Руководство к проведению Великого Поста
Неделя пророков
7-й день.
День сугубого благодарения. Приносим Богу обет исполнить нечто во имя Его, в знак нашей благодарности.
"Благодарение — святое слово. И каждый человек с благородной душой не может не чувствовать этого. Один французский писатель, атеист, незадолго до смерти говорил: «Я прожил прекрасную жизнь, я не знаю, кого благодарить, но я благодарю от всей души».
Для нас, христиан, это есть благодарение Богу. Это самая благородная, самая возвышенная молитва, когда человек исполнен высоких чувств и понимает, насколько незаслуженно он получил удивительный дар жизни, любви, дружбы, красоты, труда, разума — всего того, что делает жизнь насыщенной и великолепной.
Даже (дар) испытаний, даже трудностей, которые есть в жизни, потому что они закаляют подлинно крепкую душу. Помните, у Пушкина: «Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат»? Так вот, благодарение — за всё, а прежде всего — за то, что вечное, непостижимое, безмерное вошло в нашу жизнь."
А.Мень. Из лекции «Храмовое действо как синтез искусств»,
Первое воскресенье Великого поста в древней церкви было посвящено пророкам
С Неделей Пророков, друзья!
Раньше 1-е воскресенье Великого поста было посвящено библейским пророкам.
Следы этого праздника — Собора Пророков Божьих — сохранились и в нынешнем богослужениии:
Так, пророкам посвящены: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах» великой вечерни, славник на литии, икос, самогласен=славник на хвалитех утрени, а главное — чтения на Божественной литургии:
* прокимен из Книги пророка Даниила;
* Апостол, упоминающий «Моисея... Гедеона, Варака, Иеффая, Давида, Самуила и иных пророков»;
* аллилуиарий со стихом «Мѡисей и Аарѡнъ во iереехъ Егѡ, и Самуилъ въ призывающихъ имѧ Егѡ»;
* Евангелие, в котором апостол Филипп свидетельствует: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки: Иисуса».
На утрене 1-го воскресенья поста пророкам недостает лишь наиболее пространного песнопения, канона. Такой канон, однако, имеется, и когда-то он исполнялся на этой службе. В современной русской Триоди, в отличие от греческой, он даже до сих пор печатается — только перемещен с утрени на повечерие вечером в 1-ю Неделю Великого поста.
Особое ударение на пророках ставит и анафора Василия Великого.
Позже в этот день добавилось ещё и такое празднование:
Неделя Торжества Православия
Священнообразными иконами ныне украшается, /
яко невеста украшена Христова Церковь, /
и всех созывает духовно праздновати: /
снидемся во единомыслии и вере, /
радостно величающе Господа.
|
|
Священными начертаниями икон /ныне красуется,
как невеста наряженная Христова Церковь, /
и всех созывает духовно праздновать: /
соберемся же в единомыслии и вере, /
радостно величая Господа.
|
Начинается - ВТОРАЯ СЕДМИЦА Великого поста
В эту неделю кроме общих духовных упражнений обязуюсь сделать что-нибудь для церкви (пение, свечи, дело духовного просвещения или что-нибудь другое) или для помощи другим людям (для бедных и т.п.)
Читаем сегодня:
1. Из ВЗ
Выслушай, сын, и прими мои слова –
и продлятся годы твоей жизни.
Путь мудрости укажу тебе, направлю дорогой прямой.
Пойдешь – не собьется шаг, если побежишь, не споткнешься.
Держись этих правил, не отступайся,
храни их, ибо в них – твоя жизнь.
На дорогу нечестивых не вступай,
не следуй по пути злодеев:
сверни с него, не ходи по нему,
пройди стороной, ступай мимо.
Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,
глаз они не сомкнут, если кого не погубили.
Ведь питаются они злодейством, как хлебом,
и пьют насилие, как вино.
Путь благочестивых – как свет зари,
что разгорается ярче с приходом дня.
А путь нечестивых – во мраке,
и неведомо им, где споткнутся.
Сын, прислушайся к моим словам,
к речам моим будь внимателен.
Да не ускользнут они от тебя,
сохрани их в глубине сердца.
Ибо станут они жизнью для того, кто обрёл их,
будут для плоти целительны.
(Притчи С. 3:22/&/)
2. Из Псалтири
91 псалом
2 варианта перевода
[Псалом. Песнь на день субботний.]
2 Как хорошо славить Господа,
воспевать Твое имя, Бог Вышний,
3 утром петь про Твои милости
и ночью — про верность Твою,
4 на десятиструнной арфе,
под напевы лиры.
5 Все, что Ты сделал, Господи, радует меня,
и я в восторге пою про дела рук Твоих.
6 Как велики, Господи, деянья Твои!
Как глубоки Твои замыслы!
7 Глупец не знает,
невежда не понимает их.
8 Да, злодеи растут как трава,
и нечестивые процветают,
но им суждено навсегда исчезнуть, —
9 а Ты, Господи, навеки велик!
10 Ибо враги Твои, Господи, —
ибо враги Твои сгинут,
нечестивые разбегутся.
11 Ты возносишь рог мой, как рог быка,
свежий елей возлит на главу мою;
12 Ты даёшь мне без страха смотреть на врагов,
слышать о злодеях приближающихся.
13 Праведник, словно пальма, цветёт,
как ливанский кедр — возвышается.
14 Укоренившиеся в Храме Господа
во дворах дома Божьего цветут!
15 Даже в старости они плодовиты,
и сочны, и свежи.
16 Это всем говорит, как справедлив Господь.
Он — скала моя, и нет неправды в Нём.
|
1 Псалом
Песнь на день субботний
|
2 Какое это счастье – благодарить Господа,
прославлять в песнях имя Твоё, Всевышний,
|
3 утром возвещать Твою милость
и ночью – верность Твою,
|
4 играя на лютне десятиструнной,
на арфе и лире, торжественно звучащей!
|
5 Ты радуешь меня, Господи, творением Своим:
делами рук Твоих я восхищаюсь.
|
6 Как величественны дела Твои, Господи,
безмерно глубоки предначертания Твои!
|
7 Человек неразумный не признаёт того,
и не понимает невежда.
|
8 Нечестивые могут расти, как трава,
и делающие зло процветать,
но лишь для того, чтобы навеки исчезнуть;
|
9 а Ты, Господи, восседаешь на троне вовеки!
|
10 Враги Твои, Господи,
враги Твои непременно погибнут,
и рассеяны будут все, делающие зло.
|
11 Мой рог * Ты вознес, как буйвола рога,
и умащен я свежим елеем.
|
12 Торжествуя, я могу смотреть на врагов своих
и слушать об участи восстававших на меня злодеев.
|
13 Праведники разрастаются, как пальмы,
возвышаются, подобно кедру на Ливане.
|
14 Насажденные в доме Господнем,
они цветут во дворах Бога нашего,
|
15 и в старости будут они плодовиты,
будут сочны и свежи,
|
16 чтобы возвещать о справедливости Господа,
Защитника * моего, Которому всё худое чуждо.
|
|
|
*11 Рог – символ силы, власти и гордости.
*16 Букв.: скалы моей.
|
комментарий "Брюссельской" Библии:
11 "" - символ неукротимой силы (ср Пс 21:22; Втор 33:17); "" - символ изобилия.
14-15 "" - праведные всегда близки к Богу; непрестанно укрепляемые дарами благодати они сохраняют и в старости духовную силу и приносят обильные плоды.
|
3. Евангелие
Проповедь
Первое воскресенье Великого поста – это день Торжества Православия.
Торжество Православия в этот день, именно в этот день, понимается как торжество иконопочитателей над иконоборцами. Прошли годы, столетия, и с тех пор кое-что поменялось. Так что сегодня многие православные [даже] с трудом понимают, о чём собственно был спор. Потому что можно быть православным с иконами, можно быть православным без икон...
Но святые отцы VII-го Вселенского собора понимали это. И некоторые сегодняшние православные, как и тогдашние православные – а надо напомнить, что отцы VII-го Вселенского собора почти наполовину состояли из бывших иконоборцев, – то есть многие православные люди и тогда говорили: какова цена вопроса? при чём здесь иконопочитание? Христос ведь духовен, и мы молимся Богу и поклоняемся и живем, икона здесь ни при чём, и если так настаивает Лев Исаврянин, можно и уступить ему.
Другие же, понимая иконопочитание широко, говорили о том, что это не просто мы иконы защищаем, мы защищаем саму воплощенность Господа Бога, саму его изобразимость, само то, что Он не просто был материален, но и есть материален. Христос остаётся воплощённым, Христос остаётся частью человеческого естества, а потому материальность Его в этом мире обязательно должна быть.
[Они говорили] о том, что есть две опасности: есть опасность: как и Бог, так и человек, может мыслиться слишком абстрактно, если Бога мы мыслим слишком абстрактно, то всё телесное, плотское, жизнь вся в целом, время, его течение, все события, кажутся излишним, кажутся мешающими абсолютной абстрактности, абсолютной духовности... И другое искушение, с которым, собственно, и боролся Лев Исаврянин с иконоборцами – это искушение идолопоклонства, когда Бог воспринимается как нечто конечное, ограниченное, завершенное, как и икона воспринимается не как символ Бога, а едва ли не как сам Бог.
И вот в этой дилемме для нас прежде всего важно то, что и человек, как и Бог, не должен мыслиться слишком абстрактно.
Защищая иконопочитание, мы защищаем икону Богочеловека {икону Бога – человека?}, и если в VIII-м веке больше мыслили об иконе Бога, и иконоборцы говорили о том, что нельзя изображать Бога, то сегодня важно подумать о защите иконы человека {иконы-человека?}. Человек не может быть пониматься слишком абстрактно! Когда мы говорим: "Человек – [это] звучит гордо", или когда мы говорим о том, что человек пал, или же мы говорим о том, что ближнего надо любить, то все эти обозначения не должны быть бестелесны, всё должно быть немножко более материально. Любить надо ближнего, т.е. того, кто совсем рядом. Тот, кто приключился в жизни бок о бок.
И человек, о котором говорит Церковь, – это тот самый человек, сосед по подъезду, знакомый по работе, это тот человек, который есть у нас, и мы должны сохранять их иконы, их святой образ, который в нас может жить, может быть. В нашей душе должен быть маленький такой иконостасик людей, живых настоящих людей, которых мы повстречали на своём пути... И этот иконостасик нас и спасет... от той желчи и гнева, от того праведного негодования, которое всегда лежит после нашей души, всегда нами обладает.
Некогда протоиерей Александр Шмеман, прожив долгую и людям отданную жизнь, проведя последние 8 месяцев в больнице, написал в своем дневнике: "Как благодарен я Богу за тех людей, которых Он мне дал! Какие светлые люди! Какое прекрасное время, которое я прожил!" И о больничных палатах он пишет: какие замечательные здесь доктора́, медсёстры, и какое время в больнице прекрасно провел я! Написал он за две недели до своей смерти. И вот здесь очень важно понять: именно это спасает человека – не изощрённые попытки полюбить [абстрактного] негра, а нормальное и естественное стремление полюбить того, кто рядом, того, кто близко... И если человек соберет в себе этих людей, поблагодарит Бога за людей, которые Бог ему дал, за время, которое Бог ему дал, за силу и радость, которые Бог ему дал, и даже за скорби, которыми Бог его как каменщик отесал, как резчик, изваял из бесчувственного дерева, то это и будет защита подлинного иконопочитания Богочеловека!
ЕЩЁ ТУТ
|