Диалог двух пастырей в вечности: о. Георгий Чистяков и о. Александр Мень
На вечере памяти священника Георгия Чистякова представили его книгу
Вечер памяти православного священника Георгия Чистякова (1953 - 2007) состоялся 24 июня 2013 года, в годовщину его кончины, во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ). В рамках встречи прошла презентация книги о. Георгия «Путевой блокнот» (Издательство Центр книги Рудомино, Москва, 2013).
На вечере был показан фильм, который его автор, сотрудник ВГБИЛ Наталья Измайлова назвала «Что такое Церковь? Диалог двух пастырей: о. Георгий Чистяков и о. Александр Мень». Фильм представляет собой коллаж из фотографий, аудио- и видеофрагментов выступлений и бесед обоих священников, подобранных таким образом, что слова о. Георгия продолжают и развивают мысль о. Александра, что подчеркивает их глубокое духовное родство.
Библеист Евгений Рашковский, хорошо знавший обоих, предварил показ фильма воспоминанием: «На дворе 1983 год; агонизируя и злобствуя, готовится уйти в историю советская власть. Мы собрались 12 сентября, в день тезоименитства о. Александра, в его доме в Семхозе. Он со дня на день ожидал ареста и сказал нам: «Если со мной что случится, не отчаивайтесь – Господь усмотрит вам пастырей». «Случилось» не тогда, а спустя 7 лет. Некоторые духовные чада о. Александра стали священниками; среди них -- о. Георгий Чистяков. Окончательное решение о том, чтобы стать священником, он -- талантливый филолог-классик, блестящий преподаватель, принял после убийства о. Александра Меня (9 сентября 1990 г.), рассказал Евгений Рашковский.
Одна из частей фильма посвящена последней лекции о. Александра, прочитанной за день до гибели. «Стать христианином» -- эта лекция, комментирует голос о. Георгия, завершала цикл о мировых религиях, но она «вобрала в себя все» и стала своеобразным завещанием о. Александра. Он говорил тогда, что «христианство только начинается», и о. Георгий во всей своей пастырской, просветительской, преподавательской деятельности ярко и убедительно свидетельствовал о том, что христианство – это «живая связь с Богом».
«Что ищем мы в Церкви? Помощи? Успокоения? Православную культуру? Какую-то узду?… На самом деле в Церкви имеет смысл искать только Иисуса… Господь учредил Церковь только для одного – чтобы она была местом встречи с Ним». «В отношениях с Богом каждый человек должен быть первооткрывателем». «Христианство – это свобода, в нем нет места принуждению». Эти мысли о. Георгия, выраженные им с такой яркостью, с его особенной интонацией, звучат как недостижимые максимы, если не знать, что он сам так жил.
Книга «Путевой блокнот» -- это сборник очерков, написанных в разные годы во время поездок священника по городам России и в европейские страны. Как отмечается в аннотации, первая часть книги является своеобразным поэтическим путешествием: автор обращается к стихотворениям И. Бродского, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Ш. Бодлера, Дж. Леопарди, Н. Огарева, И. Анненского и др. Помимо литературных бесед и дорожных впечатлений, которые дополняются воспоминаниями о собственном детстве и тех людях, чьи судьбы особенно запомнились автору, в книгу включена уникальная серия репортажей из российской глубинки середины и конца 90-х гг. XX в. Автор рассказывает о посещениях колоний для несовершеннолетних, тюрем, больниц, детских домов, музеев, библиотек и т. п. Книга иллюстрирована графическими набросками о. Георгия.
«Эта книга – абсолютно в духе и стиле о. Георгия», -- поделилась впечатлением директор ВГБИЛ Екатерина Гениева. «Одной из самых георгиевских, чистяковских» назвал новую публикацию друг о. Георгия, его преемник на посту руководителя Центра религиозной литературы ВГБИЛ Евгений Рашковский. По его словам, книга, выдержанная в традициях старинных русских путевых очерков, наполнена новым духовным опытом и новым историческим содержанием: «Храмы, ландшафты городов, избы, музеи, тюрьмы, концлагеря, Россия, Кавказ, Запад, Эллада – весь этот опыт постижения Божьего мира слагается в развернутое повествование о духе и культуре. А дальше – как уродуют жизнь поверхностные схемы единственно верных идеологий и учений, будь то схемы большевизма, гитлеровщины, радикального исламизма или схемы того, что Н.А. Бердяев называл «стилизованным православием».
«Сквозь эту всеобъемлющую любовь и одновременно – какую-то внутреннюю непримиримость просвечивают важнейшие черты личности и наследия о. Георгия – огромная европейская культура, помноженная на русское высокое народничество. Неслучайно о. Георгий – потомок земских врачей из Тульской губернии. Это высокое народничество – оно не в заискивании перед невежеством так называемого простого человека, что у нас всегда ассоциируется с народничеством, а в том, что любому человеку положено жить в неоплатном долгу – Богу, людям, вселенной, культуре. О. Георгий пишет о том, что мы должны быть достойны страданий прошлых поколений. Чтение этих заметок, часто крайних, импрессионистичных, но прохватывающих до глубины, должно быть частью работы каждого из нас над нашей собственной душой», -- обратился Е. Рашковский к сидящим в зале.
Друг и сослужитель о. Георгия протоиерей Александр Борисов совершил литию о его упокоении. Певица Мария Батова приготовила музыкальное приношение священнику: на вечере звучали вокальные произведения Ф. Листа, М. Глинки, В. Сильвестрова, выбор которых был навеян чтением книги о. Георгия «Путевой блокнот».
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=53264