"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Воскресенье, 21.10.2018, 07:51
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Библия > Как читать Библию

3. Встреча Авраама с Мелхиседеком (Бытие 14)

14

B правление Амрафе́́ла, царя шина́рского, Ариоха, царя элласа́рского, Кедорлао́мера, царя эла́мского, и Тида́ла, царя гои́мского1, 2 была война: они пошли походом на Беру́, царя Содома, Биршу́, царя Гоморры, Шина́ва, царя Адмы́, Шеме́́вера, царя Цевои́ма, и на царя Бе́́лы (что ныне называется Цо́ар), 3 собравших свои войска в долине Сидди́м (ныне Мертвое море).

4 Двенадцать лет они были под игом Кедорлаомера, на тринадцатый взбунтовались, 5 а на четырнадцатый год пришел Кедорлаомер со своими союзниками. Они разбили рефаи́мов2 в Аштеро́т–Карна́име, зузе́́ев в Ха́ме, эме́́ев в Шаве́́–Кирьята́име 6 и хорре́́ев в их горной стране Сеи́р, у Эл–Пара́на, что на краю пустыни. 7 Оттуда они повернули к Эн–Мишпа́ту (что ныне называется Каде́́ш) и опустошили земли амалекитян и аморе́́ев, обитающих в Хацецо́н–Тама́ре. 8 Царь Содома, царь Гоморры, царь Адмы, царь Цевоима и царь Белы (что ныне называется Цоар) вышли навстречу и в долине Сиддим вступили с ними в сражение — 9 с Кедорлаомером, царем эламским, Тидалом, царем гоимским, Амрафелом, царем шинарским, и Ариохом, царем элласарским. Четверо царей бились против пяти.

10 А в долине Сиддим было множество ям, полных асфальта3. Воины царей Содома и Гоморры обратились в бегство и увязли в этих ямах. Кто уцелел, те бежали в горы. 11 Победители забрали все богатства Содома и Гоморры, все их припасы, и ушли прочь. 12 Увели они и Лота, Аврамова племянника, который жил в Содоме, и забрали все его добро.

 

13 Один из уцелевших пришел к Авраму–еврею4, который жил у дубравы Мамре́́–аморея (у Мамре были братья Эшко́л и Ане́́р; они и Аврам были связаны обязательством помогать друг другу). 14 Узнав, что племянник в плену, Аврам собрал своих людей — триста восемнадцать человек, от рождения принадлежавших к его дому, — и пустился в погоню. Около Да́на, 15 ночью, он окружил врагов, разбил их и преследовал до самой Ховы, что к северу от Дамаска.

16 Он отбил у врагов всю добычу, и Лота с его добром, и женщин, и пленных.

17Когда Аврам возвращался после победы над Кедорлаомером и его союзниками, царь Содома вышел навстречу Авраму в долину Шаве́́ (что ныне называется Царской долиной).

18 Мелхиседе́́к, царь Сали́ма, священник Бога Вышнего, вынес Авраму хлеб и вино 19 и благословил его такими словами:

 

«Да благословит Аврама Бог Вышний,

Создатель неба и земли!

20 Благословен Бог Вышний,

Что врагов твоих предал в руки твои!»5

 

Аврам дал Мелхиседеку десятую часть всей добычи.6

 

21 Царь Содома сказал Авраму: «Верни моих людей, а добычу оставь себе». 22 Аврам ответил: «Я клянусь, воздев руку к Господу, Богу Вышнему, Создателю неба и земли, 23 что не возьму из твоего добра ничего — ни нитки, ни ремешка от сандалий. Не говори потом: „Это я сделал Аврама богатым". 24 Мне не нужно ничего, кроме того, что пошло моим людям на пропитание. И пусть получат свою долю те, кто ходил со мной в поход, — Анер, Эшкол и Мамре».7

 

 

7 * Рассказ, взятый, вероятно, из древней ханаанской летописи, указывает на связь Аврама с царем+священником Иерусалима (Салима, см. Пс 75:3) Мелхиседеком, который так же, как Аврам, исповедовал единого Бога. Предание изображает Мелхиседека орудием Промысла, человеком, который именем Владыки неба и земли как бы санкционирует пребывание Аврама в Ханаане. Так судьба обетования с самого начала оказывается связанной с Иерусалимом, который впоследствии стал святым градом народа Божия.*

 

ДАЛЕЕ

 


 

1   За исключением Шинара (южная Месопотамия) и Элама (юго–запад Ирана), упоминаемые в этом стихе географические названия не поддаются надежной идентификации, равно как и имена царей.

2 14:5_7 Рефаимы —легендарные люди гигантского роста, неоднократно упоминаемые в Ветхом Завете. Согласно Втор 2:10!11, 20!21, к их числу принадлежали эмеи, обитавшие в Моаве до прихода туда моавитян, и замзуммеи, обитавшие в Аммоне до прихода туда аммонитян (замзуммеи, по-видимому, — то же самое, что зузеи из Быт 14:5).

Аштерот — город в Заиорданье, столица Васана (Нав 9:10). Карнаим располагался приблизительно в трех километрах от Аштерота. Кирьятаим находился к востоку от Мертвого моря (Нав 13:19).

3   Асфальт — застывшая минеральная смола, родственная нефти. Близ Мёртвого моря есть много месторождений асфальта.

4 14:13 ...Авраму_еврею... — Слово «еврей» (ивр_и ) встречается здесь первый раз.В дальнейшем так будут называть Иосифа египтяне (Быт 39:14, 17; 41:12). Сам Иосиф говорит, что его «похитили из еврейской земли» (Быт 40:15). В дальнейшем понятие «евреи» становится синонимом понятия «израильтяне» или «сыны Израилевы».

5 14:17_18 Еврейская традиция отождествляет Салим с Иерусалимом (ср. Пс 75:3),а Царскую долину — с Кедронской долиной под Иерусалимом (ср. 2 Цар 18:18).

Имя Мелхиседек соответствует евр. имени (или титулу?) Малкиц_едек («царь праведен» или «царь законен»). Помимо Быт 14, это имя (титул?) упоминается в Пс 109:4.

В Новом Завете (Евр 7) ветхозаветный образ Мелхиседека применяется к Христу, причем хлеб и вино, принесенные Мелхиседеком, становятся прообразом Евхаристии.

_ Бог Вышний — евр. Эл_Эль_он. Слово Эл восходит к прасемитскому _Илу («Бог»).

В Ханаане это, по преимуществу, был эпитет Верховного Бога. В Ветхом Завете Эл обычно встречается в сочетании с другими эпитетами Бога: «Бог Вышний» (Эл_Эльон), «Бог Вечный» (Эл_Олам — Быт 21:33), «Бог, Видящий меня» (Эл_Рои -- Быт 16:13), «Бог Завета» (Эл_Берит — Суд 9:46), «Эл — Бог Израиля» (Эл_Элохе_Исраэл —Быт 33:20). См. также примечание к 17:1 об эпитете Эл_Шадд_ай.

Рассказ о встрече Аврама с Мелхиседеком отражает древнюю израильскую традицию, которая отождествляла совершавшееся в Салиме поклонение Богу Вышнему (Эл_Эльон) с поклонением ГОСПОДУ (Яхв_е ), Богу Израиля (ср. слова Авраама в 14:22).

6 14:20 Аврам следует существовавшему на древнем Востоке (и не только там) обыкновению жертвовать Богу часть добычи или прибыли («десятина»).

 

 

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог