пишет: "мне еще несколько лет назад один епископ сказал, как правильно. Правильно - причащаться за воскресной литургией. Неправильно - приходить на литургию и не причащаться. Ну а посты перед причастием - вещь вообще надуманная. Как тот же епископ сказал, в церковном календаре четко прописано, какие дни постные (их с учетом сред и пятниц в году около половины), а какие нет. Никакого устава для непричащающихся нет. О том, что поститься в субботу - не по уставу, уже многие писали и говорили. Сами священники, естественно, не постятся, когда нет поста. То есть в субботу вкушают скоромное, а в воскресенье служат литургию.
Мне кажется, эта традиция - говеть перед причастием - пришла из синодального периода. Все русскую классику читали, а там описано и как Левин говел и причащался, и как Наташа Ростова. Верно. Так они говели неделю Великим постом. Полностью пост люди, причащавшиеся раз в году, потому что требовалось предоставить справку в Синод, или перед свадьбой, не соблюдали. Российские священники, в массе своей неофиты, этого не учли, и стали требовать от прихожан, чтобы они три (а некоторые требуют, чтобы и 7) дней постились в непостные дни. Сами при этом поститься не считают нужным, хотя отец Геннадий Фаст верно говорит, что священник не может давать себе послаблений по сравнению с мирянами, а, наоборот, должен быть к себе строже. Особенно абсурд этой практики проявляется на святках и на Светлой седмице. Величайшие церковные праздники, народ по возможности приходит на службу и в будни, а причастников единицы." |