и смертиb. 3То, что было невозможно для Законаc из-за слабости нашей природыd, сделал Бог.

Послав Своего собственного Сына, облеченного в плоть, подобную греховной человеческой плоти, чтобы покончить с грехомe, Он вынес смертный приговор греху во плоти для того, 4чтобы теперь мы могли жить так, как справедливо требует Законf, потому что мы живем согласно Духу, а не плотской природе.

5Кто живет согласно своей плотской природе, живет устремлениями этой природы;

кто живет согласно Духу — устремлениями Духа.

6Жить устремлениями собственной природы означает смерть,

а устремлениями Духа — жизнь и мир.

7Итак, человек, живущий устремлениями собственной природы, враждебен Богу:

он не подчиняется закону Богаg, да и не может ему подчиниться.

8Люди, живущие согласно своей природе, не могут угодить Богу.

9Но вы живете устремлениями не собственной природы, а Духа, если в вас действительно обитает Дух Бога.

А у кого нет Духа Христова, тот не Его.

10Но если Христос в васh, то хотя тело ваше и смертноi из-за греха, но духj живет благодаря примирению с Богом. 11И если Дух Того, кто воскресил Христа из мёртвых, живёт в вас, Тот, кто воскресил Христа из мёртвых, оживит и ваши смертные телаk Своим Духом, живущим в вас.



12Итак, братья, у нас есть долг, но это не долг перед нашей плотской природой, не долг жить так, как хочет она. 13Потому что если вы будете жить согласно собственной природе, то умрёте, а если умертвите Духом греховные дела телаl, будете жить.

14Кем движет Дух Бога, те сыны Бога.

15Дух, которого вы получили, это не дух рабства, вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили Духа, который сделал вас сынами Богаa! Это Он побуждает вас взыватьb:

«Авва! Отчеc

16Он сам вместе с нашим духомd свидетельствует о том, что мы дети Бога.
17А если дети, то наследникиe — наследники Бога, сонаследники Христу,
потому что если мы разделили Его страдания, то разделим и Его Славу.



Грядущая слава

18Я уверен, что нынешние наши страданияf — ничто в сравнении с той славойg, которая нас ждёт. 19Ведь все мироздание с нетерпением ждет, когда Бог открыто явит Своих сыновh 20(оно не исполняет своего предназначения не по собственной вине, а потому что такова была воля Бога), в надежде на то, 21что оно, само мироздание, станет свободным от рабства у гибели и разделит свободу и славу детей Божьих. 22Ведь мы знаем, что всё творение стонет и мучится с болями до сих пор.

23И не только [другое творение], но и мы, уже получившие Духа как начаток новой жизниi, — и мы в душе стонем, дожидаясь того дня, когда Бог примет нас как Своих сынов и всё существо нашеj сделает свободным.

24Ведь мы спасены [пока что только] в надеждеk.

Если бы наша надежда уже исполнилась, незачем было бы надеяться. Кто же надеется на то, что уже есть? 25Но если мы надеемся на то, чего ещё не видим, мы должны надеяться терпеливо и стойко.

26Дух тоже приходит к нам на помощь: ведь мы слабыl и не знаем, о чём нам следует молиться. Но сам Дух просит за насm воздыханиями, которые нельзя выразить словамиn.

27И Тот, кому известны даже самые сокровенные наши помыслы, знает, чего хочет Духa, потому что Дух просит за святыхb так, как того хочет сам Бог.

28А мы знаем, что для тех, кто любит Богаc, кто был призван согласно Его замыслам, Он всё обращает во благо.

По Кассиану:
26 А также и Дух помогает немощи нашей:
ибо о чём нам молиться, как надлежит, мы не знаем,
но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 И Испытующий сердца знает, о чём помышление Духа, потому что Он ходатайствует за святых, как угодно Богу.
28 А мы знаем, что любящим Бога, призванным по предустановлению, Он во всём содействует ко благу,

29Это те, кого Бог знал ещё тогда, когда их не было, и предназначил быть истинным подобием Своего Сынаd,

чтобы Сын Его стал первенцем среди множества братьев.

30Кого Он предназначил, тех и призвал; к

ого призвал, тех оправдал;

кого оправдал, с теми разделил Свою Славуe.

31Что ещё к этому прибавить? Если Бог за нас, кто против нас? —

32Никто! Ведь Бог не пожалел Своего собственного Сынаf, а отдал Его ради нас всех.

Дав такой дар, Он и ни в чем остальном не откажет нам.

