"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Суббота, 01.04.2023, 20:48
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
православное богословие [45] западное богословие [12]
католицизм [2] протестантизм [6]
богословие XX века [7] свобода воли [1]
бессмертие [7] экуменизм [5]
отцы церкви [8] литургика [4]
догматика [1] христология [1]
мариология [2] экклесиология [2]
каноны, каноническое право [10] церковная письменность, жития [3]
монашеские писания [2]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Богословие » православное богословие

Святые о ненасилии. Часть 2

Святитель Мартин Турский

 
Художник Симоне Мартини. Картина 1322 г.
"«Отречение Святого Мартина от оружия»
Цикл фресок «История Св. Мартина» в капелле Сан Мартино Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи
 
Отречение Святого Мартина от оружия. После сцены «Посвящения в рыцари» находится фреска, изображающая событие, положившее конец блестящей воинской карьеры Мартина - офицера римской армии. Миловидный белокурый юноша в рыцарском облачении, стоит, полуобернувшись в сторону римского императора. Мягким жестом недавно посвященный в рыцари юноша отвергает приказ повелителя участвовать в войне. В левой руке Святой сжимает не оружие, но крест, противопоставляя мирской власти духовную. «Я - воин Христа и потому не могу сражаться на войне».
С левой стороны композиции изображен римский лагерь, император Юлиан, солдаты и казначей, выдающий деньги наемникам. Справа, за холмом, разбит вражеский лагерь, воинство алеманов в доспехах и с копьями ожидает битвы.
Святой Мартин стоит посредине сцены, между римлянами и вражеской армией. Его лицо обращено к императору, но движется он по направлению к вражеским позициям, его битва - это борьба с язычеством, и единственное оружие в ней - слово Божье"
**

Святитель Мартин родился в начале IV века в Паннонии (на территории современной Венгрии). С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нёс службу офицера. Ещё будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку.

Он отказался выполнять обязанность сражаться в военное время с врагами, так как христианин к противнику выходит с крестом и предпочтёт сам быть убитым, нежели убить ( О. Бородин. Отношение к войне и миру в эпоху ранней патристики. / В кн.: Византийские очерки. Труды российских учёных к XIX Международному конгрессу византинистов)

Мигель Хименес. «Святой Мартин делит плащ с нищим». Сарагоса, 1498

Преподобный авва Исаия Нитрийский (†370):

«Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму:
не видеть лукавства ни в каком человеке,
делать добро  тем, кто творит тебе зло
и переносить всё находящее на нас без смущения».

 («Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.236). 


Василий Великий

 

Василий Великий


 

 

У свт. Василия Великого в его «Беседе к юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями», приводится такой эпизод из жизни Сократа:

«Некто, нещадно нападая на Софронискова сына, Сократа, бил его в самое лицо, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лицо у Сократа от ударов уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить, Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, а только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: “делал такой-то”; и тем отомстил.

Поелику это указывает на одно почти с нашими правилами, то утверждаю, что весьма хорошо подражать таким мужам. Ибо этот поступок Сократа сходен с той заповедью, по которой ударяющему по щеке должен ты подставить другую».

Василий Великий, свт. Творения. Ч. IV. М., 1993. С. 354–355


(Цит. по В.П.Лега. История западной философии)

в 13-м каноне  (правиле) св. Василия Великого говорится:
«...благоразумно отказывать солдатам в причастии в течение трех лет, на том основании, что они не чисторуки».

Этот канон в равной степени относится к солдатам, убивавшим на войне, и к тем, кто не убивал, ибо простое участие в вооруженных силах требует покаяния в виде временного (на 3 года)  отлучения от церкви.  Отлучение от Причастие это то же, что отлучение от Церкви, потому что совместное Причастие (таинство Евхаристии) есть средоточие жизни Церкви.


 
свт. Иоанн Златоуст :
"Сегодня мы вступаем, в ратоборство с еретиками,
но наша война не живых делает мертвыми, а мертвых - живыми,
изобилуя кротостью и великим смирением.
Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь...
Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать,
быть гонимым, а не гнать.
Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый,
не ударяя, но приняв удары"
 
СВЯТЫЕ ОТЦЫ И ТОЛКОВАТЕЛИ ПИСАНИЯ ОБ ОРУЖИИ
Матф. 26:52  «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;»
 
свт. Иоанн Златоуст :
«Но откуда были у них мечи? Они шли прямо с вечери после трапезы; вероятно, поэтому, там для агнца (барашка) были и ножи; когда же они услышали, что на Иисуса будет сделано нападение, то и взяли с собою эти ножи для защиты своего Учителя; но это они сделали только по своей воле. Поэтому-то Христос и УПРЕКАЕТ Петра, и притом с страшною угрозою»
 
блж. Феофилакт Болгарский:
«Господь же, приучая его к евангельской жизни, наставляет НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ мечом, хотя бы и за Бога кто думал ответить»
 
Евфимий Зигабен:
«Упрекнул его и показал, что не нужно пользоваться мечом для защиты Бога; этим, конечно, ЗАПРЕТИЛ и всякое оружие.»
 
Лопухин А. П.:
«Несомненно только, что Христос, произнося Свои слова, ЗАПРЕТИЛ всем людям иметь меч и употреблять его в качестве защиты или для производства насилия.»
Лук.22:36-38 «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.»
 
 
Иоанн Златоуст обличает императрицу
 
свт. Иоанн Златоуст
«Что это значит? Не вооружает ли учеников Тот, который сказал: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39)? Тот, который заповедал благословлять злословящих, терпеть оскорбления, молиться за гонителей, потом вооружает учеников, и притом одним мечом? И какой был в этом смысл? Если бы непременно нужно было вооружить, то надлежало бы снабдить не одним только мечом, но и щитом, и шлемом, и латами. Подлинно, если бы Он намеревался устроить это по-человечески, то кому не показалось бы смешным такое повеление? В самом деле, хотя бы они взяли бесчисленное множество такого оружия, и тогда одиннадцать человек, что значили бы пред такими нападениями и кознями стольких племен, властителей, городов и народов? Могли ли бы они выслушать голос ржущего коня? Не пришли ли бы они в ужас при одном виде войска, будучи воспитаны на озерах и реках и малых ладьях? Для чего же Он говорит это? Для того, чтобы указать на козни иудеев и на то, что они намереваются схватить Его.»
 
Святой прп. Нил Сорский:
«Посему посмотрим, каким образом это повеление, хотя оно относительно к телу и в смысле буквальном невозможно, в духовном смысле возможно и полезно.
А что мечем называет слово, это явно для всякаго; так как на памяти у каждого часто повторяемое изречение писания: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра (Евр. 4, 12).»
 
блж. Феофилакт Болгарский:
"Говорит это, конечно, не для того, чтобы они носили с собою мечи, но чтоб, как я сказал, объявить о войнах и бедствиях и сделать их ко всему готовыми.
Итак, желая указать на разбойническое нападение, Он упомянул о мече.
Поскольку тогда они находились в таком недоразумении, что сказали: Господи, вот здесь два меча, а Он, видя, что они не поняли, говорит: довольно, хотя и не было довольно. Ибо если бы против пришедших разбойническим образом нужно было употребить человеческую помощь, то не довольно было бы и сотни мечей. Если же не человеческое, но Божественное содействие нужно было, то излишни были и два меча. Однако ж Господь не захотел обличать их в непонимании, но, сказав «довольно», пошёл. Это подобно тому, как и мы, когда, беседуя с кем-нибудь, видим, что он не понимает наших слов, говорим: хорошо, оставь; хотя и не хорошо, но, чтобы не оскорбить его, оставляем."
 
профессор Лопухин А. П:
«Словом о «мече» Господь хочет сказать не то, что ученики во время своих миссионерских путешествий должны будут прибегать к защите себя оружием, т.к. Господь неоднократно внушал им, что Сам Бог их будет, когда нужно, защищать (ср. Лк.21:18 и др.). Нет, Господь хочет этим сказать, что отныне для Его учеников наступают времена крайне тяжелые, против них вооружится весь мир, и им нужно быть готовыми ко всему.»
 

 

Святой Франц Егерштеттер ( Franz Jägerstätter )

Икона письма священника Мак-Николса

Франц Егерштеттер (нем. Franz Jägerstätter, 20 мая 1907(19070520), Санкт-Радегунд, Австрия — 8 августа 1943, Бранденбург-на-Хафеле, Германия) — блаженный Римской Католической церкви; мученик, казнённый властями гитлеровской Германии за отказ служить в армии. Широко известен в Австрии как символ австрийского сопротивления. Почитается в Католической церкви покровителем мужей.

Он был фермером. После Аншлюса Австрии Франц Егерштеттер оказывал активное гражданское сопротивление немецким оккупантам. В населённом пункте, где жил Франц Егерштеттер, он был единственный, кто голосовал против Аншлюса. Франц Егерштеттер отказывался жертвовать денежные средства для нацистской партии, отказался получать денежное пособие для детей, выдаваемое австрийскими властями.  (Обратите внимание: человек не только не финансировал нацистов - я призываю  членов сопротивления не финансировать РФ -  но и не принимал от них денег: брать, кажется,  мы все готовы (считаем, что "с поганой обцы - хоть шерсти клок"), а это также важно: если это не государство, а  - шайка бандитов, то не только давать, но и брать у них ничего нельзя - tapirr)

В 1940 году после вступление в третий францисканский орден для мирян, открыто заявил, что воевать за нацистское государство противоречит его убеждениям.

Во время Второй мировой войны при очередной мобилизации нацистской Германией австрийских граждан в 1943 году, когда Франца Егерштеттера призвали в армию, он отказался принять военную присягу и служить в германском Вермахте, объясняя, что как верующий не может участвовать в войне. Во время суда Франц Егерштеттер сказал, что готов служить в санитарных частях, но суд отклонил его предложение и приговорил к смертной казни через гильотину за «саботаж военного призыва». Был казнён 9 августа 1943 года в каторжной тюрьме в городе Бранденбург.

(Уверен, что были такие же мученики, отказывавшиеся служить красным фашистам в 1920-1940-х России. Но знаем ли мы их имена?..)

1 октября 2007 года Франц Егерштеттер был причислен к лику блаженных. В состоявшейся в Линце церемонии приняли участие около 5 тысяч человек, среди которых были 94-летняя вдова Егерштеттера и три его дочери. Церковную службу провёл папский легат кардинал Мартинс, префект конгрегации по канонизации святых.

Прославление в лике блаженных - фотографии службы в кафедральном соборе Линца:

http://faithjustice.wordpress.com/2007/10/27/beatification-of-franz-jagerstatter/

В церковь торжественно внесли стеклянный цилиндр с останками Франца Егерштеттера и записку 1938 года за его подписью, где описывается пророческий сон, в котором фермер увидел нацистский режим и Холокост.


По мотивам жизни Франца Егерштеттера в Германии и Австрии были сняты документальные фильмы и поставлены театральные, оперные постановки:

 Документальные фильмы

    * Gott hab ihn selig. Franz Jägerstätter, Режиссёр Bettina Schimak, TV-Dokumentation des ORF, 2007, 27 мин.
    * Das Gewissen des Franz Jägerstätter, Режиссёр Michael Cencig, TV-Dokumentation des ORF, 1997, 12 мин.
    * Franz Jägerstätter. Un contadino contro Hitler, Режиссёр Fulvio De Martin Pinter, in italienischer Sprache, Trento/Italien, 1995, 27 мин.
    * Besser die Hände gefesselt als der Wille, Режиисёр Андреас Груббер, Fernsehfilm des ORF, 1988, 45 мин.
    * Der Fall Jägerstätter, Режиссёр Аксель Корти, Fernsehfilm, Österreich 1971 .

Спектакли

    * Eye Witness (dt: «Augenzeuge»; aufgeführt auch als iWitness) von Joshua Sobol. Uraufführung: Cameri Theater Tel Aviv 2003 (Режиссёр: Paulus Manker); Deutschsprachige Erstaufführung 2004 St. Gallen (Режиссёр: Joshua Sobol). Österreichische Erstaufführung in Linz 2005 (Режиссёр: Christian Wittmann). Weitere Aufführungen Los Angeles, London 2007

Драматическое сочинение

    * Das Vermächtnis von Martin Winklbauer. Halsbach, 1989. Seither zahlreiche Aufführungen unter der Regie des Autors. ISBN 3-87553-371-2

 Опера

    * Franz Jägerstätter. Kirchenoper von Viktor Fortin (Libretto von Gerd Linke): Erstaufführung am 22. September 2007 in Graz (Kirche des Franziskanerstifts) (Режиссёр: Paul Flieder). Weitere Aufführungen in Linz (Alter Dom) aus Anlass der Seligsprechung Jägerstätters am 26. Oktober 2007.



Меня поразил взгляд святого: вглядитесь в эти глаза! Этот человек, кажется,  видит Того, за Кого не жалко отдать свою жизнь.


Литература

    * Erna Putz: Franz Jägerstätter. Besser die Hände als der Wille gefesselt. Franz Steinmaßl, Grünbach 1996 (3. Auflage), ISBN 3-900943-46-X
    * Erna Putz: Franz Jägerstätter — Märtyrer: Leuchtendes Beispiel in dunkler Zeit. Bischöfliches Ordinariat d. Diözese Linz, Linz 2007, ISBN 978-3-902427-39-7
    * Erna Putz, Severin Renoldner: Franz Jägerstätter — Christ und Märtyrer: mit handschriftlichen Originalzitaten aus seinen Briefen und Aufzeichnungen, Diözese Linz 2007, ISBN 978-3-9501682-4-2.
    * Pax Christi Oberösterreich (Hrsg.): Franz Jägerstätter. Zur Erinnerung seines Zeugnisses. Eine Handreichung. Edition Kirchen-Zeit-Geschichte, Linz 2001, ISBN 3-9500891-4-4
    * Alfons Riedl, Josef Schwabeneder (Hrsg.): Franz Jägerstätter. Christlicher Glaube und politisches Gewissen. Thaur, Wien u. a. 1997, ISBN 3-85400-041-3
    * Manfred Scheuer (Hrsg.): Ge-Denken. Mauthausen/Gusen — Hartheim — St. Radegund. Edition Kirchen-Zeit-Geschichte. Linz 2002, ISBN 3-902330-00-7
    * Manfred Scheuer: Selig, die keine Gewalt anwenden. Das Zeugnis des Franz Jägerstätter, Tyrolia 2007, ISBN 3-7022-2863-2
    * Thomas Schlager-Weidinger: Jägerstätter — aus dem Rahmen der Gesellschaft. CD-ROM, edition einblick, Linz 2003

Категория: православное богословие | Добавил: didahe (15.05.2022)
Просмотров: 203 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог