"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Четверг, 23.05.2019, 00:37
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Толкование НЗ [24]Толкование Евангелия [30]
Толкование Апостола [3]Размышления [9]
Толкование Ветхого Завета [15]Экзегетика [2]
Текстология НЗ [5]Текстология ВЗ [1]
Археология [1]Исагогика [1]
Толкование Апокалипсиса [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Библеистика » Толкование Евангелия

ВОПРОС О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ, ВОПРОС О ПЕРВЕЙШЕЙ ЗАПОВЕДИ, ИИСУС ОБЛИЧАЕТ УЧИТЕЛЕЙ ЗАКОНА

 события вторника по св. Марку с комментариями 

 

 

Мк 12.18-27 ВОПРОС О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ

(Мф 22.23-33; Лк 20.27-40)
Sadducees and Jesus, The
UNKNOWN; Master Connected to the Protestant Reformation Era Writings


18 Пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения мертвых. И вот о чем они Его спросили.

19 – Учитель, – сказали они, – Моисей написал в Законе, что «если умрет у кого-нибудь брат», который был женат, «но детей не имел, пусть возьмет брат его жену, чтобы дать брату потомство». 20 Было семь братьев. Первый брат женился, но умер, не оставив потомства. 21 Второй брат взял его жену, но умер, не оставив потомства, третий тоже. 22 И никто из семерых не оставил потомства. Наконец умерла сама женщина. 23 А после воскресения, когда встанут мертвые, чьей она будет женой? Мужьями ей были все семеро!

24 – Как вы заблуждаетесь! – ответил им Иисус. – И, конечно, потому, что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы. 25 Когда мертвые воскресают, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небесах. 26 А что касается воскресения мертвых, разве вы не читали в книге Моисея о том, как Бог из горящего терна сказал ему: «Я – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»? 27 Но Бог – Он Бог не мертвых, а живых. Вы очень заблуждаетесь.


 

Тертуллиан

Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря

Полагаю, что причиной вопроса было неверие в воскресение: ведь саддукеи не принимали ни спасения души, ни спасения плоти (ср. Мф. 22:23-32Лк. 20:27-40)…Разногласие же сводится к следующему: в то время, как саддукеи отвергают воскресение, Господь его утверждает. При этом Он уличает их в незнании Писания, говорящего о воскресении (ср. Иез. 37:1-14), а также в неверии в силу Божию, которая воскрешает из мертвых. Кроме того, поскольку мертвые воскресают, несомненно, следует утверждать то, что они отрицали, то есть воскресение мертвых Богом живых. Это воскресение является именно таким, какое они отрицали, то есть относится как к душе, так и к телу человека.

О воскресении мертвых.

 

 

Блж. Феофилакт Болгарский

Саддукеи были между иудеями такие еретики, которые говорили, что нет ни Воскресения, ни Ангела, ни Духа. Как люди коварные, они выдумывают такую повесть с тем, чтобы ей ниспровергнуть истину Воскресения. Они дают вопрос о том, чего никогда не бывало, да и быть не может. А что семь мужей брали (один после другого) одну и ту же жену, это они выдумали для большего посмеяния над Воскресением. Что же Господь? Поскольку они в основание своего вопроса представляли Закон Моисеев, то Он обличает их в незнании Писаний. Вы, - говорит, - не разумеете, о каком Воскресении говорится в Писании: вы думаете, что в Воскресении будет таково же состояние (людей по плоти и по душе) как ныне; нет, не так: вы не понимаете смысла Писания, да и силы Божией не постигаете. Вы, видно, обращаете внимание только на трудность дела и потому недоумеваете, как могут разрушившиеся тела, снова соединиться с душами, но для силы Божией это ничего не значит. По Воскресении же состояние воскресших будет не чувственное, но богоподобное, и образ жизни Ангельский. Ибо мы уже не будем подлежать тлению, но будем жить вечно, а по этой причине тогда и брак уничтожится. Ныне брак существует по причине смертности, чтобы, поддерживаясь преемством рода, мы не изгибли. Но тогда, подобно Ангелам, люди будут существовать без посредства брака, никогда не умалятся в числе и пребудут всегда без убыли. Еще в другом отношении саддукеи оказываются неведующими Писания. Если бы они разумели его, то поняли бы, почему сказано: «Я есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова», - что указывает на живых. Ибо Господь не сказал: «Я был», но - «есмь» Бог их, как бы присущих, а не погибших. Но, может быть, скажет кто-нибудь, что Господь сказал это только о душе праотцов, а не вместе о теле, и что отсюда нельзя заключать о Воскресении тел. На это я скажу, что Авраамом называется не одна душа, но совокупно душа и тело, так как Бог есть Бог и тела, и оно пред Богом живо, а не обратилось в небытие. Далее, поскольку саддукеи не веровали только воскресению тел, то и Господь сказал о телах, что они живы у Бога, а не о душах; последнее признавали и саддукеи. Затем обрати внимание и на то: воскресение есть восстание падшего (в землю, в прах); но пала не душа (она бессмертна), а тело; следовательно, оно и восстанет, снова соединясь с единосоюзной душой.

 

Свт. Августин Иппонский

Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией

У людей, не знающих ни Писания, ни силы Божией (ср. Мф. 22:29), нет этой надежды, которая восстанавливает утраченное, оживляет умершее, освежает испорченное, соединяет разделенное, бесконечно хранит тленное и бренное. Господь обещал это сделать и, уже совершив обещанное, дал нам веру. Так пусть говорит с тобой об этом твоя вера и не обманется надежда твоя, если даже любовь твоя изнывает ныне! Об этом размышляй, этим обильно и верно утешайся!

Послания.

 

Примечания В.Н. Кузнецовой

Ст. 18 – Следующий вопрос задан Иисусу саддукеями. Здесь впервые в Евангелии мы встречаемся с этой не очень большой, но самой влиятельной в то время группировкой – с саддукеями.

Саддукеи – это члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и богатой аристократии. Из их числа избирался первосвященник.

Их группа возникла в междузаветный период, а название происходит от имени одного из священников времен Соломона Цадока, что значит «праведный». Иосиф Флавий пишет так: «Отношения саддукеев между собой суровые и грубые». Они признавали авторитет только Писаний, особенно Пятикнижия Моисея, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых. Иосиф Флавий сообщает, что они также не признавали существования ангелов, духов, предопределения, посмертного воздаяния и судьбы, считая всё это новомодными верованиями, не имевшими поддержки в Писании. Они также считали, что человек обладает полной свободой воли, потому что не верили во вмешательство Бога в человеческую историю и жизнь. Саддукеи стали яростными врагами Иисуса, потому что Его проповедь подрывала их политическое и финансовое положение, которому и так уже угрожали фарисеи.

Действительно, вера в воскресение появилась в Израиле довольно поздно. В Священном Писании нет ни одного места, где четко и недвусмысленно излагалось бы учение о воскресении. Есть лишь несколько довольно поздних текстов послепленного периода, которые к тому же допускают разные толкования. В лучшем случае здесь еще не твердое убеждение, а лишь смутное предчувствие (Дан 12.2; Ис 25.8; 26.19; Пс 16 (15).8-11; 73.24-25; Иов 19.25-27). Как говорилось в Писании: «Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую невозможно собрать» (2 Цар 14.14). «Смерть есть окончательный конец, уничтожение человеческого существования, и это не опровергается даже рассказами о том, что некоторым удалось вернуться к жизни после смерти (3 Цар 17.17-22; 4 Цар 4.18-37). Если Енох (Быт 5.24) и Илья (4 Цар 2.11) не умерли, но были взяты живыми к Богу, это лишний раз свидетельствовало о силе смерти, разрушающей жизнь и об отсутствии надежды за ее пределами».* (C. Brown, Resurrection. Dictionary of the New Testament Theology, vol. 3, p. 261.) Человек после смерти ведет призрачное существование, которое нельзя назвать жизнью, в некоем мрачном и безнадежном месте под названием Ше`ол, очень напоминавшем греческий Аид. Туда попадали все люди – вне зависимости от того, какую жизнь они вели на земле. Это существование можно было бы назвать богооставленностью. В псалме сказано: «Ибо в смерти нет памяти о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс 6.5(6). Единственное бессмертие для человека, как говорится в Книге Иисуса Сираха, это добрая слава (39.11; 41.16; 44.8) и продолжение себя в потомках (11.28; 46.11-12). Лишь в более позднее время, в так называемый междузаветный период, появляется вера в воскресение, обусловленная не тем, что в человеке есть нечто бессмертное, а Божьей силой, побеждающей смерть. Но, как мы видим, она еще разделяется не всеми. Например, только что процитированная книга Иисуса Сираха написана довольно поздно, во II веке до Р.Х. К I веку н.э. эта вера становится практически всеобщей, за исключением саддукеев.

Ст. 19 – Вопрос, заданный саддукеями, был издевательским и имел целью высмеять учение Иисуса и, следовательно, подорвать Его авторитет в глазах толпы.

Как известно, в Законе Моисея установлен так называемый левиратный (от лат. «л`евир» – «брат мужа») брак: если один брат умирает бездетным, его брат обязан жениться на вдове и дети, рожденные в таком браке, считаются законными детьми первого брата. Это установление намного древнее Пятикнижия, оно известно у многих народов. Человеку нужны были законные наследники для того, чтобы они похоронили его с соблюдением всех необходимых обрядов и принесением положенных жертв для умилостивления его духа (память об этом сохраняется и в наши дни в поминальных обрядах, когда родственники приносят на могилу пищу, а также в рассказах о призраках, так и не обретших покоя). Кроме того, благодаря таким бракам имущество закреплялось в одной семье.

Целью саддукеев была доказать, что Писание не только не знает воскресения, но прямо и ясно его отрицает. По их мнению, Моисей, предписав левиратный брак (Втор 25.5-10; Быт 38.8), тем самым отверг веру в воскресение.

Ст. 20-23 – Саддукеи рассказывают Иисусу историю, имеющую фольклорные черты: женщина по очереди выходит замуж за семерых братьев, но ни от кого не имеет потомства. Если воскресение существует, то после смерти она встретится со всеми своими мужьями и тогда встанет вопрос, чьей женой она будет в посмертном бытии. Ответ, с точки зрения саддукеев, может быть единственным: вера в воскресение неизбежно ведет к признанию многомужества, что не допускалось Законом и рассматривалось как грех разврата.

Ст. 24 – Иисус возражает консерваторам и традиционалистам, знатокам Пятикнижия, что они очень заблуждаются. Его ответ состоит из двух частей: саддукеи не знают ни Писаний, ни силы Божьей.

Ст. 25 – В первой части ответа (незнание силы Божьей) Иисус говорит о том, что есть воскресение, какой будет новая жизнь и какой она не будет. Он показывает, что их представления о воскресении грубы и материалистичны, они понимают его как оживление трупов, после чего жизнь будет продолжаться в том самом виде, в каком она была до смерти. Но жизнь будущего Века будет качественно иной, преображенной: там не будет ни браков, ни деторождения. И здесь надо помнить о том, что древние браки чрезвычайно редко заключались по любви. Главной их целью было продление рода и рождение наследников, которым должно было остаться имущество после смерти отца. Но в новой жизни нет смерти и, следовательно, нет наследства, нет имущественных интересов. Люди будут подобны ангелам на небесах, что означает бессмертие и качественно иную, духовную жизнь. Возможно, Иисус упоминает ангелов потому, что саддукеи отрицали их существование. Люди, не верящие в способность Бога победить смерть и даровать жизнь мертвым, тем самым не верят в Божье могущество. Второе Благословение синагогальной литургии прославляло Бога за Его могущественные дела, включающие воскресение мертвых.

Конечно, люди, верившие в воскресение, представляли себе новую жизнь по-разному: одни более духовно, как, например, Рав, учитель, живший в III веке: «Будущий век не таков, как этот век. В будущем веке не будет ни еды, ни питья, ни деторождения, ни торговых сделок, ни зависти, ни ненависти, ни ссор, но праведные будут восседать с венцами на головах и будут насыщены славой присутствия Божьего». Другие представляли его себе полным наслаждений, пиршеств, изобилия удовольствий.

Ст. 26 – Во второй части ответа (незнание Писаний) Иисус говорит, что воскресение есть и что о нем свидетельствуют Писания. Саддукеи знают букву Писаний, но их смысл остается для них закрытым. Иисус цитирует отрывок из Пятикнижия (Исх 3.2-6), то есть апеллирует к Закону Моисея, который пользовался у саддукеев наибольшим авторитетом. Выше уже говорилось, что смерть понималась как богооставленность, но Бог, обращаясь к Моисею, называет себя Богом его предков – Богом Авраама, Исаака и Иакова, людей, с которыми Он заключал договоры (заветы). Хотя они и умерли несколько столетий тому назад, Бог по-прежнему верен Своему Завету с ними, и, следовательно, связь между ними и Богом не была разорвана их смертью. Для Бога они или в каком-то смысле живы, или будут воскрешены Им в будущем. Конечно, этот текст можно было бы интерпретировать как учение не о воскресении, а о бессмертии души, но и еврейская дохристианская, и позднейшая христианская традиция говорит о телесном воскресении, без которого невозможна полнота новой жизни (1 Кор 15.35-50). Итак, сам Моисей в Писании свидетельствует о воскресении и посмертном бытии.


Ст. 27 – Иисус заканчивает ответ, повторив те же слова, которыми Он начал его: «Вы очень заблуждаетесь». Читатели Евангелия тоже знают, что саддукеи заблуждались, потому что на примере воскресения Иисуса они удостоверились, что Бог – это Бог живых.



12.28-34 ВОПРОС О ПЕРВЕЙШЕЙ ЗАПОВЕДИ
(Мф 22.34-40; Лк 10.25-28)
Jesus and the teacher of the Law
WEIGEL, Johann Christoph
Published 1695


28 Один из учителей Закона, который присутствовал при споре и слышал, как хорошо ответил им Иисус, подошел к Нему и спросил:

– Какая заповедь первейшая?

29 – Первейшая заповедь, – ответил им Иисус: – «Слушай, Израиль! Господь наш Бог – единственный Господь. 30 Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми помыслами и всеми своими силами». 31 А вот вторая: «Люби ближнего, как самого себя». Нет заповеди больше, чем эти.

32 – Хорошо сказано, Учитель, – ответил учитель Закона. – Правду Ты говоришь, что «Он один и нет никого, кроме Него» 33 и что «любить Его всем сердцем, всеми помыслами и всеми своими силами» и «любить ближнего, как самого себя» важнее всех всесожжений и жертв.

34 Иисус, видя, как умн`о тот ответил, сказал ему:

– Ты недалек от Царства Бога.

После этого уже никто не осмеливался задавать Ему вопросы.

 

 

Свт. Афанасий Великий

Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый

Если Бог един (ср. Втор. 6:4) и Он - Господь неба и земли, то как может быть другой бог, кроме Него?! И где место их богу, когда все небесное и земное объемлется и наполняется Богом единым и истинным?

Против язычников.

 

 

Свт. Иларий Пиктавийский

Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый

Когда утверждается, что Бог един, а потому Сын Бога не есть Бог, есть пример священной истины, попранной богохульством… Он же, однако, Сам свидетельствует о Себе как о Боге, через Которого проповедуется единый Бог.

О Троице.

 

 

Свт. Василий Великий

и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь

Достигнуть совершенства в любви и подлинно узнать Возлюбленного дано не всякому случайному человеку, а лишь тому, кто совлекся ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облекся в нового человека, в котором возможно узнать образ Творца (Еф. 4:2224). Тот же, кто любит деньги, кто жаден до тленной телесной красоты и непомерно дорожит пустой славой, кто растратил силу любви на недолжное, - тот слеп к зрелищу подлинной любви.


 

Высказывание «всею душою» не признает разделения на части. Сколько любви ты растратишь на низкие дела, столько у тебя по необходимости не достанет из целого.

Гомилии на Псалмы.

 

 

Свт. Григорий Нисский

и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь

В составе человека имеются три части. От апостола мы тоже узнаем об этом: из того, что он говорит ефесянам, молясь, чтобы всецелая благодать тела, души и духа сохранилась в них до пришествия Господа. Питательную часть он называет телом, чувствующую - душой, мыслящую - духом. Точно так же Господь наставляет евангельского книжника в том, что всякой заповеди предшествует заповедь о любви к Богу всем сердцем, душой и разумом. В этих словах, как мне кажется, дано разъяснение того же различия: наиболее телесное устроение именуется сердцем, среднее - душой, а высочайшая природа - разумом, умной и творящей силой.

Об устроении человека.

 

 

 

Ориген

и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь

Когда ты решаешься следовать этой заповеди, и отвергнуть всех других богов и господ, и не иметь никого богом и господом, кроме единого Бога и Господа, то объявляешь беспощадную войну всем остальным богам и господам. Когда же мы приходим к благодати крещения и отрекаемся от всех других богов и господ, то исповедуем только Бога Отца, Сына и Святого Духа (ср. Мф. 28:19).

Гомилии на Исход.

 

 

 

Примечания В.Кузнецовой

Ст. 28 – В строгом смысле слова этот отрывок нельзя назвать спором, потому что вопрос задан человеком, которому очень понравился ответ Иисуса. Он был учителем Закона, вероятно, принадлежал к фарисеям, а они были убеждены в реальности воскресения. Теперь он хотел бы знать, что Иисус думает по другому поводу. Матфей и Лука говорят, что он тоже намеревался испытать его, но здесь Марк, вероятно, ближе к истине.

Вопрос о том, какая заповедь первейшая, широко обсуждался богословами того времени.

Они подсчитали, что в Законе Моисея содержится 365 запрещающих и 248 предписывающих заповедей. Было множество попыток свести эти сотни заповедей к одному или нескольким положениям или основным принципам, найти заповедь-первоисточник, из которой проистекали бы все остальные. Это вовсе не значило, что учителя и богословы рассматривали одни заповеди как важные, а другие как несущественные, которыми можно пренебречь. Все заповеди важны, и соблюдать их нужно все. Такие попытки не преследовали практических целей, а были, так сказать, упражнением ума, чистым теоретизированием. Талмуд говорит, что Давид сводил все 613 заповедей к одиннадцати, Исайя к шести, Михей к трем, Амос и Аввакум к одной. Всем известны знаменитые слова рабби Гиллеля, который объяснил прозелиту суть Закона: «Не делай другому того, что ненавистно тебе. В этом состоит весь Закон, а все остальное – комментарий. Иди и изучай его».

Ст. 29-30 – Иисус отвечает учителю Закона начальными словами молитвы, которой всегда начиналась служба в синагоге и которую всякий благочестивый еврей читал каждый день, потому что она представляет собой символ библейской веры в Единого Бога. Это «Шем`а»: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог – единственный Господь. Люби Господа Бога всем сердцем, всеми мыслями и всеми своими силами» (Втор 6.4-5; 11.13-21). Первая заповедь – любовь к Богу, любовь всем существом человеческим. Под любовью всегда понимается прежде всего исполнение воли Божьей, а не эмоции.

Ст. 31 – Но хотя учитель Закона спрашивал об одной первейшей заповеди, Иисус сразу же добавляет еще одну: «Люби ближнего, как самого себя» (Лев 19.18). Он говорит, что нет заповеди больше, чем эти. Не заповедей, а заповеди. Для Иисуса любовь к Богу и к ближнему – это одна, двуединая заповедь, разъединить которую невозможно. Он отказывается противопоставить заповедь любить Бога заповеди любить людей. Этому есть множество примеров в учении Иисуса. В 10.21 Он предложил богачу, любящему Бога, отдать свое имущество нуждающимся ближним. Он исцеляет больных в субботу, хотя предания людей запрещают делать это якобы из любви к Богу. Он негодует, когда корбан оказывается выше, чем обязанность сына помогать родителям (7.11-12). Надо отметить еще одну важную вещь: в Книге Левита ближним называется сородич, соплеменник, но Иисус расширил это понятие, включив в него всех людей (ср. Лк 10.29-37). Иисус не был первым, кто соединил эти две заповеди в одну. В Завещаниях Двенадцати Патриархов (II в. до н.э.) сущность Закона также определена как любовь к Богу и к человеку, во II веке до н.э. рабби Акива отвечал на подобный вопрос словами Лев 19.18. Кроме того, в варианте Луки их соединил учитель Закона. Но только Иисус всей Своей жизнью и смертью исполнил их до конца.

Человечество всегда стремилось разделить двуединую заповедь. Теократически настроенное общество поступалось интересами людей во имя любви к Богу. Об этом лучше всего говорит Иоанн: «Если кто говорит: «Я люблю Бога», и при этом ненавидит своего брата, которого видел, то не может любить Бога, которого не видел. У нас есть заповедь, которую мы получили от Него: тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата» (1 Ин 4.20). Строились роскошные храмы, а люди умирали с голоду. Агностики же довольствуются в религии лишь нравственным учением, отбрасывая Бога. Часто можно услышать, как современные люди говорят, что они верят во что-то: в добро, справедливость, истину. Не в кого-то, а во что-то. Что-то такое есть…- говорят они. Но они не верят в Бога как личность, не испытывают к Нему благодарность за великий дар жизни.

