"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 29.03.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
церковь сегодня [37] катехизация [7]
миссия [6] христианское единство [6]
секс и христианство [6] духовная жизнь [18]
молитва [18] община [8]
малые группы [6] духовничество [1]
иерархия [9] раскол [2]
ересь [1] грех [3]
симония [3] пост [20]
роль мирян [6] духовничество [2]
изучение Писания [5] праздники [6]
богослужение [4] перевод богослужения и молитв [6]
Руководство к проведению Великого поста [45] таинства [11]
сопротивление [12] монашество [1]
выход из Вавилона [3]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Церковная жизнь » Руководство к проведению Великого поста

7 день Великого поста. Неделя пророков

Руководство к проведению Великого Поста

Неделя пророков

7-й день. 
День сугубого благодарения. Приносим Богу обет исполнить нечто во имя Его, в знак нашей благодарности.


"Благодарение — святое слово. И каждый человек с благородной душой не может не чувствовать этого. Один французский писатель, атеист, незадолго до смерти говорил: «Я прожил прекрасную жизнь, я не знаю, кого благодарить, но я благодарю от всей души».

Для нас, христиан, это есть благодарение Богу. Это самая благородная, самая возвышенная молитва, когда человек исполнен высоких чувств и понимает, насколько незаслуженно он получил удивительный дар жизни, любви, дружбы, красоты, труда, разума — всего того, что делает жизнь насыщенной и великолепной.

Даже (дар) испытаний, даже трудностей, которые есть в жизни, потому что они закаляют подлинно крепкую душу. Помните, у Пушкина: «Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат»? Так вот, благодарение — за всё, а прежде всего — за то, что вечное, непостижимое, безмерное вошло в нашу жизнь."

 

А.Мень. Из лекции «Храмовое действо как синтез искусств»,
 


Первое воскресенье Великого поста  в древней церкви было посвящено пророкам

 

С Неделей Пророков, друзья!
Раньше 1-е воскресенье Великого поста было посвящено библейским пророкам.
Следы этого праздника — Собора Пророков Божьих — сохранились и в нынешнем богослужениии:
 
Так, пророкам посвящены: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах» великой вечерни, славник на литии, икос, самогласен=славник на хвалитех утрени, а главное — чтения на Божественной литургии:
* прокимен из Книги пророка Даниила;
* Апостол, упоминающий «Моисея... Гедеона, Варака, Иеффая, Давида, Самуила и иных пророков»;
* аллилуиарий со стихом «Мѡисей и Аарѡнъ во iереехъ Егѡ, и Самуилъ въ призывающихъ имѧ Егѡ»;
* Евангелие, в котором апостол Филипп свидетельствует: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки: Иисуса».
На утрене 1-го воскресенья поста пророкам недостает лишь наиболее пространного песнопения, канона. Такой канон, однако, имеется, и когда-то он исполнялся на этой службе. В современной русской Триоди, в отличие от греческой, он даже до сих пор печатается — только перемещен с утрени на повечерие вечером в 1-ю Неделю Великого поста.
 
Особое ударение на пророках ставит и анафора Василия Великого.

Позже в этот день добавилось ещё и такое празднование:

 

Неделя Торжества Православия

 

Священнообразными иконами ныне украшается, /

яко невеста украшена Христова Церковь, /

и всех созывает духовно праздновати: /

снидемся во единомыслии и вере, /

радостно величающе Господа.

 

Священными начертаниями икон /ныне красуется, 

как невеста наряженная Христова Церковь, /

и всех созывает духовно праздновать: /

соберемся же в единомыслии и вере, /

радостно величая Господа.

 

 

 

Начинается  - ВТОРАЯ СЕДМИЦА Великого поста

В эту неделю кроме общих духовных упражнений обязуюсь сделать что-нибудь для церкви (пение, свечи, дело духовного просвещения или что-нибудь другое) или для помощи другим людям (для бедных и т.п.)

 

 

 

Читаем сегодня:

 

1. Из ВЗ

Выслушай, сын, и прими мои слова –
                               и продлятся годы твоей жизни.

Путь мудрости укажу тебе,          направлю дорогой прямой.

Пойдешь – не собьется шаг,   если побежишь, не споткнешься.

Держись этих правил, не отступайся,
                           храни их, ибо в них – твоя жизнь.

На дорогу нечестивых не вступай,
                                  не следуй по пути злодеев:

сверни с него, не ходи по нему,
                               пройди стороной, ступай мимо.

Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,
                 глаз они не сомкнут, если кого не погубили.

Ведь питаются они злодейством, как хлебом,
                                   и пьют насилие, как вино.

Путь благочестивых – как свет зари,
                        что разгорается ярче с приходом дня.

А путь нечестивых – во мраке,
                              и неведомо им, где споткнутся.

Сын, прислушайся к моим словам,
                               к речам моим будь внимателен.

Да не ускользнут они от тебя,
                                сохрани их в глубине сердца.

Ибо станут они жизнью для того, кто обрёл их,
                                будут для плоти целительны.
                                           (Притчи С. 3:22/&/)

 

2. Из Псалтири

 

91 псалом

2 варианта перевода

 

  [Псалом.  Песнь на день субботний.]

 

2  Как хорошо славить Господа,
воспевать Твое имя, Бог Вышний,
3  утром петь про Твои милости
и ночью — про верность Твою,
4  на десятиструнной арфе,
под напевы лиры.
5 Все, что Ты сделал, Господи, радует меня,
и я в восторге пою про дела рук Твоих.
6  Как велики, Господи, деянья Твои!
Как глубоки Твои замыслы!
7  Глупец не знает,
невежда не понимает их.
8 Да, злодеи растут как трава,
и нечестивые процветают,
но им суждено навсегда исчезнуть, —
9 а Ты, Господи, навеки велик!
10 Ибо враги Твои, Господи, —
ибо враги Твои сгинут,
нечестивые разбегутся.
11  Ты возносишь рог мой, как рог быка,
свежий елей возлит на главу мою;
12 Ты даёшь мне без страха смотреть на врагов,
слышать о злодеях приближающихся.
13 Праведник, словно пальма, цветёт,
как ливанский кедр — возвышается.
14 Укоренившиеся в Храме Господа
во дворах дома Божьего цветут!
15 Даже в старости они плодовиты,
и сочны, и свежи.
16 Это всем говорит, как справедлив Господь.
Он — скала моя, и нет неправды в Нём.

1 Псалом
Песнь на день субботний
 
2 Какое это счастье – благодарить Господа,
прославлять в песнях имя Твоё, Всевышний,
3 утром возвещать Твою милость
и ночью – верность Твою,
4 играя на лютне десятиструнной,
на арфе и лире, торжественно звучащей!
5 Ты радуешь меня, Господи, творением Своим:
делами рук Твоих я восхищаюсь.
6 Как величественны дела Твои, Господи,
безмерно глубоки предначертания Твои!
7 Человек неразумный не признаёт того,
и не понимает невежда.
8 Нечестивые могут расти, как трава,
и делающие зло процветать,
но лишь для того, чтобы навеки исчезнуть;
9 а Ты, Господи, восседаешь на троне вовеки!
10 Враги Твои, Господи,
враги Твои непременно погибнут,
и рассеяны будут все, делающие зло.
11 Мой рог* Ты вознес, как буйвола рога,
и умащен я свежим елеем.
12 Торжествуя, я могу смотреть на врагов своих
и слушать об участи восстававших на меня злодеев.
13 Праведники разрастаются, как пальмы,
возвышаются, подобно кедру на Ливане.
14 Насажденные в доме Господнем,
они цветут во дворах Бога нашего,
15 и в старости будут они плодовиты,
будут сочны и свежи,
16 чтобы возвещать о справедливости Господа,
Защитника* моего, Которому всё худое чуждо.
 

*11 Рог – символ силы, власти и гордости.
*16 Букв.: скалы моей.

 

 
 
комментарий "Брюссельской" Библии:
 

11 "Единорог" - символ неукротимой силы (ср Пс 21:22; Втор 33:17); "" - символ изобилия.

 

14-15 "Насажденные во дворах Бога нашего" - праведные всегда близки к Богу; непрестанно укрепляемые дарами благодати они сохраняют и в старости духовную силу и приносят обильные плоды.

 

 

3. Евангелие

 

 

 

Проповедь

 

Первое воскресенье Великого поста – это день Торжества Православия.

Торжество Православия в этот день, именно в этот день, понимается как торжество иконопочитателей над иконоборцами. Прошли годы, столетия, и с тех пор кое-что поменялось. Так что сегодня многие православные [даже] с трудом понимают, о чём собственно был спор. Потому что можно быть православным с иконами, можно быть православным без икон...

Но святые отцы VII-го Вселенского собора понимали это. И некоторые сегодняшние православные, как и тогдашние православные – а надо напомнить, что отцы VII-го Вселенского собора почти наполовину состояли из бывших иконоборцев, – то есть многие православные люди и тогда говорили: какова цена вопроса? при чём здесь иконопочитание?  Христос ведь духовен, и мы молимся Богу и поклоняемся и живем, икона здесь ни при чём, и если так настаивает Лев Исаврянин, можно и уступить ему.

Другие же, понимая иконопочитание широко, говорили о том, что это не просто мы иконы защищаем, мы защищаем саму воплощенность Господа Бога, саму его изобразимость, само то, что Он не просто был материален, но и есть материален. Христос остаётся воплощённым, Христос остаётся частью человеческого естества, а потому материальность Его в этом мире обязательно должна быть.

[Они говорили] о том, что есть две опасности: есть опасность: как и Бог, так и человек, может мыслиться слишком абстрактно, если Бога мы мыслим слишком абстрактно, то всё телесное, плотское, жизнь вся в целом, время, его течение, все события, кажутся излишним, кажутся мешающими абсолютной абстрактности, абсолютной духовности... И другое искушение, с которым, собственно, и боролся Лев Исаврянин с иконоборцами – это искушение идолопоклонства, когда Бог воспринимается как нечто конечное, ограниченное, завершенное, как и икона воспринимается не как символ Бога, а едва ли не как сам Бог.

И вот в этой дилемме для нас прежде всего важно то, что и человек, как и Бог, не должен мыслиться слишком абстрактно.

Защищая иконопочитание, мы защищаем икону Богочеловека {икону Бога – человека?}, и если в VIII-м веке больше мыслили об иконе Бога, и иконоборцы говорили о том, что нельзя изображать Бога, то сегодня важно подумать о защите иконы человека {иконы-человека?}. Человек не может быть пониматься слишком абстрактно! Когда мы говорим: "Человек – [это] звучит гордо", или когда мы говорим о том, что человек пал, или же мы говорим о том, что ближнего надо любить, то все эти обозначения не должны быть бестелесны, всё должно быть немножко более материально. Любить надо ближнего, т.е. того, кто совсем рядом. Тот, кто приключился в жизни бок о бок.

И человек, о котором говорит Церковь, – это тот самый человек, сосед по подъезду, знакомый по работе, это тот человек, который есть у нас, и мы должны сохранять их иконы, их святой образ, который в нас может жить, может быть. В нашей душе должен быть маленький такой иконостасик людей, живых настоящих людей, которых мы повстречали на своём пути... И этот иконостасик нас и спасет... от той желчи и гнева, от того праведного негодования, которое всегда лежит после нашей души, всегда нами обладает.

Некогда протоиерей Александр Шмеман, прожив долгую и людям отданную жизнь, проведя последние 8 месяцев в больнице, написал в своем дневнике: "Как благодарен я Богу за тех людей, которых Он мне дал! Какие светлые люди! Какое прекрасное время, которое я прожил!" И о больничных палатах он пишет: какие замечательные здесь доктора́, медсёстры, и какое время в больнице прекрасно провел я! Написал он за две недели до своей смерти. И вот здесь очень важно понять: именно это спасает человека – не изощрённые попытки полюбить [абстрактного] негра, а нормальное и естественное стремление полюбить того, кто рядом, того, кто близко... И если человек соберет в себе этих людей, поблагодарит Бога за людей, которые Бог ему дал, за время, которое Бог ему дал, за силу и радость, которые Бог ему дал, и даже за скорби, которыми Бог его как каменщик отесал, как резчик, изваял из бесчувственного дерева, то это и будет защита подлинного иконопочитания Богочеловека!

 

 

Категория: Руководство к проведению Великого поста | Добавил: didahe (08.03.2020) | Автор: Великий пост
Просмотров: 1057 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог