Главная страница

Библия

Как лучше читать любую библейскую книгу, если вы открыли её в первый раз? (и даже во второй)

Читать только сам оригинальный текст (без примечаний, комментариев и толкований).

Тогда, возможно, вы уловите, что сам Автор хочет вам лично сказать через боговдохновенных писателей.

А уже следующий раз можно читать (перечитывать), заглядывая в примечания.



Послание Эфесянам

Письмо апостола Павла христианам Эфесаa



План

Приветствие

I. Тайна спасения и церкви 1:3 – 3:21

II. Новая жизнь в единении с Христом 4:1-6:20

Заключение





1 1От Павла, по воле Божьей посланникаb Христа Иисýса — святым, находящимся в Эфéсеc, хранящим верность Христу Иисусу.

2Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!





I. Тайна спасения и церкви 1:3 – 3:21



А. Спасение во Христе Иисусе

3Да будет благословен Богd, Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким благословением духовным на небесах во Христеe.

4Он нас избрал, в единении с Ним, ещё до сотворения мира, чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными и жили в любвиf.

5Он нас предназначил, через Иисуса Христа, стать Его сыновьямиg.

По переводу Кассиана:
5предопределив нас к усыновлению Ему
чрез Иисуса Христа,
по благоволению воли Своей

Вот Его цель и добрая воля.

6Так восхвалим Его за величайшую Его доброту —

за дарh, которым Он нас одарил через любимого Сына,

7кровью которого мы обрели, в единении с Ним, свободуi

и прощение грехов.

Так безмерна Его доброта,

По переводу Кассиана:
7в Котором мы имеем искупление кровью Его,
отпущение согрешений
по богатству благодати Его,



8что излил Он щедро на нас в совершенстве ума и мудрости!

9Бог открыл нам тайну Своей воли,

открыл то, что по благоволению Своему давно уже решил совершить во Христе,

10дабы через Него осуществить, когда исполнятся времена, Своё намерение:

воссоединить всё сущее в небесах и на земле под главенством Христаj;



11Благодаря Ему намk выпало стать Его народомl;

нам изначально было предопределено, согласно замыслу Того, кто всё вершит по Своей воле и намерению, 12стать хвалой Его Славе,

потому что мы первыми возложили надежды на Христа.

13Через Него и выm услышали слово истины — Радостную Весть о вашем спасении;

в Него уверовав, вы были запечатлены обещанным Духом Святымn,

14который есть залог того, что мы получим наше наследие -

полное освобождениеo тех, кто Ему принадлежит,

и станем хвалой Его Славе.

Вариант Заокского перевода:
13Так и вы в Нём, как только
услышали слово истины — Благую Весть
спасения вашего — и уверовали, были
отмечены, как то обещано было,
печатью и
злившегося на вас Духа
Святого,
14Который дан нам как залог того,
чем однажды мы будем владеть - когда
окончательно Бог избавит народ Свой,
для хвалы и славы Егоp.





Б. Познайте, сколь безмерно могущество Божие в верующих (Величие дела Искупления)

15Вот почему и я, узнавq о вашей вере в Господа Иисуса

и о любви ко всем святымr,

16не перестаю благодарить за вас Бога,

вспоминая вас в своих молитвах.



17Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа,

Отец в сиянии Славы,

дарует вам дух мудрости и откровения,

чтобы вы смогли познать Его.



18Пусть просветит Он очи вашего сердца,

чтобы вы увидели, какова та надежда,

к которой Он вас призвал,

каково богатство и великолепие наследия,

которое вы разделите со святымиs,



19и сколь неизмеримо велика Его сила,

что действует в нас, верующих в Него.



20Это те же сила и могущество, которыми Бог воскресил из мёртвых Христа

и посадил Его по правую руку на небе —

21выше Начал и Властей, Сил и Господств;

а имя Его сделал превышеt имён всех не только в нынешнем веке, но и в будущем.

22И Он все покорил Ему под ногиu и поставил Его, Владыку всего, главой Экклисии/Общиныv.

23Она же есть Его тело, в нейw вся полнота Того, кто наполняет Собой всё творение.



Вы спасены благодатью, через веру

2 1И вы были мертвыx по причине своих преступлений и грехов, 2из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,y

покоряясь владыке поднебесного мираz, духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.

3Ведь мы все тоже из их числа, мы тоже жили по законам плотской природы, исполняя все вожделения нашего тела и ума,

и из-за этого нашего естестваaa подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева.



4Но Бог, богатый милостью, по великой Своей любви, которой Он полюбил нас, 5мёртвых от грехов, оживил нас вместе с Христом.

По доброте Его вы спасены!

6Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас и посадил в небесах рядом с Ним,

7чтобы через Христа Иисуса явить всем грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам.



8Вы спасены — через веру — Его великой добротой!

И не за ваши заслуги — это Божий дар!

9И не за дела, чтобы никто не хвалился.

10Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом, для добрых дел, которые Он нам изначально предназначил совершить.

Вариант перевода по Кассиану:

8Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас - Божий дар,
9не от дел, чтобы никто не похвалился,
10Ибо мы Его творение,
будучи созданы во Христе Иисусе на добрые дела,
в которых Бог предназначил нам ходить.





Христиане из иудеев и из язычников — члены одной Церкви

11Поэтому помните, что вы, язычники по рождению, люди, которых называли «необрезанными» так называемые обрезанные с их телесным обрезанием, —

12помните, что в то время вы жили без Христаbb, не входили в число народа Божьего Изрáиляcc.

Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились.

Вы жили в этом мире без надежды и без Бога!

13А теперь — в единении с Христом Иисусом — вы, некогда далекие, стали близкими благодаря крови Христа.



14Ведь это Он — наш мир, Он,

соединивший иудеев и язычниковdd в один народ;

Своим теломee разрушивший стенуff вражды,

которая разъединяла нас;



15отменивший Закон с его уставами и правилами,

чтобы, установив мир,

создать в единении с Собой

из двух человекgg одного нового



16и обоих, в едином теле,

примирить с Богом через смерть на кресте,

уничтожив Собой вражду.



17И Он, придя, принёс Радостную Весть о мире

вам, жившим вдали от Бога,

и тем, кто рядом с Нимhh.



18Так что благодаря Ему мы — и иудеи, и язычники — имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом.



19Итак, вы больше не чужестранцыii и не приезжие,

но сограждане святым и родные Богу.



20Вы тоже воздвигнуты на фундаментеjj, заложенном апостолами и пророкамиkk, краеугольный каменьll которого — Христос Иисус.

21Он скрепляет собой всё здание и воздвигает его, превращая в Храмmm, посвященный Господу.



22В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога.









Призвание Павла - нести Благую Весть язычникам

3 1Вот почему я, Павел, ради вас, язычников, узник Христа Иисусаnn [молюсь Богуoo]. 2Вы, конечно же, слышали о том, какой щедрый дар был мне доверен Богом для вас. 3Мне в откровении дано было узнать Его тайну, как я вкратце писал выше.

4Следовательно, прочитав, вы сможете представить, как я понимаю тайну Христаpp.

5В прежних поколениях человечеству не дано было знать этой тайны, но теперь Дух открыл её святым Божьим апостолам и пророкамqq. 6Она в том, что и язычники получают то же наследие, и они — часть единого тела, и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной Вести, 7служителем которой я стал благодаря великой Божьей доброте ко мне, через действие Его силы.

8Мне, самому ничтожномуrr из всех святыхss, был дан этот дар — возвестить язычникам Радостную Весть о непостижимом богатстве Христа, 9а также просветить всех, показав, какой Божественный замысел спасения заключен в этой тайне, от века сокрытой Богом, Творцом всего, 10чтобы только теперь всем Началам и Властям на небесах — через Общину всех верныхttстала ведома мудрость Бога во всем её многообразии.

11Бог воплотил Свой извечный замысел в Христе Иисусе, нашем Господе. 12В единении с Ним, через веру в Него мы смело и уверенно приближаемся к Богу. 13Вот почему я прошу вас не падать духом из-за того, что я страдаю за вас. Эти страдания служат к вашей славе.



Молитва Павла о духовном возрастании Всемирного сообщества верных

14И потому я преклоняю колени передuu Отцомvv, 15от имени которого ведёт своё название всякий род на небе и на земле, 16и прошу Его наделить вас силой из сокровищ Своей Славы, даровав Духа, чтобы внутренний человекww в вас становился крепче и 17чтобы благодаря вере Христос поселился в вашем сердце.

Пусть любовь станет вашим корнем и фундаментом!

18И тогда вы будете достаточно сильны, чтобы вместе со всеми святыми постигнуть ширину и длину, высоту и глубину любви Христа 19и познать её (хотя она и превосходит всякое познание),

чтобы вы были наполнены всей полнотой Бога в вас.

Вариант перевода по Кассиану:

18 чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми,
что - широта, и долгота, и высота и глубина,
19 и познать превышающую познание любовь Христа,
чтобы вы были исполнены всей полнотою Божией,



Вариант по Заокскому переводу:

16 Я прошу Его, чтобы Он по богатству Своих совершенств
наделил вас через Духа Своего внутренней силой и твердостью,
17 и Христос через веру мог жить в сердцах ваших,
чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви,
18 в состоянии были вместе со всем святым народом Его постичь,
что есть широта и долгота, высота и глубина любви Христовой,
19 и могли познать эту стоящую выше всякого познания любовь Его
и преисполниться всей полнотой Божией.





20Слава Тому, чья сила, действуя в нас, способна совершить неизмеримо больше, чем всё то, о чем мы можем попросить или даже помыслить.

21Слава Ему во всех поколениях в Церкви и во Христе Иисусе во веки веков. Аминь.





II. Новая жизнь в единении с Христом 4:1-6:20



Призыв к единству (Единое Тело Христа)

4 1Так вот, я, ставший узником ради Господаxx, умоляю вас:

живите достойно того призвания, к которому вы призваны Богом.

2Будьте всегда скромны и кротки.

Терпеливо, с любовью, переносите друг друга.

3Всеми силами старайтесь хранить единство духа, скрепляя его узами мира.

4Одно тело и один Дух, как и одна надежда, к которой вы призваны Богом!



5Одинyy Господьzz,

одна вераaaa,

одно крещениеbbb,

6один Бог и Отец всех, Он над всемccc, через всё и во всём.



7Но всем нам, каждому в отдельности,

был дан особый дар — его доля в щедром даре Христа.

8Поэтому Писание и говорит:

«Взойдя на вершинуddd,

Он провёл вереницу плененныхeee;

Он людям дал дарыfff».

9Но что ещё значит «взошёлggg»?

Не то ли, что прежде Он и нисходил в самые недра землиhhh?


10Тот, кто сходил вниз, не есть ли Тот самый,

кто взошёл выше всех небесiii, чтобы наполнить Собою всёjjj?



11И это Он даровал,

кому быть апостолами,

кому пророками,

кому благовестниками,

кому пастырями и наставникамиkkk,

12чтобы приготовитьlll святых к делу служенияmmm,

к делу созидания Тела Христаnnn,

13пока мы все не достигнем единства в вере и познании Сына Бога

и встречи с Совершенным Человеком, с Христом, образцом совершенной зрелостиooo.



По переводу Кассиана:

13 пока мы все не придём к единству веры и познания Сына Божия,
в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой,





14Мы больше не должны быть малыми детьми, которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра, делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана.

15И наоборот, если будем говорить правду с любовью, то будем расти, во всём приближаясь к Нему.

Он же, Христос, есть Глава.

16Благодаря Ему сохраняет единство всё Тело, части которого связаны тесными узами:

каждый его орган исполняет своё предназначение,

и всё Тело растёт и созидается любовью.



Жизнь прежняя и новая (Станьте новыми людьми!)

17Итак, вот что я говорю, вот на чём от имени Господа настаиваю: больше не ведите себя так, как язычники с их суетным умом! 18Их рассудок помрачён, они отчуждены от жизни Бога своим упорным нежеланием познать Его, ведь они совсем отупели. 19Став бесчувственными, они отдали себя во власть разнузданных страстей, не зная меры ни в какой мерзости.

20А вы совсем не так познавали Христаppp, 21если, конечно, вы услышали о Нём, если вы были наставлены Им, ведь истина — в Иисусе. 22Вас научили, что нужно отказаться от того, что было свойственно вашему прежнему образу жизни, что нужно «скинуть»qqq с себя ветхого человека, которого губят обманчивые страсти. 23Обновите свой ум и дух 24и оденьтесь в Нового Человекаrrr, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!

25Поэтому откажитесь от лжи и говорите каждый своему ближнему правду, ведь все мы — части одного тела. 26Даже рассердившись, не допускайте себя до греха. Пусть гнев ваш остынет прежде, чем сядет солнце. 27Не оставляйте лазейки дьяволу!

28Кто воровал, пусть больше не ворует, а усердно работает собственными руками, чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде.

29Пусть не будет у вас на языке ни одного дурного слова, лишь слова, полезные для назидания, благотворные для слушателей.

30И не печальте Святого Духаsss Божьего, печатью которого вы отмечены для Дня нашей полной свободы.

Дословно:

И не огорчайте Духа Святого — Бога,
в Котором вы запечатлены в день искупления



31Навсегда избавьтесь от раздражения, гнева, ярости, крика, проклятий вместе с прочими злыми чувствами.

32Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как простил вас Бог через Христа.

5 1Одним словом, старайтесь походить на Бога, ведь вы Его любимые дети.

2Живите в любви — точно так, как Христос полюбил нас и отдал за нас Свою жизнь как жертвенное приношение Богу, благоуханное и приятное.

3Что же касается таких вещей, как разврат, похабство, жадность, то среди вас даже разговоров о них не должно быть. Не подобает это святымttt, 4так же, как всякая грязная, глупая, двусмысленная болтовня! Неуместно! Лучше благодарите Бога! 5Но в этом вы можете быть уверены: ни один развратник, похабник, хапуга (они ничем не отличаются от идолопоклонниковuuu) не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6Никому не дайте обмануть себя пустыми словамиvvv! Ведь это навлечет на непокорныхwww Божий гнев. 7Пусть не будет у вас с ними ничего общего!

8Некогда вы были тьмой, а теперь, когда вы с Господом, вы — светxxx.

Так живите, как подобает сынам света!

9А плод света — это доброта, справедливость и истина.

10Старайтесь дознаться, что приятно Господу.

11И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но ещё лучше - и обличайте!

12О делах, которые творятся ими втайнеyyy, стыдно даже говорить. 13Только при свете становится видно всё то, что обличается, 14а всё, открытое свету, и само есть свет.

Поэтому и говорится:

«Спящий, проснись!

И воскресни из мёртвых,

И будет светить тебе Христосzzz

15Так следите внимательно за своим поведением! Ведите себя не как люди, у которых нет ума, а как люди разумные. 16Старайтесь хорошо использовать свое времяaaaa, потому что дни теперь окаянные. 17Поэтому не будьте бестолковыми, но умейте понимать, в чём воля Господа. 18И не напивайтесь вином — от него только распущенность, но наполняйтесь Духом! 19Беседуйте друг с другом словами псалмов, гимнов и духовных песнопений. Пойте и воспевайте Господа от всего сердца, 20всегда и за всё благодаря Бога Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21подчиняясь друг другу — из благоговения перед Христом.



Христианская семья

22Жёны пусть подчиняются своим мужьям, как Господу, 23потому что муж — глава женыbbbb, точно так же, как Христос — Глава Церкви, Своего Тела, и Он его Спаситель.

24И как Церковь подчиняется Христу, точно так и жены должны во всём подчиняться мужьям.

25Мужья, любите жён, как Христос полюбил Церковьcccc. Он отдал Свою жизнь ради неё, 26чтобы посвятить её Богу Своим словом; Он очистил её, омыв водой в купальне, 27чтобы она предстала перед Ним во всей красе — ни пятна, ни порокаdddd, ни другого изъяна, — то есть была свята и безупречна.

28Так и мужья обязаны любить своих жен — как своё собственное тело. Кто любит жену, тот любит себя. 29Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть. Наоборот, он питает её и лелеет, как Христос — Церковь, 30потому что мы — части Его телаeeee. 31«Вот почему оставит человек отца и мать и соединится с женой, и станут двое единой плотью». 32Здесь есть великая тайнаffff, но я так понимаю, что слова эти относятся к Христу и Церкви. 33И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жён, как самих себя. И жена пусть почитает мужа.



О родителях и детях

6 1Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. 2«Чти отца своего и мать» — вот первая заповедьgggg, за которой следует обещание: 3«чтобы было тебе хорошо, и долгой будет твоя жизнь на земле».

4Родители, не раздражайте своих детей! Растите, воспитывайте и наставляйте их, как велит Господь.



О слугах и господах

5Рабы, повинуйтесь своим земным господам со страхом и трепетом, от всего сердца, как если бы вы служили Христу. 6И не напоказ, как это делают подхалимы, а как рабы Христа, исполняющие волю Бога, от всей души. 7И с охотой, как если бы служили не людям, а Господу. 8Знайте, что Господь вознаградит за всякое доброе дело, кто бы его ни совершил, раб или свободный.

9И вы, господа, относитесь так же к рабам. Оставьте угрозы. Помните, что и у них, и у вас один Господин на небесах, а Он никому не оказывает предпочтения.



Духовные доспехи

10И последнее: укрепляйте себя в единении с Господом Его мощью и силойhhhh. 11Наденьте Божьи доспехи — тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола. 12Потому что мы ведем бой не против людей из плоти и крови, а против Начал, против Властей, против Повелителей этого мира тьмы, против злых духов в небесном мире.iiii 13И поэтому наденьте Божьи доспехи, чтобы у вас хватило сил противостоять им в черный деньjjjj и выстоять, всё преодолев. 14Так стойте неколебимо, опоясавkkkk себя истиной и облекшись в панцирь праведности.

15Пусть обувьюllll вашей будет готовность нести Радостную Весть о мире.

16И, кроме того, крепко держите в руках щит веры — им вы погасите все раскаленные стрелыmmmm Злодея.

17Возьмите ещё шлем спасения и меч Духа, то есть Слово Бога.

Вариант перевода по Кассиану:
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 при всём том взяв щит веры,
которым мы сможете угасить все раскалённые стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите,
и меч Духа, что есть слово Божие

18 Всякой молитвой и прошением взывайте к Богу во всякое время, так, как вас побуждает Дух.

А для этого бодрствуйте, неотступно и усердно прося за всех святых.

19И обо мне молитесь, чтобы каждый раз, когда я заговорю, Бог давал мне нужные слова и я смело открывал тайну Радостной Вести. 20Я её посланник даже в цепях. Молитесь, чтобы я смело и открыто возвещал её, исполняя свой долг.



Последние приветствия и пожелания

21Хотите знать, как я живу и что делаю? Впрочем, вам обо всём расскажет Тихик. Это мой дорогой брат и верный служитель Господа. 22Я посылаю его к вам с этой самой целью: рассказать о наших делах и вселить бодрость в ваши сердца.

23Мир братьям, а также любовь вместе с верой от Бога Отца и Господа Иисуса Христа! 24Божья благодать да будет со всеми, кто любит Господа нашего Иисуса Христа бессмертной любовью.





Об этом послании

Главная страница

Библия




Параллельные места:



1:1 Деян 18:19-21; 19:1

1:7 Кол 1:14

1:20 Пс 109:1

1:22-23 Кол 1:18 1:22 Пс 8:7

jjj2:1-5 Кол 2:13

2:15 Кол 2:14

2:16 Кол 1:20

2:17 Ис 57:19

3:4-6 Кол 1:26-27

4:2 Кол 3:12-13

4:8 Пс 67:19

4:11 1 Кор 12:28

4:16 Кол 2:19

4:17-18 Рим 1:21

4:22 Кол 3:9

4:24 Быт 1:26; Кол 3:10

4:25 Зах 8:16

4:26 Пс 4:5

4:32 Кол 3:13

5:2 Исх 29:18; Пс 39:7

5:16 Кол 4:5

5:19-20 Кол 3:16-17

5:22 Кол 3:18; 1 Пет 3:1

5:25 Кол 3:19; 1 Пет 3:7

5:31 Быт 2:24

6:1 Кол 3:20

6:2-3 Исх 20:12; Втор 5:16

6:4 Кол 3:21

6:5-8 Кол 3:22-25

6:9 Втор 10:17; Кол 3:25; 4:1

6:14-17 1 Фес 5:8 6:14 Ис 11:5; 59:17

6:15 Ис 52:7

6:17 Ис 59:17

6:21-22 Кол 4:7-8 6:21 Деян 20:4; 2 Тим 4:12









aЗа основу новой редакции перевода и примечаний (сделанного Ф.А.Лорбановым) взят НРП (новый русский перевод) РБО-2017. Многие места перевода, взятого за основу, исправлены. Добавлены новые примечания.

b«посланник» - по гречески апостол

cЭфес один из важнейших городов, основанных греками, и самый крупный торговый центр Малой Азии; столица римской провинции Асия и одновременно свободный греческий город с собственным сенатом и собранием. Особенно славился своим храмом Артемиды, считавшимся одним из семи чудес света. Слова «в Эфесе» в ряде древних рукописей отсутствуют.

dДа будет благословен Бог… Традиционный возглас хвалы (см. 2 Кор 1:3; 1 Пет 1:3, Лк 1:68). Глагол «благословлять» в том случае, когда Бог благословляет людей, означает, что Он одаряет их Своей милостью, когда же люди благословляют Бога, он означает «прославлять», «восхвалять».

eПо переводу Кассиану

fв любви. Возможно иное понимание, когда эти слова относятся к ст. 5. Тогда начало ст. 5 будет читаться так: «Он из любви к нам нас предназначил».

gстать Его сыновьями. См. прим. к Рим 8:15 и 8:29.

hЭтот дар спасение.

iсвободу… Т. е. освобождение из рабства греха.

jБуквально: во Христе. Перевод 9 и 10 стиха в редакции Ф.Л.
Вариант перевода от РБО:
«Он замыслил всё, что есть на земле и на небе, соединить воедино в Христе, во главе с Ним.»

kнам… Т. е. евреям.

l Благодаря Ему нам выпало стать Его народом - По Кассиану: в Котором и мы были взяты в удел»

mвы… Т. е. язычники.

nВторая часть 13 ст. в пер. Кассиана

oБуквально - искупление

p1:14 Букв.: наследия нашего для искупления / избавления (Его) достояния, в похвалу славы Его.

qузнав… Букв.: «услышав». Павел провел в Эфесе два года и должен был знать о вере эфесян не понаслышке. Это может подтверждать то, что письмо предназначено не эфесянам, а большому числу христианских церквей.

rТо есть ко всем христианам.

sСвятые в Новом Завете это все христиане. Святые - самоназвание христиан.

tимя Его сделал превыше… Так как имя в древности мыслилось как воплощение сущности его носителя, это значит, что выше Иисуса теперь нет никого (ср. Флп 2:9). Вероятно, это говорит о том, что Христос покорил эти силы (см. также 4:8; ср. 1 Кор 15:24; Кол 2:15).

uвсе покорил Ему под ноги… В лице Христа как нового Адама восстановлено то господство над Вселенной, которого лишился Адам (Быт 1:26-28).

v Греческое слово ЭкклисИя переводится как Община. Это сообщество всех, кто истинно верует в Господа Иисуса Христа. Слово Община (Экклисия) употребляется в Новом Завете в 2 значениях (учитывая масштаб её распространения) — или местная община, объединяющая верующих в конкретной местности, или Община Вселенская, она объединяет всех святых (верных) по всей земле (и даже уже умерших). К ней ниже святой Павел применит эпитет Тело Христа (однако и местная община имеет в себе всю полноту присутствия Христа и Бога, если в её участниках живёт Святой Дух.


wв ней… Возможно иное понимание: «в Нем».

xбыли мертвы… Мертвы духовно.

yэтого мира… Возможно иное толкование слова «мир» (по-гречески эóн, букв. айóн) — «век», «время». В эллинистических религиях существовал культ божества бесконечного времени (ср. «бог этого века» — 2 Кор 4:4; ср. также «повелители этого мира» — 1 Кор 2:6, 8).

zвладыке поднебесного мира… Дословно: «владыке воздушного пространства». Под словом «воздух» понималась нижняя сфера небес, помещавшаяся под небесным сводом; именно здесь, согласно представлениям древних, обитали силы зла.

aaиз-за этого нашего естества… Врожденная греховность человечества унаследована от Адама (ср. Рим 5:12).

bbжили без Христа. Помазанник (Мессия) был обещан только народу Божьему Израилю.

ccбыли чужестранцами, а не входили в число народа Божьего Израиля. Дословно: «были отчуждены от гражданства Израиля». Здесь Израиль понимается как идеальное теократическое государство, каким его замыслил Бог, — это небесное государство, Новый Иерусалим (ср. также Флп 3:20). Чужестранцы в те времена были лишены многих прав.

ddсоединивший иудеев и язычников… Букв.: «сделавший из двух одно», т. е. из двух народов один.

eeСвоим телом… Т. е. смертью на кресте (ср. Кол 1:22).

ffстену… Здесь возможна аллюзия на балюстраду, отделявшую Двор язычников от Двора народа Израиля в Иерусалимском храме, в который язычникам было запрещено входить под страхом смертной казни. Но, возможно, имеется в виду Закон, который назывался оградой, отделявшей Израиль от язычников. Евреи считали язычников нечистыми и называли их собаками. Антисемитизм — явление древнее, так как обособленность евреев вызывала враждебное и подозрительное отношение у соседних народов.

ggиз двух человек… Здесь люди в значении «народы», т. е. евреи и язычники.

hhвдали от Бога… рядом с Ним. У Исайи те, кто вдали это изгнанники, а те, кто рядом, — оставшиеся в Израиле. Но в позднейшей традиции под «дальними» понимались евреи-грешники и прозелиты, а под «близкими» — евреи-праведники и народ Израиля. У апостола это соответственно христиане из язычников и христиане-евреи.

iiчужестранцы… См. прим. к ст. 12.

jjОбраз (метафора) Экклисии/Общины как здания или храма был широко распространен (см. 1 Кор 3:9, 17; 1 Пет 2:5).

kkпророками… Имеются в виду прежде всего новозаветные пророки (см. 3:5 и 4:11).

llКраегоульный камень это или угловой камень в фундаменте, или замковый камень; в любом случае это самый важный камень здания, соединяющий все воедино.

mm Храмом называется не рукотворное здание, а община верующих в Христа - вся Вселенская Община (Экклисия, то есть созванное Богом сообщество всех верующих), стоящая на Христе, как на краеугольном Камне. Единственный рукотворный храм (дом Божий) был в Иерусалиме и был разрушен в 70 г. н.э. Согласно пророку Аггею (2:9) тот храм был последним рукотворным храмом:
«Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Ягве Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Ягве Саваоф.».
Христос в Ин 4 учит, что время рукотворного храма прошло:
«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.»

nnузник Христа Иисуса… Возможно иное понимание: «узник ради Христа Иисуса». Но, возможно, апостол употребляет эти слова одновременно в двух смыслах: а) он заключен в тюрьму из-за того, что он христианин; б) но в высшем, духовном смысле он принадлежит одному Христу, который является его Господом, и не может принадлежать никаким земным властям: он узник одного только Христа (см. также 4:1). В оригинале предложение не завершено и слова [молюсь Богу] добавлены по смыслу.

ooВ оригинале предложение не завершено, и слова молюсь Богу добавлены по смыслу.

ppЕго тайну… Тайна, согласно апостолу, состоит в том, что Божий план спасения мира некогда был неизвестен людям, но теперь Бог им его открыл (см. 16:25-26; ср. 1 Кор 15:51; Кол 1:26-27; 2:2; 4:3; Рим 11:25)

qqпророкам. См. прим. к 2:20.

rrсамому ничтожному… См. прим. к 1 Кор 15:9 (Латинское имя апостола Paulus значит «маленький».); ср. 1 Тим 1:15.

ssТо есть из всех христиан. Святые это, согласно Новому Завету все христиане.

ttОбщина всех верных — Также в других местах Нового Завета и других переводах это понятие переводится словом «Церковь». Здесь имеется ввиду не местная община, а Вселенская, объединяющая всех верующих в Сына Божия

uuНепереводимая игра слов: по-гречески «отец» — патéр, а «род», «семья», «поколение» — патриá.

vvперед Отцом… В некоторых рукописях: «перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа».

wwвнутренний человек… то же, что «сердце» (ср. 2 Кор 4:6) и «ум» (ср. 12:2). Представление о «внутреннем человеке» было широко распространено: например, Платон говорил о «внутреннем человеке человека», а Филон о «человеке в человеке» См. также Рим 7:22.

xxузником ради Господа… См. прим. к 3:1.

yyВероятно, исповедание веры, которое произносилось во время крещения.

zzГосподь Иисус Христос.

aaaодна вера… Т. е. общая для всех вера (см. ст. 13).

bbbодно крещение… Не в том смысле, что оно совершается только раз или одинаково. Имеется в виду, что оно есть вхождение в Христа, объединяющее всех христиан и делающее их Телом Христа.

cccодин Бог и Отец всех, Он над всем, через все и во всем. То, что Бог один, есть основание для единства Церкви.

dddВ псалме на вершину Сиона восходит Бог, но в позднейшей традиции понимается восхождение Моисея на Синай.

eeeпровел вереницу плененных… Христос покорил мятежные духовные силы (1:21-22).

fffдал дары. В евр. оригинале: «получил дары». Павел, вероятно, цитирует по LXX, но в Таргуме Моисей, сойдя с горы, тоже дал дар — Закон Божий. У апостола это Христос.

gggвзошел? Т. е. вознесся на небо.

hhhв самые недра земли? Возможно несколько толкований: а) наиболее вероятно, так названо воплощение, связанное с принятием «образа раба» (ср. Флп 2:7-8); б) смерть на кресте; в) схождение в ад после смерти, чтобы проповедовать умершим (ср. 1 Пет 3:19); г) схождение прославленного Господа в виде Духа с дарами для Церкви.

iiiвыше всех небес… См. прим. к 2 Кор 12:2; т. е. Христос поднялся с земли до самого высокого «места» на небе, которое мыслится как место, где пребывает Бог; см. также Евр 4:14; 7:26.

jjjчтобы наполнить собой всю Вселенную? Так описывалась вездесущность Бога, а теперь Христа.

kkkПророки см. прим. к 2:20. Евангелисты проповедники Радостной Вести (так названы Филипп в Деян 21:8 и Тимофей в 2 Тим 4:5). Пастыри это единственное место в Новом Завете, где упоминается такой вид служения; дословно «пастухи». Контекст этого места (в сравнении с 1 Кор 12:27-31) не обязательно даёт основания отождествлять пастырей с со старейшинами (пресвитерами). Наставники вероятно, те же люди, что и пастыри (см. 1 Тим 3:2; 5:17; 2 Тим 3:10; Тит 1:9; 2:1, 7), учителя-дидаскалы

lllприготовить… Вероятно, речь идет об укреплении веры и стойкости.

mmmк делу служения… Возможно понимание: «делом служения».

nnnк делу созидания Тела Христа… К метафоре здания (2:21) прибавляется метафора роста.

oooи встречи с Совершенным Человеком, с Христом, образцом совершенной зрелости. Возможно иное понимание: «и станем зрелым человеком — таким, как Христос, образец совершенной зрелости» (см. также перевод этого стиха у Кассиана).

pppпознавали Христа… Дословно: «изучали Христа». Бывшие язычники услышали об Иисусе в миссионерской проповеди.

qqqСнять — как снимают одежду

rrrоблекитесь в Нового Человека… «Старый», «ветхий» человек, бывший в рабстве у греха, должен быть оставлен, словно старая, изношенная одежда (ср. Рим 6:6). Новый Человек это новый Адам, новое творение Бога по Своему образу и подобию (ср. Гал 6:15). Обновление жизни уподоблено тому, как человек надевает новую чистую одежду (ср. Гал 3:27).

sssСвятой Дух объединяет христиан, в то время как оскорбительные слова разрушают единство, разрушают дело Духа.

tttСвятымто есть христианам

uuuхапуга (они ничем не отличаются от идолопоклонников)… Эта мысль характерна для еврейской литературы; см. также Мф 6:24; ср. Лк 12:15; Рим 1:29. Жадность — это неустанное стремление приобрести больше, в результате приводящее к тому, что человек видит источник защищенности и уверенности в завтрашнем дне не в Боге, а в том, чем он владеет. Жадность опасна также тем, что люди редко видят грех в желании иметь больше; см. также Кол 3:5.

vvvЗдесь объясняется предыдущий стих.

wwwнепокорных… Дословно: «сынов непокорности». Это люди, толкающие других на грех, прикрывающие свое поведение пустыми словами.

xxxТьма символизирует жизнь без Бога и грех. Бывшие язычники стали светом, войдя в свет Христа.

yyyЭто прежде всего сексуальные грехи и извращения.

zzz«Спящий, проснись! Встань из мертвых — и тебя осияет Христос!» Вероятно, это цитата из раннехристианского гимна, основанного на Ис 60:1.

aaaaСтарайтесь хорошо использовать свое время… Букв.: «покупая время»; это значит, что христиане должны использовать время жизни в этом злом веке наилучшим образом, продолжая делать добро и молиться.

bbbbмуж — глава жены… Главенство мужа проистекает из того, что мужчина «старше» женщины (Адам сотворен раньше Евы) и, кроме того, является источником её бытия: Ева создана из Адама, так как евр. слово рош «голова» имеет также значение «источник» (ср. 1 Кор 11:3).

ccccУ ветхозаветных пророков Израиль часто изображался как жена или невеста Бога (см. Ис 62:4-5; Иер 2:2; Иез 16:8-14; Ос 2:16, 19-20). В Новом Завете так названа Церковь Христова (см. 2 Кор 11:2; Откр 19:8).

dddd Дословно - морщины

eeeeчасти Его тела. В некоторых рукописях: «части Его тела, [плоть] от плоти Его и [кость] от кости Его».

ffffВеликая (т. е. величественная) тайна не в самом браке, но в отношениях между Христом и Церковью.

ggggпервая заповедь… После второй заповеди тоже следует обещание. Вероятно, здесь под первой понимается заповедь, с которой начинается вторая часть Декалога. Возможно также, «первая» может иметь здесь другое значение: «важная», «трудная». В раввинистической традиции, например, говорится, что Бог снабдил обещанием самые трудные и самые легкие заповеди: самая трудная — это пятая, а самая легкая содержится во Втор 22:7.

hhhh Христианская жизнь часто уподобляется духовной битве (Рим 13:12; 2 Кор 6:7; 10:3-4; Флп 1:27-28; 4:3; 1 Фес 5:8).

iiiiс повелителями этого мира… Здесь имеются в виду злые духовные силы — то же, что Начала и Власти.

jjjjчёрный (букв.: «злой») день… Период времени в конце истории, перед пришествием Господа, когда силы зла будут особенно активны (см. Иер 17:7-8; Дан 12:1; Ам 5:18-20; Мк 13:19; 1 Кор 7:26; Эф 5:16).

kkkkопоясав… Так как в древности носили длинную одежду, то перед тем как тронуться в путь или приступить к физическому труду, одежду подпоясывали или подтыкали, что стало метафорой для трезвости и готовности к действию (ср. «засучив рукава»); ср. также 1 Пет 1:13.

llllОбувью воина были специальные сандалии, римские же воины носили невысокие сапоги (калиги).

mmmmраскаленные стрелы… Вероятно, особые стрелы, намазанные смолой или другим горючим веществом; их поджигали, перед тем как выпустить.