Тематический указатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прот. Александр Мень

 

 

 

 

священник Русской Православной Церкви Георгий Чистяков

 

Священник Георгий Чистяков
«Путь, что ведёт нас к Богу»

Рауль Валленберг

 

В двадцатых числах октября 2000 года НТВ неожиданно рассказало о том, как именно был арестован Рауль Валленберг. 78-летний житель Львова по имени Богдан Тарнавский, сражавшийся во время Второй мировой вой­ны в партизанском отряде, сообщил журналистам, что Валленберга арестовал он. Случайно. «Это случилось ран­ним утром, когда я был на дежурстве, - рассказал бывший партизан. - Из тумана вышел человек. Было впечатление, что он появился из ниоткуда. Я был поражен его ухожен­ным видом, как будто он только что вышел из парикмахер­ской. Когда я крикнул "Стоять!", он побледнел. Мой това­рищ приставил к его уху автомат, и мы обыскали его. Наш­ли два паспорта: шведский и бельгийский, десять тысяч долларов и тысячу фунтов. В его паспортах была одна и та же фамилия - Валленберг и имя: не то Пауль, не то Рауль. Я до сих пор помню его. Если мне дадут фотографию, я узнаю его и сегодня. Потом я отвел его к офицеру развед­ки. И в ту же ночь Валленберга увез специальный самолет, возможно, присланный Центром».

Если Тарнавский говорит правду, это означает, что со­ветская разведка специально не похищала Валленберга, ибо его совершенно случайно задержали в лесу под Будапештом. Однако нельзя не заметить, что о версии Б. Тарнавского российские журналисты заговорили сра­зу же после того, как о судьбе Рауля Валленберга спро­сил Владимира Путина премьер-министр Швеции Йоран Перссон во время своего визита в Москву 27 сен­тября 2000 года. Новая версия плохо согласуется с обще­принятой, согласно которой последний раз Рауля Валленберга якобы видели в Будапеште приблизитель­но 17—18 января 1945 года, когда он собирался вместе со своим шофером Вильмошем Лангфельдером ехать в со­провождении нескольких советских солдат в Дебрецен на встречу с маршалом Родионом Малиновским для об­суждения вопроса об оказании помощи уцелевшим вен­герским евреям. Считается, что по дороге его похитили сотрудники НКВД.

Однако есть и третья версия, о которой в журнале «Новое время» (№ 43 за 2000 год) рассказал Сергею Маслову Лев Безыменский. Согласно этой версии (ее достоверность в беседе с Безыменским подтвердил быв­ший шеф КГБ Владимир Крючков), Валленберг, как утверждает Безыменский, в Москву отправился добро­вольно (или почти добровольно), по дороге обедал в ре­сторанах, а позднее, уже в Москве, осматривал метро и так далее и только позднее попал на Лубянку.

23 октября о версии Тарнавского сообщила «Нью- Йорк Тайме», а еще через несколько дней (9 ноября) в комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, которая работает под предсе­дательством Александра Яковлева, было принято реше­ние «положительно рассмотреть вопрос о подготовке предложения по реабилитации Рауля Валленберга». «Дело» Валленберга стало «раскручиваться» очень бы­стро. Ровно через два месяца после интервью с Тарнав- ским и публикации беседы со Львом Безыменским в «Новом времени», 22 декабря 2000 года генеральный прокурор России Владимир Устинов утвердил решение о реабилитации Рауля Валленберга и его водителя В. Лангфельдера.

Об этом было объявлено после того, как, «изучив мате­риалы проверки в отношении шведского дипломата Рауля Валленберга и его водителя Вильмоша Лангфель­дера, Генпрокуратура РФ пришла к выводу, что оба они мы от сердечного приступа». И только в декабре 1997 года, во время визита в Швецию президента Бориса Ельцина, сопровождавший его тогдашний министр юстиции РФ Сергей Степашин, встретившись в Стокгольме с род­ственниками Валленберга и пообещав им продолжить поиски в российских архивах информации, которая мо­жет пролить свет на таинственное исчезновение швед­ского дипломата, признал, что Валленберг не умер от ин­фаркта в тюрьме в 1947 году, но был расстрелян.

В сущности, этаже версия «озвучивается» и в мемуарах генерала КГБ Павла Судоплатова, опубликованных в 1999 году, где говорится, что Валленберга арестовали по личному приказу Булганина, а убили по указанию Молотова в 1947 году. Ему, как считает Судоплатов, ввели смертельную инъекцию в возглавлявшейся Майранов- ским лаборатории ядов МГБ в Москве, в Варсонофьев­ском переулке. Затем тело Валленберга было, скорее все­го, сожжено в крематории Донского монастыря. При этом в течение многих лет запросы родственников и жур­налистов о судьбе Валленберга оставались без ответа.

И хотя в Будапеште те, кто восхищался этим человеком, решили воздвигнуть ему памятник как умершему, Альберт Эйнштейн был среди тех, кто выдвинул Рауля Валленберга на Нобелевскую премию мира, которая, как известно, не присуждается посмертно. Но самое главное, на Западе по­явились его бывшие сокамерники, которые могли под­твердить, что он находился в заключении с января 1945 по апрель 1947 года. Среди них были два немца - Густав Рихтер и Хорст Кичман. Оба они сообщили, что их допра­шивали о Валленберге в Лефортовской тюрьме 27 июля 1947 года и что после допроса их перевели в одиночку.

По их рассказам, за два года заключения в Москве Валленберга выпускали из камеры лишь на ежедневную 20-минутную прогулку во дворике размером 3 на 4,5 метра, окруженном забором, чтобы узники не видели друг друга. Но, как все заключенные, он вскоре научился пользовать­ся «тюремным телеграфом». По соединявшим камеры тру­бам успешно передавались сообщения, выстукиваемые зубными щетками. Вернувшийся из заключения в СССР итальянец Клаудио де Мор вспоминал, как он изумился, услышав по «тюремному телеграфу», что в Лефортове дер­жат дипломата из нейтральной страны. Три освободив­шихся немецких дипломата рассказывали, как они помога­ли Валленбергу - тоже по «телеграфу» - писать по- французски письмо Сталину. Дошло ли оно до адресата, они не знали. Затем, весной 1947 года, Валленберг пере­дал последнее сообщение: «Нас переводят отсюда».

Есть свидетельства о том, что Валленберг был жив и по­сле 1947 года. Так, бывшие узники Озерлага граждане Польши Е. Цихоцкий и И. Ковальский утверждают почти невероятное: в конце 1949 г. они видели и общались с Раулем Валленбергом на 016 лагерном пункте Озерлага. Позднее Валленберга якобы видели в Воркуте, в одном сибирском лагере, а также в знаменитом Владимирском централе. Поляки утверждают, что он был жив даже в октябре 1959 года. Вот почему посол Швеции в России Ян Лунвик высказал 4 августа 2000 года (в день, когда со дня рождения Валленберга исполнилось 88 лет) предпо­ложение, что человек, спасший тысячи евреев от гибели в фашистских концлагерях в Венгрии и взятый в плен российскими войсками в 1945 году, может быть жив. По некоторым данным, Валленберг мог содержаться в том же лагере в Казани, что и венгерский пленный Андраш Тамаш, обнаруженный сравнительно недавно в пси­хиатрической больнице города Котельнич в Вятской об­ласти. «По чисто статистическим причинам это мало­вероятно, - заявил посол в интервью газете «Тайме», - но случай Андраша показывает, насколько осторожными мы должны быть, объявляя человека погибшим».

* * *

Вне зависимости от того, когда именно и где (в Москве, во Владимире или в Воркуте) погиб или просто «затерял­ся среди просторов ГУЛага» Рауль Валленберг, его жизнь свидетельствует о том, что подлинное мученичество (в самом высоком и абсолютно церковном смысле этого слова) возможно и для того, кто не заявляет о своей вере и, быть может, даже не отдает в ней себе отчета. Коммерсант и дипломат, родившийся в одной из богатей­ших семей Швеции, Рауль чисто внешне был типичным представителем европейской элиты 30-х годов. Арестовал его Богдан Тарнавский, или эту историю придумали за него журналисты, но образ человека, который на войне, среди копоти, грязи и прочая, в момент ареста поразил его своим ухоженным видом - «как будто он только что вышел из парикмахерской», - нарисован в рассказе укра­инского партизана действительно блестяще.

Стройный, безупречно одетый и знавший толк в пре­стижных видах спорта, прекрасно воспитанный и умев­ший галантно ухаживать за девушками, он в силу того, что был от Бога наделен чистым сердцем, стал не про­сто «героем Запада», как пишет в газете «Сегодня» Алексей Макаркин, но настоящим мучеником и подвиж­ником. Как Януш Корчак, мать Мария (Скобцова), отец Димитрий Клепинин, Эдит Штайн, Альберт Швейцер, Андрей Сахаров... Вот имена тех наших современников, вспоминая которых понимаешь, что не нужно стыдить­ся того, что мы родились в XX веке, веке Ленина, Гитлера и Сталина. Нет, к счастью, мы все-таки младшие совре­менники Рауля Валленберга и матери Марии - тех, кто на примере собственной жизни показал, что означают слова Иисуса о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).

Швед по происхождению, Валленберг носил еврей­скую фамилию, поскольку его прапрадед был евреем, принявшим христианство. В 1936 году отправленный дедом в Палестину, в Хайфе Рауль жил в пансионе для ортодоксов. Именно здесь он впервые услышал от бе­женцев из Германии, что там происходит с евреями. Позднее, в 1942-м году, он посмотрел английский фильм о рассеянном профессоре, которому удается провести фашистов и спасти евреев от уничтожения. Тогда Рауль сказал своей младшей сестре Нине, что это как раз то, что хотел бы сделать он. И это ему удалось.

Можно теперь сколько угодно говорить о том, что Валленберг действовал не как одиночка, но опирался на поддержку шведского правительства, финансистов, из среды которых он происходил, и, конечно же, американ­цев, но все то, что он сделал, спасши сто тысяч евреев от газовой камеры, было бы сделать невозможно, если бы не его абсолютно личный (на самом деле чисто мистический) и никак не объясняющийся его дипломатической миссией порыв, если бы не его личная убежденность в том, что сде­лать это должен именно он. Он действительно должен был спасти от гибели тех, среди кого он сам не оказался только как христианин в пятом поколении.

Страшный парадокс заключается в том, что человек, так бесстрашно и без оружия боровшийся с Гитлером, спасший, не сделав ни одного выстрела, десятки тысяч жизней, был за это брошен в подвалы на Лубянке и об­речен Сталиным и его командой на пожизненное заклю­чение и смерть. Сталин не только мстил Валленбергу за то, что он оказался героем, но безумно боялся его, ибо сам в эти годы уже подхватил выпавшее из рук Гитлера знамя и начал как верный продолжатель дела фюрера реализовывать планы массового уничтожения евреев в СССР. В этой ситуации освобождение Валленберга, вступившего в единоборство с Гитлером и выигравшего это единоборство, поскольку сто тысяч человек оста­лись живы, несмотря на то, что Валленбергу в Венгрии противостоял Эйхман, было бы для Сталина самоубий­ственно. Ведь именно в эти годы в СССР были уничто­жены Соломон Михоэлс, Перец Маркиш и Самуил Галкин и многие другие. А окружение Сталина заявляло, что Валленберга в СССР нет.

«Трудно богатому войти в Царство Небесное», - гово­рит в Евангелии Иисус. Жизненный путь Валленберга показывает, что означает это слово. Трудно до такой степени, что «удобнее верблюду пройти сквозь иголь­ные уши». Трудно не просто, а бесконечно, - но всё же возможно. Именно это показал своей жизнью и своим мученичеством Рауль Валленберг...

 

содержание                                        далее

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Выступление на Семинаре, посвященном реабилитации Рауля Валленберга, в связи с открытием скульптурного портрета Рауля Валленберга во внутреннем дворике ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, ян­варь 2001 г.

Post scriptum (декабрь 2000)// Ларссон Я. Рауль Валленберг. М.:ВГБИЛ, 2001. с. 25-33; Вестник Европы. М, 2001. т.1 с.229-233

 

Распространение приветствуется.
Просьба ставить гиперссылку при копировании.

 



Вы можете помочь развитию этого сайта, внеся пожертвование

www.tapirrdidahe.ru
Слово Божие
Помогите Божьему делу
Приглашаем узать больше о христианской вере