"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Среда, 19.02.2025, 14:50
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библия [38] Апологеты ранние [7]
Ипполит Римский [2] Иустин Философ [4]
Поликарп Смирнский [2] Ириней Лионский [4]
Ипполит Римский [1] Климент Римский [1]
Максимилиан Мученик [3] Маврикий Фиваидский [0]
Мартин Турский [3] Тертуллиан [4]
Ориген [6] Афанасий Великий [3]
Григорий Богослов [4] Григорий Нисский [6]
Иоанн Златоуст [9] Василий Великий [7]
Феодорит Киррский [0] Амвросий Медиоланский [4]
Беда Достопочтенный [5] Григорий Двоеслов [2]
Тимофей Александрийский [0] Исаак Сирин [1]
Макарий Великий [1] Симеон Новый Богослов [4]
Борис и Глеб [1] Сергий Радонежский [1]
Андрей Рублёв [1] Нил Сорский [1]
Тихон Задонский [1] Серафим Саровский [2]
Феофан Затворник [1] Владимир Соловьёв [0]
Спиридон Кисляков [4] Георгий Флоровский [1]
Александр Мень [53] Георгий Чистяков [11]
Александр Шмеман [4] Георгий Великанов [4]
Андрей Алёшин [0] Августин Блаженный [9]
Иероним Стридонский [2] Иоанн Дамаскин [3]
Антоний Блум [9] Иоанн Кассиан Римлянин [2]
Паулин из Нолы [1] Фёдор Лобанов [64]
Дионисий Александрийский [1] Андрей Критский [4]
Максим Исповедник [2] A114n [1]
Мартин Лютер [4] Чарлз Додд [1]
Английский христианский писатель, библеист, богослов
Алексей Емельянов [0] Андрей Ерёмин [1]
Евгений Агеев [1] К.М.Антонов [1]
Патриарх Афинагор [1] Марина Ахмедова [1]
Андрей Белоус [1] Олег Бородин [1]
Павел Великанов [0] Карло Мария Вигано [5]
Ефрем Ватопедский [1] Надя Гаврилова [1]
Хусто Гонсалес [0] Иоанн Кронштадский [1]
Данте Алигьери [1] Михаил Желтов [2]
Илья Забежинский [0] Ианнуарий (Ивлиев) [1]
Максим Калинин [1] Михаил Калинин [1]
Стилиан Карпатиу [1] Каллист Уэр [0]
Патриарх Кирилл [5] Оливье Клеман [3]
Александр Королёв [3] Юлия Лапина [1]
Георгий Митрофанов [2] Михаил (Мудьюгин) [0]
Николас Томас Райт [2] Пётр (Прутяну) [0]
Луи Пастер [2] Леонид Поляков [1]
Дмитрий Поспеловский [1] Станислав Романовский [1]
Мария Рябикова [0] Кассия (Сенина) [0]
Николай Колчуринский [1] Яков Кротов [4]
Олег Сафонов [1] Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3] Виктор Судариков [1]
Саймон Тагуэлл [1] Владимир Тимаков [1]
Александр Ткаченко [1] Алексей Утин [1]
Геннадий Фаст [1]
Протоиерей
Джон Хот [0]
Серафим (Сигрист) [0] Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1] Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2] Эразм Роттердамский [1]
Ирина Языкова [1] Владимир Якунцев [0]
Порфирий Шутов [2] Александр Захаров [0]
Гифес Л Л [1] kondratio [19]
Сергей Головин [1] Дмитрий Шишкин [0]
Макарий Митрополит Кении [0] Елена Ерёмина [5]
Владимир Сорокин [0] Юлия Камышлова-Литвинова [1]
Поль Вальер [0] Екатерина Сугак [1]
Штефан Ланка [0] Роже из Тэзе [0]
Ив Аман [1] Павел Бегичев [0]
Лактанций [1] Исайа Нитрийский преп [0]
Феофилакт Болгарский [0] Симеон Фессалоникийский [0]
Никодим Святогорец [1] Франц Егерштеттер [1]
Фёдор Синельников [0] Александр Меленберг [0]
Виктор Алымов [1] Сергей Епифанович [0]
Диодор Ларионов [0] Алексей Дунаев [0]
А.Л. Чернявский [0] С.Бакулин [0]
М.М.Тареев [1] Алексей Лебедев [1]
Апостол Павел [4] Вячеслав Винников [1]
Уильям Оккам [1] Дмитрий Рябыкин [0]
Андрей Кураев [1]
Агент КГБ, пропагандист, публицист
Елена Мень [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » Фёдор Лобанов

Ф.А.Лобанов Церковь и её устройство - 3

Ф.А.Лобанов. Церковь и её устройство в Новом Завете и первой Церкви

Начало тут

 С самого начала в Церкви было определено два разных вида служений:

 

  • Харизматы – это служения, на которые ставились люди прямым Божиим указанием. Бог Сам избирает таких людей «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Иоан.15:16) и наделяет сверхестественными дарами.

Это:

апостолы,
пророки,
учители,
имеющие дары исцелять и другие чудеса творить.

На апостола или пророка нельзя выучится, нельзя эти дары купить.
Их дает Лично Бог тому, кого Он Сам избрал.

 

  • Менеджеры – это служения, не требующие сверхъестественных даров, и доступные многим, - это «вспоможения, управления», то есть хозяйственно-административные работы. Ведь для помощи бедным или для чистки подсвечников, для управления рутинными хозяйственными делами не надо особенных сверхъестественных даров.


V

5. По важности и авторитетности разные служения имеют разный приоритет


«И иных Бог поставил в Церкви,

во-первых, Апостолами,

во-вторых, пророками,

в-третьих, учителями;

далее, иным дал силы чудодейственные,

также дары исцелений,
вспоможения,
управления,
разные языки»

(1Кор.12:28)


 

В другом послании:
 

"Он (т.е. Иисус Христос)

поставил одних апостолами,

других пророками,

иных евангелистами,

иных пастырями и учителями,

к совершению святых на дело служения1, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11–12).


 

Сопоставим 2 списка:

 

Разные  призвания в общине христиан (=церкви)  можно сравнить с лидерством разных людей в разных ситуациях и в разных сферах. Скажем. в компании друзей или единомышленников  кто-то лучше ориентируется в лесу и лидерствует в пешем похоже на природу, другой лучше всех готовит и становится лидером на кухне, а кто-то  является юристом и он защити своих товарищей при возникновении такой необходимости. Но принципиально друзья равны. Между ними может быть неформальный лидер (в силу своего характера и если остальные его таковым признают), но у него нет качественного отличия от других. Он не является человеком 1го сорта при второсортности остальных.  И это очень важная аналогия для понимания того. как может быть устроена община христиан (церковь). если она хочет следовать заветам Христа, о которых в I части настоящей статьи.

 

 

VI


То есть, четко видно, что первичный авторитет перед всеми другими имеют служения «харизматов» (от слова «харизма» - переводится «благодать». То есть какой-либо дар от Бога.)

Именно такие «харизматы» определяли самые важные положения жизни Церкви и осуществляли управление как Боговдохновенные.

Как правило в первых церквях менеджерские служения и помощничество совершали

 

диаконы – по гречески служители,
старейшины – по-гречески пресвитеры (синоним: епископы по гречески «надсмотрщики», «смотрители»)) <
При жизни апостолов пресвитер-старейшина и епископ-надзирающий это синонимы.>

 

Иногда эти должности, особенно епископские-пресвитерские, занимали харизматы по своей харизме.

То есть возможно СОВМЕЩЕНИЕ 2 или более разных служений.


 


 

Стих из послания апостола Павла к Тммофею: Синодальный перевод

   Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4:14).

   Интересно то, что словом «священство» тут почему-то переведено слово «πρεσβυτέριον» — «пресвитерство», «совет пресвитеров» или «совет старейшин». Слово «пресвитер» в Новом Завете весьма часто вообще не переводится, либо переводится как «старец» или «старейшина», поэтому странно, что именно в этом месте текст словно завуалирован.
   И мне стало интересно,
почему православные переводчики пошли на такую подмену?


   Ответ прост: чтобы поддержать миф о том, что Тимофей был епископом Эфеса, а следовательно принадлежал к «высшей из ступеней священства.»

(православный миф)

 


   Ведь православный и католический епископ — это архиерей, он один начальствует над церквями больших областей, состоящих из нескольких городов (так сегодня).
   А согласно православному учению, епископа
не могут рукоположить пресвитеры, но только епископы. Пресвитеры, с точки зрения православного богословия, вообще не имеют права совершать хиротонию (рукоположение), поэтому православному переводчику ничего не оставалось делать, как скрыть ясное учение Писания об обратном.

 


   Ещё раз: Новый Завет вообще не делает разницы между служением епископа и пресвитера. Это слова-синонимы.

«Епископ» — блюститель, надзиратель (смотритель).

«Пресвитер» — старейшина.

Эти слова в Новом Завете часто взаимозаменяемы. (И с этим согласны некоторые из православных исследователей.)


 

   А. Например, в Деяниях, в главе 20 Павел

«…послав в Ефес… призвал пресвитеров церкви» (Деян. 20:17),

и тут же в стихе 28 называет ту же группу руководителей епископами: 

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по-гречески «ἐπισκόπους»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).


 

   Б. В Послании к Титу Павел приказывает:

«…чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель…» (Тит. 1:5–7).

   Таким образом, мы видим, что епископ и пресвитер — это одно лицо.


 

   В новозаветное время поместные церкви управлялись

либо апостолами и пророками,

либо епископами и диаконами.

   Об этом свидетельствует древний христианский текст «Дидахе»:

«Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа,
мужей кротких и несребролюбивых,
и истинных, и испытанных,
ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей.

Поэтому не презирайте их,
ибо они почтенные ваши
наравне с пророками и апостолами»
(Дидахе 15:1,2).

 

То есть в каждой поместной церкви было несколько епископов (смотрителей), которые иногда назывались и пресвитерами (старейшинами, старостами).
 

   Об этом свидетельствует Новый Завет:

«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами…»
(Фил. 1:1).

(Видно, что филиппийская церковь не знала трёхступенчатой иерархии.)

А Книга Деяний в главе 15 повествует, что иерусалимская церковь управлялась апостолами и пресвитерами. Таким образом, мы вновь видим взаимозаменяемость терминов «епископ» и «пресвитер». Особо отметим, что их в поместной церкви было несколько, а не один.

 

   Однако уже ко II веку в новозаветную терминологию были внесены существенные изменения. В основном благодаря Игнатию Антиохийскому. Он почему-то решил, что среди пресвитеров-епископов должен быть один главный. И вот его-то и следует называть епископом, а остальных пресвитерами.

   Надо заметить, что даже Игнатий ещё не говорит о епископе, как о начальнике над несколькими поместными церквами (имеется ввиду, над несколькими общинами — Ф.Л.). Согласно Игнатию, епископ — просто главный пресвитер в одной поместной церкви. Судите сами:

   Посему, как Господь без Отца, по своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров… но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной (Магнезийцам, глава 7).

 
   Здесь мы видим, что епископ и пресвитеры — это члены одного собрания.
   Игнатий так же не выстраивает чёткую иерархию: епископ — пресвитер — диакон, — в противоположность тому, что делают современные православные и католики.

   «…Так как епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо. Поэтому все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и предсидящими, во образ и учение нетления» (Магнезийцам, глава 6).

 
   Мы видим, что по Игнатию епископ как Бог, пресвитеры как апостолы, а диаконы как Иисус Христос (!).
   Странно, да?

 

   Неужели Христос, с точки зрения Игнатия, ниже апостолов? Никак! Поэтому не об иерархии говорит Игнатий, а о функциях:

епископ начальствует (председательствует),

пресвитеры учат (выполняют функцию собора)    [здесь у автора цитируемого мною материала неточность. Учат другие лица, упоминаемые у ап. Павла - учители, дидаскалы - это те, кого мы назвали бы сегодня катехизаторами; служение же старейшин, старост более организационное, нежели учительское - прим. Ф.А.Л.],

а диаконы служат, как Христос (и даже самому Игнатию явно более по нраву диаконское служение — «сладчайшие мне»).

   И епископ у него неразлучен с пресвитерами и диаконами, как и Бог неразлучен с апостолами и Христом: «…благоуспевать плотию и духом, верою и любовию, в Сыне и Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим и с прекрасно-сплетённым венцом пресвитерства вашего и в Боге диаконами. Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» (Магнезийцам, глава 13).

   Однако Игнатий сделал своё дело — дал повод к изменению новозаветной терминологии (епископ у него всегда один, а не несколько) и, как следствие, к зарождению мифа о трёхступенчатом, иерархическом священстве. Миф этот подхватили, и позже Ириней Лионский ещё более возвысил роль епископов. И пошло-поехало…

   Миф привёл к искажению текста Писания в Синодальном переводе, а также к искажению отношений в поместной церкви и управления оной. И даже некоторые протестанты вдруг, к сожалению, стали увлечены этим мифом.
   Уверен, что быть так не должно!2

 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
 



 

1Без запятой. Запятая добавлена в син. пере-е.

2.  П.Бегичев из книги «Современное христианское мифотворчество и разрушение мифов», фрагмент главы 10. Миф о рукоположении Тимофея

Категория: Фёдор Лобанов | Добавил: didahe (18.01.2025)
Просмотров: 29 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог