1 послание Павла Коринфянам, глава 15

Редакция перевода и примечаний  Ф.Л.



РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ О ВОСКРЕСЕНИИ

Подлинность Воскресения Христова

15 1Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую я вам возвестил, а вы её приняли и твердо на этом стоите, — 2Весть, которой вы будете спасены, если будете твердо держаться того, что я вам возвестил, если ж нет — вы поверили напрасно.

3Итак, во-первых, я передал вам то, что сам получил:

что Христос умер за наши грехи — согласно Писаниям;

4что Он был похоронен, на третий день воскрешен — согласно Писаниям;

5явился Кифе,

потом двенадцати,

6потом явился более чем пятистам братьям1 одновременно (из них некоторые уже умерли, но большинство живы до сих пор);

7потом явился Иакову2,

потом всем апостолам

8и самому последнему явился мне, жалкому недоноску! 9Я ведь из всех апостолов самый малый3, я недостоин зваться апостолом, потому что преследовал Церковь Бога. 10Но по Божьей доброте я есть то, что есть, и доброта Его ко мне не оказалась тщетной: я трудился усерднее всех остальных, то есть не я, конечно, а Божья доброта вместе со мной.

11Поэтому нет разницы, пришел бы к вам я или они. Это то, что мы все проповедуем, и то, во что вы поверили.



Необходимость Воскресения

12Итак, если Христос был воскрешён, как мы проповедуем, то как могут некоторые из вас говорить, что нет воскресения мертвых4?

13Ведь если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес.

14А если Христос не воскрес, то и нам нечего проповедовать, и вам не во что верить.

15Более того, мы оказались бы лжесвидетелями, которые свидетельствуют против Бога,

заявляя, что Он воскресил Христа, которого Он якобы не воскрешал, потому что мертвые не воскресают. 16Ведь если мертвые не воскресают, значит, не воскрес и Христос.

17И если Христос не воскрес, вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас.

18Значит, и те, кто умер с верой в Христа, навсегда погибли.

19И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни, мы самые жалкие люди на свете.



Уверенность в Воскресении

20Но Христос действительно встал из мертвых — первым из умерших.

21Потому что как смерть пришла через человека56,

так и воскресение мертвых — через человека.



22И как все, сопричастные Адáму, умирают,

так и все, сопричастные Христу, будут возвращены к жизни.



23Но каждый в свою очередь:

сначала Христос;

потом, когда Он вернётся, все Христовы;



24потом будет конец,

Христос одолеет всех духов — Начала, Власти и Силы7

и передаст Царство Отцу, Богу.



25Потому что Ему предназначено царствовать до тех пор,

пока Бог не «повергнет всех врагов Ему под ноги8».

26И последний враг истребится смерть.

27Потому что Бог «всё поверг Ему под ноги».



Но хотя и сказано, что всё повергнуто,

ясно, что за исключением Того, кто всё Ему поверг.



28Когда Он всё отдаст Ему под начало,

тогда и сам Сын отдаст себя под начало Тому,

кто отдал Ему всё под начало, — чтобы Бог был всё во всём.



Логичность воскресения

29Если бы это было не так, зачем бы люди стали принимать крещение за мертвых9? Если мёртвые вообще не встают, зачем тогда креститься за них? 30Зачем и нам ежечасно подвергать себя опасности?

31 Я каждый день смотрю смерти в глаза, ручаюсь в этом похвалой, братья, которую имею во Христе Иисусе, Господе нашем. 32Если я из человеческих побуждений боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза?

Если мёртвые не восстают, «будем есть и пить, ибо завтра умрём!»10?

33Не обманывайтесь!

«Дурная компания портит добрые нравы11».

34Пробудитесь к трезвой и честной жизни, перестаньте грешить! А ведь среди вас есть те, кто не знает Бога! Я говорю это, чтобы вас пристыдить!

Тело Воскресения (Как воскреснут мёртвые?)

35Но кто-нибудь спросит:

«А как мертвые воскресают? И каким будет их тело, когда они возвратятся?»

36Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрёт.

37И сеешь ты не растение целиком, а просто зерно, пшеничное, например, или какое иное. 38А Бог придаёт ему телесный облик, какой предназначил; облик этот у всех разный.

39Тело не у всех одинаково, скажем, тело человека отличается от тела животного, птицы — от рыбы.

40А есть и небесные тела, и тела земные.

У небесных тел своя красота, а у земных — своя.

41Один блеск12 у солнца, другой — у луны и звезд. Звезды тоже отличаются блеском друг от друга.

42То же и с воскресением мёртвых:

Сеется в землю тленное — встаёт нетленное;

43кладется уродливое — встаёт прекрасное;

сеется слабое — встаёт могущественное;

44Сеется тело душевное13восстает тело духовное.

Если есть тело душевное, есть и духовное.



45В Писании так и сказано:

«Стал первый человек Адам живым существом».

А последний Адам стал животворящим Духом.

46Не духовное предшествует душевному, а сначала душевное и лишь потом духовное.

47Первый человек — земной, из «праха земного», а второй человек — с небес.

48Каков земной, таковы и земные.

Каков небесный, таковы и небесные.

49И как мы несли на себе образ земного, так будем носить и образ небесного.

50Поэтому говорю вам, братья: у земного человека из плоти и крови нет наследия в Царстве Бога и смертное не сопричастно бессмертному.



Христианское упование: преображение верующих

51Я открою вам тайну, братья: не все мы умрём, но все изменимся1452в один миг, в мгновение ока, при звуке последней трубы. Она прозвучит — и мёртвые встанут нетленными, и мы изменимся. 53То, что тленно, должно облечься в нетление, и смертное облечься в бессмертие. 54И когда тленное облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда исполнятся слова Писания:

«Уничтожена смерть! Победа!15

55Где твоя, смерть, победа?

Где твоё, смерть, жало?16»

56А жало смерти — грех. Силу же грех получил от Закона. 57Но благодарение Богу, Он дал нам победу через Господа нашего Иисуса Христа.

58Так вот, братья мои любимые, будьте стойки, будьте неколебимы. Отдавайте себя без остатка работе для Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен.




1более чем пятистам братьям… Об этом сообщает только Павел.

2Иакову… Брату Господа.

3самый малый… Латинское имя апостола Paulus значит «маленький».

4нет воскресения мертвых? Греки верили в бессмертие души, которая томится в теле, как в тюрьме, а после смерти наконец обретает свободу. Телесное воскресение, в которое верили евреи, казалось многим из них чересчур грубым и ненужным. Вероятно, коринфяне считали себя уже воскресшими духовно.

5смерть пришла через человека… Через Адама.

6воскресение мертвых — через человека. Т. е. через Христа; ср. Рим 5:12-21.

7Начала, Власти и Силы… Силы (также Престолы, Господства, Начала, Власти) — сверхъестественные духовные существа, вероятно, ангелы. В Новом Завете так называются духовные силы, враждебные человеку и противящиеся Божьим замыслам о нем. Их обитание над землёй, но ниже небес. Возможно, то же, что стихии мира.

8Единственное указание в Новом Завете, кроме Откр 20:4, на промежуточное царствование Христа.

9крещение за мертвых? Вероятно, среди коринфян существовала практика некоего заместительного крещения (Иоанн Златоуст указывал на то, что такого рода крещение существовало среди последователей Маркиона). Вряд ли апостол мог одобрить его, но здесь он не счел нужным высказывать критическое отношение к подобной практике, потому что в центре его внимания сейчас не крещение, а воскресение мёртвых.

10бороться со зверями в Эфесе? Вероятно, эти слова употреблены апостолом в переносном смысле: «подвергаться смертельной опасности». В то время христиан еще не бросали зверям, к тому же Павел был римским гражданином, которого нельзя было подвергать такой казни. Есть ряд косвенных данных, позволяющих сделать вывод, что Павел был брошен в тюрьму в Эфесе.

11«Портит дурная компания самые лучшие нравы». Эти слова принадлежат знаменитому греческому комедиографу Менандру (Таис, 218).

12красота… блеск… Букв.: «слава».

13«душевное» - природное, земное, относящееся к этому миру, ср. 2:14.

14Тела тех, кто встретит Господа живым, будут преображены.

15Ис 25:8 Поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле.

16Ос 13:14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?