10 ч. ·
Ревностный миссионер ,нижегородский епископ Питирим не зря удостоен синоидальной церковью звания "святого и равноапостольного". Насильственным понуждением, муками и расправами ему удалось "обратить в православие"десятки тысяч старообрядцев. Для утверждения своего "духовного опыта"сей святой муж оставил солидный фолиант под названием "пращица".
В нем "равноапостольный"между прочим , учит о необходимости насильственного "причащения"упорствующих раскольников:
"Вем, поистине вем, яко ни который иерей ни которых раскольников и еретиков всепокаявшихся, проклятых, насильно не причащают, кроме вас таковых сущих" ("Пращица" ответ на вопрос 214)
Один из подобных Питириму "миссионеров", именно обер-иеромонах Маркел Родышевский, доносил синоду из г. Риги, что его “прилежным тщанием везде зде крывшийся у бородатых раскольников в бородах их гнездившийся пакостный змий с оным гнездом своим, еже есть бородами, истреблен и всегда истребляется, и суеверие всякое от среды изъемлется, правда же насаждается елико мощно”. Средством для истребления раскола М. Родышевский избрал прямое грубое насилие: это видно из того, что он “взял под караул до 500 человек, не бывших у исповеди и святого причастия, и, как овец, загнав их в цитадель, велел говеть и всех сподобить святых Тайн” .
Обер-иеромонах Родышевский так действовал по указу синода. В 1722 г. агенты синодальные доносили в синод: “Нецыи, обратившиеся от раскола, аки бы и повинуются по всему, а показуют за собою тяжкие грехи, а мнится происходят под видом коварства, дабы не причаститься святых тайн, понеже учители их зловерные сего таинства всеми образы лукавства учат происходить. А друзии от благочестивых мнимых такожде при исповеди показуют тяжкие грехи, и тем отлучают себя многолетне от святого причащения, а мнится и о сих равным же образом вышеописанных злохитрством себя прикрывают, подобает ли обоим сим преподаяти святыя тайны?” Вопрос этот предложен был разновременно тобольским митрополитом Антонием и архимандритом Антонием. Синод указом от 28 февраля 1722 г. решил предложенный вопрос следующим образом: “О отрицающихся тяжкими от причастия грехами древния правила были, которыми за некия тяжчайшия беззакония на долгое время запрещено от святого причастия, и то было врачество церковное, дабы знали грешницы тяжесть беззакония своего и Божия от них раздражения; а ныне понеже оное врачество раскольницы обратили себе в отраву и притворно на себе сказуют грехи безместные (т.е. придуманные), дабы тако отбитися от причастия святой евхаристии, имя безбожно хулимой, того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческих, прощает исповедующимся древний канон, яко в отраву от злоковарных человек на погибель их употребленный; кающагося же и исповедующаго грехи своя, какие бы ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно”
http://krotov.info/history/17/staroobr/melnikov4.html
не стоит думать, что зверские кощунства в виде насильственного "причастия"-выдумка синоидалов.
Это была куда более древняя практика, восходившая к первохристианской эпохе ,когда язычники принуждали христиан к вкушению идольских жертв .Впоследствии этот обычай был усвоен еретиками:
"«Летопись Телльмара» была составлена в 774-775 гг. и ведет начало с 525-526 гг. с возмутительной история о том, как епископ халкидонского исповедания Авраам бар Кайли Амидский принуждал яковитского священника и мученика Кириака причаститься на халкидонской евхаристии, которую Кириак считал еретической. В конце концов, ему насильственно вложили святые дары в рот ложкой, но он их выплюнул, за что и поплатился жизнью:
«Священник по имени Кириак был схвачен и был принуждаем принять евхаристию…И когда епископ повелел, и евхаристия была принесена, священника держали, ложка была наполнена [евхаристическими дарами] и ее всунули ему в уста. Так как он их сомкнул, то не могли протолкнуть в рот. Тогда епископ повелел принести кнут и его рукоятью открыть рот, и затолкнуть туда ложку, удерживая челюсти порознь от закрытия. И когда они засунули рукоятку ему в рот, так, что он не мог двинуть своим языком, и мог только неразборчиво бормотать, он угрожающе сказал: «Воистину Христом Богом клянусь, если вы положите причастие мне в уста, я его выплюну вам в лицо». И так они ложкой вложили причастие рядом с кнутовищем и сжали его уста. Но он выплюнул и изверг причастие из своих уст…»
(Роберт Ф.Тафт.Византийская евхаристическая лжица)
http://krotov.info/libr_min/19_t/af/t_06.htm
А затем, в синоидальный период этот испытанный временем способ "присоединения"был воспринят и Русской Православной Церковью. Как явствует из "регламента"(а так же из сочинений Симеона Полоцкого, Епифания Славенецкого, Питирима Нижегородского),эта практика не являлась некими невежественными местными злоупотреблениями, а прямо предписывалась церковным законом, который до сих пор не получил ни должной оценки ни упоминания у официальных церковных историков.
Рассматривать эти позорные и гнусные факты теперь нужны не для того, чтобы порочить православие, а чтобы понять, каким образом Христос очистил от них русскую церковь. С печалью следует признать, что покаяния , выражающегося в их осознании и осуждении не произошло и вероятнее всего не произойдет. Чудовищная катастрофа послереволюционного крушения Российской Империи, а вместе с ней и господствующей церкви было разрушением всякой приемственности с прошлым .
Остается надеяться,что на ее месте возрастет очищенный останок прежней церкви, которая будет ужасатся и стыдится преступлений и грехов своих предшественников,и найдет мужество признать бывшее , чтобы исправить будущее покаянием.
*страницы из книги И.Ф.Филиппова,"история Выговской старообрядческой пустыни" |