«Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, что Тебя питали»*, — так восклицает какая-то женщина, неизвестная нам по имени и вообще неизвестная нам больше ничем другим. ( Лк 11:27)
«Блаженно чрево, - восклицает она, обращаясь к Иисусу, — носившее Тебя». И мы вместе с нею вот уже два тысячелетия восклицаем эти слова: «Блаженно чрево, носившее Тебя». Мы ублажаем в песнях и молитвах Пречистую Богородицу, потому что она Матерь Христова и Матерь наша. Потому что со креста нас всех, в лице любимого ученика, Господь, Сам Господь, усыновил Богородице, потому что с креста Господь сказал, обращаясь к ученику: «Вот Мать твоя». И эти I слова обращены не только к любимому ученику, они обра-158— щены к каждому и каждой из нас: «Вот Мать твоя». Поэто ' му уже почти две тысячи лет мы обращаемся в молитвах к Богородице, мы читаем — «Богородице, Дево, радуйся», и, радостно взывая к Ней, чувствуем и сознаём, что Она с нами, что Она молится о нас, дорогие сестры и братья.
И этот день, день Её блаженного Успения, мы сравниваем с Пасхой, потому что, как Христос сделал шаг в Своем Воскресении от жизни временной к жизни вечной и открыл нам ворота вечной жизни, так и Она, Матерь наша, в Своей смерти, в Своём Успении, когда гробиумервщ-ление не удержали Её, как поём мы в одном из успенских гимнов, — Она тоже делает этот шаг от тления к нетлению, от жизни временной к жизни вечной и нам открывает в жизнь вечную двери. Не случайно мы называем Богородицу — Дверь Небесная, caeli porta. Дверь Небесная — потому что именно на небесах, именно к вечности, именно к Богу открывает нам двери Пречистая Богородица Своим бессмертным Успением. Прославляя Матерь Христову и Матерь нашу в этот день, мы, братья и сестры дорогие, благодарим Бога за это усыновление, за то, что нам всем дана она, Пречистая и Пресвятая Богородица. И благодарим Бога за то, что через неё мы все становимся братьями и сестрами, потому что мы все — Её дети, потому что мы все — Её чада. И в этот день, который называют иногда летней Пасхой, в этот день на закате лета, когда становится ясно, что временное заменено вечным, тленное нетленным, в этот день мы с особенным благоговением, с особенным трепетом и с особенной радостью прибегаем за помощью и поддержкой к Пречистой Богородице.
Как-то сказала мне одна женщина о том, что она не очень чувствует Богородицу и что надо, наверное, ей почитать о Её жизни. А что почитать? А читать нечего, потому что всё, что мы знаем о Пречистой Матери Божьей, всё умещается на какой-то одной страничке текста, маленькой совсем страничке — всё, что мы знаем о Её земной жизни. Это очень мало, это отдельные -факты. Но зато мы знаем о Её вечной жизни, о Её молитвенной жизни и молитвенном предстательстве за всех нас. Зато мы знаем о том, как в течение этих двух тысяч лет Богородица сотни раз являлась святым и праведникам, сотни раз являлась взрослым, и детям, и юношам для того, чтобы через них, как через Бернадетту или Фатимских пастушков, укрепить всех нас для того, чтобы мы все через этих детей и через этих шестерых юношей из Меджугорья знали, что с нами Богородица, что Она молится за нас, что Она предстательствует за нас и поддерживает каждого и каждую. Потому что бывает так, что мы оставлены родными, но никогда нас не оставляет наша Небесная Матерь. И вслушаемся в то, что говорит нам Богородица, имею в виду последние Её слова в Новом Завете, они до предела просты: «Все, что Он скажет вам, то делайте», — говорит Она, показывая нам на Своего Возлюбленного Сына, на нашего Господа и Бога — Иисуса Христа. «Всё, что Он скажет вам, то делайте», — вот в чём заключается всё богословие Богородицы: вслушивайтесь в то, что говорит Христос, и не просто вслушивайтесь, но делайте, делайте, делайте то, к чему зовёт вас Господь. Вот весь смысл того обращения, с которым Она, Пречистая наша Матерь, обращается к нам. Делайте, делайте всё то, к чему Господь нас призывает.
Когда мы берём в руки Евангелие, то мы зачастую не понимаем, что это не только Евангелие Христово, но это Евангелие Богородицы, потому что каждое слово Евангелия прошло через Её сердце, в каждом слове чувствуется Её безмолвное присутствие. И давайте подумаем об этом сегодня и трепетно и радостно обратимся к Пречистой Матери нашей, чтобы и впредь поддерживала Она нас, поддерживала нас, объединяя в одну семью. Такие разные на свете христиане, у нас разный цвет кожи, у нас разные языки, у нас разные духовные традиции, но всех нас в России и в других странах мира — в Италии и Литве, в Грузии и Греции, на Филиппинах где-нибудь и в других далёких странах мира — нас всех объединяет наша любовь к Богородице и наша преданность Пречистой Божией Матери и Её любовь к нам, Её простираемый над нами омофор, который каждого и каждую покрывает.
Подумаем, братья и сестры, об этом. И да хранит нас всех Господь молитвами Пречистой и Преблагословенной Приснодевы!