"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Воскресенье, 26.06.2022, 14:32
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
православное богословие [35] западное богословие [9]
католицизм [1] протестантизм [4]
богословие XX века [5] свобода воли [1]
бессмертие [5] экуменизм [5]
отцы церкви [6] литургика [4]
догматика [1] христология [1]
мариология [2] экклесиология [1]
каноны, каноническое право [4] церковная письменность, жития [2]
монашеские писания [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Богословие » православное богословие

Святые о ненасилии. Часть 1

Христос и святые о ненасилии

Ипполит Римский

Тертуллиан

Максимилиан Тебесский

Василий Великий

Евангелие от Луки, глава 22

35 И сказал им Иисус: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

Евангелие от Матфея, глава 26

36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42 Еще отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43 И, придя, находит их опять спящими ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
56 Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.

Ипполит Римский

Картина: мученичество святого Ипполита Римского

 
Начинаем разговор о том, может христианин служить в армии или нет.
Учение Сына Божия, Иисуса совершенно ясно и понятно. И первые христиане следовали ему верно. Но потом государству понадобилось "приручить" Церковь и её начали развращать. Что и произошло.
Итак, мы посмотрим. каково было учение ранней Церкви, верно следующее учению Господа, изложенному в Евангелии.
Часто христиане на утверждение, что вера в Христа и служение в армии несовместимы возражают цитатой из Писания:
""Лука, 3:14 :
"Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем."
Мол, он не сказал: дезертируйте
Так вот, это говорит Иоанн Креститель, а не Учитель Христос Иисус. Да, Креститель – пророк, но пророки говорили много разного, особенно в ВЗ. А Креститель остатётся ещё в ВЗ. Именно с этим связаны его сомнения в том. кто такой Иисус (этот эпизод описан в Евангелии)
Христос же Иисус говорит вот что:
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Мф 5
1) Насчёт «принудит идти» имеет непосредственное отношение к нашему разговору. Нас, кажется в обычной жизни никто не принуждает никуда с ним идти. Дело здесь в том, что существовал закон о том, что каждый римский воин имел право заставить любого жителя оккупированных территорий заставить нести его поклажу, но только на определённом расстоянии (1 поприще). Если бы Христос пришёл во время Второй Мировой войны, то предписывал бы нам оказывать такое содействие немецко-фашистским захватчикам. А на Украине - россиянским захватчикам (Возмутительно, правда?) Нести их рюкзак и прочее не километр, а 2 км. (Да и всё отношение Христа к оккупантам, скажу так, Родины Его учеников было таковым, что он ни словом не поощрил их к изгнанию римлян). А честные патриоты (вроде наших партизан) были! Это зилоты.
2) Основным моментом, показывающим отношение Иисуса к самообороне, или обороне того, что нам дорого, является сцена с выхватыванием меча ап. Петром в Гефсиманском саду.
Мысль развёртывать не буду – додумаете сами.
Один френд верно замечает, что канонизация со святостью полностью не коррелирует (больше коррелируя с ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ церковного сообщества о святости - это к вопросу о Фёдоре Ушакове и т.п.). Добавлю, с представлением о св. церк. сообщества определённой эпохи, и, я полагаю, Церковь уже пришла (истинная Церковь, а не служанка Кесаря или ковидобесов) к категорическому неприятию (согласному с Евангелием) ЛЮБОГО отнятия жизни.
Но и в истории Церкви был взгляд не всегда одинаковый на это. Так, Империя, «огосударствившая» христианскую веру, конечно приспособила её под себя. (Отсюда милитаризм в Церкви – из приспособления христианского учения к нуждам государства, которое ИНОЙ природы, нежели Церковь. Ведь князь мира СЕГО - сатана).
Но до наступления Константиновского периода истинное (евангельское) отношение к войне ещё не было забыто.
(Константиновский период, это первые 3 века христианства. До того, как Римский император Константин сделал христианство государственной религией)
Так, святой Ипполит Римский (170- 236 гг.) писал:
Если приходит человек, занимающийся развратом, то его следует гнать.
Если приходит человек, изготовляющий идолов, то его следует просветить; но если он не оставит это занятие, то его также следует гнать.
Тот, кто посещает праздники жертвоприношений богам, тот должен оставить это занятие, или его также следует гнать.
Или если кто-то охотник, или учится убивать, или военному делу или участвует в скачках, то он должен это занятие оставить, или же его не следует принимать.
Солдата не следует принимать, и если ему приказано кого-то убить, то он не должен этого делать; а если он не оставил это занятие, то ему следует отказать в приеме.
Ипполит Римский, «Апостольская традиция», 16
А Тертуллиан (пресвитер, 150-200 гг) писал:
"Речь идет о том, может ли христианин быть военным и могут ли воины становиться христианами [...] Божественная и человеческая клятва, символы Христа и Сатаны, свет и тьма не переносят друг друга; человеческая душа не может одновременно выполнять свои обязательства перед Богом и императором. Правда, можно пошутить, что Моисей ходил с посохом, у Аарона на поясе была пряжка, Иоанн Креститель подпоясывался ремнем, Иисус Навин возглавил небольшой отряд, а народ Израиля воевал.
А как же воевать тому, у кого Господь отнял меч? Служить в мирное время без меча? К Иоанну тоже приходили солдаты, чтобы он указал, как им жить дальше, и даже если сотник верующий, то ведь Господь, разоружив Петра, разоружил любого солдата. Любая форма у нас запрещена, ибо это есть признак недопустимой профессии."
 

Тертуллиан

Как Оригена у греков, так и его [Тертуллиана] у латинян, конечно, нужно считать первым среди всех наших
Викентий Леринский (V в.). Наставление, 18

 
Тертуллиан "Избранные творения"
3) Но почему же Господь Иисус призывает нас не противиться злому?
Дело в том, что насилие всегда порождает насилие, и конца этому порочному кругу нет (именно потому, что это круг). Выскочить из него можно только одним способом: не ответив на насилие насилием, мы прервём цепную реакцию зла. Правда, сами можем оказаться при этом жертвами (как Христос).
4) Исходя из вышеизложенного, считаю службу в армии для христианина предосудительной именно с этической точки зрения, а не из соображений, изложенных некоторыми «лучше кормить семью, чем служить в призывной армии ». Считаю саму профессию военного (о чём и писал на днях) для христианина неприемлемой (также, как и некоторые другие: профессию палача, или работу в публичном доме).>>
А христианский известный текст этой эпохи Послание к Диогнету говорит:
"Всякое отечество нам - чужбина,
а всякая чужбина - отечество"
**
Более развёрнуто на тему "святой Ипполит Римский и Тертуллиан о пацифизме первых христиан"
..."Пара цитат, приведенных ниже, была исключена из изданий XIX века.
1
Тертуллиан. Об идолопоклонстве
В настоящей главе будет рассмотрено то, что касается воинской службы, которая также связана с властью и достоинством. На этот счет спрашивают, может ли христианин поступать на военную службу и допустимо ли даже простого воина, которому не обязательно совершать жертвоприношения и произносить приговоры, принимать в христианскую веру? Однако не согласуется Божья присяга с человеческой, знак Христа - со знаком дьявола, воинство света - с войском тьмы. Нельзя, имея одну душу, обязываться двоим - Богу и цезарю. Если есть желание пошутить, то можно сказать, что и Моисей носил жезл, а Аарон - застежку, что Иоанн был препоясан, а Иисус Навин водил войско в бой, и вообще весь народ Божий сражался на войне. Вопрос состоит в том, как человек этот будет сражаться, то есть я хотел сказать, каким образом будет он нести службу во время мира, без меча, который отобрал у него Господь? Ибо хоть к Иоанну и приходили солдаты, и приняли они некую форму благочестия, а центурион так даже уверовал, но всю последующую воинскую службу Господь упразднил, разоружив Петра. Нам не разрешено никакое состояние, служба в котором будет направлена на непозволительное для нас дело.
Действительно, они были пацифистами. И аргументы он отвергает те, что приводят современные люди. Кесарь - или иной Царь.
И попутно - любопытное открытие. Эта глава без шума и объявлений тихо "опущена" в переводе XIX века.
Технические подробности:
Перевод XIX века у меня с такими данными:
ОБ ИДОЛОПОКЛОНСТВЕ Источник: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ: Издание Кораблева и Сирякова, 1849. с. 115-148. Перевод: Е. Карнеева OCR: Одесская богословская семинария
В Сети не нашел, хотя должна быть.
Нумерация глав там есть, но одна просто пропущена, так что их меньше, чем в оригинале: http://www.documentacatholicaomnia.eu/.../0160-0220...'
2
Один спец. по раннему христианству пишет:
До времен Марка Аврелия (вторая половина II века) не известен ни один воин-христианин (или таковой не вступал в армию, или, став христианином, из нее вышел). Кроме как у Луки (включая Деяния): типа и воины могут быть хорошими людьми. Первое упоминание о таковом случае - у Тертуллиана. (Не уверен, но, м.б., то самое упоминание, тихо вырезанное из русского перевода XIX века, о чем писал.) И там видно, что это напряженная тема.
Впрочем, вот тоже третий век и старше Тертуллиана, Ипполит Римский - там интереснейший список профессий, которые препятствуют крещению - Апостольское предание 16:
Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога.
Список профессий целиком, вообще, интересный текст
О делах и занятиях
Следует интересоваться делами и занятиями тех, которые приводятся, чтобы наставлять, в чем они должны пребывать.Если кто является владельцем публичного дома или содержит блудницу, то пусть прекратит это, иначе он отвергается. Если кто-нибудь является скульптором или художником, то пусть наставят его, чтобы не делал идолов: пусть прекратит это или будет отвержен. Если кто является актером в театре или дает представления в театре, либо пусть прекратит это, либо будет отвержен. Кто учит детей, то хорошо, если прекратит это, если же он не имеет ремесла, то пусть будет дозволено ему.
Подобным образом и наездник, который соревнуется и идет на публичные состязания, пусть прекратит это либо будет отвержен. Гладиатор или кто учит гладиаторов сражаться, или зверолов, находящийся на охоте, или общественный раб, участвующий в гладиаторском состязании, пусть прекратят это либо будут отвержены. Кто является языческим жрецом или стражем идолов, пусть прекратит это либо будет отвержен. Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога.
Блудница, или человек любострастный, или оскопивший себя и всякий занимающийся делами, о которых непристойно говорить, да будут отвержены, ибо они нечисты.
Чародей пусть не приводится к вопрошанию. Заклинатель, или астролог, или прорицатель, или толкователь снов, или смутьян, или закройщик, который подрезает кайму одежд, или изготавливающий амулеты либо пусть прекратят это, либо будут отвержены. Наложница чья-нибудь, если она является рабыней и вскормила его детей и привязана только к нему, пусть слушает Слово, иначе будет отвержена. Человек, имеющий наложницу, пусть оставит это и возьмет жену по закону (т.е. пусть женится на ней); если же не желает, будет отвержен.
Если мы что-либо упустили, то дела сами научат вас. Ибо все мы имеем Дух Божий."
++
Священные автоматы, традиционные ножницы цензуры и древние христиане.
Как относились христиане первых трех веков к воинской силе и славе (которые, разумеется, были важной стороной жизни милитаристской империи Рима)? Пара любопытных цитат. Вот что пишет на тему Тертуллиан (Об идолопоклонстве):
"В настоящей главе будет рассмотрено то, что касается воинской службы, которая также связана с властью и достоинством. На этот счет спрашивают, может ли христианин поступать на военную службу и допустимо ли даже простого воина, которому не обязательно совершать жертвоприношения и произносить приговоры, принимать в христианскую веру? Однако не согласуется Божья присяга с человеческой, знак Христа - со знаком дьявола, воинство света - с войском тьмы. Нельзя, имея одну душу, обязываться двоим - Богу и цезарю. Если есть желание пошутить, то можно сказать, что и Моисей носил жезл, а Аарон - застежку, что Иоанн был препоясан, а Иисус Навин водил войско в бой, и вообще весь народ Божий сражался на войне. Вопрос состоит в том, как человек этот будет сражаться, то есть я хотел сказать, каким образом будет он нести службу во время мира, без меча, который отобрал у него Господь? Ибо хоть к Иоанну и приходили солдаты, и приняли они некую форму благочестия, а центурион так даже уверовал, но всю последующую воинскую службу Господь упразднил, разоружив Петра. Нам не разрешено никакое состояние, служба в котором будет направлена на непозволительное для нас дело."
Это конец II или начало III века н.э. Заметим: тут он не говорит, что служить в армии нельзя, потому, что там (как и везде) предполагается участие в языческих обрядах. Просто нельзя. И забавно, что Тертуллиан, похоже, уже слышал аргументы противников: дескать, к Иоанну Крестителю приходили солдаты и т.п. Но, говорит он, для нас воинская служба упразднена без оговорок и навсегда. У нас другой Начальник и ДРУГАЯ война.
Эта глава без шума и объявлений тихо "опущена" в переводе XIX века. Как слишком "нетрадиционная"? (Но всё прямо наоборот. Это и есть христианская ТРАДИЦИЯ, традиция учеников Иисусовых, а всё последующее - её искажение, когда Невесту Христову стал СОБЛАЗНЯТЬ и тащить к себе в постель Кесарь)
Примерно в ту же эпоху Ипполит Римский говорит о том, от каких профессий следует решительно отказаться тому, кто собирается стать христианином (Апостольское предание, 16):
Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога.
Но некоторые слова почему-то тихо опущены (пункты 9 и 10 английского перевода ). Хотя тут есть разные рукописи, подозреваю, что это идеологическая редакция. Там больше, в том числе – про неповиновение приказу командира:
Или если кто-то … учится убивать, или военному делу … он должен это занятие оставить, или же его не следует принимать. Солдата не следует принимать, и если ему приказано кого-то убить, то он не должен этого делать; а если он не оставил это занятие, то ему следует отказать в приеме.
 