Слова Иисуса не отменяли Закон, именно так понял их Матфей, сказавший: «пока не исчезли земля и небо, даже самая малая буква не исчезнет в Законе» (5.18). Но они послужили причиной того, что Церковь, выйдя за пределы Палестины, постепенно отказалась от большинства заповедей, касающихся ритуала (Рим 13.9; Гал 5.14).

Ст. 32 – Учитель Закона согласен со словами Иисуса и еще раз повторяет их, добавляя, что эта заповедь важнее всех всесожжений и жертв (1 Цар 15.22; Ос 6.6). Так как Иисус обычно отвечал вопросом на вопрос, то многие считают, что вариант Луки (10.26-27) вернее передает начало разговора. И тогда становится понятно, почему Иисус похвалил своего собеседника.

Ст. 33-34 – Некоторые толкователи понимают слова Иисуса о том, что учитель Закона недалек от Царства, как указывающие на недостаточность его веры, которая нуждается еще в следовании за Иисусом. Другие же считают, что Иисус дает ему обещание, что он войдет в Царство, когда оно явится в мир. Уже никто из противников Иисуса не осмеливался задавать Ему вопросы, потому что Иисус отвечал умн`о и убедительно и никто не мог победить Его в споре.

Этот текст интересен также тем, что в нем изображен учитель Закона, у которого нет к Иисусу враждебных чувств и намерений (в отличие от Мф 22.35 и Лк 10.25, 29). Это говорит о том, что, хотя в Новом Завете фарисеи и учителя Закона изображены, как правило, резко отрицательно, на самом деле и среди них были люди, с сочувствием относившиеся к взглядам Иисуса, а затем и христиан (ср. Лк 13.31; Мф 13.52; Деян 5.34-39; 15.5; 23.9), а некоторые из них потом сами стали христианами (Деян 15.5 и, возможно, 21.20).

00.159.206_PS1

12.35-37 САМ ИИСУС ЗАДАЕТ ВОПРОС

(Мф 22.41-46; Лк 20.41-44)

35 Продолжая учить в Храме, Иисус сказал:

– Как могут учителя Закона говорить, что Помазанник – потомок Давида? 36 Ведь Давид сам сказал, движимый Духом Божьим:

«Сказал Господь моему Господину:

"сиди по правую руку Мою,

пока не повергну Твоих врагов

к Твоим ногам"».

37 Сам Давид называет Его Господином. Какой же Он его потомок?

И множество народа слушало Его с удовольствием.


Примечания

36 к Твоим ногам – в некоторых рукописях: «под стопы Твоих ног».

36 Пс 110 (109).1

Ст. 35-36 – Иисус продолжает учить в Храме, и среди Его слушателей, кроме толпы, находятся Его противники, которые недавно с Ним спорили. И вот сейчас Иисус сам задает вопрос: как можно Мессию называть потомком (буквально: «сыном») Давида, если сам Давид называет Его своим Господином, как об этом говорится в Пс 110 (109)? Противоречие заключается в том, что по древним представлениям тот, кто старше, всегда важнее того, кто младше, а отец (предок) всегда важнее сына (потомка). Не Давид, а его потомок должен был бы называть своего предка господином.

Ст. 37 – Процитировав псалом, Иисус в конце задает риторический вопрос, на который предполагается отрицательный ответ: нет, конечно, Мессия не может быть сыном Давида.

Фарисеи были убеждены в том, что Мессия будет сыном Давида, и их убеждение основывалось на таких текстах Писания, как 2 Цар 7.12-16; Пс 89.19-37 (88.20-38); Ис 9.2-7; Иер 23.5-6; 33.14-18; Иез 34.23-24; 37.24-25, не говоря уже о более поздней еврейской литературе, не вошедшей в канон, но имевшей огромное влияние на умы людей той поры. Они также были уверены, что Пс 110(109) принадлежит самому Давиду, и многие исследователи полагают, что, вероятно, уже во времена Иисуса псалом считался мессианским. Как же понимать слова Иисуса? Отвергает ли Он Свое происхождение от царя Давида? Но христианская Церковь никогда не сомневалась в том, что Он является прямым потомком Давида. Об этом свидетельствуют и генеалогии у Матфея и Луки, и другие тексты Нового Завета (Лк 1.69; Рим 1.3; Деян 2.30; 2 Тим 2.8; Откр 3.7; 5.5; 22.16).

Этот отрывок вызвал и продолжает вызывать споры в научной среде. Многие склоняются к мысли, что Иисус не отвергает Свое происхождение от Давида, а скорее всего, выступает против широко распространенных в народе взглядов на Мессию как на земного победоносного царя, который восстановит империю Давида, разгромит иностранных захватчиков, восстановит национальное могущество Израиля. Иисус, вероятно, переключает внимание слушателей с вопроса о физическом происхождении на гораздо более важный – о том, каким должен быть Божий Помазанник, что именно повелел Ему исполнить Бог. Будучи Сыном Давида, Иисус не будет продолжателем дела Давида – в том смысле, в каком его понимали националистически настроенные современники Иисуса.

Некоторые ученые указывают также на то, что вопрос Иисуса сформулирован как типично раввинистический, когда учителя пытались разрешить противоречащие друг другу высказывания в Священном Писании. В таких случаях обычно давался ответ, что противоречия только внешне кажутся такими, а на деле нет, потому что в текстах говорится о разных вещах. Так и здесь: тексты Писаний о Мессии как Сыне Давида вступают в видимое противоречие с текстом о Мессии как Господине Давида. В таком случае предполагаемый ответ должен быть, вероятно, таков: в Своей земной жизни Иисус – Сын Давида, но воскресший, вознесенный и прославленный Сын человеческий, восседающий по правую руку Бога и судящий мир, является Господином Давида.



Мессия


12.38-40 ИИСУС ОБЛИЧАЕТ УЧИТЕЛЕЙ ЗАКОНА
 

(Мф 23.1-36; Лк 20.45-47; 11.37-52)


38 Иисус учил народ и говорил:

- Остерегайтесь учителей Закона, которые любят расхаживать в длинных одеждах и чтобы их почтительно приветствовали на площадях; в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду 39 и на пиру – на почетных местах. 40 Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся! Этих ждет самый суровый приговор!

Примечания



Ст. 38 – Если в предыдущих текстах Иисус обличал учение фарисеев и учителей Закона, то здесь Он обличает их поведение, когда они своим показным, ложным благочестием прикрывают недостойные дела, тщеславие, жадность и лицемерие. Конечно, далеко не все они были лицемерами и религиозными ханжами, но находились и такие, кто умел устраиваться в жизни за счет религии.

Так как у Матфея и Луки речь, обличающая фарисеев и учителей Закона, гораздо длиннее, можно сделать вывод, что Марк воспользовался лишь короткими выдержками из более полного собрания речений Господа. Их поведение опаснее того, чему они учат, потому что они, будучи очень уважаемыми в народе людьми, подают пример расхождения между словом и делом. Они знают волю Бога, но не исполняют ее (Мф 23.2-3).

Но даже те из них, чье нравственное поведение безупречно, подвергаются гневному осуждению Иисуса. Будучи уверенными в собственных заслугах, приобретаемых «соблюдением заповедей и дополнительными добрыми делами», они высоко мнят о себе. «Человек, имеющий о себе слишком высокое мнение, уже не принимает Бога всерьез. Так как он уверен в положительном решении Бога относительно его жизни, он интересуется лишь тем, чт`о думают о нем люди. Вся его набожность нацелена только на то, чтобы люди считали его благочестивым. В результате она становится лицемерной (Мф 6.1-18). И точно так же человек, слишком хорошо о себе думающий, уже не принимает всерьез своего собрата. Он считает себя лучше и презирает его (Лк 15.25-32; 7.39)».* (И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 170.) По мнению Иисуса, они находятся в самой большой опасности, потому что их набожность ставит между ними и Богом почти неодолимую преграду.

Поэтому Иисус призывает слушателей остерегаться их. Они выглядят чрезвычайно благочестиво. Под длинными одеждами, вероятно, имеются в виду талифы – длинные шали, которыми благочестивые евреи накрывают во время молитвы голову. Талифы учителей Закона были, вероятно, длиннее, чем у других, и они носили их не только во время молитвы или исполнения религиозных обрядов, но и в другое время, тем самым привлекая к себе внимание.

Уверенные в своем религиозном превосходстве над другими, они охотно принимают знаки внимания – почтительные приветствия на улицах. Хотя, конечно, были и противоположные примеры. В Талмуде говорится: «Про рабби Иоханана бен Заккая рассказывали, что при встрече он первый приветствовал каждого, даже любого иноплеменника на улице».

Ст. 39 – В синагогах у них почетные места, расположенные на возвышении, они сидели на них лицом к собранию. Во время пиров хозяева приглашали учителей Закона занять более высокие обеденные ложа для почетных гостей (ср. Лк 14.7-11). В Мф 6.1-5 сказано, что такие люди уже получили всю награду здесь, на земле, и не вправе ждать ее от Небесного Отца (см. также Ин 5.44; 12.43). В Талмуде тоже сохранились слова осуждения некоторым фарисеям, например: «Бойся имеющих вид фарисеев, которые набожны подобно фарисеям, но поступают беззаконно». А Иошуа бен Ханания говорил: «Глупый ханжа, хитрый нечестивец, женщина-фарисейка и удары фарисеев губят мир».

Ст. 40 – Иисус продолжает пророческую традицию обличения (ср., например, Мал 3.5, где подвергаются резкой критике те, кто «притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца»). Он также защищает права угнетенных, а такими чаще всего были вдовы. Неизвестно, что имеет в виду Иисус, говоря о том, что учителя Закона пожирают имущество (буквально: «дома») вдов. Были высказаны различные предположения: мужья перед смертью часто назначали их опекунами своих вдов, но те вели себя нечестно или же требовали больших комиссионных за юридические услуги, хотя это и было запрещено. Возможно, вдовы разорялись потому, что учителя излишне часто и расточительно пользовались их гостеприимством или присваивали себе имущество тех вдов, которые, подобно Анне (Лк.2.36-37), посвящали себя служению Храму, или брали с вдов большие деньги за молитвы, которые они якобы возносили за них Богу. Иосиф Флавий утверждал, что женщины были в полном подчинении у фарисеев (Иуд.Древн., XVII, 2, 4). Все это и есть та фарисейская закваска, от которой Господь Иисус предостерегал Своих учеников (8.15).

Но есть также предположение, что рассказ о бедной вдове, отдавшей Храму свои последние деньги (ст. 42), иллюстрирует слова о пожирании имущества вдов, так как именно учителя Закона научили ее отдать все Храму, над которым уже вынесен грозный приговор и от которого вскоре не останется камня на камне.* (A.G. Wright, The Widow’s Mites: Praise or Lament. Catholic Biblical Quarterly, 44 (1982), p. 256-265.) Хотя такое толкование поддерживается лишь немногими учеными, оно согласуется с более широким контекстом Евангелия, где неоднократно говорится о приоритете человеческой нужды над чисто религиозными установлениями (см. 7.10-13; 2.23-27; 3.1-5 и др.).

Потом напоказ долго молятся – эти слова могут быть поняты так: «и для этого долго молятся», то есть своим показным благочестием хотят вызвать к себе доверие.

Кроме того, существует и другое понимание ст. 40 – в нем видят самостоятельное речение, не связанное с предыдущим (ст. 38-39): «а тех, кто пожирает имущество вдов…, их ждет самый суровый приговор!»

Протоиерей Александр Мень говорит: «Читая сегодня грозные речи Иисуса, направленные против фарисеев и книжников, многие христиане усыпляют свою совесть, думая, что они относятся лишь к верхушке иудейского общества I века. Но тогда за этими речами остался бы только исторический, преходящий смысл. Между тем каждое их слово полностью приложимо к недостойным представителям любой религии и церкви, к их самодовольству, ханжеству, консерватизму, обрядоверию. Законники и клерикалы всех мастей легко превращались в гонителей. Вспомним хотя бы участь Афанасия Великого и Златоуста, Саванаролы и Гуса, митрополита Филиппа и многих других, кто прошел свой крестный путь по воле «лжебратий». Извращение веры, гордыня, дух культового формализма, расчеты «задобрить» Бога исполнением внешних уставов живучи, как и все человеческие грехи. Древних фарисеев больше нет, но отнюдь не умерло само «фарисейство»*. (А. Мень, Сын Человеческий)

Далее

Категория: Толкование Евангелия | Добавил: didahe (24.04.2019)
Просмотров: 42 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог