"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Воскресенье, 21.04.2019, 17:20
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
фото [2]
духовное [23]
церковные новости [3]
искусство [4]
церковь сегодня [7]
разное [13]
церковная жизнь [7]
катехизация [4]
миссия [1]
евангельская группа [2]
отчёт [0]
видео [0]
экскурсия [0]
прогулка [0]
мысли [0]
жизнь людей [0]
общество [1]
богослужение [0]
детская школа [0]
жизнь [0]
смерть [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » 2019 » Февраль » 23 » Игумен Пётр о монашестве и духовной жизни
11:39
Игумен Пётр о монашестве и духовной жизни

Александр Брюханов "Была надежда, что мы восстановим по книгам святоотеческим то монашество, о котором мы в тех же святоотеческих книгах и читали, но этого не получилось... Что собственно ищется в монашестве? христианского совершенства, которое достигается путем аскетической жизни. Как раз опыт нашего поколения, который со всей искренностью приступило к этому подвигу и пыталось самым искренним образом действительно жить по отцам, не щадя здоровья и не считаясь с обстоятельствами, оказалось, что это не работает или почти не работает. Почему - это вопрос очень сложный." ======================================================= У меня к вам вопрос: что такое по вашему христианское совершенство? Был ли у вас опыт непрестанной молитвы, когда вы проводили аскетическую жизнь? Как определить момент достижения христианского совершенства?
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед. · Отредактировано
Скрыть 27 ответов
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Ну и вопросики. Не возьмусь отвечать на них в формате ФБ.
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов Жаль, а в каком формате вы сможете на них ответить?
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов Дело в том, что раз у вас был такой интересный эксперимент (попытка восстановления монашества по святоотеческим книгам), то его следовало бы всесторонне проанализировать: правильно ли вы определили свою цель (христианское совершенство), насколько были эффективны практики, которыми вы пользовались для достижения этой цели, и что, в конечном итоге, помешало ее достичь. А то зря пропадет такой ценный опыт.
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Может, напишу когда-нибудь.
3
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов Почему я задал эти вопросы: я общался со многими верующими, мирянами и монахами, на предмет, как они спасаются, и видел некоторые результаты, и вот могу вполне уверенно сказать, что все работает. Вопрос заключается в том, что вы делали не так. В частности, меня насторожила ваша фраза "не щадя здоровья и не считаясь с обстоятельствами", что-то неправильное есть в этих словах.
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед. · Отредактировано
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Я же говорю, это не ФБчный разговор. У меня тоже вопросы: что именно работает и как. Я также общался с многими монахами и верующими, и вижу, что не работает. Стало быть, мы говорим о разном.
3
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов жаль, ну и ладно, тогда уж говорите, что это ваш субъективный опыт и не обобщайте. В таких сложных материях нельзя из частного делать общие выводы.
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Александр Брюханов Не только мой, вот в чём дело-то. Но, впрочем, благодарю за назидание и вразумление.
4
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов вот и было бы интересно найти системную ошибку, если она есть. Честно говоря, стараюсь никогда никого не вразумлять, кроме сына, и тут такой прокол! даже неприятно стало. Простите, что затеял этот разговор. У меня нет ни положения, ни специального образования, чтобы вам указывать.
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Александр Брюханов Я думаю, что можно разбить тему на подвопросы, на к-рые возможно кратко ответить. Если Вам это интересно, я готов отвечать. А "глобально" говорить вряд ли получится.
2
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов интересно, но нужно сформулировать конкретные вопросы.
2
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов 1. Какими святоотеческими книгами или книгой Вы руководствовались (даже лучше спросить, кто из аскетов-подвижников вдохновлял Вас). 2. Практиковали ли Вы откровения помыслов? === Пока не могу сформулировать некоторые важные вопросы (прежние вопросы я убрал, мне показалось, что они какие-то формальные).
2
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Александр Брюханов 1. Вдохновлял меня больше всего св. Феофан Затворник; а руководствовался я (причём буквально руководствовался) по отцам Добротолюбия. 2. Откровение помыслов не практиковалось, но была частая исповедь, почти ежедневная.
4
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов Спасибо за ответ. Под впечатлением нашей беседы я решил прочитать Лествицу, чтобы грамотно составить вопросы (не угадал). Первое, что бросилось в глаза, - люди были совсем другие, более семейственные и менее свободные в социальном смысле. Прп. Иоанн очень много рассуждает о привязанности к родным и как разорвать эти путы. Сейчас же более уместно понуждать молодежь любить родственников. 3 вопрос: Вы старались следить за движениями своего сердца? 4. А кто именно в Добротолюбии? Насколько помню, там не все отцы дают конкретные практические советы.
2
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед. · Отредактировано
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов 3. Ну разумеется, а чем ещё монах должен заниматься? 4. Почти все отцы, за исключением, м.б., Максима Исповедника и Феодора Студита, и в пятом томе умозрительных отцов.
А Лествицу как раз хорошо в этом контексте читать - про "что работает, а что нет". Вот про сон, например - что нужно ограничивать себя во сне, чтобы молиться научиться. Эффект (для меня) ровно обратный. Хотя в Лествице много здравого (а есть совершеннейшее безумство, как в 4 главе). Вы правы, это не для нас книга. И тут можно сразу увидеть "затык" - никто же не говорит нам: "воспринимайте Лествицу в контексте, а контекст таков..." Никто не перелагает здравое в Лествице на современный язык применительно к современному человеку, с учётом уже появившихся психологических знаний. И контексту никто не учит. Нет, внушается: "читай и с благоговением воспринимай, это святое, святоотеческое, на все времена, а если что у тебя не выходит, так это ты виноват" - вот "фон" нашего отношения к Лествице.
11
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед. · Отредактировано
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов Я сегодня тоже об этом думал, что было бы интересно переосмыслить содержание Лествицы в контексте возможностей современного человека, и еще заметил одну интересную особенность этой книги (поскольку по работе мне иногда приходится писать рекламные тексты): ее автор был превосходным копирайтером. В принципе, первые главы книги - это отличная реклама монашества с меткими слоганами и впечатляющими образами, поэтому я бы поостерегся воспринимать ее буквально и руководствоваться цитатами (это не инструкция в нашем смысле). На мой поверхностный взгляд, Лествица требует целостного осмысления, хотя, помнится, монахи, с которыми я общался лет 15-20 назад, с большим доверием пользовались именно краткими цитатами из этой книги, что сейчас понимаю не совсем верно. Пока прочел первые З главы, работы что-то много навалилось. Что же касается сна, у меня еще с учебы в институте сложилось твердое мнение, что сон - это святое. 3-й вопрос я задал Вам по той причине, что вспомнил некоторых подвижников, которые во главу угла ставили количество прочитанных молитв и сделанных поклонов (в таком подходе есть смысл для определенного типа людей). 5 вопрос: известно, что очень важно увидеть живой пример святости (монашеской традиции). Вам удалось застать таких людей, и пользовались ли Вы их советами?
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед. · Отредактировано
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Александр Брюханов про Лествицу - да, согласен, как и с тем, что многие монахи (преимущественно "внешнего" направления) её любят. 5) нет, мне святые люди, являющиеся образцом внутренней жизни во Христе, к великому сожалению, не встречались.
3
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов Здравствуйте, о. Петр! Хотел Вам задать вопрос о послушании (следуя порядку в Лествице), но тут мне встретилась в одном блоге ЖЖ такая Ваша цитата: "Подлинная, сущностная проблема заключается в том, что современная православная церковная педагогика не приводит человека по-настоящему ко Христу." 6) Какой смысл Вы вкладываете в слово "по-настоящему"?
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Приводить к жизни во Христе. Многие люди не понимают, что это такое. Вот несколько пунктов.
1. Доказательство и измеримость заключается в непосредственном восприятии, превышающем восприятие физического мира – воздуха, движения и т.д.; это чувство соприсутствия Божия (св. Феофан об этом пишет однозначно). Жизнь во Христе непосредственно живётся. Если этого нет – христианской жизни нет, и христианин должен задуматься над опасностью своего положения.
2. Это соприсутствие Божие даётся всем в Церкви, но не в одинаковой мере. Большинству – в слабой мере, которая требует развития. Для этого должна быть педагогика Церкви, которой нет. Это и есть проблема, о которой я говорю, п.ч соприсутствие Божие и приобщение ему требует прежде всего обращения на него тонкого внимания, а оно переключается на всё остальное (ненастоящее), которое просто забивает богообщение, ставя во главу угла само-деятельность и общерелигиозную ритуальность, а не давание места Богу.
3. Если этого нет – просить с верой, ждать и не пропускать его (соприсутствия Божия) действия в себе. В любом случае, оно должно быть возвещено, что почти не происходит.
9
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов Любая педагогика - это же воспитание человека, а воспитание немыслимо без живых примеров для подражания. Нет примеров - искренно верующих, честных, порядочных, скромных, благоговейных людей - нет и педагогики. Как можно воспитать человек...Ещё
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 6 дн. · Отредактировано
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Александр Брюханов ***Разве чувство соприсутствия Божия не дается навсегда в Крещении?*** Если говорить о крещении взрослых с соответствующей подготовкой - то да, начаток этого чувства даётся (подчеркну - именно начаток; я писал о зрелом чувстве, о котором, увы, большинство христиан не имеют понятия, хотя обязаны знать как своё первейшее дело). "Навсегда" - зависит от того, какую жизнь человек ведёт после Крещения. Детское крещение с этой т.зр. вообще не пойми что. Про пример - боюсь, да, не поняли. Искренно верующих, честных, порядочных, скромных, благоговейных людей я, слава Богу, встречал, и многому от них учился, а вот того, кого можно было назвать святым - нет, не встречал. Что касается ***сейчас просто не протолкнуться в праздники, все молятся, читают акафисты, рассуждают о вере, читают Ткачева, даже совсем далекие от церкви люди 2-3 года назад, сейчас просто подвижники благочестия - читают по 2-3 акафиста в день, каждые выходные на службу в монастырь или в паломничество*** - это, надеюсь, ирония? Если всерьёз, то всё это к внутренней жизни во Христе не имеет (ну хорошо: может не иметь) отношения. Почитайте у пророка Исаии, как Бог говорит: "ненавижу праздники ваши".
4
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 5 дн. · Отредактировано
фарид хамидулин
фарид хамидулин Петр Мещеринов Аминь ...читают Ткачева... Новая мера праведности... Вай..вай..и правда Земля скоро налетит на свою ось...)
2
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Ха-ха
 · Ответить · 5 дн. · Отредактировано
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов Отец Петр, последний Ваш комментарий прояснил для меня Вашу мысль о церковной педагогике. Действительно, я не понял, что Вы имели в виду. 
Да, это была ирония, но на мой взгляд количество людей, интересующихся православной верой, стало заметно больше, чем в начале 90-х. (сужу по своему городку). Раз речь зашла о святых (а это в каком-то смысле уже обсуждение цели вашего эксперимента), то хотелось бы задать Вам такой вопрос: 6) Какие характерные черты отличают святых.от других людей?
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 4 дн.
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Александр Брюханов 6) Если говорить обще, то они водимы Духом Божиим (1 Ин. 2, 27). Признаки этого даны в Гал. 5, 22-23. Ещё у них есть ум Христов (1 Кор. 2, 16).
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 4 дн. · Отредактировано
Александр Станиславович Мозговой
Александр Станиславович Мозговой Глубокоуважаемые собеседники, огромное спасибо.
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 3 дн.
Александр Брюханов
Александр Брюханов Петр Мещеринов Отец Петр, еще несколько к Вам вопросов, теперь уже о послушании. 7) Когда Вы старались жить по святым отцам, как Вы понимали, что такое послушание? 8) зачем нужно послушание? и 9) как Вы реализовывали его на практике?======Начиная с 4 главы, "Лествица" представляется мне энциклопедией духовной жизни древнего монашества. Понравилось: "Прежде всего они обучались тому, чтобы не уязвить в чем-нибудь своего брата." (Как бы было хорошо, если бы кто-нибудь перевел эту книгу на ясный русский язык!)
1
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 11 ч. · Отредактировано
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Александр Брюханов Это очень сложные и большие вопросы. Обще говоря: послушание - важнейший принцип духовной жизни; но послушание Богу. Необходимо заменить свою падшую волю волей Божией. Одна из главных дезориентаций нашей церковной педагогики - что послушание Богу подменяется послушанием "старцу". На практике нужно разделять: 1) административное послушание, послушание как доверие (не абсолютное!) к опыту старших и 3) слепое "послушание старцу". Первые два необходимы в монашеской жизни. Третье - я сам не сталкивался, но отвратительные игры в такое послушание видел. 4-я глава Лествицы - психиатрическая патология, антихристианство. Более подробно о послушании я в своё время писал тут: https://igpetr.org/muchenie-lyubvi-ili/

 

 

**

 

 

 

Селезнёв Ипатий о.Пётр как Вы считаете - утренние и вечерние молитвы, представленные в молитвослове это "благодатная аутодидактика"?
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Расшифруйте, пожалуйста, термин, я не очень понимаю.
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Селезнёв Ипатий
Селезнёв Ипатий большинство из этих молитв содержат основы и главные идеи - догматические, нравственной и духовной жизни( в частности при перечислении грехов и просьбе укрепить в добродетелях, где те и другие перечисляются - может быть мысль, что это всё не должно происходить "само собой" в нашей жизни, всё должно быть осмысленно. Регулярное чтение этих молитв верующим по идее должно привести его к этому пониманию. К тому же, нередко можно услышать мысль о том, что собственно Богу такие молитвы "не нужны" - зачем нам Ему читать Верую и так подробно перечислять каждый день "оттенки серого и белого"?) Вот я и спросил - нет ли здесь такого механизма преображения человека через аутодидактику, не простую, конечно. Может это как раз такой взаимный процесс,Богочеловеческий и благодатный.
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед. · Отредактировано
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Мне трудно сказать. Молитва ведь - это живое обращение ума и сердца к Богу, а не повторение одних и тех же текстов изо дня в день.
16
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Селезнёв Ипатий
Селезнёв Ипатий Мне кажется, что такое понимание как раз снимает это противоречие - как повторение день за днём одних текстов ( ежедневных молитв, молитв, связанных с таинством евхаристии, молитв литургии) превращается в живое обращение к Богу с обратной связью.
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Селезнёв Ипатий
Селезнёв Ипатий Я к чему это всё - может всё таки оно работает (и у Вас и ваших коллег). только ответы мы ждём для себя видимо какие то чтобы прям как читали в древних книгах, а получаем по потребности сегодняшнего дня (живые) и их не осознаём?
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед.
Селезнёв Ипатий
Селезнёв Ипатий Вот, я не верю, что когда в самый искренний и горячий период, стараясь выполнить все эти правила (хотя тогда уже были подобные мысли по поводу так скажем целесообразности повторения два раза в день Кредо и некоторых других) - что всё это осталось без ответа или не сработало. Сработало и ответ был - просто я его не сразу разобрал. Это личная точка зрения, конечно.
Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
Нравится
 · Ответить · 1 нед. · Отредактировано
Петр Мещеринов
Петр Мещеринов Селезнёв Ипатий Есть же ещё фактор роста. Уж не говоря о Евангелии с его притчами о возрастании: свт. Феофан писал, что читаемые молитвы - только учебник, чтобы человек научился обращать ум и сердце к Богу. А у нас нет методологии роста, так и остаёмся с учебником, - и получается по слову ап. Павла: "всегда учатся, и никогда не доходят до познания истины". Вот ответьте мне, коль скоро Вы апеллируете к личному опыту (что правильно): а как обстоит дело с "обратной связью" в молитве? воспринимается ли ответ Бога на молитву?

 

Источник: https://www.facebook.com/igpetr/posts/2082286355180471

Просмотров: 34 | Добавил: didahe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог