"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Четверг, 25.04.2024, 01:50
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
История Церкви I [18] История Церкви II [4]
История Церкви XX [15] святые [20]
отцы Церкви [6] проблемы власти и авторитета [11]
новомученики [4] мученики [3]
преподобные [6] святители [6]
праведные [1] апостолы [2]
вселенские соборы [0] соборы [0]
исповедники [1] равноапостольные [2]
миссионеры [3] пророки [1]
Вселенские соборы [2] юродивые [0]
страстотерпцы [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » История Церкви » История Церкви XX

Александр Мень Вспоминаю 60-е годы

Александр Мень Вспоминаю 60-е годы

 

97

Конечно, можно было бы остановиться на более ранних временах, но самые напряженные события, связанные с церковной жизнью, происходили именно за последние пятнадцать–семнадцать лет. Я сейчас вспоминаю прежде всего 1960–1961 годы. Я служил в это время в церкви в Алабине, в селе Петровском (под Москвой, по Киевской дороге), и именно там до меня дошли первые слухи о том, что Патриархия решает все права и полномочия по отношению к приходам передать так называемым церковным советам, или «исполорганам».

 

1960
13    января — ЦК КПСС издал постановле¬
ние «О мерах по ликвидации нарушений
духовенством советского законодательст¬
ва о культах».
Так начала осуществляться хрущевская «цер¬
ковная реформа». Все, что пережила Церковь ранее:
подрыв ее материальной базы, разнузданная антире¬
лигиозная пропаганда, кощунственные выступления
ренегатов, — было только прелюдией, подготовкой
к этому главному моменту хрущевского наступления
на Церковь.
Какие же статьи закона и когда нарушило духо¬
венство? Как известно, ленинский декрет об отделе¬
нии Церкви от государства (23 января 1918 г.)
и последующие инструкции Наркомюста по его про¬
ведению в жизнь предусматривали положение, по ко¬
торому церковным имуществом могли распоряжать¬
ся религиозные общества.
«Положение об управлении Русской Православ¬
ной Церковью», принятое Поместным Собором
31    января 1945 г., отстранило прихожан от управле¬
ния имуществом и денежными средствами, вернув
данную прерогативу, как это и было прежде, настоя-

 

телю. «Положение...» получило силу документа, ут¬
вержденного правительством (постановление Сов¬
наркома было принято 28 января 1945 г.).
Январское постановление 1960 г. отмечало еще
одно «нарушение» законодательства о культах:
«...Постановление ВЦИК н СНК РСФСР от 8 ап¬
реля 1929 г. “О религиозных объединениях’ предостави¬
ло религиозным обществам право распоряжаться всем
церковным имуществом, ведать наймом служителей
культа. Однако, вопреки этому закону, во главе каждой
приходской общины верующих был поставлен настоя¬
тель храма, назначаемый специальным архиереем.
...Служители культа сосредоточили все руковод¬
ство приходами в своих руках и используют это в ин¬
тереса:; укрепления и распространения религии».
Как нарушение законодательства отмечалось
также единоличное формирование настоятелями хра¬
мов «двадцаток» и их исполнительных органов, раз¬
витие благотворительной деятельности, воспитание
церковного актива в духе «непослушания властям».
В постановлении ЦК КПСС от 13 января 1960 г.
подчеркивался и еще один момент, связанный с «узур¬
пацией власти священнослужителями» — ослабление
контроля за деятельностью духовенства и религиоз¬
ных объединений.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это вызвало некоторое смятение среди духовенства; были про-
тесты. Эти протесты особенно усилились, когда появился указ Патри-
арха1 о том, что отныне вся хозяйственная часть и практически вся
власть — вся административная сторона — переходит к светским лицам,
которые якобы избраны от лица «двадцатки». Отец Игорь Малюшин-
ский2 — был такой известный и уважаемый протоиерей в Москве — напи-
сал Патриарху письмо (я его лично не видел, письмо это было частным,
не открытым). В нем говорилось: «Ваше Святейшество! Положение об
управлении Церковью было принято на Соборе 1945 года, и единолич-
ным Вашим актом невозможно отменить постановление Собора».
Против постановления Патриарха выступил и архиепископ
Ермоген 3 человек, пользовавшийся большим уважением. В эпо-
ху хрущевских гонений он умудрился не закрыть ни одного храма и,
 


 


1 Патриарх Алексий I (Cиманский)
(1877–1970), предстоятель РПЦ с 1945
по 1970 г.


2 Прот. Игорь Малюшинский, обнов-
ленческий священник, в 1934 г. аресто-
ван по одному делу с А. Э. Красновым-
Левитиным.


3 Архиеп. Ермоген (Голубев) (1896–1978).
С 1953 г. епископ Ташкентский и
Средне-Азиатский. В начале 1957 г.
выстроил в Ташкенте большой храм.
В 1963–1965 гг. архиепископ Калужс-
кий и Боровский. О его выступлении
против постановлений 1961 г. летом
1965 г. и предшествующей «диссидент-
ской» деятельности см.: Н. Костенко,
Г. Кузовкин, С. Лукашевский. «Трудное
житие архиепископа Ермогена». —
В журн. «Христианство в истории»,
1995, No 6 (IV).

 


0000000000000000000000

98


собственно говоря, потерял ка-
федру потому, что отказался за-
крыть один храм. Ему уполномо-
ченный говорил: «Ну, закройте вы
один храм, и вам будет повышение
по службе, и вас оценят. . .».

Он сказал: «Нет».

Его стараниями собор
в Ташкенте был не только отре-
монтирован, но и расширен, и уве-
личен во много раз, собственно —
построена заново церковь. Сам
он — выпускник нашей Академии,
учился еще у Флоренского и пи-
сал кандидатскую работу на тему
«Психология мученичества по ран-
нехристианским текстам». Чело-
век аристократичный, высокого
роста, худой, с длинными седыми
волосами, архиепископ Ермоген
имел очень высокое мнение о епископском звании и считал, что епис-
коп действительно должен быть владыкой Церкви. Юной он был души,
несмотря на свои преклонные годы, всерьез принимал многое, что на
самом деле вообще-то даже не стоило принимать всерьез.
И вот он собрал несколько епископов — если не ошибаюсь, во-
семь1
, среди них, по-моему, был владыка Павел Голышев (Новосибир-
ский)2 , который сейчас эмигрировал, остальных я сейчас не помню, но
это, в общем, уже известно. Они написали Патриарху письмо 3 с протес-
том против этого незаконного решения. Патриарх вызвал архиепис-
копа Ермогена, началось давление на него. Все остальные епископы
сняли свои подписи, и он остался один — как бы так, чтобы не созда-
вать скандала и соблазна. Ну, думали, что теперь все это дело утихнет.
Но, очевидно, те, кто задумал это мероприятие, поняли, что таким,
Архиепископ Ермоген (Голубев)


1 На самом деле десять.
2 Архиеп. Павел (Голышев) (1914–1979).
В 1919 г. был увезен родителями
в Бельгию, окончил Православный
Богословский институт в Париже,
в 1947 г. вернулся в Россию, с 1964 г.
был архиеп. Новосибирским и
Барнаульским, осенью 1975 г. вернулся
в Бельгию, где жил до своей кончины.
3 О. Александр переставил события:
письмо архиеп. Ермогена было напи-
сано не до Собора 1961 г., а через четы-
ре года после него.


99В С П О М И Н А Ю 6 0 - е Г О Д Ы . . .
«партизанским», способом добиться ничего нельзя, и надо сделать все
более законно. Был стремительно собран Архиерейский собор, кото-
рый уже, казалось бы, имел право аннулировать постановления Собора
1945 года 1
, и, как известно, он принял решение о перемене в управлении
церковной общиной. Я не буду рассказывать об этом Соборе, потому
что о нем рассказывали многие и писали о нем многие. Важно, как это
отразилось на приходах.
Начать с того, что этот Архиерейский собор, в общем, никаким
собором-то и не был, потому что собравшиеся архиереи даже не пони-
мали, о чем идет речь. Они служили всенощную, устали, их собрали,
дали им быстро подписать постановление, все это произошло мгно-
венно. Архиереям это преподали в таком виде: ну зачем священникам
заниматься разными хозяйственными делами — пускай это делают
старосты. Постановление никто не понял толком, поскольку архиереи
у нас в приходской жизни разбираются слабо. Многие из них никогда
в жизни не служили на приходах. Я слышал, что где-то на Западе каждый
год епископ проводит некоторое время на приходе в качестве рядового
священника. Если это правило существует2 , то оно очень хорошее. У нас
многие архиереи весьма туманно себе представляют, чем занимается
священник на приходе, поэтому многие из них легко согласились с ре-
формой. Те же, кто заведомо не пошел бы на это — например, владыка
Лука (Симферопольский) 3
, — по тем или иным поводам были не допу-
щены до Собора. Надо сказать, что Патриарх сам не хотел реформы, но,
поскольку он был очень стар и его мысль была уже основательно задав-
лена склерозом, его можно было убедить в чем угодно, и в конце концов
он согласился и даже стал считать, что это хорошая идея.
Я понимал, конечно, как реформа может ударить по приходам,
как вульгарно выглядит это заключение договоров со священниками,
как нелепо предоставление старостам каких-то огромных полномо-
чий... Но — тут есть и совершенно другая сторона. По моим тогдашним
1 Собор 1945 г. был собран в связи
со смертью патриарха Сергия
(Страгородского). Архиерейский
собор 1961 г. внес изменения в четвер-
тый раздел «Положения об управ-
лении Русской Православной
Церковью», принятого в 1945 г.
Изменение это облегчило процедуру
закрытия храмов — так, на 1.1.1961
в стране действовало 11 616 церквей,
а на 21.8.1963 — лишь 8 314.
2 Кодекс канонического права Западной
церкви не содержит такого правила.
3 Свт. архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
(1877–1961), архиепископ Симферо-
польский и Крымский с 1946 г., умер
11 июня, до открытия собора. Подроб-
нее о нем см. на стр. 192.


100 А Л Е К С А Н Д Р М Е Н Ь
наблюдениям (мне было тогда, правда, всего двадцать шесть лет, и
служил я в священном сане всего несколько лет; но я и до этого много
лет прислуживал, работал в епархиальных управлениях и знал всю, как
говорится, теневую сторону) 1
, — когда настоятели были господами
положения, это было ненамного лучше. Большинство из них не имели
достаточно вкуса для того, чтобы украсить храм так, как надо. Храмы
расписывались чудовищно. Мы сейчас говорим, что вот, староста не
хочет и так далее... А когда не было этих старост, когда старосты были
«седьмой спицей в колеснице» — настоятели творили, что хотели. Ста-
рики не понимали, что нужно, более молодые — тоже. Поэтому, если вы
посмотрите все храмы Москвы — в большинстве своем вы увидите, что
там, где не приложили руку светские органы защиты памятников или
что-нибудь в этом роде, шла варварская мазня. В самом патриаршем
Елоховском соборе стены до сих пор расписаны с немецких и француз-
ских гравюр прошлого столетия. И после этого говорят о православном
искусстве, об иконописи и так далее! Замечательная церковь Николы
в Хамовниках на Комсомольском проспекте, которая как игрушка
смотрится, — внутри расписана тоже по образцам Гюстава Доре и
Юлиуса Шнорра. Я не против Доре и Шнорра, но все должно быть на
своем месте!
Это показывает, что настоятели отнюдь не были идеальными
управителями приходов. Многие из них бесконтрольно захватывали
церковные кассы, и от этого происходили какие-то совершенно непри-
стойные обогащения... В общем, все выглядело к тем годам нелучшим
образом... Я думаю, что все здесь было как-то провиденциально... Когда
я прислуживал мальчишкой, то в алтаре стоял такой ящик, сейф, куда
клали рубли, — священник запускал туда эти рубли, швыряя как-то так,
словно ему уже было все нипочем. Все было бесконтрольно, и време-
1 В начале 1950-х гг. Александр по бла-
гословению схиигуменьи Марии при-
служивал в храме Рождества Иоанна
Предтечи на Пресне, настоятелем
которого был о. Дмитрий Делектор-
ский (ум. 1970). До этого о. Дмитрий
служил в храме Вознесения до самого
его закрытия. Будучи уже глубоким
старцем, он с благодарностью вспо-
минал архим. Серафима (Батюкова),
уступившего ему место для служения
в храме Вознесения, что дало ему воз-
можность выехать с большой семьей
из села, куда он был назначен и где
наверняка был бы арестован или убит.
Вместе с Александром в храме Рож-
дества Иоанна Предтечи прислужи-
вали Кирилл Вахромеев (ныне митр.
Филарет) и будущие священники
Сергий Хохлов и Владимир Рожков.
В студенческие годы Александр при-
служивал в храмах г. Иркутска.


101В С П О М И Н А Ю 6 0 - е Г О Д Ы . . .
нами мне, тогда совсем юному существу, казалось, что они превратили
веру в фабрику по производству денег.
В первые годы после войны многие священники проводили
в храмах циклы бесед — по Священной истории, по таинствам. Отец
Андрей Расторгуев вел толкование Евангелия — отлично вел! Каждое
воскресенье вечером он читал небольшие отрывки из Евангелия —
последовательно, один за другим, и толковал. Толковал по Толковой
Библии 1 , которая выходила в издательстве «Странник» (одно из луч-
ших толкований, которое у нас было). Говорил он прекрасно, внятно,
все было хорошо. Отец Александр Смирнов 2 даже получил, благодаря
своим связям с органами, разрешение поставить в Николо-Кузнецком
храме экран, словно в кинотеатре, — и каждое воскресенье вечером
Слева направо: Вера Яковлевна Василевская, Ирина Якунина, Елена Семеновна с внуком
Мишей, Варвара Фудель (дочь С. И. Фуделя), Александр и Нонна Борисовы, о. Александр
с женой Наталией и дочкой Еленой у дома в Семхозе. 1961 г.
1 Под ред. А. П. Лопухина.
2 Прот. Александр Смирнов (1888–1950),
с 1943 г. ответственный секретарь
«Журнала Московской Патриархии»,
в 1949 г. — и. о. ректора МДА. Более
20 лет до своей кончины, настоятель
Николо-Кузнецкой церкви в Москве.


102
показывал цветные диапозитивы и рассказывал Священную историю,
толковал таинства; народу набивалось столько, что люди падали в об-
морок. Но это все было непосредственно после войны, примерно до
1950 года. А потом все стало сходить на нет. Старые священники стали
умирать, а новые ничего этого уже не приняли. Но деньги брали —
«гребли», как говорят в народе, — с таким же успехом.

Категория: История Церкви XX | Добавил: didahe (19.03.2023)
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог