Мк 5:1-20 Иисус изгоняет бесов
Исцеление гадаринского бесноватого
Они пристали к другому берегу моря, к земле герасинцев. 2 Когда Иисус вышел из лодки, тут же Ему навстречу бросился с кладбища человек, одержимый нечистым духом, 3 который жил в склепах. Никто не мог связать его даже цепями, 4 потому что хоть и не раз вязали его цепями по рукам и ногам, но он разрывал цепи и оковы, и никто не мог с ним справиться. 5 И непрестанно, день и ночь, в склепах и на горах кричал он и бил себя камнями.
6 Издали увидев Иисуса, он подбежал к Нему, упал перед Ним ниц 7 и громким голосом крикнул:
– Что Тебе надо от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Богом Тебя заклинаю, не мучь меня!
8 Он говорил так потому, что Иисус сказал: «Выйди, нечистый дух, из этого человека!»
9 – Как твое имя? – спросил его Иисус.
– Меня зовут Легион, потому что нас много, – отвечает тот.
10 Он стал умолять Иисуса не высылать их из этой земли. 11 А там на горе паслось большое стадо свиней.
12 – Пошли нас в свиней, мы в них войдем! – просили Его бесы.
13 Он позволил. И нечистые духи, вышедшие из человека, вошли в свиней. Но стадо ринулось с кручи в море – а их было около двух тысяч - и в море утонуло.
14 Свинопасы побежали и рассказали об этом в городе и окрестностях. 15 Жители пришли посмотреть, что случилось. Приходят они к Иисусу и видят: бывший одержимый, тот, в ком было целое полчище бесов, сидит одетый и в здравом уме. Им стало страшно. 16 Очевидцы рассказали им, что произошло с одержимым и со свиньями. 17 Тогда они стали просить Иисуса, чтобы Он ушел из их мест.
18 Когда Иисус садился в лодку, одержимый просился взять его с собой. 19 Но Он не разрешил.
– Ступай домой, к своим. Расскажи им, как сжалился над тобой Господь и что Он для тебя сделал, – сказал Иисус.
20 Тот ушел и стал рассказывать в Десятиградье, что сделал для него Иисус. И все поражались.
комментарии
1 к земле герасинцев – в рукописях много разночтений: «к земле гадаринцев, гергесинцев, гергистанцев» и т.д.
Ст. 1 – Иисус с учениками пристают к земле герасинцев, это область Десятиградья, территория, где большинство жителей были язычниками. Но где именно происходили эти события, неизвестно.
Десятиградье, или Декаполис – союз свободных греческих городов (их вначале было десять), находившихся под покровительством римского наместника провинции Сирия, а также территория, на которой они расположены. Плиний Старший сообщает, что этими городами были Дамаск, Рафана, Дион, Скифополь, Гадара, Гиппос, Гераса и Филадельфия.
Гераса расположена почти в 60 км, а Гадара в 10 км от побережья.
Ст. 2-5 – К ним бежит с кладбища бесноватый. В древности люди верили, что кладбище, будучи ритуально нечистым, представляло собой излюбленное место обитания бесов, которые жили там в гробницах и склепах (страх перед кладбищенской нечистой силой до сих пор живет в народных суевериях). Итак, одержимый, в котором обитало целое полчище бесов, жил на кладбище. Он разрывал цепи и оковы – известно, что сумасшедшие и бесноватые часто наделены нечеловеческой силой. Этот человек одержим маниакальным стремлением к самоуничтожению – он бил себя камнями.
Ст. 6 – Но его сила встречается с превосходящей силой, и Иисусу нет необходимости связывать человека цепями. То, что одержимый бросился к ногам Иисуса, говорит
или о том, что бесы признают превосходство Иисуса,
или же больной человек, несмотря на то, что он не властен над собой, собирает последние силы, чтобы молить о помощи.
Ст. 7 – Нечистые духи признают превосходство Иисуса над ними и называют Его Сыном Бога, как и 3.11 (ср. также 1.24).
Ученые отмечают, что Бога называли Всевышним лишь язычники, и это может указывать на то, что одержимый тоже был язычником. Как и в предыдущих рассказах об изгнании бесов, они пытаются устрашить Иисуса тем, что знают Его имя. Немного странно слышать из уст бесов: «Богом Тебя заклинаю!»
Просьба не мучить их указывает либо на то, что бесы осознают конец власти темных сил на земле с приходом Иисуса и страшатся последнего Суда,
либо они предприняли попытку заключить с Иисусом соглашение о том, чтобы Он не изгонял их с их территории. Вероятно, это последняя со стороны бесов попытка спастись.
Ст. 8-9 – <...> В ответ на вопрос Иисуса об имени одержимого, бесы устами несчастного объявляют, что их огромное количество – целый легион. Так называлось римское воинское соединение численностью до шести тысяч воинов, хотя иногда их было значительно меньше, около двух тысяч.
Здесь же слово «легион» употреблено в переносном значении – как «множество, полчище». Этим бесы, вероятно, давали Иисусу понять, что Он не в силах с ними справиться, потому что у них слишком много имен. Но одного Его слова достаточно, чтобы победить всю их рать.
Ст. 10 – В древности бытовало представление, что у каждого из бесов была своя собственная территория. Может быть, этим объясняется их страх и мольбы не высылать их из этой земли. Но, возможно, они не хотели оказаться в море, и тогда слово «земля» означает не территорию, а имеет прямое значение (ср. Лк 8.31: «Они стали умолять Иисуса не отсылать их в бездну»).
Ст. 11-13 – То, что местные жители разводили свиней, считавшихся в Библии нечистыми животными, говорит о том, что они были язычниками. По просьбе бесов Иисус разрешил им поселиться в свиньях. Но те бросились в море с кручи и погибли вместе с бесами. Некоторые видят здесь дополнительный символический смысл – аллюзию на гибель египтян в пучине Красного моря (Исх 14.28). {E.Wefald, The Separate Gentile Mission in Mark: A Narrative Explanation of Markan Geography, the Two Feeding Accounts and Exorcisms. Journal for Study of the New Testament, issue 60, 1995.} <...>
Ст. 14-17 – Исцеление человека подтверждается тем, что его поведение полностью изменилось: он сидит одетый и в здравом уме. Чудо вызывает страх у местных жителей, и они просят Иисуса покинуть их кра`я. Эта просьба вызвана не огорчением из-за потери свиней, а тем ужасом, который возникает у грешного человека при встрече с Божественным (ср. Лк 5.8).
Ст. 18-20 – Неизвестно, почему Иисус не разрешает бывшему одержимому следовать за Ним.<...> Вероятно, ему поручена другая миссия: вопреки обычному повелению хранить молчание, Иисус прямо приказывает бывшему бесноватому рассказать о том, чт`о сделал для него Господь.