"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Понедельник, 08.03.2021, 00:11
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Толкование НЗ [37]Толкование Евангелия [36]
Толкование Апостола [8]Размышления [9]
Толкование Ветхого Завета [23]Экзегетика [2]
Текстология НЗ [7]Текстология ВЗ [2]
Археология [1]Исагогика [1]
Толкование Апокалипсиса [3]Комментарий к Марку [0]
Комментарий к Матфею [1]Комментарий к Луке и Деяниям [1]
Комментарий к посланиям [5]Толкования отцов Церкви [0]
Толкования святых [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Библеистика » Толкование НЗ

Кто такие "братья Иисуса"?

Олег Сафонов    Кто такие "братья Иисуса"?

Думаю, что этот вопрос возникал в голове каждого, кто начинал читал Библию. Кто такие "братья Иисуса"? Раз евангелие их упоминает, значит у Иосифа и Марии были и другие дети после Иисуса?
В таком предположении я лично не вижу ничего зазорного или, тем более, оскорбительного, хотя и понимаю, что кто-то саму мысль о супружеских отношениях между родителями Иисуса может посчитать кощунственной. (Поэтому сразу хотел бы перед этими людьми извиниться).
И, однако же, Церковь верит в приснодевство (вечное девство)  Марии. Неужели эта вера идёт вразрез с ясными словами Писания?
Давайте проанализируем те факты, которые даёт нам Писание.
① Братьев Иисуса упоминают все евангелисты и апостол Павел.
1. Наиболее ценное историческое свидетельство дают нам евангелисты Марк и Матфей, ведь они упоминают их имена:
³ Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
(Мар 6:3)
⁵⁵ Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? ⁵⁶ И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
(Мат 13:55-56)
Из приведённых выше стихов можно сделать несколько интересных выводов.
Во-первых, у Иисуса были не только братья, но и сёстры! Сколько - неизвестно. Но явно, семья у Иисуса была большая.
Во-вторых, Иосиф не называется здесь по имени. По Матфею Иисуса называют "плотников сын". Марк же свидетельствует, что "плотником" называли самого Иисуса. Это явное свидетельство о том, что Иосифа к тому времени не было в живых. (Иначе бы не назвали Иисуса "сын Марии"). Но в Назарете Иосифа всё ещё помнили.
В-третьих, порядок перечисления братьев не совпадает! Если мы отдаём приоритет среди синоптиков Марку, то, получается, что Матфей переставил Иуду, автора одного из посланий, на последнее место? Но почему?! Загадка. Как бы то ни было, Иаков, очевидно, был старшим и самым авторитетным из братьев.
2. Евангелист Иоанн не приводит имён, но даёт нам интереснейший диалог между братьями и Иисусом.
³ Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. ⁴ Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. ⁵ Ибо и братья Его не веровали в Него. ⁶ На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. ⁷ Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. ⁸ Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. ⁹ Сие сказав им, остался в Галилее. ¹⁰ Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно. (Ин 7:3-10)
Братья Иисуса не веровали в Него! И, кажется, довольно издевательски язвили по поводу Его служения.
3. Евангелист Лука упоминает братьев Христа рядом с двенадцатью апостолами сразу после вознесения Христа:
¹⁴ Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
(Деян 1:14)
Значит, уверовали они, как минимум, почти сразу после воскресения Иисуса.
4. Апостол Павел называет Иакова, главу Иерусалимской церкви, "братом Господа".
¹⁹ Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
(Гал 1:19)
Это ему, Иакову, Иисус вскоре после воскресения явился лично:
Потом явился Иакову, также всем Апостолам; (1Кор 15:7)
Это - Иаков Праведный, ставший главой Иерусалимской церкви вскоре после первых гонений, начавшихся побиением Стефана. Именно его называет своим братом автор послания Иуды.
И именно с его убийством связывает Иосиф Флавий бедствия, постигшие Иерусалим: «Все сие приключилось иудеям в отмщение за Иакова Праведного, (который был брат Иисуса, называемого Христом), как скоро они убили этого праведнейшего мужа».
И из посланий Павла, и из книги Деяний, и из исторических сведений мы знаем его как ревнителя Закона.
② После смерти Иосифа именно Иаков, по-видимому, считался главой семьи.
Об этом свидетельствует именование Иисуса как "брата Иакова" у Марка.
³ Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? ...
(Мар 6:3)
Если бы Иосиф был жив, Иисуса бы назвали просто "сын Иосифа", как и было принято. В отсутствие Иосифа его идентифицируют как "сын Марии", но что такое женщина в патриархальном обществе?
Поэтому далее Иисуса называют "брат Иакова", по главе семьи. Перечисление после Иакова имён других братьев означает, что и они, по-видимому, были старше Иисуса и известны в Назарете.
Маловероятно, что Иисуса бы называли "брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона", если бы они были младше и менее значительны. Заметьте, вот Иуда называет себя "брат Иакова" в своём приветствии, а Иаков Иуду не упоминает вовсе.
Этот же стих опровергает и версию Иеронима Стридонского о том, что это были "двоюродные братья". Едва ли племянник Иосифа мог стать главой семьи при наличии прямого наследника. Да и для обозначения кузена в греческом использовалось другое слово.
③ Мария не имела влияния на братьев Иисуса.
Вспомним, что собственные братья Иисуса посчитали Иисуса душевнобольным и решили, по-видимому, что Его поведение позорит семью:
²¹ И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. … ³¹ И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. ³² Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. (Мар 3:21,31-32)
Но разве Мария не знала ничего о том, Кто её Сын? Ну она же не могла считать Его сумасшедшим?! Вспомним, как об этом говорит Писание?
¹⁹ А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
(Лук 2:19)
Так почему же она не могла отговорить от этого опрометчивого шага братьев Иисуса, если бы это были её родные дети?
Видимо, потому и не могла, что они не были её родными детьми. И она не пользовалась среди них особым авторитетом. Её протесты были бы просто проигнорированы.
Этот эпизод должен подтолкнуть нас к мысли о том, что братья Иисуса были значительно старше Его. И, возможно, были даже старше Его матери Марии.
④ После смерти Иисуса у Марии не осталось родных сыновей, которые могли бы взять на себя заботу о ней.
²⁶ Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. ²⁷ Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
(Ин 19:26-27)
Забота о своих престарелых родителях - важнейшая заповедь Торы. Если бы Иаков был сыном Марии, то сам факт, что заботы о попечении над ней взял на себя чужой человек, был бы страшным позором для Иакова. И уж точно он не мог бы называться Праведным.
Мария была матерью Иисуса, но не Его братьев. Для них она была, в общем-то, никто. Не она их вырастила.
Это же показывает, что едва ли у Марии после смерти Иисуса оставались ещё какие-то, неупомянутые младшие сыновья. Иисус знал, что о Его матери некому будет позаботиться.
⑤ Но где же были братья, когда Иосиф и Мария с Младенцем бежали в Египет? Не могли же родители их бросить?
Это ещё один аргумент в пользу того, что в момент рождения Иисуса Его братья уже достигли совершеннолетия. Родители Иисуса не могли бы бросить малышей. Но дети Иосифа от первого брака уже не были, по-видимому, "малышами".
⑥ А почему же мы не видим братьев во время детства Иисуса?
А мы их видим!:
⁴³ Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, ⁴⁴ Но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
(Лук 2:43-44)
Подумайте, кто эти “другие” и “родственники”? Неужели родители Иисуса были настолько безалаберны, что отправили несовершеннолетнего ещё Иисуса с чужими, малознакомыми людьми? И хватились только вечером?
Да нет же, вряд ли! “Другие” - это, скорей всего, и есть Его старшие братья. И тогда эта картина выглядит вполне логичной, житейской, и не выставляет родителей Иисуса в глупом свете.
⑦ Вера в то, что у Марии после Иисуса были другие дети приводит нас к ненужным фантазиям.
Идея о том, что у Марии были другие дети, может привести нас к фантазиям, достойным пера Дэна Брауна. Но если его “Код да Винчи” строится на идее о существовании прямых потомков Христа, то ведь не надо забывать, что прямые потомки его гипотетических родных братьев и сестёр (если бы они существовали), тоже несли бы часть генетического кода Христа. И это могло бы нас далеко завести в наших рассуждениях.
Библия ничего не пишет о детях Иосифа и Марии, а Церковь эту “идею” прямо отвергает. Так что «не следует множить сущее без необходимости», как говорил брат наш Уильям из Оккама.
⑧ Выводы
Исходя из анализа Писания, я прихожу в выводу, что упомянутые в нём “братья Иисуса” являются, по-видимому, его сводными братьями - детьми Иосифа от первого брака. Вероятней всего, Иосиф женился на Марии уже в достаточно зрелом (даже - пожилом) возрасте, в то время, как она была ещё совсем юной девушкой.
Сыновья Иосифа от первого брака к этому времени уже достигли совершеннолетия и не нуждались в родительской опеке. И старший из них, Иаков, после смерти отца стал главой всей семьи.
Позже, после того, как ему явился воскресший Иисус, уверовал в Него и вскоре возглавил Иерусалимскую церковь, заняв место апостола Петра. Он пользовался огромным авторитетом и у евреев, и у критиковавшего его Павла, и умер мученической смертью за Христа после трёх десятилетий своего служения.
Другой брат Иисуса, Иуда, также пользовался заметным авторитетом в Церкви. Именно поэтому его соборное послание вошло в канон Нового Завета.
Заметьте, чтобы сделать этот вывод, нам не понадобилось обращаться к апокрифической литературе, такой как “Книга Иакова или Протоевангелие”. И мы почти не обращались к Преданию.
И тем не менее, на основании анализа Писания мы пришли к тем же выводам, которые исповедует православная церковь уже много веков.
P.S. Пришлось добавить ещё один пункт в это рассуждение, как ответ на часто встречающееся возражение.
⑨ Но ведь Иисус назван в евангелиях "Первенцем" (Лук 2:7)? Значит, были и после него у Марии дети?
Слово "первенец" (πρωτότοκος, "первородный") имело особый смысл. Первенцы из сынов Израилевых принадлежали Богу. Написано в Законе: "отдавай Мне первенца из сынов твоих" (Исх. 22:29). Неважно, были ли после этого ещё дети. У первенцев - всегда особый статус.
Именно в этом смысле употреблено слово "первенец". Прочтите, как пишет об этом значении сам евангелист:
²³ как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лук. 2:23)
На иллюстрации: Джон Эверетт Милле, “Христос в родительском доме” (или “Христос в плотницкой мастерской”). 1850
Категория: Толкование НЗ | Добавил: didahe (24.11.2020)
Просмотров: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог