"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 28.02.2020, 02:41
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Симеон Новый Богослов [1]Иоанн Златоуст [0]
Александр Мень [21]Андрей Критский [4]
Антоний Блум [4]Серафим Саровский [0]
Андрей Рублёв [1]Максим Исповедник [0]
Феофан Затворник [0]Иоанн Кронштадский [0]
Александр Шмеман [3]Патриарх Кирилл [3]
Георгий Великанов [4]Георгий Чистяков [1]
Георгий Флоровский [0]Дионисий Александрийский [1]
Патриарх Афинагор [1]Иларион (Алфеев) [1]
Библия [8]Евгений Агеев [1]
К.М.Антонов [1]Марина Ахмедова [1]
Юрий Белановский [1]Андрей Белоус [1]
Александр Боженов [1]Александр Борисов [1]
Павел Великанов [0]Надя Гаврилова [1]
Хусто Гонсалес [0]Андрей Десницкий [4]
Димитрий (Першин) [3]Алексей Емельянов [1]
Андрей Ерёмин [1]Михаил Желтов [0]
Илья Забежинский [0]Ефрем Ватопедский [1]
Ианнуарий (Ивлиев) [1]Каллист Уэр [0]
Кассия (Сенина) [0]Оливье Клеман [1]
Николай Колчуринский [1]Александр Королёв [1]
Яков Кротов [3]Валентина Кузнецова [3]
Юлия Лапина [1]Фёдор Лобанов [8]
Мартин Лютер [3]Максим Калинин [1]
Михаил Калинин [1]Георгий Митрофанов [2]
Михаил (Мудьюгин) [0]Николас Томас Райт [1]
Пётр (Мещеринов) [1]Пётр (Прутяну) [0]
Леонид Поляков [1]Дмитрий Поспеловский [1]
Мария Рябикова [0]Станислав Романовский [1]
Серафим (Сигрист) [0]Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3]Виктор Судариков [1]
Владимир Тимаков [1]Александр Ткаченко [1]
Алексей Утин [1]Джон Хот [0]
Сергей Худиев [1]Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1]Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2]Эразм Роттердамский [1]
Ирина Языкова [1]Владимир Якунцев [0]
Апологеты ранние [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » Антоний Блум

Антоний (Блум) о Моисее

Пророк Моисей

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА, ЧАСТЬ 3

МОИСЕЙ

 

Начало здесь и здесь

...Хочу сказать нечто о Моисее как о прообразе Спасителя Христа. Это тема не новая, святые Отцы об этом говорили и писали.
Моисей является освободителем, и Христос – Освободитель рода человеческого. Конечно, такая параллель еще недостаточна, но если взять рассказ из жизни Моисея и как бы перекинуть его в эпоху Христа, то мы можем видеть следующее. Еврейский народ пришел в Египет свободным. Через несколько столетий он оказался в рабстве у местных жителей, и евреи тосковали по времени, по дню, когда Бог их выпустит на свободу, то есть даст им возможность быть самими собой, не быть порабощенными. И вот в какой-то день встал в среде этого народа Моисей, человек, который был одним из них – и вырос в какую-то новую меру своего сознания, в такую, что мог узнать Бога, как никто из его современников среди евреев не узнавал. Об этом говорит рассказ о купине неопалимой (Исх 3:2 и сл.).

 

Находясь в пустыне, Моисей вдруг увидел куст, который горел и не сгорал. Когда Моисей подошел, голос сказал ему: сними обувь, потому что земля, по которой ты ходишь, священна... Она священна тем, что в сердцевине этого пространства горит куст Божественным огнем. Куст оставался кустом, и вместе с тем горел, как огонь. Это было первое откровение Моисею того, что представляет Собой Бог. Бог является пламенем, огнем, который все может превратить в то, что Он Сам представляет Собой. Апостол Петр много столетий спустя говорил о том, что мы призваны все стать причастниками Божественной природы (2 Пет 1:4), все мы призваны стать как бы купиной неопалимой, – каждый из нас в отдельности и все мы вместе. И узнав Бога таким, каким Моисей Его теперь видел: как огонь, который не поедает, а преображает свою тварь, – он вернулся к своему народу, взглянул на то, что происходило, и услышал голос Божий: выведи этот народ... И Моисей вывел еврейский народ из плена...


Почему Бог выбрал именно Моисея? Он его призвал, Он ему сказал: тебе идти, тебе выводить народ... Моисей даже сопротивлялся, говорил: я не могу, я заикаюсь, не мне идти... Он не хотел идти, он нехотя пошел на это. Почему Бог его выбрал и почему Моисей все-таки послушался?


Тут, мне кажется, очень важная черта всей истории Ветхого, Нового Завета, я бы даже сказал – всего человечества. Научные открытия, литературные произведения – это плод человеческого гения и одаренности; но решающее действие очень часто производится людьми как будто заурядными, которые ничем не отличаются, но у них горит сердце, у них непреклонная воля и они верят во что-то большее того, чем живут все окружающие. Если вы подумаете о разных преобразованиях, которые происходили в течение всей истории человечества, то увидите, что эти преобразования совершали не обязательно гении, а люди, у которых было чистое сердце и видение.


И вот Моисей оказался таким человеком, причем у него были именно те свойства, которые как будто делали его неспособным на это: он был гугнивый, то есть заикался, он ничем особенно не выдавался. Но он встретил Бога лицом к лицу; и бросив взор на своих единоплеменников, увидел в них то, что они собой представляли: народ, призванный к свободе, к творчеству, народ, кому предначертано быть почвой, из которой родится будущее человечества. И Моисей нашел в себе – не силы, а послушливость, он отдал свою волю Богу. И когда между Богом и Моисеем шла речь о том, что он должен вывести евреев из плена, он замечательно сказал Богу: но Ты с нами пойдешь? если Ты с нами не пойдешь, нам идти незачем... Он знал, что речь идёт не о том, чтобы высвободиться из плена и создать новую гражданскую родину, а о том, чтобы стать Божиим народом и создать такое Царство, где бы царствовал Бог, где все были бы Божиими слугами, Божиими священниками, богопочитателями. Это и делает Моисея великим.


И если опять-таки в этом отношении говорить о параллели, которую святые отцы устанавливали между Моисеем и Спасителем, некоторое сходство есть. Спаситель земли не был царем, не был вельможей, не был властителем. Он был неизвестным Человеком из Назарета. С точки зрения людей за этим ничего не стояло. Да, Он был Богом, ставшим Человеком, но в глазах Своих современников Он был одним из них; и немудрено поэтому, что Нафанаил, когда ему сказали, что в лице Иисуса Христа ученики нашли Спасителя, Христа, Мессию, возразил: может ли что хорошее выйти из Назарета?.. Кана Галилейская, где жил Нафанаил, на расстоянии нескольких километров от Назарета. Что бы вы сказали, если бы вам кто-то заявил, что живущий на расстоянии нескольких километров молодой человек, которого вы знали чуть ли не с детства, оказывается – Сын Божий Воплощенный?..


И вот в этом некоторая параллель. Это было невозможно; выбран был такой человек, который был бы послушен Богу до конца, а не выделялся какими-либо земными особенностями. Всякий, кто его видел, мог узнать себя в нем. Никто не мог сказать: ну да, тебе-то хорошо, ты вельможа, ты богат, ты знатен!.. Всякий мог сказать: да ведь Он один из нас, Он – как все, и посмотри, что Он нам говорит: Он нам говорит, что мы призваны быть свободными! За таким человеком можно пойти.

Категория: Антоний Блум | Добавил: didahe (18.01.2020)
Просмотров: 67 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог