
Почему Восточная Церковь канонизировала имп. Константина?
Константин поклонялся Богу Солнца: до 325 г. на монетах его изображали вместе с Sol Invictus. В 321 г. Константин провозгласил праздничным днем 1-й день каждой недели, который получил наименование «День рождения непобедимого Солнца» (Dies natalis Solis Invicti) или кратко «Dies Solis» (день Солнца).
В ряде западноевропейских языков сохранилось его первоначальное название — Dies Solis (нем. Sonntag; англ. Sunday, нидерл. Zondag).
Всю жизнь Константин провел вне Церкви, отказываясь принять Крещение.
Константин считал себя избранником Божиим, не имеющим нужды в посредниках в виде священнослужителей и церковных Таинств.
Первый христианский император оказался христианином вне Церкви, и Церковь молчаливо, но с полной искренностью и верой приняла и признала это.
В ходе составления текста Символа веры Константин предложил ввести в него определение о единосущии Отца и Сына.
После I Вселенского Собора Константин проявил склонность к пересмотру соборных решений и постепенно перешел от поддержки никейского вероисповедания к арианству. Доктринальные разногласия епископов он считал ничтожными, открыто заявлял об этом и до Собора, и позднее, стремился их игнорировать.
Предпочтя к старости учение ариан, Константин начал преследовать православных, которые воспринимались императором как нарушители спокойствия. В 335 г. император объявил о низложении свт. Афанасия Великого и его ссылке. К моменту смерти императора «придворная группа» епископов» состояла почти целиком из друзей Ария, во главе с Евсевием Никомидийским.
Таким образом, Константин был верховным жрецом «pontifex maximus» римского языческого культа и сохранял интерес к культу Непобедимого Солнца почти до конца своего правления, а крещение принял от еретиков.
{Некоторые историки подвергают сомнению даже сам факт крещения Константина, которое, якобы. состоялось на смертном одре. Вроде бы не было свидетелей, которые могли бы подтвердить сам факт крещения - Ф.Л.}
Всё это противоречит церковным канонам.
Образ Константина как человека и правителя постепенно становился легендарным. Уже в кон. IV в. свт. Иоанн Златоуст упоминал, что ныне никто ничего не помнит о Константина. В дальнейшем возникали различные предания и произведения о Константине, трактующие его деяния уже как легенду.
В фильме “Царство небесное” принцесса Сибилла говорит рыцарю Балиану:
“заповеди не для таких как мы (т.е. людей с положением и властью), они созданы для других”.
Церковь разделила людей на две категории: “власть предержащая” и “маленький человек”. Первые могут жить так, будто их христианские заповеди не касаются, а последние за такое же поведение будут жестоко наказаны в этом веке или же в будущем. Яркий пример такой церковной амбивалентности - жизнь и смерть императора Константина.
Литература
Попов И.Н., Турилов А.А., Квливидзе Н.В. Константин // Православная энциклопедия. - М., 2014. Т. 36. С. 671-729 |