33Кто сможет обвинить избранников Бога?

Никто! Ведь Бог их оправдалg!

34Кто их осудит?

Никто! Ведь Христос, который умер, — более того, который был воскрешен и пребывает по правую рукуh Бога, — ходатайствует за нас.

35Кто сможет стать между нами и любовью Христа?

Страдания, притеснения, преследования, голод, нищета, опасность, меч?..

36Писание говорит:

«За Тебя нас каждый день убивают,

сочли нас за овец, обречённых на заклание».

37Но во всём этом мы одержали полную победу благодаря Тому, кто нас полюбил.

38И я убежден, что ничто: ни смерть, ни жизньa, ни ангелыb, ни другие духовные существаc и Силы, ни век нынешний, ни век грядущий, 39ни вышний мир, ни безднаd — ничто из всего мироздания не сможет стать между нами и любовью Бога, которую Он явил в Помазанникеe Иисусе, Господе нашем!



Далее глава 9









Главная страница

Библия

a Редакция перевода и примечаний глл.1-8 Ф.А.Лобанова. Сделаны на основе перевода и примечаний «Учебной Библии» РБО, М.,2018 [версия 18.08.2024]

b Служитель — греч. слово может быть также переведено как «раб». Для греков это слово было неприятно, потому что означало отсутствие свободы, но в еврейской традиции так назывались люди, служившие Богу (Давид, пророки и т. д.). Вероятно, Павел употребляет это слово в обоих значениях.

c …по человеческому происхождению… — Букв.: «по плоти».

d …потомке Давида… — Ветхозаветные пророчества говорят о том, что Помазанник будет потомком царя Давида, см. 2 Цар 7:11-14; Ис 11:1-10.

e …по Духу Святому… — Дословно: «по Духу святости».

f …Сыне Бога, которого Бог явил… — Дословно: «которого Бог назначил Своим Сыном». Иисус был явлен Богом как Его Сын в полноте силы после воскресения.

a Рим — столица Римской империи, самый большой город того времени. Неизвестно, когда в нём возникла христианская церковь. Возможно, её основателями стали услышавшие проповедь Петра в день Пятидесятницы (см. Деян 2:10).

b призванным святым — то есть всем христианам. Перевод стиха даётся по переводу Кассиана (Безобразова). Далее в аналогичных случаях: «по Кассиану»

c Греки — высокоцивилизованный народ, всех остальных людей они называли варварами.

d …мудрых и невежд. — Т. е. образованных и необразованных. Апостол послан ко всем, а не только к избранным.

e Я не стыжусь Радостной Вести (по гречески — Евангелия) … — Вероятно, имеется в виду уверенность апостола в том, что на Суде Божьем ему не придется стыдиться того, что он проповедовал, он не будет постыжен Богом. Есть и другое понимание: апостол убежден в истинности своей Вести, хотя его оппоненты часто обвиняли его в том, что его весть, отрицающая дела Закона, ведет к безнравственности.

f …иудеев, а потом и язычников. — Дословно: «еврея, а потом и грека». В Новом Завете язычников называют греками вне зависимости от их национальной принадлежности. Евреи упомянуты первыми, так как исторически им первым было дано Божье откровение; ср 2:9-10.

g …избавление от вины… — Дословно: «оправдание».

h …за веру и только за веру. — Дословно: «от веры к вере». Первое слово вера может быть также понято как верность Бога Своему Договору с людьми, а второе — как вера, преданность человека Богу, т. е. как его ответ на верность Бога.

i Праведник благодаря вере будет жив. — Возможно иное понимание: «Праведник будет жить своей верой».

j Описание языческого мира.

k Под истиной здесь понимается знание о Боге как Творце, Судье и Искупителе.

l Ср. Прем 13–14, где также утверждается, что язычники способны узнать о Боге из Его дел.

a …вместо поклонения бессмертному Богу поклоняются образам… — Возможно иное понимание: «они променяли Славу бессмертного Бога на образы…» В таком случае здесь аллюзия на Адама, потерявшего Славу Божью, к которой он был причастен до грехопадения; ср. Пс 105:20; Ис 44:9-20.

b Религиозные заблуждения ведут к падению нравственности, прежде всего в сексуальной области, ср. Прем 11:16.

c Гомосексуальные отношения в греческом мире широко практиковались и были даже в почете (см. Пир Платона и Ликург Плутарха). Но в Библии они вызывают гневное отвращение, потому что понимаются как извращение «путей Божьих», т. е. установленного Богом миропорядка (Лев 18:22; 20:13; 3 Цар 14:24).

d Под возмездием, вероятно, имеются в виду изнеженность мужчин и венерические заболевания, но прежде всего духовная смерть.

e Нравственное разложение ведет также к отупению разума. Список пороков не является исчерпывающим; ср. также Эф 2:1-3; 2 Тим 3:2-5; Тит 3:3.

f Иудеи тоже грешны. Их грех — это прежде всего гордость и осуждение других, ср. Прем 11:15; 12:19-22.

g День гнева — день Божьего Суда.

h …по делам его… — Оправдание за веру не вступает в противоречие с судом за дела, так как вера должна проявляться в жизни, угодной Богу (ср. 2 Кор 5:10; Гал 5:6, 22-23; 6:7-10).

i …во-первых, иудею, потом и язычнику. — См. прим. К 1:16. Дословно: «еллина», т. е. грека

a …то, что велит Закон… — Вероятно, Закон здесь (и в ст. 15) ограничен нравственными требованиями (так называемыми заповедями Ноя) и не включает в себя культовых предписаний.

b …они сами себе закон… — Т. е. они соблюдают нравственные заповеди Закона, хотя и не знают их.

c …одни мысли их осуждают… — Совесть выступает в качестве судьи помыслов или как бы одного из спорщиков.

d …хвалишься Богом… — Т. е. принадлежностью к народу Божьему и знанием Бога и Его воли.

e Это несколько заповедей из Декалога.

f …грабишь храмы. — Т. е. присваиваешь дары, предназначенные храму. Известен случай, рассказанный Иосифом Флавием, когда еврей присвоил в Риме дары, предназначенные одному из храмов, что повлекло за собой изгнание евреев из Рима в 19 г. Возможно также другое понимание: «совершаешь кощунство».

g Обрезание является не одним из требований Закона, но воплощает в себе весь Закон.

h …у которого есть и писаный Закон, и обрезание… — Возможно иное понимание: «который преступает Закон буквальным пониманием обрезания».

i …дело Духа… — Человека преображает Дух Божий, а не буква, т. е. исполнение писаного Закона, ср. 2 Кор 3:6.

a Апостол ведет спор с воображаемым противником. Логика апостола Павла может показаться парадоксальной (ср. ст. 31). Здесь речь идет об обрезании, которое было знаком принадлежности к Божьему народу и преданности Договору (т. е. Завету) с Господом. Подробно об этих преимуществах см. 9:4-5.

b …доверил услышать Свои слова. — Возможен другой перевод: «дал Свои обещания». Это, вероятно, Десять заповедей или всё Священное Писание.

c …верность Бога? — Его верность Договору (Завету), заключенному с народом Израиля (ср. Втор 7:9; Пс 88:2-3; Ис 49:7), а также всем, кто на Него полагается.

d …гнев? — Имеется в виду Суд (ср. 2:5).

e Бог судит мир, а Судья не может быть несправедливым, см. Быт 18:25; ср. Втор 32:4; Иов 8:3; 34:10-30.

f …истина… — Здесь то же, что верность.

g Апостола часто обвиняли в том, что его учение о спасении без дел Закона и о христианской свободе ведёт к безнравственности; ср. также 2 Пет 3:16.

h Итак, в лучшем ли мы… положении? — Ничуть. — Возможны другие переводы: «Итак, в худшем ли мы положении? — Вовсе нет» и «Так что мы можем сказать в свою пользу? — Ничего».

i Эллины (греки)

j …все во власти греха… — Для апостола грех — это не столько дурной поступок или помысел, сколько тёмная сила, под властью которой оказались все люди, став её рабами в результате сделанного ими неверного выбора, так что человек является одновременно и виновным, и жертвой.

a 3:10-12 Пс 13:1-3; 52:2-4

3:13 Пс 5:10; 139:3

3:14 Пс 9:28

3:15-17 Ис 59:7-8

3:18 Пс 35:2

b Законом здесь названо не Пятикнижие, но всё Писание. В 3:10-18 цитаты взяты из ряда псалмов и из пророка Исайи. Писание подтверждает греховность евреев.

c По Кассиану

d Под делами Закона, вероятно, имеются в виду не «добрые дела», а обрезание, законы ритуальной чистоты, пищевые запреты, соблюдение праздников и т. д., т. е. то, что представляло отличительные признаки, указывавшие на принадлежность человека к народу Израиля. Их исполняли только евреи и прозелиты, и поэтому они считали, что спасение доступно только им, но не язычникам.

e …и Закон, и Пророки… свидетельствуют… — См. Быт 15:6 и Рим 4:3; Авв 2:4 и Рим 1:17. Павел не учит чему-то новому.

f …лишены сияния Божьей Славы. — Призвание человека — быть отражением Божьей Славы (Быт 1:26). По раввинистическим представлениям, человек до грехопадения был причастен сиянию Славы Бога и лишился её, совершив первый грех.

g Божья справедливость не вступает в противоречие с оправданием грешников: отныне, когда совершено искупление грехов, праведность человека перед Богом становится возможной (ср. 8:4).

a Если Бог один для евреев и для язычников, следовательно, Он действует по отношению к ним одинаково, предлагая одинаковое спасение одинаковым образом — посредством веры. Путь веры — единственный путь, а не дополнение к соблюдению Закона.

b Мы Закон укрепляем. — Ср. 8:4; 13:8-10. Под Законом здесь, вероятно, понимается Закон, требующий веры (см. ст. 27).

c Спор с воображаемым оппонентом продолжается; см. прим. к Гал 3:6.

d Авраам считался родоначальником еврейского народа. Он назван нашим праотцом, хотя большинство римских христиан было из язычников, потому что он отец всех верующих (4:16).

e Возможны другие переводы: «Что же, скажем, Авраам, наш отец, приобрел по плоти?», «Что же, скажем, приобрел Авраам, наш отец по плоти?» и «Что же, скажем, с человеческой точки зрения, приобрел наш отец Авраам?»

f …за свои дела… — Традиция называла Авраама идеальным праведником, за всю жизнь не совершившим ни одного греха. Особенно восхвалялось его гостеприимство (Быт 18) и послушание воле Божьей, выразившееся в жертвоприношении Исаака (Быт 22). Согласно народным представлениям, Авраам в совершенстве исполнял все требования Закона, хотя тот и был дан лишь несколько веков спустя (см., например, Сир 44:19-21).

g Апостол категорически не согласен с тем, что у Авраама множество заслуг: он был оправдан за веру. Это противоречит представлениям современников Павла.

h Вера — это доверие, открытость и готовность принять волю Бога.

a О вере Авраама говорится в Быт 15, а о его обрезании — в Быт 17. Согласно еврейской традиции, эти события разделяли 29 лет.

b Обрезание называлось знаком Договора с Богом (Быт 17:11).

c Авраам — отец язычников, потому что некогда он сам был язычником, но поверил в единого Бога. Он же считался первым евреем, отцом народа Израиля.

d В Быт 12:1, 5, 7; 13:14-17; 17:8 Бог обещал потомкам Авраама землю Ханаана, но в позднейших писаниях эта обещанная земля стала пониматься как весь мир, а иногда — как грядущий мир.

e …возвращающего мертвых к жизни… — Имеется в виду зачатие и рождение Исаака от престарелых, уже как бы умерших для деторождения родителей, а также призвание Богом духовно мертвых язычников (см. 2 Кор 5:17) и воскресение Иисуса (ст. 25). Во Втором Благословении синагогальной молитвы «Восемнадцать Благословений» о Боге говорится: «Ты воскрешаешь мертвых».

f …приводящего несуществующее из небытия к бытию. — Еврейское предание говорит о творении мира из ничего (Ис 48:13; 2 Мак 7:28, но ср. Прем 11:18).

a Это утверждение касается лишь тех, кто поверил, т. е. доверился Богу.

b …за хорошего человека… — Возможно иное понимание: «ради добра», «за доброе дело».

c …оправданные кровью Христа… — Т. е. прощенные благодаря жертвенной смерти Христа.

d …через Его жизнь. — Через воскресение Христа.

e …через одного человека… — Т. е. через Адама. Нарушение Адамом и Евой воли Божьей считалось в еврейской традиции первым, или первородным, грехом.

f …а с грехом смерть… — Последствием греха явилась смерть (ср. Прем 2:24). Но здесь речь не только о физической, но и о духовной смерти.

g …там, где нет Закона, грех не ставится в вину. — Очень трудные для понимания слова; возможно, имеется в виду, что до появления Закона греховные поступки не являлись нарушением Закона, хотя и наказывались Богом (ср. гл. 1 и 2). См. также ст. 20 и 7:8.

h …до Моисея… — Т. е. до дарования Закона.

i Под грехом Адама понимается его неповиновение воле Божьей.

j …грехом Адама. Адам — прообраз Другого… — Возможно иное понимание: «грехом Адама, который есть прообраз будущего. Но преступление Адама…»

k …многим… — См. прим. к Мф 20:28.

l …одного человека… — В Адаме было воплощено все человечество.

a …воцарилась смерть… — Смерть персонифицируется в образе темной демонической силы.

b …множество… — Дословно: «многих»; см. прим. к Мф 20:28.

c Закон пришел, чтобы увеличить преступления. — Раньше люди не всегда знали, что некоторые их поступки являются грехами, так что с появлением Закона количество нарушений формально увеличилось.

dВариант перевода «погрузились в Христа»

eВариант перевода: «в смерть Его погрузились»

fВариант перевода: «через крещение в смерть»

g …наша греховная сущность… — Букв.: «тело греха»; под «телом» апостол имеет в виду всего человека (ср. 12:1).

h В Талмуде говорится о том, что, когда человек умирает, он становится свободным от Закона и от его заповедей, а также о том, что смерть искупает грехи.

i …в вашем смертном теле… — Здесь тело означает всего человека, поэтому господство греха и освобождение от него касается не только собственно тела, но и всей человеческой жизни.

a …закон… — Имеется в виду не Закон Моисея, а всякий закон, особенно тот, который регулирует брачные отношения.

b …только при его жизни. — См. прим. к 6:7.

c Вероятно, апостол имеет в виду не себя лично, но сначала отождествляет себя с Адамом, а затем говорит от лица всего человечества, которое до прихода Христа было порабощено грехом.

d …жили, подчиняясь своей низшей природе… — Букв.: «жили по плоти».

a Здесь апостол, вероятно, отождествляет себя с Адамом. Хотя еврейский мальчик становился «сыном заповеди», т. е. обязан был исполнять Закон, в 13 лет, но родители обучали детей Закону с самого раннего возраста.

b …обманул меня… — Змей выставил Бога лжецом (Быт 3:4) и исказил причины запрета есть плоды с дерева познания добра и зла (Быт 3:5).

c …и… убил. — Следствием нарушения воли Бога стала смерть (см. 5:12-14).

d …насколько грешен грех. — Закон раскрывает истинную природу греха, целью которого является разрыв отношений между Богом и человеком и который может предложить человеку только смерть. Если человек с помощью Закона осознает, что какое-то его желание греховно, но не сопротивляется ему, это приводит к росту греха, который таким образом становится «грешнее».

eПо Кассиану (дословно): то есть в плоти моей

f Здесь закон значит «общее правило».

g Внутренний человек — то же, что «сердце» (ср. 2 Кор 4:6) и «ум» (ср. 12:2). Представление о «внутреннем человеке» было широко распространено: например, Платон говорил о «внутреннем человеке человека», а Филон о «человеке в человеке».

h …закону Бога. — Здесь, вероятно, в значении: «воле Бога».

i …иной закон… — То же, что «закон греха».

j …закона моего разума… — То же, что «закона Бога» (стт. 22, 25) и «закона Духа» (8:2).

a …с Христом Иисусом… — В некоторых рукописях после этих слов следует: «живущим не согласно своей плотской природе, но согласно Духу».

b Законом греха и смерти здесь назван не Закон Моисея, но власть греха над жизнью человека, ведущая его к смерти.

c То, что было невозможно для Закона… — Закон мог лишь указать путь, но не мог дать людям способность следовать ему.

dПо Кассиану (дословно): бессильного по вине плоти

e …чтобы покончить с грехом… — Возможно иное понимание: «как жертву за грех».

f Под справедливыми требованиями Закона, вероятно, имеются в виду или его нравственные заповеди, сведенные воедино в требование любить Бога и ближнего (ср. 13:8-10; Гал 5:14), или исполнение десятой заповеди, которая была предметом обсуждения начиная с 7:7.

g Под законом Бога здесь понимается исполнение Божьей воли, а не Закон Моисея.

h …Христос в вас… — Апостол обычно говорит, что мы живем в Христе, но это взаимозаменимые понятия (ср. Гал 2:20). Вероятно, апостол, как и во многих других случаях, под телом понимает не физическое тело, а всего человека.

i …смертно… — Букв.: «мертво».

j Под духом может пониматься как человеческий дух, так и Дух Святой.

k …оживит и ваши смертные тела… — В День воскресения мертвых или вместе с Христом (ср. гл. 6).

l …умертвите… греховные дела тела… — Здесь слова «тело» и «плоть» являются синонимами и речь идет не о подавлении материального, но о смерти греховной плотской природы, о делах которой см. Гал 5:19-21.

a …Духа, который сделал вас сынами Бога! — Букв.: «Духа усыновления». Для людей стать сынами Бога возможно только через усыновление. В эллинистической традиции усыновление было широко распространено.

b …взывать… — Обращаясь к Богу с молитвой.

c Аббá! Отец! — Это перевод арам. слова Абба. Отныне не только Христос может так обращаться к Богу, но и христиане, которые через Него становятся сынами Бога.

d …с нашим духом… — Возможно понимание: «нашему духу».

e …наследники… — Вместе с Христом христиане станут причастны Славе Божьей и будут пребывать вместе с Богом.

f …нынешние наши страдания… — Гонения и преследования, которым подвергаются христиане, свидетельствуют о том, что прежний мир движется к концу.

g Слава - греческое δόξα (докса) имеет значения: 1. блеск, сияние, яркость; 2. слава, честь, величие;

h Падение Адама навлекает проклятие на землю (Быт 3:17-18) и на весь тварный мир, который Бог ему подчинил. Вместе с восстановлением изначального статуса человека и всё творение обретёт первоначальную красоту, гармонию и мир с Богом и человеком.

i …получившие Духа как начаток новой жизни… — Как принесение Богу начатков урожая означает, что освящается весь урожай, так и дарование Духа является залогом будущей жизни в Божьей Славе и самим началом этой жизни.

j …все существо наше… — Дословно: «наши тела». Здесь речь не только о физическом воскресении, но о полном преображении всего существа человека (ср. 1 Кор 15:42-50; Флп 3:21).

k …спасены пока что только в надежде. — Спасение обещано, но ещё не завершено.

l …ведь мы слабы… — См. прим. к Гал 5:17.

mТакже присутствует значение «молится в нас»

n …которые нельзя выразить словами. — Потому что содержание молитвы Духа касается того, что лежит за пределами человеческих слов и понятий. Но сам Дух… — Возможно иное понимание: «Но сам Дух приходит на помощь нашим невысказанным (или бессловесным) воздыханиям».

a …потому что Дух… — Возможно понимание: «что Дух».

b святых - то есть за верных, христиан

c …для тех, кто любит Бога… Он все обращает во благо. — Возможно иное понимание: «все содействует благу тех, кто любит Бога».

d …быть истинным подобием Своего Сына… — Хотя Адам был сотворен по образу и подобию Бога, он, нарушив Божью волю, не стал истинным сыном Бога, в отличие от Христа. Христос становится родоначальником нового человечества.

e …разделил Свою славу - см. примечание к Рим 8:18 — Хотя участие в этой славе ещё предстоит христианам, уверенность в этом такова, что глагол стоит в прошедшем времени, как если бы это уже совершилось. Бог уже принял это решение, а оно неизменно.

f …не пожалел Своего собственного Сына… — Это жертвоприношение совершеннее того, что готов был совершить Авраам, ведь то так и не состоялось, в отличие от жертвоприношения Христа.

g Возможен иной перевод: «Кто сможет обвинить избранников Бога? Бог, который их оправдал?! Кто их осудит? Христос, который умер… за нас?!»

h …по правую руку… — Место по правую руку было самым почетным. То, что Иисус сидит по правую руку Бога, означает, что Он прославлен и участвует в управлении Божьим Царством как соправитель Бога, см. Пс 109:1.

a …ни смерть, ни жизнь… — Т. е. все человеческое существование. Смерть — это то, что больше всего пугает человека; жизнь — вероятно, имеется в виду жизнь в этом мире, для которой характерны страдания.

b Ангелы могут стать объектом человеческого поклонения, что противоречит воле Бога (Кол 2:18; Откр 19:10; 22:8-9; см. также 1 Кор 6:3; 11:10; 2 Кор 12:7; Гал 3:19).

c …ни другие духовные существа… — Букв.: «начала», хотя так могут называться и земные правители, здесь, вероятно, так названа одна из небесных иерархий.

d …ни вышний мир, ни бездна… — Дословно: «ни высота, ни глубина»; это могут быть духовные силы, влиявшие, по мнению людей, на судьбы человека, а также вся Вселенная в целом.

eПомазанник — Царь. По еврейски Машиах (арамейская транскрипция Мшихо/Мессия). По гречески Христос