Святой мученик Максимилиан


    Святой мученик Максимилиан, является святым неразделенной Церкви, пострадал в Тебессе в правление Диоклетиана, 12 марта 295 года.

    Он отказался служить в армии, мотивируя это своим христианством: "не могу воевать, потому что я христианин".

    Когда ему была предложена альтернатива - военная служба или смерть, он предпочел последнее.

    Знаем мы об этом из "Актов Максимилиана"

    Что касается самих актов, то, насколько я понял, они были открыты и опубликованы в 1689 г. бенедиктинским ученым монахом Тьерри Рюинаром (или Theodore). Самое подробное их изложение в сети мне удалось найти здесь, хотя и без прямой ссылки на первоисточник.

**

Святой Максимилиан Тебесский - мученик

Святой Максимилиан Тебесский,
молись о нас!
⛪ Святой дня: 12 марта.

⛪ Другие имена:
• Максимилиан  Тебессский • Максимилиан Тевестский  • Мамилиан  

⛪ Память:  12 марта.

⛪ Дата рождения:  274 года.

⛪ Умер:
• Обезглавлен около 295 г. в Фибесте, Нумидия, Северная Африка.  Похоронен в Карфагене .

Святой Максимилиан Тебессский, также известный как Максимилиан Нумидийский (лат. Maximilianus; 274–295 гг. Н. Э.), Был христианским святым и мучеником, чей праздник отмечается 12 марта. Родившийся в 274 г. н.э., сын Фабия Виктора, солдата римской армии, Максимилиан был вынужден поступить на военную службу в возрасте 21 года. 12 марта 295 г. в Тевесте (ныне Тебесса, Алжир) он предстал перед проконсулом Африки Проконсулом. , Кассий Дион, присягнуть императору как солдат. Он отказался, заявив, что как христианин не может служить в армии, что привело к его немедленному обезглавливанию мечом. Он известен как самый ранний зарегистрированный отказчик от военной службы по соображениям совести, хотя считается, что другие христиане в то время также отказывались от военной службы и были казнены.

У нас есть раннее, ценное, почти не приукрашенное описание мученичества св. Максимилиана в современном Алжире.

Приведенный к проконсулу Диону, Максимилиан отказался от призыва в римскую армию, заявив: «Я не могу служить, я не могу делать зла. Я христианин».

Дион ответил: «Ты должен служить или умереть».

Максимилиан: «Я никогда не буду служить. Вы можете отрубить мне голову, но я не буду воином мира сего, ибо я воин Христов. Моя армия — армия Божья, и я не могу сражаться за этот мир. Я говорю вам, что я христианин».

Дион: «Есть воины-христиане, служащие нашим правителям Диоклетиану и Максимиану, Констанцию ​​и Галерию».

Максимилиан: «Это их дело. Я тоже христианин и не могу служить».

Дион: «Но какой вред причиняют солдаты?»

Максимилиан: «Ты достаточно хорошо знаешь».

Дион: «Если ты не будешь служить, я присужу тебя к смерти за неуважение к армии».

Максимилиан: «Я не умру. Если я уйду с этой земли, моя душа будет жить со Христом, моим Господом».

Максимилиану был 21 год, когда он с радостью отдал свою жизнь Богу.

**

  . У Гарнака* (в переводе проф. А.Спасского) из Актов приводится такой текст:

    "Дион (проконсул) сказал чиновнику: возложи знак (свинцовую пломбу, знак солдата**). Максимилиан начал противиться и говорил:

    "..Служу Богу моему; не принимаю знака, имею уже знак Христа, моего Бога... если возложишь его, сброшу, так как он ничего не значит... нельзя мне на шее носить пломбу подле спасительного знамения Господа моего".

Это удивительно, так как из текста практически однозначно можно понять, что уже тогда христиане носили на груди крест, в то время как ранее считалось, что эта традиция возникла только несколько десятилетий спустя, во второй половине IV столетия***. Однако английский перевод, на который я сослался выше, не даёт возможности такого буквального понимания: "It is not permitted to me to bear the lead upon my neck after [having received] the saving seal of my Lord Jesus Christ" - т.е. речь идёт, скорее, не о видимом знаке, а о печати таинства Крещения.

    *Гарнак "Миссионерская проповедь и распространение христиаства", СПб, 2007, с.359

    **Такие знаки известны со времен древней Спарты по сей день:

 




 

"с известной долей вероятности, можно предположить, что традиция возникла после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме св. царицей Еленой. Разумеется, счастливые обладатели этих чудотворных святынь всегда хотели иметь их с собою, «почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение», писал св. Иоанн Златоуст. Вероятно, эти реликвии обрамлялись в маленькие драгоценные оклады в форме креста, то есть первые нательные кресты. Вскоре подобные кресты стали носить и те, у кого не было частицы Животворящего Древа, и иногда внутрь креста они вкладывали какие-либо другие святыни – как правило, частицы святых мощей. "


 

Maximilian of Thebeste

Martyred at Thebeste near Carthage, 12 March, 295. Thinking a Christian was not permitted to be a soldier, he refused to enter the army and was beheaded. Since death was not then the legal punishment for those who refused to join the army (Arrius Menander, Digest XLIX, xvi, 4 P. 10), it is probable that he was beheaded because he gave his Christianity as the reason of his refusal. He was buried at Carthage by the noble matron Pompejana.
http://www.newadvent.org/cathen/10075a.htm

 

The Passion of St. Maximilian of Tebessa (BHL 5813)

1. On the 12th day of March during the consulship of Tuscus and Anolinus [295], when Fabius Victor had been brought into the forum at Tebessa, together with Maximilianus, and their advocate Pompeianus had been granted an audience, the last declared, "The temonarius Fabius Victor is present, together with Valerianus Quintianus, the praepositus Caesariensis, and the fine recruit Maximilianus, Victor's son. Since he is acceptable, I ask that he be measured." The proconsul Dion said, "What are you called ?" Maximilianus replied, "Why do you want to know my name ? It is not permitted to me to serve in the military since I am a Christian". The proconsul Dion said, "Ready him". When he was being got ready, Maximilianus replied, "I cannot serve in the military; I cannot do wrong; I am a Christian." The proconsul Dion said, "Let him be measured". When he had been measured, an official reported, "He is five feet ten inches tall." Dion said to the official, "Let him be marked." And as Maximilianus resisted, he replied, "I will not do it; I cannot serve in the military."

2. Dion said, "Serve so that you do not perish." Maximilianus replied, "I will not serve; cut off my head; I do not serve the world, but I do serve my God."Dion the proconsul said, "Who has persuaded you of this ?" Maximilianus replied, "My soul and he who has called me." Dion said to his father Victor, "Advise your son." Victor replied, "He himself knows - he has his purpose - what is best for him." Dion said to Maximilianus, "Serve and accept the seal." He replied, "I will not accept the seal: I already have the seal of my Christ." Dion the proconsul said, "I will send you to your Christ right now." He replied, "I wish that you would do so. That is even my title to glory." Dion said to his staff, "Let him be marked." And when he was resisting, he replied, "I do not accept the world's seal, and if you give it to me, I will break it, since I value it at nought. I am a Christian. It is not permitted to me to bear the lead upon my neck after [having received] the saving seal of my Lord Jesus Christ, the Son of the Living God, he whom you do not know, who suffered for the life of the world, whom God surrendered for our sins. All of us Christians serve Him. Him we follow as the source of life and author of salvation." Dion said, "Serve, and accept the seal, so that you do not suffer a terrible death." Maximilianus replied, "I will not die. My name is already with my Lord; I cannot serve in the military." Dion said, "Have regard to your youth and serve; for this befits a young man." Maximilianus replied, "My service is for my Lord; I cannot serve the world. I have already said: I am a Christian." Dion the proconsul said, "There are Christian soldiers in the sacred retinue of our lords Diocletian, Maximianus, Constantius, and Maximus, and they serve." Maximilianus replied, "They themselves know what is best for them. But I am a Christian, and I cannot do wrong." Dio said, "What wrong do they who serve do ?" Maximilianus replied, "You know well what they do." Dion replied, "Serve, lest, having scorned military service, you begin upon a terrible death." Maximilianus replied, "I will will not die; even if I do depart the world, my spirit will live with my Lord Christ."

3. Dion said, "Strike out his name." And when it had been struck out, Dion said, "Because you have disloyally refused military service, you will receive the appropriate sentence in order to serve as an example to others." And he read his decision from his tablet, "Maximilianus, since you have disloyally refused the military oath, it has been decided for you to be punished by the sword." Maximilianus replied, "Thanks be to God." He was 21 years, 3 months, and 18 days old. And when he was being led to the place [of execution], he spoke as follows, "Dearest brothers, with an eager desire, hurry with as much courage as you can so that it may befall you to see the Lord and that he may reward you also with a similar crown." And with a joyous face, he addressed his father as follows, "Give that guard the new clothing which you had got ready for me during my military service, so that I may welcome you with a hundredfold reward and we may glory with the Lord together." And so he suffered death shortly afterwards. And the matron Pompeiana obtained his body from the judge and, having placed it in her carriage, she brought it to Carthage, and buried it beneath a little hill near the martyr Cyprian and the palace. And so, after the 13th day, the same woman died, and was buried there. But his father Victor returned to his home with great joy, thanking God that he had sent on ahead such a gift to the Lord, he who was about to follow shortly afterwards.


* Bastiaensan, A.A.R. et al. (eds.), Atti e passioni dei martiri (1987), 238-45 [BHL 5813]

Secondary Literature

* Bremmer, J. and den Boeft, J. "Notiunculae Martyrologicae II", Vigiliae Christianae 36 (1982), 383-402, at 393-95
* Brock, P. "Why did St. Maximilian Refuse to Serve in the Roman Army ?", Journal of Ecclesiastical History 45 (1994), 195-209
* Cacitti, R. "Massimiliano - un obiettore di coscienza del tardo impero", Humanitas 36 (1980), 828-41
* Delehaye, H. "Réfractaire et martyr", in his Mélanges d'Hagiographie Grecque et Latine (Brussels, 1966)
* di Lorenzo, E. Gli Acta S. Maximiliani Martyris (Naples, 1975)
* Siniscalco, P.Massimiliano, un obiettore di coscienza del tardo impero. Studi sulla "Passio S. Maximiliani" (Turin, 1974)
* Siniscalco, P. "Bibbia e letteratura cristiana d'Africa nella "Passio S. Maximiliani", in Forma Futuri: Studi in onore del Cardinale Michele Pellegrinio (Turin, 1975), 595-613
* Zuckerman, C. "Two Reforms of the 370s: Recruiting Soldiers and Senators in the Divided Empire", Revue des Études Byzantines 56 (1998), 79-139, at 136-139
* Woods, D. "St. Maximilian and the Jizya", in P. Defosse (ed.), Hommages à Carl Deroux. V. Christianisme et Moyen Âge, Néo-latin et survivance de la latinité (Collection Latomus 279: Brussels, 2003), 266-76


http://www.ucc.ie/milmart/Maximilian.html


Василий Великий


У свт. Василия Великого в его «Беседе к юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями», приводится такой эпизод из жизни Сократа:

«Некто, нещадно нападая на Софронискова сына, Сократа, бил его в самое лицо, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лицо у Сократа от ударов уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить, Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, а только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: “делал такой-то”; и тем отомстил.

Поелику это указывает на одно почти с нашими правилами, то утверждаю, что весьма хорошо подражать таким мужам. Ибо этот поступок Сократа сходен с той заповедью, по которой ударяющему по щеке должен ты подставить другую».

Василий Великий, свт. Творения. Ч. IV. М., 1993. С. 354–355


(Цит. по В.П.Лега. История западной философии)


Святитель Иоанн Златоуст

$IMAGE8$

"Сегодня мы вступаем, в ратоборство с еретиками,
но наша война не живых делает мертвыми, а мертвых - живыми,
изобилуя кротостью и великим смирением.
Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь...
Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать,
быть гонимым, а не гнать.
Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый,
не ударяя, но приняв удары"

СВЯТЫЕ ОТЦЫ И ТОЛКОВАТЕЛИ ПИСАНИЯ ОБ ОРУЖИИ

В Евангелии  от Матфея 26:52  Господь Иисус Христос говорит  апостолу Петру. который вздумал защищать Его с оружием в руках:

«Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут»
 
свт. Иоанн Златоуст даёт такое толкование:
 

свт. Иоанн Златоуст
«Что это значит? Не вооружает ли учеников Тот, который сказал: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39)? Тот, который заповедал благословлять злословящих, терпеть оскорбления, молиться за гонителей, потом вооружает учеников, и притом одним мечом? И какой был в этом смысл? Если бы непременно нужно было вооружить, то надлежало бы снабдить не одним только мечом, но и щитом, и шлемом, и латами. Подлинно, если бы Он намеревался устроить это по-человечески, то кому не показалось бы смешным такое повеление? В самом деле, хотя бы они взяли бесчисленное множество такого оружия, и тогда одиннадцать человек, что значили бы пред такими нападениями и кознями стольких племен, властителей, городов и народов? Могли ли бы они выслушать голос ржущего коня? Не пришли ли бы они в ужас при одном виде войска, будучи воспитаны на озерах и реках и малых ладьях? Для чего же Он говорит это? Для того, чтобы указать на козни иудеев и на то, что они намереваются схватить Его.»


Святой прп. Нил Сорский:
«Посему посмотрим, каким образом это повеление, хотя оно относительно к телу и в смысле буквальном невозможно, в духовном смысле возможно и полезно.
А что мечем называет слово, это явно для всякаго; так как на памяти у каждого часто повторяемое изречение писания: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра (Евр. 4, 12).»


блж. Феофилакт Болгарский:
"Говорит это, конечно, не для того, чтобы они носили с собою мечи, но чтоб, как я сказал, объявить о войнах и бедствиях и сделать их ко всему готовыми.
Итак, желая указать на разбойническое нападение, Он упомянул о мече.
Поскольку тогда они находились в таком недоразумении, что сказали: Господи, вот здесь два меча, а Он, видя, что они не поняли, говорит: довольно, хотя и не было довольно. Ибо если бы против пришедших разбойническим образом нужно было употребить человеческую помощь, то не довольно было бы и сотни мечей. Если же не человеческое, но Божественное содействие нужно было, то излишни были и два меча. Однако ж Господь не захотел обличать их в непонимании, но, сказав «довольно», пошёл. Это подобно тому, как и мы, когда, беседуя с кем-нибудь, видим, что он не понимает наших слов, говорим: хорошо, оставь; хотя и не хорошо, но, чтобы не оскорбить его, оставляем."

 
 

 


 

 

 
Категория: православное богословие | Добавил: didahe (14.05.2022)
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог