Ф.А. Лобанов

Бог: Кто Он? 

И какой Он (свойства Бога)



Начнём мы разговор с того, с чего всё начиналось. С Бога.

У Единого Бога, Творца Неба и Земли - «всего, что наверху и всего, что внизу»)есть несколько имён. Ниже я расскажу о многих Его именах, но одно из главных Его имён — Любовь.

Бог есть любовь,

- говорит посланник1 Иисуса Христа Иоанн в своём 1 письме.

Что это за любовь? Эта любовь живёт в Нём Самом. Он ею полон. Он не просто испытывает её, «ощущает», или хочет любить Кого-то (внутри Себя или вне Себя). Нет, Он из неё состоит, Он из неё «сделан2». Быть любовью — не просто одно из Его свойство, Он Сам — Любовь.

И кроме того, что Он полон этой любовью, Он любит и Своё творение:

Тебя, читатель.
Меня.
Каждого человека, Которого Он сотворил и предназначил к спасению.

Одна маленькая девочка задала вопрос:
«Почему Бог так сильно нас любит?»
И сама же на него ответила:
«Потому что каждый их нас у него единственный»

 

1. Может ли человек познать Бога?


Если мы с вами, читатель, понимаем под словом «Бог» одно и то же (Высшее Существо, Тот, кто сотворил ВСЁ, что существует и существовало когда-либо), то ответить на этот вопрос нелегко.

Ведь масштаб этих 2 явлений — человек и Бог не просто совершенно разный, но даже несопоставимый. Конечно, все люди видят проявления Бога — Его творения (мы и сами Его творения). Но может ли человек познать Его сущность, Его суть?

Некоторые утверждают , что это вовсе невозможно.

Христианский святой IV века Григорий Богослов считал иначе:

«Бога, что Он по естеству и сущности, никто из людей никогда не находил и, конечно, не найдет. А если и найдет когда-нибудь, то пусть разыскивают и любомудрствуют об этом желающие. Найдет же, как я рассуждаю, когда это богоподобное и божественное, то есть наш ум и наше слово, соединится со сродным себе <т.е. с Богом>, когда образ взойдет к Первообразу, к Которому теперь стремится» (Oratio 28. 17)

Что имеет ввиду святой Григорий? Он имеет ввиду, что познание разумом Того, кто превышает любой разум невозможно. Но возможно другое - «познание» как соединение.

Этим словом - «познание» - называлось в Библии, например соединение мужчины и женщины в любви…

**

А что вы, читатель, думаете о Боге? Кто Он?

Каким  Вы представляете Его себе?  ( остановитесь на минуту в чтении и задумайтесь)

……………………………………………………………………………………..

У разных людей представления о Нём разные, и иногда очень экзотические.

Если мы хотим узнать, какой Он на самом деле, то стоит обратиться к тому, что Он  Сам говорит нам о Себе, то есть к Его Слову  - Библии.

Подробнее о том, что такое Библия и почему мы обращаемся именно к ней за знанием о Боге — в следующей, второй теме. Но уже сейчас я должен кратко это пояснить. Библию (собрание священных книг, записанных с ~ XII века до н. э. до I в н.э.) все христиане называют словом «откровение». Это значит, что в ней записано то, что САМ БОГ открыл (отсюда слово «откровение») нам о Себе. Сами, своими силами люди этого узнать не могли бы. И поэтому Он это сказал людям, а они записали. Итак,

 
Во-первых, Библия говорит, что

1. Он Один (Единый) 



Как-то раз к  знаменитому проповеднику из Назарета, Иисусу, сыну каменщика и строителя, подошёл некто и спросил:
 -  Какая первая из всех Божиих заповедей?
Иисус ему ответил:
        первая из всех заповедей:
        Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
        и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею,
        и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
        Вторая подобная ей:
        возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей этих заповеди нет.
 
Итак, мы видим, что в первую очередь, Учитель говорит о Единстве Бога, о том, что есть только Один Бог. Он цитирует из Пятикнижия Моисеева  (с которого начинается Библия) эти слова  -  "Господь Бог наш есть Господь единый"  - они взяты из библейской книги Второзаконие  (6:4).
С откровения о том, что Бог один и только с Ему надлежит быть в общении («поклоняться») начинается  история Народа Божия (это народа, в среде которого и была записана Библия — Божье Откровение). У истока этой истории стоит   человек по имени  Авраам (о нём мы тоже будем говорить подробно в одной из следующих тем). Он жил в языческом мире. Это значит, что   все окружающие его племена и народы исповедовали язычество, т.е. общались со множеством богов и духов.
«Одни рассматривали Божество как безликую Силу, разлитую в мироздании,
другие ставили рядом с Ним второстепенных богов,
третьи верили в два высших начала: злое и доброе.
Некоторые мудрецы (в Греции и Индии) утверждали, что Бог в Своей сущности непостижим, а язычество приписывало богам человеческие свойства, даже низменные страсти.
Только <в Библии,> в Ветхом Завете открывается единый Бог, превосходящий всё бытие, сокровенный и несоизмеримый с человеком и природой, но в то же время Он — 
Бог Живой, 
личностный, 
изливающий Свою любовь на творение.» 3
И вот именно такой Бог   открыл одному человеку  Себя, и завещал  Аврааму, что бы он передал  это знание своим потомкам, а его потомками станет весь Народ Божий, Церковь Ветхозаветная,  а потом  и Церковь  новозаветная, христианская.
 
 Авраам принимает у себя Бога, пришедшего к нему в образе трёх странников (трёх ангелов). 


 С этого  же утверждения начинается Символ христианской  веры (т. н. Никео-Царьградский), то есть исповедание веры христианин:
Я верую в Единого Бога... 

Об этом говорит и первая заповедь Закона (Торы), данного на г. Синай Богом людям через пророка Моисея:
Я  Господь, Бог твойц, который вывел тебя из Египта, из неволи.
Не должно быть у тебя других богов наряду со Мною. (Исход 20)
**
Давайте уточним терминологию. Слово «бог» (или «Бог») можно понимать двояко.
1. Если под словом «бог» понимать существо, которое является личностью, но не является человеком и в чём-либо превосходит человека, то можно сказать, что богов много (и Библия часто говорит о богах во множественном числе либо о «сынах Божиих» в этом смысле, подразумевая не только языческих богов, но и ангелов — как добрых так и злых. Но все эти сверх-естественные существа - суть творения. Они сотворены Одним Единственным Творцом (который называется также Всевышним или Вышним).
2. Если же словом Бог обозначать только Творца, который Сам несотворён и имеет причину существования только в Себе Самом, то Бог только один. Именно Он и обращается к людям через Библию и именно Он и воплотился в человеке Иисусе Христе.
**
Следующее, что мы можем сказать о Боге, это то, что 

2. Он всеблаженный

 
Слово "блаженство" означает  высшую степень счастья.  В Боге, в Его собственной внутренней жизни - вся гармония, вся радость,  все возможности и все силы для реализации этих возможностей.
Он есть Жизнь; вся полнота Жизни, какая только возможна.
  "Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его  <блага>   обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство"4.
"... блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс. 15, И). <Десница - правая рука>
"Блаженным" называет Бога и апостол Павел (1 Тим. 1: 11; 6: 15).

3. Бог невидим



Михаил Юрьевич Лермонтов пишет в стихотворении, созданном, когда он был в заточении:
     Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
     И прячется в саду малиновая слива
     Под тенью сладостной зеленого листка;

     Когда росой обрызганный душистой,
     Румяным вечером иль утра в час златой,
     Из-под куста мне ландыш серебристый
     Приветливо кивает головой;

     Когда студеный ключ играет по оврагу
     И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
     Лепечет мне таинственную сагу
     Про мирный край, откуда мчится он, --

     Тогда смиряется души моей тревога,
     Тогда расходятся морщины на челе, --
     И счастье я могу постигнуть на земле,
     И в небесах я вижу Бога. [2]


Каким образом герой видит Бога? Разве Его можно увидеть? Разве Он не невидимый? Давайте об этом задумаемся...
 Вспомним, что вторая заповедь Моисеева говорит: 

Не делай изваяний — никаких изображений того, что вверху на небе, или того, что внизу на земле, или того, что в воде, ниже земли.  (Исход, 20)
 Потому Его и нельзя изобразить, что Он не обладает материальным телом (это изменится, когда Бог воплотится  в Иисусе Христе и такое  тело обретёт. Поэтому теперь изобразить Бога в Лице Иисуса Христа можно). Но Бог до воплощения невидим не только глазами (как невидимы воздух или радио-волна), но Он  вообще не состоит из материи (из атомов  и молекул).  Поэтому невидим и для приборов и с ним нельзя провести «научный эксперимент». Он не честь физического мира, он не частица и не состоит из частиц, он не волна и не вещество. Он не обладает никакой материальностью.

4. Бог есть Дух



В Библии мы читаем  историю, как  к уставшему, и севшему отдохнуть у колодца Назаретскому Учителю подошла женщина. Она была самарянка. (Самаряне отличались от иудеев тем, что поклонялись Богу не в Иерусалимском Храме, а в другом месте (у них была своя священная гора Гаризим)).
И вот женщина спросила Того, в Ком увидела Божественную мудрость:
Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Библия, Иоан.4:20-21,23-24)
 Что это означает - Бог есть Дух?
Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что «естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя»5.
 
Будучи духом, Бог не делится на части (ведь на части можно разделить только материальный предмет)
«Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и её свойствами. Бог не только обладает разумом, премудростью или любовью, подобно человеку.
Он весь есть разум, весь есть премудрость, весь есть любовь;
все эти качества в существе Божием непостижимым для нас образом сливаются в совершенное единство и тождество6.
Бог не имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы, так как любую протяжённую вещь можно, по крайней мере мысленно, разделить на части.
Иисус Христос говорит о поклонении Богу как Духу, следовательно, слово "Дух" означает существо живое, свободно-разумное, так как существо безличное не может быть предметом религиозного поклонения7.
Говоря, что Бог существо свободное и разумное, мы хотим сказать, что  

 5. Бог-  Личность



Современный автор Каллист (Уэр) пишет: 
"В Символе веры не сказано: «Верую, что Бог существует», но сказано: «Верую во единого Бога». «Вера, что» и «вера в» отличаются между собой решающим образом. Я могу верить, что кто-то или что-то существует, однако эта вера не имеет никакого практического значения для моей жизни. Я могу открыть телефонный справочник на фамилию Уиган и просмотреть все имена, указанные на данной странице; и по прочтении я готов поверить, что некоторые (или даже большинство) из этих людей действительно существуют. Но лично никого из них я не знаю, с Уиганом никогда даже не встречался, и поэтому моя вера в то, что они существуют, не имеет для меня никакого особого значения.
С другой стороны, когда я говорю горячо любимому другу: «Я верю в тебя»,— то совершаю гораздо больше, нежели просто выражаю убежденность в том, что этот человек существует. «Я верю в тебя» означает: я обращен к тебе, я полагаюсь на тебя, я полностью доверяю тебе и я надеюсь на тебя. Именно это мы говорим Богу в Символе веры.
Вера в Бога, таким образом, абсолютно не похожа на то, что называется логической очевидностью, с которой мы воспринимаем евклидову геометрию. Бог не есть вывод по результатам мыслительного процесса, не решение математических задачи. Верить в Бога не принимать возможность Его существования на основании того, что некий теоретический довод «доказал» нам, но это значит верить в Того, которого мы знаем и любим».

Таким, образом, вера означает личное отношение с Богом, отношение несовершенное и неуверенное, однако не менее реальное. Бога познавать надо не как теорию или отвлеченный принцип, но как Личность. Знать личность — гораздо больше, чем знать факты об этой личности. Знать личность — это, по сути, любить её. Не может быть истинного осознания другой личности без взаимной любви. Мы ничего по-настоящему не знаем о тех, кого ненавидим.
Вот два пути свидетельствования о Боге, Который превосходит наше понимание: Он есть Личность, и Он есть Любовь (к этой теме ещё вернёмся)
И это два основных пути говорения о Боге. Именно через личную любовь мы входим в тайну Бога. Как сказано в сборнике «Облако незнания»: «Его можно возлюбить, но не помыслить. Любовью Его можно «поймать и удержать», но мыслью — никогда».8
В библейские времена не было термина, самого такого термина "личность. Поэтому Священное Писание (Библия) выражает ту же самую истину по другому. Она говорит нам, что

Бог живой, С Ним возможно общение



Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. (Дан, 14:25)
В отличии от неодушевлённых предметов, с живым возможно общение



В Библии нет слова «религия»; она учит о «познании Бога» (Ис 53:11), Который говорит с верными9,
Бога нельзя определить, дат Ему единственное, точное и абсолютно-ясное   определение.
Самым простым - но и самым важным! - вещам нельзя дать определение. Их можно только почувствовать в непосредственном опыте.

С Богом Библии можно встретиться.



Сотворив человека, Бог-Творец общается с людьми непосредственно, лично. Трагическое событие Грехопадение (о нём разговор у нас также впереди, тема 4) создало препятствие для непосредственного общения. Но всё же к некоторым людям Бог обращался и позже.
Но всем людям Он и тогда передавал Свои слова через особых личностей — пророков (от слова «прорекать, евр «наби»)
В лице Мессии (Царя-Помазанника) Иисуса Бог пришёл в мир САМ. И стал говорить с людьми уже не через пророков, а непосредственно, лично. Мы живём уже в эпоху Нового Завета и теперь    с Богом  (через Иисуса Христа) может говорить каждый человек. Бог стал человеком, что бы каждый из людей получил через общение с Воскресшим Христом доступ к Богу.
Как мы можем  общаться с Богом?
Общение с Ним называется словом молитва

**

Откровение (Бог открывает Себя людям)


А как Бог может обратиться к нам? Отвечает Он нам или нет, когда мы обращаемся к Нему?
 а. Личный опыт (частное откровение)
Разные люди по разном чувствуют, как Бог принимает участие в их жизни,  говорит с Ними , отвечает на их молитвы, показывает им что-то или даёт почувствовать Своё присутствие. Кто-то это чувствует очень хорошо, кто-то меньше, кто-то не чувствует вовсе, но это может значить, что подходящий момент, когда Бог хочет заговорить с человеком, ещё не наступил.

б. Универсальное Откровение (Св. Писание, Слово Божие)
Кроме личного опыта, который мы назвали частным откровением, Бог  открывается, открывает Себя всем людям, кто бы они ни были и где бы они не жили. Он говорит с ними через Своё Откровение, которое записано в Священном Писании, которое мы называем Словом Божиим.
(Оно было записано не сразу, а первоначально передавалось в виде устного предания в среде Народа Божия.) 

 6. Бог Всеведущий (всё знает)

 

Так сказано в 1м послании апостола Иоанна (вторая часть Библии — Новый Завет) "Бог... знает всё" (1 Ин. 3: 20).
«Божественное всеведение включает в себя:
1) совершенное знание Богом Самого Себя:
"Дух все проницает, и глубины Божии ... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, 10-11).
"Ничто во всём творении не может быть скрыто от Бога, всё предстаёт нагим и без прикрас перед глазами Того, кому мы должны дать отчёт." (Евр. 4, 13, пер. РБО-2011).
 Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего:
"Ему известно было всё прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении" (Сир. 23: 29).
Человек узнаёт что-то, увеличивая своё знание  с течением времени. Бог не увеличивает Своё знание. Он знает всё обо всём изначально.
Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу "от вечности" (Деян. 15, 18).[3] (т.е. Он всё знал ещё до начала времён)»
**

 Всеведение Божие распространяется не только на предметы в материальной вселенной. Он также знает всё о внутреннем мире каждого человека. Причём знает лучше, чем сам человек знает себя.
Библия говорит об этом так:

 Бог больше сердца нашего и знает всё. (1 послание Иоанна 3:20)

Более того, Бог знает не только все в настоящем, Он также знает будущее и прошлое. Бог создал время, но

7. Сам Он вне времени


Поэтому будущее и прошлое для Него также открыто, как и настоящее. Это трудно вообразить, но это так.
Как Вы себя чувствуете, понимая, что Бог всё о Вас знает?
С одной стороны это значит, что мы у Него всегда на виду. Даже тогда, когда мы не хотели бы, чтобы кто-либо нас видел. 


Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. (Библия, Мк 4:22)



Свет пришел в мир;
но люди более возлюбили тьму, нежели свет,
потому что дела их были злы.
Ибо всякий, делающий злое,
ненавидит свет и не идет к свету,
чтобы не обличились дела его, потому что они злы.
А поступающий по правде идет к свету,
дабы явны были дела его,
потому что они в Боге соделаны. (Библия, Ин. 3:19-21)





Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.
Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме,
то мы лжем и не поступаем по истине.
Если же ходим во свете, подобно как Он во свете,
то имеем общение друг с другом,
и Кровь Иисуса Христа, Сына Его,
очищает нас от всякого греха.
Если говорим, что не имеем греха, -
обманываем самих себя,
и истины нет в нас.
Если же исповедуем грехи наши,
то Он, будучи верен и праведен,
простит нам грехи наши
и очистит нас от всякой неправды.
(Библия, 1-Иоан. 1:5-9)


"Поэтому перед Богом бесполезно оправдываться, что-то скрывать, сваливать свои проступки на кого-то еще. Перед Богом нужно просто признать свою вину честно и открыто. И тогда человек получает прощение и очищение, потому что Иисус Христос пролил Кровь Свою на кресте за наши грехи, и Он прощает нас, когда мы раскаиваемся в них.
Однако, в том, что Бог всё знает о нас, есть ещё и другая сторона. Это значит, что Он нас понимает, как никто другой. Поэтому Он никогда не осудит нас несправедливо. Он видит не только наши действия, но Он знает наши желания, наши побуждения. Он понимает, что мы чувствуем, о чём переживаем, о чем мечтаем. Он знает наши слабости, наши недостатки. И, тем не менее, Он нас любит. Любит нас такими, какие мы есть. Разве это не прекрасно? Разве есть ещё кто-то, кто мог бы нас настолько понимать и принимать?"10
Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (Библия, 1 Кор. 4:5)

8. Бог Вездесущий, Он находится везде



Нет такого места, где бы Его не было. Это качество уникально, и его имеет только Бог.
Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его?- говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?- говорит Господь. (Библия, Иер. 23:24)
Бог не только где-то далеко - "на небе" (хотя и это так).
Он здесь и Он везде. Поэтому Он может лично присутствовать с каждым человеком одновременно.
Рассказывают об одной истории, которая произошла в советские времена. Атеисты проводили публичный диспут с целью доказать, что Бога не существует. И вот во время этого диспута они задали вопрос присутствующей группе верующих.
- Скажите, вот вы говорите, что Бог Вездесущий, Он везде находится. Если это так, то где же тогда находится дьявол?
Этот вопрос оказался действительно каверзным, так что верующим пришлось по настоящему задуматься, что же им сказать. И вот один из них наконец ответил так. Он обратился к атеистам и спросил:
- Скажите, а вы имеете в сердцах ваших Бога?
- Нет, нет, нет,- замахали головами атеисты.
- Но вот там, значит, и есть место для дьявола.
Этот ответ, конечно, далеко не исчерпывающий, хотя в той ситуации он был как раз подходящим. На самом же деле вездесущность Бога невозможно до конца ни понять, ни объяснить. Просто потому что мы живем в трехмерном пространстве, и для нас невозможно вообразить существование жизни вне пространства. Но ведь Бог - это Творец всего,

9. Он создал и время, и пространство

И Он выше всех этих физических законов\, потому что Он их Создатель. Поэтому на вопрос о том, как Бог может находиться там, где уже кто-то находится, невозможно до конца ответить.
Важнее другое: как вездесущность Бога влияет на мою жизнь?
С одной стороны это означает, что Бог всегда присутствует рядом со мной. Поэтому я всегда подотчётен Ему. Но с другой стороны это также значит, что я не одинок.
Рядом со мной всегда есть Тот, Кому я не безразличен, Тот, Кто меня любит, Тот, к Кому я всегда могу обратиться.
Разве не прекрасно сознавать это? В Библии есть замечательные слова, которые в оригинале написаны на языке древне-еврейской поэзии»11

Псалом  138
Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня,
и все пути мои известны Тебе.


Ещё нет слова на языке моем, -
но Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Сзади и спереди Ты объемлешь меня,
и полагаешь на мне руку Твою.

Дивно для меня ведение Твое, -
высоко, не могу постигнуть его!

Куда пойду от Духа Твоего,
и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо - Ты там;
сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -
и там рука Твоя поведет меня,
и удержит меня десница Твоя.

Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня,
и свет вокруг меня сделается ночью;
но и тьма не затмит от Тебя,
и ночь светла, как день:
как тьма, так и свет.

Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
Не сокрыты были от Тебя кости мои,
когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
Зародыш мой видели очи Твои;
в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные,
когда ни одного из них ещё не было.
(Библия, Пс.138:1-16)
 
Вот часть этого Псалма новом переводе:
Господи! Ты испытал меня и всё знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь, когда встаю;
Ты издали видишь все мысли мои.

Иду ли я, сплю — Ты смотришь за мной,
все мои пути известны Тебе.
Ещё слово не слетело с моего языка, —
а Ты, Господи, уже знаешь его.
5 Со всех сторон Ты окружаешь меня,
Ты меня держишь рукою Своей.

Твоё ведение непостижимо для меня —
мне не достичь его высоты!
Куда могу я уйти от Духа Твоего,
от взгляда Твоего куда убегу?
Если на небо взойду — Ты там;
если сойду в Шеол — и там Ты.
Полечу я на крыльях зари,
поселюсь у последнего моря —
и там рука Твоя будет вести меня,
и там будет держать меня десница Твоя.
Скажу: «Пусть тьма укроет меня,
пусть свет вокруг станет ночью» —
но и эта тьма для Тебя — не тьма:
ночь светла как день, мрак — что свет.
Ты создал внутренности мои,
в материнском чреве соткал меня.
Я сотворён непостижимо и чудесно!
Слава Тебе! Я вижу, сколь чудесны дела Твои!
Не сокрыты от Тебя были кости мои,
когда в тайне творилось тело мое, вышивалось в глуби земной.
Меня, зародышем, видели очи Твои.
В Твоей книге записано все: все дни, что Ты мне определил, ни один из них не забыт.
Как трудно мне понять Твои замыслы, и сколько их, о Боже!
Попробовать пересчитать — их больше, чем песчинок!
…Я пробуждаюсь — и по–прежнему с Тобой!
 
10. Бог всемогущ?

Часто говорят, что Бог всемогущ, то есть может всё.  Но здесь надо пояснить важный момент:
Он может делать то, что не противоречит Его собственной природе.
Так, Бог не может перестать быть Богом.
Бог не может не быть.
Бог не может совершить что-то, что противоречит Его воле… (а во Христе мы видим как Сам Бог становится беспомощным. Добровольно…)
Однако, Своей Самодержавной волей Творец ведёт сотворённый Им мир к тому положению и состоянию, которое Он задумал.
И приведёт обязательно. Что бы ни происходило в мире (даже нарушения Его воли) ведут к осуществлению и воплощению Его замысла.


11. Он Вечный. Также Его называют Вседержитель
 
 
Когда в пустыне Синай Бог пожелал говорить с Моисеем, призвать его на служение Себе и сделать Своим пророком, Он открыл Моисею Своё Имя.
Это имя обозначено в Библии 4 согласными буквами:
(В древнееврейском языке читают справа налево)
YHWH
Предположительное звучание этого имени ЯХВЭ.
Вот диалог Бога С Моисеем, как он записан в  Библии, в  книге Исход:
 13 Моисей спросил: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: „Меня к вам послал Бог ваших отцов". А если они спросят: „Как Его имя?", — что мне ответить?»
 14 Бог сказал Моисею:
— Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ.
 Так и ответь сынам Израилевым: «Меня послал к вам Тот, чье имя — ЭХЬЕ́ (Я ЕСТЬ)».
 15 И еще Бог сказал Моисею:
— Ответь сынам Израилевым, что тебя послал ЯХВЕ́,   Бог их отцов — Авраама, Исаака и Иакова.  Это имя Мое навеки; это имя Моё из рода в род.5
 В русских переводах это Священное Имя переведено как Сущий (в этом месте книги Исход ), и заменяется словом "Господь" в остальных местах Ветхого Завета.
 Как понимать процитированное место из Библии?
Моисей говорит:  «Как Его имя?» - Подразумевается, что у Бога есть подлинное, тайное имя. Только назвавший это имя может претендовать на то, что он послан Богом. На вопрос Моисея Бог даёт три ответа.(см. сл. стр) Первый ответ парадоксален. Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ (евр. Эхье Ашер Эхье), иными словами Бог отказывается сообщать Своё имя – точно так же, как ночной противник Иакова в Быт 32:29 и ангел в Суд 13:17-18. Ср. Исх 33:19.
Второй ответ делает из парадоксального утверждения имя – Я ЕСТЬ (Эхье).
Третий ответ (ЯХВЕ́, Бог … Авраама, Исаака и Иакова) заменяет только что образованное имя Эхье (Я ЕСТЬ) на подлинное имя Бога -YHWH, ЯХВЕ (что заменялось в прежних переводах словом «Господь». См. примечание к Исх 3:4). Подстановка сопровождается характерной для ВЗ игрой слов: имя Яхве созвучно (а возможно и этимологически родственно) слову Эхье (Я ЕСТЬ).
В Септуагинте (греч. Переводе Ветхого Завета) слова Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ переведены как богословское определение «Я-Существующий» (эго эйми хо он). На греческом языке такая категория, как «существующее» («то он») – это Высшее Благо, источник всякого бытия. Славянский перевод следует за Септуагинтой, равно как и Синодальный перевод (переводя это имя в Исх 3 как «Сущий» - т.е.  «Существующий» по славянски).12
  Это Имя Божье означает, кроме прочего вот что:  Бог открывает нам, что существование, бытие в   подлинном смысле слова принадлежит только Ему.  Нам, людям, и  всем другим творениям, оно не принадлежит, но мы его получили  от Него(и Он же может его забрать, если захочет). Бог же бытие, существование не получил, а обладает им Сам по Себе. У Бога нет начала, и нет  конца, Он - Вечный.

 В Апокалипсисе (Откровении Иоанна) мы находим такие слова. Они относятся и к Богу, и к Сыну Божию - Мессии:
"свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядёт" (Откр. 4, 8).

 Современный библеист пишет: 
«Cамообозначение Бога - Вседержитель. Вообще говоря, полное библейское наименование - Господь Бог Вседержитель. Оно в апокалиптическом оракуле  (пророческой речи - Ф.Л.) и
приводится, только разбито вставкой «Сущий и был и грядущий». Смысл такого разбиения - выделить и подчеркнуть слово Вседержитель. 
Это имя в его полной форме встречается в Апокалипсисе  семь раз. 
Имя Вседержитель тоже связано со священной тетраграммой, ибо есть перевод развитой формы имени Божьего YHWH elohe zebaoth, то есть «JHWH Бог множеств», в Синодальном переводе иногда «Господь Бог Саваоф» (например, в 2 Цар 5:10).
Zebaoth по-еврейски означает «множества», то есть все вещи,все. Речь идет о власти YHWH над всеми вещами, а потому и о Его господстве над ходом исторических событий. Наши переводчики не стали долго задумываться и восприняли слово «множества» как личное имя «Саваоф», следуя при этом некоторым древним переводчикам с еврейского на греческий
язык. Но не все древние переводчики на греческий язык оставили слово zebaoth без перевода (Саваоф), но более вдумчивые из них перевели слово zebaoth по смыслу, как Панnокраnор (греч.) , Вседержитель. Иоанн использует именно этот греческий перевод в Откровении. Такое обозначение Бога говорит не столько об  абстрактном «всемогуществе», сколько о реальном контроле Бога над всеми вещами — Вседержитель!»13
**
Всё, что есть в материальном мире - существует во времени.  (Время тесно связано с материей и с движением). Но Бог не ограничен, как материей, так и временем. Поскольку Он Сам создал время (как одно из свойств движущейся материи), он пребывает вне времени, как бы над временем. Поэтому Бог не движется во времени из прошлого в будущее (как мы или любой материальный предмет). Бог пребывает во всех моментах времени сразу, для Него все моменты времени - это "сейчас".  Именно это мы имеем ввиду, когда говорим, что Он - вечный. Он пребывает в "вечности". т.е. поверх времени, во всех моментах времени сразу, которые  с нашей точки зрения являются прошлым, настоящим и будущим. 
 "... от века и до века Ты — Бог" (Пс. 89, 3).
"Ты, Господи, пребываешь, во веки" (Плач. 5, 19).
Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено
"по повелению вечного Бога" (Рим. 14, 25).
Поскольку Бог не связан с категорией времени, не было момента, когда Он появился бы, он был всегда. Также Он будет всегда, даже если время прекратит или изменит свой ход, Бог пребудет неизменным.Он был всегда и всегда будет.
У всего в мире есть причина, у Бога нет причины. Но Он сам - первопричина всего существующего.
Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… - все Им и для Него создано; Он есть прежде всего, и всё Им стоит. (Библия, Кол 1:16,17)

Всё через Него возникло, и без Него ничто не возникло из того, что возникло (Библия, Ин. 1:1-3)
 **

Итак, мы узнали, что  Богу принадлежит вечная Жизнь,  Жизнь  радостная, полная счастья и гармонии. Какое значение это имеет для нас?
Евангелие согласно Иоанну говорит:

Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного,
дабы всякий верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную.
(Библия, Ин.3:16)
Сам Господь Иисус говорит 
Я пришёл для того, чтобы имели жизнь
и имели с избытком.
Я есмь пастырь добрый:
пастырь добрый полагает жизнь свою за овец
.
(Евангелие согласно Иоанну 10:10-11)
и в другом месте Он говорит:
 Если вы заповеди Мои соблюдёте,
вы пребудете в любви Моей,
как Я заповеди Отца Моего соблюл
и пребываю в Его любви. 


1Это сказал Я вам,
чтобы радость Моя в вас была,
и радость ваша была полна

(Ин 15:10-11, пер. ред. Кассиана)
Мы видим, что Он хочет дать нам жизнь с избытком, дать нам переполняющую на радость!
Почему?
Потому что Он нас любит.
Больше того. Писание открывает нам, что
12. Он Сам есть любовь


И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог,
и уверовали в неё.
Бог есть любовь,
и пребывающий в любви пребывает в Боге,
и Бог в нём.
Любовь до того совершенства достигает в нас,
что мы имеем дерзновение в День Суда,
потому что поступаем в этим мире, как Он.
В любви нет страха,
но совершенная любовь изгоняет страх,
потому что в страхе есть мучение.
Боящийся несовершен в любви.
Будем любить Его,
потому что Он прежде возлюбил нас.
Кто говорит: «я люблю Бога»,
а брата своего ненавидит, тот лжец:
ибо не любящий брата своего, которого видит
как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь,
чтобы любящий Бога любил и брата своего.

(Библия, 1 Ин 4:
16-21)
**
Итак, Он даёт такую жизнь с избытком, такую переполняющую радость Тому, кто верует в Него (в то, что Божий Помазанник - Мессия Иисус отдал Свою жизнь на кресте за наши грехи). Такому человеку Бог даёт и вечную жизнь, избавляя от погибели в аду:  
Это свидетельство состоит в том,
что Бог даровал нам жизнь вечную,
и эта жизнь в Сыне Его.
Имеющий Сына Божьего, имеет жизнь;
не имеющий Сына Божьего не имеет жизни.  
Я написал это вам, верующим во имя Сына Божьего,
дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего,
имеете жизнь вечную. (Библия, 1 Иоан.5:11-13)

Поэтому для христианина,  для ученика Иисусова жизнь не заканчивается здесь, на земле. У него впереди долгое и прекрасное будущее в вечности. "Если, конечно, в этой, короткой жизни на земле он посвятил свою жизнь Богу. Поэтому ему не нужно бояться, что он не успеет насладиться в жизни, что он упустит настоящее счастье. У верующего человека всё самое лучшее ещё впереди, то о чем он сейчас даже не мечтает".14

Не видел того глаз,
не слышало ухо,
и не приходило то на сердце человеку,
что приготовил Бог любящим Его.

(Библия, 1 Кор.2:9)
**
Из того факта, что  Бог вечен, т. е. живёт в вечности, а не во времени,  следует, что

13. Бог никогда не изменяется



 Задумаемся: меняться может то, что не совершенно. Оно может или ухудшатся, или улучшатся. Поскольку Бог совершенен15,  Он не изменяется.
Но, "говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный «кристалл». Но Священное Писание говорит, что Бог есть "жизнь" (Ин. 14: 6). Жизнь — одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий "покоя" и "движения"16.
Если Он полон жизни и Он-сама Жизнь, то она динамичнее, ярче, сильнее и наполненнее, чем наша жизнь. Причём в бесконечной степени!  Именно этой Своей жизнью (= Самим Собой!) Он хочет щедро поделиться с нами.
Если Сам Бог не меняется, это не значит, что не меняются со временем Его взаимоотношения с миром (ведь мир, в отличии от Бога, меняется). Данамику  этих взаимоотношений мы можем увидеть в Священной истории, описанной в Писании, от книги Бытия до книги Апокалипсис.
Это не всё, что нужно сказать о Едином Боге.
Далее в нашем курсе мы продолжим эту тему.
**


14. Добавлю пока только одно: Бог не укладывается в наши определения
Он превосходит всякую нашу логику. К Всевышнему Богу могут применяться утверждения, которые кажутся противоречащими друг другу в нашей линейной логике, но равно истинными, когда мы говорим о Боге-Творце. Это называется словом «антиномия».
Ф.А. Лобанов
Редакция текста от 9.12.2024




1. Бог Один (Единый)
2. Он  всеблаженный
3. Бог невидим
4. Бог есть Дух
 5.Бог-  Личность (то есть Живой)

5.1. С Ним возможно общение
5.2. Откровение (Бог открывает Себя людям)

а. Личный опыт (частное откровение)
б. Универсальное Откровение (Св. Писание, Слово Божие)

6. Бог Всеведущий (всё знает)
7. Бог вне времени
8. Бог Вездесущий, Он находится везде
9. Бог — Творец, создал время и пространство
10. Бог всемогущ?
11. Он Вечный. Вседержитель. Имя Сущий (Ягве)
12. Бог есть Любовь
13. Бог никогда не изменяется
14. Не укладывается в наши определения




1Апостол

2 Хотя Бога никто не «делал», Бог был всегда


3Мень Александр, протоиерей. Исагогика

4Б.Левшенко

5Давыденков О. «Катехизис»

6Макарий (Булгаков), архиеп., Православно-догматическое богословие. , т. I, ее. 145, 147.

7Давыденков О. Op. cit.

8Каллист (Уэр), епископ . Вера в Бога как Личность

9Мень Александр. Исагогика

10"Бoг - какoй Oн. Oписание Богa в Бuблии". Анонимная статья.

11Там же

12Библия, НРП. Примечания.

13Ианнуарий Ивлиев, архим. И увидел я новое небо и новую землю. стр 34-35

14"Бoг - какoй Oн. Oписание Богa в Бuблии".

15Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы (1 Ин 1:5)

16Давыденков О.. Op. cit.