Сегодня Неделя торжества православия
("неделей" по славянски называется день за субботой, т.е. воскресенье.
"Неделя" - от слова "не делать". День, когда ничего не делают,
по заповеди - шесть дней дела все дела твои,
а день седьмой - посвящай Господу Богу твоему).
7-й день. Причащение
День сугубого благодарения. Приносим Богу обет исполнить нечто во имя Его, в знак нашей благодарности.
**
После литургии будет совершаться «Чин торжества православия», диакон среди прочего будет возглашать следующие замечательные слова, которые я приведу в переводе на русский:
«Празднуя день православия, прежде всего прославим источника всего доброго — Бога, благословенного во веки!
Это Бог наш, Который заботится о святой Церкви — возлюбленном достоянии Своем — и укрепляет ее;
Который истинным словом Своим ещё в раю положил ей начало, утешая праотцев, согрешивших и отпавших от Него. Э
то Бог наш, Который, ведя человечество к исполнению спасительного обетования, не скрывал Себя, но через патриархов и пророков предвозвещал о грядущем спасении, открывая его в различных образах.
Это Бог наш, Который в древности многократно и многообразно говорил отцам нашим через пророков, а в конце времен стал говорить нам через Сына, Которым сотворил вселенную и Который возвестил о благоволении к нам Своего Отца, открыл нам небесные тайны, удостоверил истинность Своего благовестия силой Святого Духа, послал по всему миру апостолов с вестью о Царстве Божием, утверждая их проповедь различными знамениями и чудесами.
Следуя этому спасительному откровению, держась этого благовестия, мы веруем в одного Бога — Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого;
и в одного Господа — Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рожденного от Отца прежде всех веков;
Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,
рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё было создано;
Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес,
воплотился от Духа Святого и Девы Марии и стал человеком;
Который ради нас был распят при Понтии Пилате, пострадал и был погребён,
но воскрес в третий день, согласно Писаниям,
взошел на небеса и воссел одесную Отца;
Который снова придёет в славе, чтобы судить живых и мертвых, и Царству Которого не будет конца;
и в Духа Святого — Господа, Подателя жизни, Который исходит от Отца, Которому вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава и Который говорил через пророков;
в одну, святую, Вселенскую апостольскую Церковь;
исповедуем одно крещение для прощения грехов,
ожидаем воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь!
Это вера апостолов! Это вера отцов! Это вера православная! Этой верой утверждается земля!
Также соборы святых отцов, их предания и писания, согласные с Божественным откровением, мы принимаем и утверждаем».
**
Проповедь на сегодня:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Первое воскресение Великого поста именуется «неделей торжества Православия», торжества веры Христовой. И не случайно в этот день мы читаем слова евангелиста о том, как сомневался один из будущих учеников в Господе, а другой сказал ему: «Пойди и посмотри». Тот пришел и увидел Спасителя. Как он это пережил, евангелист не говорит, но он сразу все понял, увидел своими глазами, а главное, почувствовал сердцем, что перед ним Сама живая Истина.
Эти слова «Пойди и посмотри» относятся и к Церкви Христовой, к явлению Христа на земле. Многие говорят: «Где же ваша правда, в чем ваша правда?» — так как считают, что она уже устарела, отмерла, не нужна, — а мы отвечаем людям: «Пойдите и посмотрите». Но не на нас, грешников, потому что мы плохие свидетели Божии, а пойдите и посмотрите на Господа нашего, на Его красоту и любовь к людям, на Его жертвенную любовь, на Его Крест и страдание, на Его учение, на Его Дух, Который с нами. Пойди и посмотри на святость Евангелия, на непревзойденную Его силу, которая побеждала все — сколько бы ни гнали ее, сколько бы ни уничтожали ее — сотни лет она всегда выходила из гроба, как Сам Христос вышел из гроба, победив смерть. Поэтому и говорит Церковь: «Не смотри, человек, на грехи наши, а посмотри на нашего Господа, посмотри на великих святых от древних дней».
Сегодня в апостольском чтении перечислялись праведники со времен Ветхого Завета, а это целое облако свидетелей, которые были драгоценны в мире. Эти люди терпели гонения, клевету, изгнания, мучения и смерть, но они выбрали именно такой путь, потому что предали себя Господу. В этом выборе и было торжество Православия, потому что оно прежде всего в истинной вере.
Как говорит апостол: «Моисей предпочел оставить дворец, богатство, мудрость, чтобы встать рядом с рабами, чтобы вести их по велению Божию. И цари, и пророки, и судьи, и праведники, гонимые и скитавшиеся по пещерам и пропастям земным — все они выбрали веру.»
Не думайте, что торжество веры только во внешнем великолепии. Конечно, когда вы приходите в Троице-Сергиеву Лавру и видите прекрасные соборы, дивные иконы и слышите чудный звон колоколов, который разносится благовестом по окрестностям, конечно, — это красота нашей веры и торжество. Но это все — внешнее, преходящее, разрушающееся: оно может быть уничтожено и злыми людьми, и временем.
А истинная вера и Дух Христов уничтожены быть не могут! Люди духа, такие, как преподобный Сергий и все святые Нового Завета, тоже являются облаком свидетелей. И мы снова скажем: «Нет, друг, не смотри на нас, слабых и немощных, а посмотри на этих святых, которые побеждали пытки, мучения, изгнания и унижения, которые свидетельствовали о Боге своей любовью к людям, своим служением людям, своим терпением великим, своей святостью, своей близостью к Богу — вот они все, вот в них, святых, и есть торжество Церкви по всему миру, всегда и везде. И они нас учат, потому что они нам пример и наши учителя, но более всего учит нас пример Самого Спасителя». Поэтому и «Апостол» завершается словами великими: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр 12,1). Аминь.
**
Читаем сегодня:
Из Евангелия от Луки далее |