Ф.А.Лобанов. Церковь и её устройство в Новом Завете и первой Церкви
Начало тут
С самого начала в Церкви было определено два разных вида служений:
-
Харизматы – это служения, на которые ставились люди прямым Божиим указанием. Бог Сам избирает таких людей «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Иоан.15:16) и наделяет сверхестественными дарами.
Это:
апостолы,
пророки,
учители,
имеющие дары исцелять и другие чудеса творить.
На апостола или пророка нельзя выучится, нельзя эти дары купить.
Их дает Лично Бог тому, кого Он Сам избрал.
-
Менеджеры – это служения, не требующие сверхъестественных даров, и доступные многим, - это «вспоможения, управления», то есть хозяйственно-административные работы. Ведь для помощи бедным или для чистки подсвечников, для управления рутинными хозяйственными делами не надо особенных сверхъестественных даров.
V
5. По важности и авторитетности разные служения имеют разный приоритет
«И иных Бог поставил в Церкви,
во-первых, Апостолами,
во-вторых, пророками,
в-третьих, учителями;
далее, иным дал силы чудодейственные,
также дары исцелений,
вспоможения,
управления,
разные языки»
(1Кор.12:28)
В другом послании:
"Он (т.е. Иисус Христос)
поставил одних апостолами,
других пророками,
иных евангелистами,
иных пастырями и учителями,
к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11–12).
Сопоставим 2 списка:

Разные призвания в общине христиан (=церкви) можно сравнить с лидерством разных людей в разных ситуациях и в разных сферах. Скажем. в компании друзей или единомышленников кто-то лучше ориентируется в лесу и лидерствует в пешем похоже на природу, другой лучше всех готовит и становится лидером на кухне, а кто-то является юристом и он защити своих товарищей при возникновении такой необходимости. Но принципиально друзья равны. Между ними может быть неформальный лидер (в силу своего характера и если остальные его таковым признают), но у него нет качественного отличия от других. Он не является человеком 1го сорта при второсортности остальных. И это очень важная аналогия для понимания того. как может быть устроена община христиан (церковь). если она хочет следовать заветам Христа, о которых в I части настоящей статьи.
VI
То есть, четко видно, что первичный авторитет перед всеми другими имеют служения «харизматов» (от слова «харизма» - переводится «благодать». То есть какой-либо дар от Бога.)
Именно такие «харизматы» определяли самые важные положения жизни Церкви и осуществляли управление как Боговдохновенные.
Как правило в первых церквях менеджерские служения и помощничество совершали
диаконы – по гречески служители,
старейшины – по-гречески пресвитеры (синоним: епископы по гречески «надсмотрщики», «смотрители»)) <При жизни апостолов пресвитер-старейшина и епископ-надзирающий это синонимы.>
Иногда эти должности, особенно епископские-пресвитерские, занимали харизматы по своей харизме.
То есть возможно СОВМЕЩЕНИЕ 2 или более разных служений.
Стих из послания апостола Павла к Тммофею: Синодальный перевод
Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4:14).
Интересно то, что словом «священство» тут почему-то переведено слово «πρεσβυτέριον» — «пресвитерство», «совет пресвитеров» или «совет старейшин». Слово «пресвитер» в Новом Завете весьма часто вообще не переводится, либо переводится как «старец» или «старейшина», поэтому странно, что именно в этом месте текст словно завуалирован.
И мне стало интересно, почему православные переводчики пошли на такую подмену?
Ответ прост: чтобы поддержать миф о том, что Тимофей был епископом Эфеса, а следовательно принадлежал к «высшей из ступеней священства.»
(православный миф)
Ведь православный и католический епископ — это архиерей, он один начальствует над церквями больших областей, состоящих из нескольких городов (так сегодня).
А согласно православному учению, епископа не могут рукоположить пресвитеры, но только епископы. Пресвитеры, с точки зрения православного богословия, вообще не имеют права совершать хиротонию (рукоположение), поэтому православному переводчику ничего не оставалось делать, как скрыть ясное учение Писания об обратном.
Ещё раз: Новый Завет вообще не делает разницы между служением епископа и пресвитера. Это слова-синонимы.
«Епископ» — блюститель, надзиратель (смотритель).
«Пресвитер» — старейшина.
Эти слова в Новом Завете часто взаимозаменяемы. (И с этим согласны некоторые из православных исследователей.)
А. Например, в Деяниях, в главе 20 Павел
«…послав в Ефес… призвал пресвитеров церкви» (Деян. 20:17),
и тут же в стихе 28 называет ту же группу руководителей епископами:
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по-гречески «ἐπισκόπους»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Б. В Послании к Титу Павел приказывает:
«…чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель…» (Тит. 1:5–7).
Таким образом, мы видим, что епископ и пресвитер — это одно лицо.
В новозаветное время поместные церкви управлялись
либо апостолами и пророками,
либо епископами и диаконами.
Об этом свидетельствует древний христианский текст «Дидахе»:
«Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа,
мужей кротких и несребролюбивых,
и истинных, и испытанных,
ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей.
Поэтому не презирайте их,
ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами»
(Дидахе 15:1,2).
То есть в каждой поместной церкви было несколько епископов (смотрителей), которые иногда назывались и пресвитерами (старейшинами, старостами).
Об этом свидетельствует Новый Завет:
«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами…»
(Фил. 1:1).
(Видно, что филиппийская церковь не знала трёхступенчатой иерархии.)
А Книга Деяний в главе 15 повествует, что иерусалимская церковь управлялась апостолами и пресвитерами. Таким образом, мы вновь видим взаимозаменяемость терминов «епископ» и «пресвитер». Особо отметим, что их в поместной церкви было несколько, а не один.
Однако уже ко II веку в новозаветную терминологию были внесены существенные изменения. В основном благодаря Игнатию Антиохийскому. Он почему-то решил, что среди пресвитеров-епископов должен быть один главный. И вот его-то и следует называть епископом, а остальных пресвитерами.
Надо заметить, что даже Игнатий ещё не говорит о епископе, как о начальнике над несколькими поместными церквами (имеется ввиду, над несколькими общинами — Ф.Л.). Согласно Игнатию, епископ — просто главный пресвитер в одной поместной церкви. Судите сами:
Посему, как Господь без Отца, по своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров… но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной (Магнезийцам, глава 7).
Здесь мы видим, что епископ и пресвитеры — это члены одного собрания.
Игнатий так же не выстраивает чёткую иерархию: епископ — пресвитер — диакон, — в противоположность тому, что делают современные православные и католики.
«…Так как епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо. Поэтому все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и предсидящими, во образ и учение нетления» (Магнезийцам, глава 6).
Мы видим, что по Игнатию епископ как Бог, пресвитеры как апостолы, а диаконы как Иисус Христос (!).
Странно, да?
Неужели Христос, с точки зрения Игнатия, ниже апостолов? Никак! Поэтому не об иерархии говорит Игнатий, а о функциях:
епископ начальствует (председательствует),
пресвитеры учат (выполняют функцию собора) [здесь у автора цитируемого мною материала неточность. Учат другие лица, упоминаемые у ап. Павла - учители, дидаскалы - это те, кого мы назвали бы сегодня катехизаторами; служение же старейшин, старост более организационное, нежели учительское - прим. Ф.А.Л.],
а диаконы служат, как Христос (и даже самому Игнатию явно более по нраву диаконское служение — «сладчайшие мне»).
И епископ у него неразлучен с пресвитерами и диаконами, как и Бог неразлучен с апостолами и Христом: «…благоуспевать плотию и духом, верою и любовию, в Сыне и Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим и с прекрасно-сплетённым венцом пресвитерства вашего и в Боге диаконами. Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» (Магнезийцам, глава 13).
Однако Игнатий сделал своё дело — дал повод к изменению новозаветной терминологии (епископ у него всегда один, а не несколько) и, как следствие, к зарождению мифа о трёхступенчатом, иерархическом священстве. Миф этот подхватили, и позже Ириней Лионский ещё более возвысил роль епископов. И пошло-поехало…
Миф привёл к искажению текста Писания в Синодальном переводе, а также к искажению отношений в поместной церкви и управления оной. И даже некоторые протестанты вдруг, к сожалению, стали увлечены этим мифом.
Уверен, что быть так не должно!2
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
|