Предупреждение Моисея перед входом в Ханаан. Сыны Енаковы
Второзаконие 9:1-7
[Моисей продолжал:] Слушай, Израиль! Ныне вы переходите Иордан, чтобы овладеть землей народов, которые многочисленнее и сильнее вас, большими укрепленными городами, высотой до небес, 2 землей большого и рослого народа, анакимов, — вы о них знаете, ведь вы слыхали, как люди говорят: „Кто выстоит перед анакимами?!" 3 Осознайте же ныне, что это Господь, ваш Бог, идет впереди вас, как огонь испепеляющий. Это Он уничтожит их, дарует вам победу над ними, — и вы захватите их землю, быстро истребите их, как и обещал вам Господь. 4 Когда Господь, ваш Бог, прогонит их, не говорите себе: „За нашу праведность Господь привел нас сюда, чтобы мы овладели этой страной". Нет, из — за злодеяний этих народов Господь отдает вам их землю!
5 Вы придёте и овладеете их страной не потому, что вы правы и праведны. Господь, ваш Бог, отдает вам их землю потому, что эти народы виновны, и для того, чтобы исполнить клятву, которую Он дал вашим прародителям Аврааму, Исааку и Иакову.
6 Знайте же, что Господь, ваш Бог, отдает вам во владение ту прекрасную страну не за праведность вашу (нет, вы народ упрямый!).
7 Помните и не забывайте, как вы гневили Господа, вашего Бога, в пустыне. Со дня вашего ухода из Египта до прихода сюда вы все время бунтовали против Господа.
Комментарии
Блаженный Феодорит Кирский ( 386 ) — около 466) пишет:
Вопрос 7. Кого называет Моисей сынами Енаковыми (Втор. 9:2)?
Люди велики и многи и предолги, сыны Енаковы, яже ты веси, и ты слышал еси: кто противу станет сыном Енаковым? (Втор. 9:2).
Это были потомки исполинов, как извещает история. Ибо сказано следующее: «люди многи и предолги, сыны Енаковы, яже ты веси, и ты слышал еси: кто противу станет сыном Енаковым?» (там же) Сказанное же «яже ты веси и слышал еси» напоминает слова соглядавших землю, ибо они сказали:
(Чис. 13:34) «Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их»
А таким образом смирив кичение телесною силою, учит невысоко думать и о душевных преспеяниях. Ибо говорит: «не рцы в сердцы твоем: правд ради моих введе мя Господь наследити землю благую сию, потому что нечестия ради языков сих Господь от лица твоего потребит я, не ради правды твоея, ниже преподобия ради сердца твоего ты входиши наследити землю» (Втор. 9:4–5). Сказал же это Моисей, чтобы достигнуть вдруг двух целей, именно: научить израильтян вести себя скромно и приписывать все Божией помощи, а также предсказать, что и они потерпят то же, что и сии народы, если будут поступать подобно им. Кстати же напоминает и о беззакониях, учиненных ими в пустыне, подтверждая ту же мысль, что не ради правды своей наследуют землю. Ибо говорит: «помни и не забуди, колико разгневаете Господа Бога своего в пустыни» (Втор. 9:7). И теперь поставляет им на вид и служение тельцу, и то, что по причине их нечестия сокрушил он Богодарованные скрижали, и что, принесши только усердную молитву, умилостивил Бога, крайне разгневанного на них и на Аарона. Ибо говорит: «на Аарона разгневася Господь зело, еже погубити его; и молихся за Аарона во время оно» (Втор. 9:20).
А, таким образом, описав и другие события, продолжает: «и ныне, Израилю, что просит Господь Бог твой у тебе, точию еже боятися Господа Бога твоего и ходити во всех заповедях Его, и служити Господу Богу твоему от всего сердца твоего» (Втор. 10:12). И чтобы не заключили, будто бы Бог законополагает сие, имея нужду в жертвах, Моисей присовокупляет: «се, Господа Бога твоего небо и небо небесе; земля и вся елика суть на ней; обаче отцы ваши производи Господь любити их, и избра семя их по них, вас, паче всех язык» (Втор. 10:14, 15). Научаемся же из сего, что дети наслаждаются благами за благочестие предков. Но Моисей дал разуметь и то, какое обрезание угодно Богу. Ибо сказал: «обрежите жестокосердие ваше, и выи вашея не ожесточите ктому» (Втор. 10:16). Говорит же он это не обрезавшим еще крайней плоти, потому что обрезал их Иисус Навин по переходе чрез Иордан в Галгалах. Впрочем, и им, еще не обрезанным, повелел обрезать не крайнюю плоть, но жестокосердие и жестоковыйность. Следовательно, гораздо важнее обрезание сердца. И Владыка Бог так обвинял израильтян, говоря чрез пророка Иеремию: «вси язы́цы необрезани плотию, дом же Израилев необрезани суть сердцы своими» (Иер. 9:26).
Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 1. : Изъяснение трудных мест Божественного Писания. - 2003. - 439 с. / Толкование на книгу Второзаконие. 165-193 с. ISBN 5-94625-073-6
Примечание Новой Женевской Библии (2) сынами Енаковыми. См. 1,28; 2,21. Это были те самые сыны Енаковы, которые устрашили неверных соглядатаев сорок лет назад (Чис.13,22-28).
13:17 (13-18) И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору,
13:18 (13-19) и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?
13:19 (13-20) и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?
13:20 (13-21) и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на [ней] дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда.
13:21 (13-22) Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа;
13:22 (13-23) и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского;
13:23 (13-24) и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; [взяли] также гранатовых яблок и смокв;
13:24 (13-25) место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы.
13:25 (13-26) И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней.
13:26 (13-27) И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли;
13:27 (13-28) и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;
13:28 (13-29) но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;
13:29 (13-30) Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана.
13:30 (13-31) Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.
13:31 (13-32) А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.
13:32 (13-33) И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
13:33 (13-34) там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их.
Чис 13:23,29,34
ДАЛЕЕ