"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 29.05.2020, 23:49
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
церковь сегодня [23]катехизация [3]
миссия [1]христианское единство [5]
секс и христианство [4]духовная жизнь [8]
молитва [5]община [4]
малые группы [5]духовничество [1]
иерархия [1]раскол [1]
ересь [0]грех [1]
симония [2]пост [14]
роль мирян [2]духовничество [1]
изучение Писания [2]праздники [6]
богослужение [4]перевод богослужения и молитв [2]
Руководство к проведению Великого поста [14]таинства [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Церковная жизнь » Руководство к проведению Великого поста

Суббота Акафиста и V Воскресенье Великого поста

34 день Великого поста
"Суббота акафиста", пятой недели

 

Из Канона молебного ко Пресвятой Богородице в Субботу Акафиста:

 

Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасение иский:

о Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.

Спаса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избавитися ми лютых:

к Тебе бо ныне прибегая, простираю и душу и помышление,  Всенепорочная

 

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление столицы Византии помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Девы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Одна их почитаемых её  икон хранилась во Влахернском храме. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери. Но позднее праздник был внесен в уставы монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Для нас сегодня, когда хитрый злобный враг оккупировал нашу земную родину и хочет нас всех лишить данной нам Богом свободы, это праздник очень актуален. Не случайно Патриарх совершил  накануне субботы объезд нашей столицы с иконой Богородицы. Давайте молиться Владычице Небесной, Пресвятой Деве о том, чтобы, как в древние времена, она снова САМА разбила полчища врагов и  порушила все их замыслы.

 

 

35 день. Пятое воскресенье Великого поста

 

Сегодняшний день посвящается памяти св. Марии Египетской.  Протоиерей  Александр пишет в своём кратком пособии:   "Св. Мария Египетская являет нам образ покаяния. Постараемся собраться и написать покаяние за всю жизнь. Будем строги к себе, ничего не пропустим, заглянем повсюду.

 

**

 

Хотя мы размышляем на этой неделе о покаянии, но надо понимать. что покаяние очищает нас. приводя к Божьему Прощению.  Но цель при этом - Сам Бог и Его   Любовь.

Поэтому следующий отрывок о Боге, который приходит к нам и вселяется в нас, делая нас  Своим храмом (по слову ап. Петра). О Святом Духе.

Прочтём  вот этот текст из Евангелия Иоанна:

 7.37-39 РЕКИ ЖИВОЙ ВОДЫ

 37 В последний, самый великий день праздника
 Иисус встал и громким голосом воскликнул:

 – Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне!
 38 И кто верит в Меня, пусть пьет! Ведь
 в Писании сказано: «Из сердца его потекут реки живой воды».
 39 Иисус сказал так о Духе, который получат
 те, кто поверит в Него. К тому времени Дух
 ещё не был дан, потому что Иисус еще не был
 облечён в Божью Славу.

 

> 7.37 пусть приходит ко Мне! – в некоторых рукописях: «пусть приходит!»
> 7.39 кто поверит - в ряде рукописей: «кто верит». Дух еще не был дан - разночтения: «Духа еще не было», «Святого Духа еще не было», «Святого Духа еще не было на них».

 

Параллельные места:  7.37 Лев 23.36; Ин 4.10,14   7.38 Притч 18.4; Ис 58.11
> 7.39 Ин 16.7; 20.22; Деян 2.4

 

Пояснения

 

> Ст. 37 – В последний, самый великий день праздника Иисус встал – Праздник Шалашей (или Кущей) длился семь дней (Втор 16.13,15; Иез 45.25), а затем к нему присоединялся восьмой день, то есть суббота (Лев 23.34-36). Именно он считался последним, но он никогда не назывался величайшим. Поэтому, вероятно, речь идет о седьмом дне праздника. Громким голосом воскликнул – дословно: «закричал, говоря» <...>. Ср. Притч 1.20; 8.2-4, где Мудрость громким голосом призывает к себе людей, приглашая их есть и пить за её столом.

> Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне! И кто верит в Меня, пусть пьёт! – Одним из важнейших символов праздника была вода. В эти дни молились о дожде, и, если дождь случался, это предвещало богатый урожай в следующем году. Каждое утро в течение семи дней торжественная процессия шла к Силоамскому водоему на Храмовой горе, и священник наполнял золотой кувшин водой из источника, питавшего водоем. Затем ликующая процессия с пением псалмов и с ветвями в руках шла к Храму, где совершалось возлияние этой воды вместе с вином на жертвенник. Иисус, стоя во дворе Храма, в этот праздник торжественно объявил Себя источником живой воды и тем самым заменил собой праздник. Отныне Он – та истинная вода, которая утолит жажду всякого, кто в Него верит (ср. 4.14; 6.35).

> Ст. 38 – Ведь в Писании сказано: «Из сердца его потекут реки живой воды» – Этот текст – один из самых трудных в Евангелии. Первая проблема – это происхождение цитаты. Оно неизвестно, предполагается, что это не точная цитата, а вероятно, парафраз Захария 14, который читался во время праздника, хотя ученые указывают и на другие источники (Ис 55.1; 12.3). Так как церемония зачерпывания воды была символом грядущих Божьих даров людям, Иисус Своим призывом указывает на то, что это обещание уже исполнилось в Его лице.

Вторая проблема связана с пониманием точного смысла этого предложения, а он зависит от пунктуации. Так как в древних рукописях не было знаков препинания (и даже пробелов между словами), смысл изменяется в зависимости от того, как мы соединяем слова между собой. Поэтому существует второй вариант понимания: «Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьет! Ведь в Писании сказано: "Из сердца того, кто верит в Меня, потекут реки живой воды"».

> Именно так понимался этот текст большинством восточных Отцов Церкви. Согласно их мнению, верующий, жажда которого была утолена, сам становится источником живой воды для других людей. Но очень многие Отцы западной Церкви и большинство современных комментаторов понимают текст так, как он дан в этом переводе. Согласно их представлению, источник живой воды – сам Иисус, в Нём осуществились обещания Ветхого Завета человечеству, и эта вода доступна для каждого, кто в Него поверит. Вероятно, такое понимание точнее отражает христологию 4-го Евангелия (ср. 6.35, где и мысль и лексика очень близки), тем более что только в нём сказано о том, что из пронзенного копьем тела Иисуса истекла кровь и вода.

Из сердца – дословно: «из живота». Живот в еврейской традиции понимался как <вместилище> эмоций, то есть имел те функции, которые в европейской традиции приписываются сердцу. Так, например, в Откровении 10.9 Александрийский кодекс, один из древнейших манускриптов Нового Завета, заменяет «живот» на сердце. См. также Пс 40.8 (39.9), где дословно сказано: «Твой Закон в моем животе» (в синод, переводе: «в моем сердце»). Кроме того, арамейское слово «живот» часто употреблялось метафорически в значении «человек, его личность, его сущность».

> Ст. 39 – Иисус сказал так о Духе, который получат те, кто поверит в Него – Евангелист сам объясняет, что значили эти слова Иисуса о реках живой воды. Вода была многозначным символом, где разные значения свободно перетекали друг в друга. Так, в это время вода в раввинистической литературе символизировала Закон. Будучи источником живой воды, Иисус заменил собой Закон. С давних пор вода также была символом Мудрости Бога (см. Ис 55.1; ср. Ис 44.3). См, Пролог, где Иисус назван Логосом, то есть Мудростью  (Премудростью) Бога. Раньше, в 6.35, водой названо откровение, которое Иисус принес от Отца людям. Но особенно часто с водой сравнивался Дух (ср. Мф 3.11; Мк 1.8; Лк 3.16; Ин 1.33; Деян 1.5).

В момент смерти из пронзенного бока Иисуса потекла вода (19.34), а после воскресения Он дарует Своим ученикам Дух (20.22).

Ср. 1Ин 5.8: «Есть три свидетеля: Дух, вода и кровь; и все три свидетеля свидетельствуют об одном и том же». {Р.Браун приводит очень интересные сведения относительно символизма воды: «Глаголы, применяемые к воде, употреблялись и для описания дара Духа, например, «изливать» (Ис 44.3). Душа, «nefesh» (это слово можно перевести как «дух»), рассматривалась как седалище жажды, потому что nefesh, вероятно, вначале означала горло... Nefesh есть также источник слов, например, в 1Цар 1.15 говорится, что Анна изливала (обратите внимание на символизм воды) свою душу перед Господом в словах молитвы». R.E.Brown, The Gospel according to John, I-XII, p. 324.}

> К тому времени Дух еще не был дан, потому что Иисус еще не был облечен в Божью Славу – Предложение начинается с очень трудных слов Дух ещё не был дан (дословно: «Духа еще не было»). Так как эти слова трудны для понимания, в рукописях много разночтений (см. текстуальные примечания). Конечно, они не означают того, что Святого Духа не существовало до прославления Иисуса. Евангелист говорит о том, что Иисус даровал Святой Дух Своим ученикам (20.22), тем самым положив начало новому творению.

 

[ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий.
// М.: 2010. стр. 217-220 ]

 

 

 

 

 

В эту среду будет служить Литургия Преждеосвященных Даров.

Прочтите у замечательного богослова, протопресвитера Александра Шмемана, что это такое - здесь

На этой неделе она  будет служиться вечером (как и положено по церковному Уставу), в среду в 19.00.

Приглашаю вас пойти  и участвовать в ней вместе со мной.

 

 

 

Наш сайт didahe.ru работает благодаря Вашей поддержке.

Сделайте пожертвование в поддержку христианского портала  Дидахе:«Учение Иисуса Христа народам»

Бог да благословит вас и воздаст вам!

 

Как можно помочь:

 

  • Перечислить  своё пожертвование (любую сумму) на счёт Яндекс-Денег  №  41001930946320

  •  вы можете  перечислить любую сумму на Киви-кошелёк  №  909 957 30 12

 

  • вы можете  перечислить любую сумму на на номер телефона (Билайн)  №  909 957 30 12

 

  •  И также мы очень просим о молитвах за нас

 

 

 

 

 

Категория: Руководство к проведению Великого поста | Добавил: didahe (05.04.2020)
Просмотров: 185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог